Тема: Логические основы устройства компьютера. Базовые логические элементы.




Урок информатики и ИКТ.

Цель урока: сформировать представление о логических элементах, познакомить со схематическим способом представления логических выражений, научить решать задачи с использованием логических схем.

развивать логическое мышление;

воспитывать трудолюбие, бережное отношение к своему здоровью.

 

Ход урока:

I. Организационный момент. Сообщение целей урока.

II. Фронтальный опрос

1.Что изучает алгебра логики?

2.какие формы мышления вы знаете?

3.Назовите базовые логические операции.

4.Что значит – проверить равносильность логических выражений?

 

III. Проверка знаний учащихся тестированием.

3 уч-ся работают в тесте on-line на сайте по адресу: https://gplinform.ucoz.ru/tests/ тест Логика1.

2 уч-ся работают с тестами, созданными в программе Excel.

 

IV. Изучение новой темы (сопровождается презентацией)

 

Средством обработки двоичных сигналов в компьютере являются логические элементы (вентили). Оказывается, что для реализации любых логических операций достаточно элементов трёх типов – элементов, реализующих три основные логические операции: И, ИЛИ, НЕ. (слайд 2)

 

Логические элементы (вентили)–

это электронные схемы с одним или несколькими входами и одним выходом, через которые проходят электрические сигналы, представляющие цифры 0 и 1. Одни схемы подходят для осуществления арифметических операций, а на основе других строят различную память ЭВМ. (слайд 3)

 

Простейшим логическим элементом является элемент НЕ (инвертор).
Этот элемент имеет один вход и один выход. (слайд 4)

 

Второй основной элемент реализует логическую функцию И.
Это элемент И или конъюнктор. (слайд 5)

 

Третий основной элемент реализует логическую функцию ИЛИ.
Это элемент ИЛИ или дизъюнктор. (слайд 6)

 

Представьте самостоятельно таблицу истинности для каждого элемента.

 

Разбор работы логической схемы созданной в программе Excel. Как можно упростить эту схему?

 

Составьте таблицу истинности для логической схемы (слайд 7)

 

А В неА неВ неА и В А или (неА и В) F=неВ и (А или (неА и В))
             
             
             
             

 

 

Самостоятельная работа учащихся по вариантам: составить логическое выражение по логической схеме и изобразить логическую схему по логическому выражению. (слайд 8) (ответы слайд 9.10)

 

Основные логические устройства в компьютере это полусумматоры, сумматоры и триггеры. Прошу подготовить сообщение по этим темам. Найти материал в интернете. (2уч-ся)

3уч-ся выполняют задания в таблице Excel. В электронной таблице создать схемы для базовых логических элементов.

 

Слушаются сообщения учащихся (слайд 11, 12)

Арифметико-логическое устройство процессора (АЛУ) содержит в своем составе такие элементы как сумматоры. Они позволяют складывать двоичные числа.

Сложение в пределах одного разряда (без учета возможной пришедшей единицы из младшего разряда) можно реализовать схемой, которая называется полусумматором. У полусумматора два входа (для слагаемых) и два выхода (для суммы и переноса).

В отличие от полусумматора сумматор учитывает перенос из предыдущего разряда, поэтому имеет не два, а три входа.

 

Устройством, способным запоминать, хранить и позволяющим считывать информацию, является триггер.Например RS-триггер. Регистры процессора состоят из ячеек, которые технически реализуются с помощью триггера.

RS-триггер «запоминает», на какой его вход подавался сигнал, соответствующий единице, в последний раз. Если сигнал был подан на S-вход, то триггер на выходе постоянно «сообщает», что хранит единицу. Если сигнал, соответствующий единице, подан на R-вход, то триггер на выходе имеет 0.

Вход S (set) отвечает за установку триггера в 1, а вход R (reset) – за установку триггера в 0.

Ситуация, при которой на оба входа подаются единичные сигналы, недопустима.

 

 

 

 

Работа с программой на ПК на логическое мышление по закреплению знаний учащихся по теме.

 

Домашнее задание: выучить о базовых логических элементах, индивидуальные задания на карточках: составить таблицу истинности по предложенной логической схеме.

 

Итоги урока: Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

Какой вид работы на сегодняшнем уроке вам понравился больше всего? Чем?

Какие затруднения вы испытали при изучении данной темы?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: