МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ЛОВКОСТИ




Так Н.А. Ноткина считает, что ловкость представляет собой способность быстро овладевать новыми движениями, быстро и точно перестраивать свои движения в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. (Ноткина Н.А. 1993) И.В. Волков характеризует ловкость как способность быстро и наиболее совершенно решать двигательные задачи, особенно возникающие неожиданно, как высшую ступень способности координировать свои движения. (Волков И.В. 1981) В.Л. Лях даёт такое определение: Ловкости - качество управления движениями, обеспечивающее правильное, быстрое, рациональное решение двигательной задачи. (Лях В.Л. 1991) Все перечисленные понятия характеризуют комплексный характер ловкости, которая точнее определяется как координационные способности многообразные и сложные. Характерно, что среди специалистов нет единого мнения в том, сколько вообще существует координационных способностей. Наиболее полный их перечень представляет В.Л. Лях, выделяя следующие составляющие: ѕ способность к сохранению статического и динамического равновесия, т. е. к сохранению устойчивой позы в различных положениях тела или при выполнении движений; ѕ способность к согласованности движений, т. е. умение, согласованно выполнять различные движения отдельными частями тела; ѕ способность к реакции; ѕ способность дифференцировать пространственные, временные и силовые параметры движения; ѕ способность к ориентированию в пространстве, т.е. умение своевременно изменять положение тела и осуществлять движения в нужном направлении. (Лях В.Л. 1991) Э.Я. Степаненкова включает в понятие ловкость такие компоненты:
  • - быстрота реакции на сигнал;
  • - координация движений;
  • - быстрота усвоения нового;
  • - осознанность выполнения движений и использования двигательного опыта.
  • (Степаненкова Э.Я. 2001)
В.М. Зациорский выделяет несколько измерителей ловкости: ѕ координационная сложность задания, определяемая требованиями к согласованности одновременно или последовательно выполняемых движений; ѕ точность выполнения движений, т. е. степень его соответствия пространственным, временным и силовым характеристикам, требованиям двигательной задачи; ѕ время выполнения движения. (Зациорский В.М. 1970) Так как ловкость является сложным комплексным качеством, то в каждом отдельном случае в зависимости от условий выбирают тот или иной из перечисленных измерителей. Проявление ловкости - это формы управления движениями, но в высшей форме. Это связано с тем, что координационные способности в большей мере обусловлены центрально - нервными влияниями, зависят от пластичности корковых нервных процессов, от способности различать темп, амплитуду и направление движения, степень напряжения и расслабления мышц, особенности окружающей обстановки, и в меньшей мере зависят от морфологических и биологических влияний. Ловкость необходима при выполнении всех основных движений, в подвижных играх. Она соединяет в себе многие качества. Сила мышц, скоростные качества, гибкость представляют собой своеобразный субстрат ловкости. Её уровень зависит от степени развития других физических качеств, с другой стороны определяет возможности их рационального использования. В методической литературе указывается на то, что воспитание ловкости складывается: ѕ во-первых, из воспитания способности осваивать координационно сложные двигательные действия, ѕ во-вторых, из воспитания способности перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки, ѕ в-третьих, в воспитании повышенной точности восприятия своих движений в пространстве и времени. Пути развития ловкости. Ловкость возрастает при овладении новыми разнообразными движениями. При отсутствии новых двигательных ощущений снижается способность к обучению. Поэтому важно включать элемент новизны и в те движения, которыми дети владеют. Необходимо давать усложнения, новые сочетания знакомых движений, изменять привычные условия выполнения движения. При подборе упражнений на развитие ловкости необходимо помнить, что их хорошее выполнение сравнительно быстро вызывает утомление, снижает точность, координацию. Поэтому их проводят не продолжительное время и в начале двигательной деятельности. В основе методики развития ловкости лежат следующие положения:
  • - применение необычных исходных положений в знакомых упражнениях: бег из исходного положения - сидя, лёжа, стоя на коленях и т. д.;
  • - изменение скорости и темпа движения, использование разных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов;
  • - смена способов выполнения упражнений: метание сверху, снизу, сбоку, прыжки на одной или двух ногах, с поворотом;
  • - использование в упражнениях предметов, что содействует умению распределять движения в пространстве и во времени, сочетать их с движениями тела, требующими разносторонней координации и тонких мышечных ощущений;
  • - выполнение согласованных движений несколькими участниками: приседание, наклоны в парах, поднимать и опускать обруч, верёвку, держась за них по 3 - 4 человека;
  • - более сложные сочетания основных движений: бег змейкой, обегая кубики, доставая в прыжке подвешенный предмет; ходьба по гимнастической скамейке с пролезанием в обруч и т. д.;
  • - использовать упражнения, в которых необходимо сохранять равновесие либо восстанавливать его после потери: бег с остановками по сигналу, вращения, прыжки, приседания, стояние на одной ноге.
Для развития способности к реакции используют упражнения с быстро меняющимися заданиями, броски и ловля мяча в парах (с отскоком и без, с выполнением хлопка перед ловлей). Для развития дифференцировки пространственных, временных и силовых параметров движения применяют прыжки на заданную длину по зрительным ориентирам, бег и прыжки по разметкам, сделанным на разном расстоянии. Метание в цель, прокатывание мяча по коридору, челночный бег и т. д. необходимый для развития способности к ориентированию в пространстве. Вавилова считала, что ловкость необходима при выполнении всех основных движений, в подвижных играх, спортивных упражнениях. Она соединяет в себе многие двигательные качества. В одном случае сочетается с быстротой, например при оббегании кегель, в другом - с хорошим чувством равновесия при ходьбе с кирпичиками на кирпичик. В ловкости проявляется способность точно оценить и выполнить движение с учетом его пространственных, временных и силовых характеристик. (Е.Н. Вавилова) Тарасова Т.А. в свою очередь считала, что ловкость развивается при условии пластичности нервных процессов, способности к ощущению восприятию собственных движений и окружающей обстановки. (Тарасова Т.А. 2005) Хухлаева Д.В. писала о том, что к развитию ловкости приводит систематическое разучивание с детьми новых упражнений. Обучение повышает пластичность нервной системы, улучшает координацию движении и развивает способность овладевать новыми, более сложными упражнения.     Для развития ловкости важен элемент новизны, поэтому детям предлагаются варианты выполнения физических упражнений, развивающие двигательную находчивость: выполнение упражнений в разном темпе и ритме, из разных исходных положений, с предметами и без них, с музыкальным сопровождением.
  • Бег с изменением направления движения (для начала пусть ребенок вас преследует): поворот кругом во время бега, бег «змейкой», бег по диагонали.
  • Бег по узкому «коридору» (10—15 см), ограниченному линиями или натянутыми веревками.
  • Прыжки (самые разнообразные) с использованием в качестве ориентира линии, узкого «коридора» (10 см) или натянутой веревки.
  • Круги мячом в горизонтальной и вертикальной плоскости.
Игры с бегом «Салочки», «Менялки», «Ловишки» и другие, в которых дети знакомятся с разнообразными приёмами увёртывания, постигают, как можно резко изменить направление - остановиться, присесть, слегка наклонить корпус, выполнить обманное движение. Игры, направленных на развитие ловкости, основным содержанием которых является выполнение определённых заданий – «Дотронься до», «Собери бусы», «Разойдись - не упади», и т.д. Игры с элементами соревнований: «Рыбаки», «Капкан», «Бой капитанов», «Совушка». Для развития ловкости полезны упражнения с мячами, которые совершенствуют навыки точных движений. Этому способствуют метание в цель, упражнения с малыми мячами – удары о пол, броски в стену, подбрасывание и ловля мяча с различными дополнительными движениями, различные сложные манипуляции с мячами. Поэтому многие игры и упражнения были взяты из такой формы как «Школа мяча». «Школа мяча» рассматривается как одна из форм физического воспитания дошкольников, органично включенная в целостный процесс развития, образования и воспитания детей. Таким образом, использование подобранных игровых упражнений и подвижных игр способствует значительному обогащению двигательного опыта детей дошкольного возраста, увеличению резерва условно-рефлекторных связей. На их основе эффективнее не только развивается ловкость как психофизическое качество, но и повышаются показатели статического равновесия и общий уровень физической подготовленности. На наш взгляд использование подвижных игр и упражнений в физическом воспитании является важным педагогическим условием развития ловкости у детей дошкольного возраста. Литература:
  1. Бернштейн, Н. А. О ловкости и ее развитии / Н. А. Бернштейн. — М.. Физкультура и спорт, 1991. — 288 с.
  2. Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие. - М.: ТВТ Дивизион, 2006. - 290 с.\ стр 8-9.
  3. Солодов А. С., Сологуб Е. Б. Физиология человека: Общая. Спортивная. Возрастная. – М.: Терра-спорт. Олимпия пресс, 2001. – С. 406.
  4. Фарфель B.C. Движение развитие, здоровье. - М.: Физкультура и спорт, 1964.-46 с.
  5. Шебеко В.Н. Физическое воспитание дошкольников. - М.: Академия, 1998.
  .
Гибкость имеет большое значение в жизнедеятельности дошкольника. Так высокий уровень развития гибкости позволяет при потере равновесия избежать падения; найти более удобный способ передвижения; быстрее и лучше решать двигательную задачу в непредвиденной ситуации. Гибкость способствует правильной осанке, которая улучшает внешний вид ребёнка, влияет на жизненный тонус. Растягивание приносит ощущение комфортности и может смягчать или устранять болевые ощущения. По мнению И.В. Шефер, во время занятий гимнастикой большое значение придается красоте линий, большой амплитуде, точности и законченности движений. Изучая проблему развития физических качеств, определила, что в действительности хорошая гибкость свидетельствует о состоянии мускулатуры, связок, сухожилий. Снижение показателей гибкости является одним из признаков ухудшения физического состояния. Систематические занятия по развитию гибкости позволят улучшить здоровье. [8] При систематических занятиях оздоровительной физкультурой под воздействием постепенно возрастающей нагрузки увеличивается поперечник мышцы, повышается её способность реагировать на раздражение максимальным числам сокращающихся нервно - мышечных единиц. Таким образом, включая физические упражнения на гибкость в содержание двигательного режима, ребёнок добивается существенного прироста гибкости. Следовательно, уровень развития гибкости непосредственно связан с физическим состоянием дошкольника, чем лучше показатели здоровья, тем выше уровень развития гибкости. [8] Возможности влияния нетрадиционных методов физического воспитания на развитие гибкости у детей старшего дошкольного возраста Нетрадиционные методы физического воспитания, рассматриваемые в рамках нашей курсовой работы - стретчинг и детская йога. Стретчинг представляет собой совершенно новый подход, новый способ решения проблем физического воспитания, открывает новые возможности при работе с детьми. Это - специально разработанная система упражнений, направленных на совершенствование гибкости и подвижности в суставах, а вместе с тем и на укрепление этих суставов, тренировку мышечно-связочного аппарата с целью улучшения эластических свойств, создание прочных мышц и связок. Суть этой системы состоит в том, что с помощью очень медленных и плавных движений (сгибаний и разгибаний), направленных на растягивание той или иной группы мышц, принимается и удерживается в течение некоторого времени определенная поза. Таким образом, стретчинг - это метод фиксированной растяжки. [7] Основополагающим принципом стретчинга является регулярность и постепенность растяжки, ее абсолютная безболезненность. Методика стретчинга основывается на естественных свойствах мышц: ползучести и релаксации. Ползучесть - это свойство мышц изменять с течением времени при той же нагрузке и напряжении свою длину. Релаксация - это свойство мышц расслабляться с течением времени при той же нагрузке и напряжении. Стретчинговые упражнения помогают расслаблять мышцы с помощью растяжки, не перенапрягая их. Методика стретчинга стоит на позициях, принципиально отличающихся от традиционных форм выполнения физических упражнений. Она исключает использование баллистических упражнений, именно из-за обязательно возникающего при этом перерастяжения мышц. Согласно этой методике, лучше недорастянуть мышцу, чем перерастянуть ее, тогда как при правильном выполнении упражнения всегда остается запас растяжки. Каждый раз, выполняя упражнения с запасом растяжки, мышца тем самым подготавливается к большему растяжению, постепенно она перестает чувствовать напряжение (в основе возникновения такого мышечного изменения лежит свойство ползучести). [4] Таким образом, постепенно, без перерастяжки и перенапряжения, можно сделать мышцы эластичными, а тело гибким. Стретчинг не оказывает стрессового воздействия на организм, не вызывает неприятных ощущений, наоборот, стретчинг успокаивает и расслабляет тело, помогает ощущать работу мускулатуры, ближе узнать свое тело. Отличительной особенностью метода стретчинга является то, что стретчинговые упражнения основаны на осознании ребенком своей деятельности. Выполнение стретчинговых упражнений предполагает активное включение в этот процесс таких психических функций, как ощущение, внимание, память, мышление. [3] Комплекс ощущений, возникающих каждый раз при принятии той или иной позы, закладывает основу для правильного выполнения упражнений, производит точную и своевременную коррекцию, помогает найти оптимальный путь для решения поставленных задач. Делая тело ребенка гибким, мы даруем ему и двигательную свободу, в конечном счете, способствуем восстановлению психического равновесия и открываем перед детьми возможность через тело взаимодействовать со своим внутренним миром. Стретчинговые упражнения лаконичны, понятны, быстро вводят ребенка в рабочий ритм. [3] Детская йога - это вариант йоги, разработанный с учетом особенностей психологического, физиологического и физического развития ребенка. Многие специалисты и врачи по всему миру подтверждают благотворное воздействие йоги на развивающийся детский организм и мышление. [6] Дети 5-6 лет легко воспринимает и усваивает новую информацию, особенно если она преподносится в игровой форме. Йога как нельзя лучше подходит для игры. Именно здесь ребенок имеет возможность представлять себя «журавлем», «кошкой», «кузнечиком» или «луком». Такие названия заменяют в детской йоге традиционные наименования поз и создаются по форме животного или растения, которое напоминает тело при выполнении той или иной асаны - позы в йоге. Асаны в йоге способствуют не только гибкости тела ребенка, но и развивают его воображение и внимательность, а также учат концентрироваться на выполнении поставленной задачи. Заниматься йогой можно с самых ранних лет. Это имеет важное значение, так как упражнения йоги направлены не только на формирование физически здорового тела, но и на совершенствование духа маленького человека. [5] Принятие различных поз и растяжение мышц обеспечивают полноценное здоровое развитие ребенка, укрепляют его организм, улучшают пластичность тела и гибкость суставов. Кроме того, физические упражнения йоги учат выносливости, концентрации, сосредоточенности и внимательности. Наиболее эффективно можно заинтересовать детей любым видом полезной деятельности, превратив занятия в игру. Игра лежит в основе любого развития и творчества, удовлетворяет любознательность маленького человека. Наличие правил в игре учит ребенка существовать и действовать в рамках определенных договоренностей, с чем взрослые люди ежедневно сталкиваются в обычной жизни. Кроме того, действия в установленных рамках избавляют детей от страха сделать что-то неправильно. Они легче воспринимают суть задания, если оно принимает вид игры. Именно по этой причине эффективно проходит знакомство детей с практиками йоги через метод игры. [9] Еще одним действенным методом воздействия на детский ум является метод подражания. Дети любят копировать и передразнивать. Йога как нельзя лучше подходит для этого. Общепринятые названия поз в йоге, изображающие растения, птиц и зверей, доступны детскому мышлению и вызывают в малышах неподдельный интерес. Очень занимательным и интересным для детей станет выполнение таких асан, как «дерево», «цапля», «кузнечик», «лягушка», «кошка» и тому подобное. Восприятие йоги через подражание и копирование повышает заинтересованность детей в окружающем мире, развивает внимательность и наблюдательность. [15] Йога не опасна для формирования сознания личности, так как это не религиозное учение, способное увлечь за собой еще не сформированную личность, не способную адекватно оценить все плюсы и минусы религиозных направлений. Основной задачей йоги для детей является: формирование здорового, гибкого и выносливого тела, существующего в гармонии с позитивным отношением к жизни и стремлением к самопознанию. Поэтому можно сказать, что йога для детей - это один из эффективных способов позаботиться о будущем своего ребенка. С точки зрения здоровья, занятия йогой гарантируют ровную осанку, гибкость, пластичность, выносливость и целеустремленность в физическом развитии. Кроме того, возможно, более важным достижением йоги является то, что она поможет сформировать психологическую устойчивость к стрессам и умение справляться даже с самыми неожиданными ситуациями. Также неоценимую услугу ребенку 5-6 лет в его будущей жизни окажут умение концентрироваться и сосредотачиваться на выполнении определенного задания. Данные навыки очень важны в предстоящем в скором времени школьном процессе. [7]

 

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: