Исследователя совпадают исследователя не совпадают




(Нравится ли вам читать книги?) (Согласны ли вы с утверждением,

что чтение один из лучших видов

досуга человека?)

 

Содержание вопросов определяется также характером ситуации, которая задана в анкете. Обычно ситуация должна

быть определена словесно в инструкции к анкете. Выделяются

два вида ситуаций: реальная ситуация и воображаемая. В соответствии с этими ситуациями изменяется и формулировка вопросов. Так, вопрос «Нравится ли вам читать книги?» задан в реальной ситуации; это безусловный вопрос. Если формулировка вопроса или инструкция предполагают некую нереальную в данный момент ситуацию, то такие вопросы называются условными. Например, вопрос «Хотели бы, чтобы ваш сын или дочь в будущем любили читать книги?» является условным, заданным в воображаемой ситуации. Часто воображаемые ситуации и вопросы, задаваемые в таких условиях, называются проективными.

Данные «вопросы имеют своей основой психологический феномен проекции, который состоит в избирательном искажении когнитивных процессов (восприятия, мышления, воображения) в зависимости от установки личности, ее доминирующей мотивации», - писал Ю. М. Орлов в книге «Методы педагогических исследований».

Типичным вопросом проективного характера является предложение завершить незаконченное высказывание или маленький рассказ. В ряде случаев респонденту предлагается выбрать подпись для рисунка или вариант для заголовка рассказа

Все вопросы анкет можно классифицировать по разным основаниям. Рассмотрим классификацию, данную Волковым Б.С. в книге «Методы изучения психики ребенка» (М.: МПУ, 1993. – С. 19 - 24.)

КЛАССИФИКАЦИЯ ВОПРОСОВ АНКЕТ

 

По функциям: Основные Неосновные
Сбор информации о содержании: Читаете ли вы газету «Мир новостей?» -всегда -иногда -никогда Вопросы – фильтры (на выявление адресата основного вопроса): «Знакомы ли вы со вчерашним номером газеты?» Косвенные вопросы исследуемого явления (проверка истинности ответа): «Какие из материалов вчерашней газеты вы считаете наиболее важными?»
По форме: Открытые Ответ дается в свободной форме (проверяется компетенция отвечающего) Закрытые На заданный вопрос дается полный набор вариантов ответов
Охарактеризуйте телепередачи для молодежи, которые нравятся вашим друзьям. Можно добавить вопрос о мотивах высказывания– Почему любят? Альтернативные Выбирается один вариант ответа Неальтернативные Выбираются несколько вариантов ответов
Смотрите ли вы телевизионные программы для молодежи? - регулярно - иногда - никогда Что вас больше всего привлекает в молодежных телепрограммах? - профессионализм - интересная информация - развлекательность - что еще?
Прямые В содержание вопроса включено то, что интересует исследователя Косвенные В содержание вопроса включается воображаемая ситуация    
Насколько вы удовлетворены обучением в колледже? - вполне - скорее да, чем нет - скорее нет, чем да - нет - не знаю Согласны ли вы, что педагогическая профессия одна из лучших? - да - нет - не знаю
По содержанию О фактах поведения О фактах сознания О личности
Поступки Действия Результаты деятельности и др Мнения людей Пожелания Ожидания Планы и др Пол Возраст Образование Успеваемость и др
         

Таким образом, мы видим, что для составления анкеты необходимо использовать различные типы вопросов, которые создадут условия для получения наиболее объектного результата, для выяснения истинности той проблемы, которая волнует исследователя и дает ему возможность точнее установить состояние взятой проблемы.

Перечислим ряд требований, которые предъявляются к вопросам анкеты:

1. подбор вопросов, наиболее точно характеризующих изучаемое явление и дающих надежную информацию;

2. использование как прямых, так и косвенных вопросов;

3. исключение подсказок в формулировках вопросов;

4. предупреждение появления двойного смысла в понимании вопроса;

5. использование как закрытых анкет с ограниченным вариантом ответов, подобранных исследователем, так и открытых, позволяющих респонденту высказать свое собственное мнение;

6. использование предварительной проверки степени понимания вопросов анкеты на небольшом числе испытуемых и внесение коррективов в содержание анкеты.

ШКАЛИРОВАННЫЕ ВОПРОСЫ

Отвечающий выбирает лишь один из представленных ему четко сформули­рованных ответов, который заносится в имеющуюся шкалу (графу)

Например: "Какие мотивационные средства в руководстве учащимися - под­ростками Вы считаете эффективными?"

Мотивационные средства Очень эффективн Достаточно эффективн Мало эффективн
  Поручение ответственных заданий      
  Требование самостоятельности в выполнении заданий      
  Рекомендации по изучаемому предмету      
  Знакомство с работами хороших учащихся      
  Популяризация успехов отдельных подростков      
  Общественная похвала      
  Другие средства (какие?)      

Вопросы могут быть сконструированы в виде поперечных профилей.

Например: "Как Вы относитесь к урокам русского языка?"

1. Проявляю очень большой интерес 543210 Совсем не проявляю никакого интереса

2. Очень нравятся задания, которые Совсем не нравится делать то, уроках даются на уроках 543210 что задается

3. Стараюсь получить задание очень Задание стараюсь получить

сложное 543210 полегче

Например: "Оцените качества характера Вашего товарища".

1. Настойчивый 54321 Ненастойчивый

2. Самостоятельный 54321 Несамостоятельный

3. Аккуратный 54321 Неаккуратный

4. Организованный 54321 Неорганизованный

5. Ответственный 54321 Безответственный

6. Трудолюбивый 54321 Ленивый

7. Принципиальный 54321 Беспринципный

8. Правдивый 54321 Лицемерный

9. Спокойный 5432 1 Беспокойный

Некоторые вопросы могут быть оформлены в виде рисунков. Иллюстрации могут выполнять психо - физиологические функции: снимать утомление, переклю­чать внимание опрашиваемого на новую тему, пояснить содержание вопроса.

Например: '"Какое выражение лица соответствует Вашему ощущению настро­ения в данный момент?"

 

Вопросы о непосредственно социальном окружении опрашиваемого о кол­лективе, семье, круге общения могут быть изображены в виде концентрических кругов (квадратов).

Например: "Круги, которые представляют собой общественную деятельность класса (На этом рисунке изображены прямоугольники из - за отсутствия технической возможности напечатать круг)

 

Вопросы можно сопроводить двумя колонками ответов, составленных на основе принципа противоположности.

Например: "Что Вам нравится или не нравится в Вашей будущей специаль­ности?"

А Что мне нравится Б Что мне не нравится
А Возможность учить, воспитывать   Необходимость учить, воспитывать
Б Общественная значимость профессии, нравственная сторона труда   Непопулярность профессии, низкая оценка труда
В Разнообразная деятельность   Однообразие деятельности

Положительные и отрицательные суждения должны быть сбалансированы при формулировке оценочных ответов.

Например: '"Что Вам нравится и что не нравится на уроках труда?"

 

А Что мне нравится Б Что мне не нравится
А Возможность выполнять всегда новые задания А Выполнять все время одни и те же операции
Б Возможность проявить творчество и смекалку Б Не активизируется наше мышление

Вопросы могут быть ориентированы на анализ специфических ситуаций

Например: "Опишите ситуацию, в которой Вы принимали участие, исход ее".

а - самую трудную и легкую ситуации.

б - самую эффективную и наименее эффективную

С помощью предлагаемых ситуаций может быть выявлено отношение к какой-либо деятельности.

Например: "Выберите одно из приведенных ниже суждений в наибольшей степени отражающих Ваше отношение к дежурству в колледже».

А - хороша любая работа, если она хорошо организована.

Б - хороша лишь та работа, которая оплачивается.

В - главная ценность труда в его общественной полезности.

Г - хороша та работа, где чувствуется поддержка работающих с тобой товарищей.

Д - при несогласии с суждениями, выскажите свое /какое?/

Вывод:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: