И объект интереса и объект интереса




Занятие

Лекция - беседа.

Тема: Анкетирование и его роль в педагогическом исследовании.

Цель: Познакомиться с анкетированием как методом педагогического исследования; рассмотреть различные виды анкет; научить составлять анкеты.

План:

1. Сущность анкетирования как метода исследования.

2. Классификация вопросов анкет, требования к формулированию вопросов анкеты. Виды анкет.

3. Технология составления анкеты.

Основные понятия:

Анкета, анкетирование, аспект, мотивация, инструкция, интервью, информант, интерпретация, ранжирование (ранг), респондент, репрезентативность, шкала.

Основное содержание занятия.

1. В ходе педагогического исследования часто применяется такой метод как анкетирование. Это эмпирический метод исследования наряду с беседой, наблюдением, тестированием и др.

Определим понятие «анкета».

Анкета - (фр. Enquete – расследование, дознание) - 1. опросный лист для получения каких – либо сведений; 2. в социологических исследованиях – составляемый исследователем список вопросов обследуемому контингенту лиц, ответы на которые служат эмпирическим материалом для обобщений и выводов; 3. это объединенная единым замыслом исследователя система вопросов, направленная на выявление количественно – качественных характеристик предмета.

Анкетирование – процесс (метод) сбора определенных данных, основанный на опросе лиц с помощью анкеты в социологических, экономических, педагогических и других исследованиях. В анкетировании всегда участвует респондент.

Респондент – (анг. Respondent – отвечающий) – участник социального, психологического, педагогического и др. исследования, выступающий в роли анкетируемого (опрашиваемого). В зависимости от характера исследования респондент предстает как испытуемый, информант или просто собеседник.

Информант – тот, кто дает определенную информацию.

Эффективность эмпирических методов исследования зависит от многих факторов и прежде всего от той цели, которую поставил для себя исследователь. Например, эффективность беседы во многом зависит от личности исследователя, от того, какая атмосфера создается в ходе беседы. Польза беседы несомненна в том случае, когда необходимо выяснить проблему, интересующую исследователя.

Так, интервью полезно в тех случаях, когда исследователь заранее уверен в максимальной объективности ответов учащихся.

Анкетирование же необходимо тогда, когда возникает необходимость получить информацию о типичности тех или иных явлений в образовании личности, воспитании какого – либо коллектива или группы учащихся, для изучения запросов, потребностей, пожеланий, отношения к кому – либо, каким – либо явлениям и фактам и т.д.

Анкетирование как способ сбора информации вначале широко применялся и применяется до сих пор в социологии, когда предметом изучения стало общественное мнение, эстетическая, моральная или другие оценки, отношения людей друг к другу, к событиям, к различным видам деятельности и т.д.

Анкетный метод имеет сходство с беседой: и в том и в другом случае ставятся вопросы и получают на них ответы. Но в отличие от беседы в анкете существует жесткая логическая инструкция, которая остается неизменной в течение всего анкетирования. Кроме того, специально подобранные вопросы уже предполагают или имеют ответы или варианты ответов.

Преимущество анкетирования как метода исследования заключается в том, что сразу можно опросить большое количество людей. Для анкетирования не обязателен личный контакт, анкету можно разослать по почте, передать через другое лицо.

Если анкета уже составлена, она требует (как при беседе) квалифицированного организатора. В беседе могут участвовать определенные категории людей, учащихся. В анкетировании могут участвовать различные слои населения, люди разных профессий, люди различного возраста и др. Анкетирование по организации и проведению более демократично, а также удобно в обработке результатов (например, можно использовать метод математической статистики, компьютерные программы и т.д.)

Эти показатели делают анкетирование необычайно популярным методом исследования. Анкетирование широко распространено в психолого- педагогических исследованиях, так как позволяет провести массовый опрос за сравнительно короткое время.

Вывод: Анкетирование как метод исследования наиболее демократичен. С его помощью можно получить большой объем информации за короткий период времени и быстро обработать, получив результаты. Анкетирование широко применяется в психолого - педагогических исследованиях.

 

2. АНКЕТИРОВАНИЕ - метод сбора исследуемых данных, основанныйна опросе учащихся с помощью анкет.

АНКЕТА - это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно- качественных характеристик предмета, анализа.

Для того, чтобы качественно провести опрос с помощью анкеты, необходимо представлять себе цель исследования (конечный результат) и знать, какого типа анкету в данном случае использовать. Структура и характер анкет зависят от содержания и формы вопросов, которые мы ставим в анкете.

Поэтому самая большая трудность в построении анкеты – это подбор и формулирование вопросов, проверка их надежности, репрезентативности, уместности.

Репрезентативность (фр. representatif - показательный)- это соответствие характеристик, полученных в результате выборочного наблюдения показателям, характеризующим всю совокупность генеральную (т.е. объект в целом).

По содержанию вопросы анкет можно разделить на две большие группы: прямые и косвенные.

Прямые Косвенные

Содержание вопроса Содержание вопроса

и объект интереса и объект интереса



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: