Понятие потребностей. Основные характеристики и виды потребностей. Иерархия потребностей. Параметры оценки мотивационной сферы личности.
Потребность — это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования. В мотивах (от лат. movere — приводить в движение, толкать) деятельности проявляются потребности человека.
Субъективно потребности репрезентируются в виде эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а их реализация - в виде оценочных эмоций. Развитие человеческих потребностей осуществляется за счет общественно обусловленного развития их предметов.
Под потребностями подразумевают стремление к тем условиям, без которых невозможно поддерживать свое нормальное физическое и психическое состояние.
Направленная на удовлетворение наличных потребностей деятельность, производя новые предметы для их удовлетворения, порождает и новые потребности. Потребности человека отнюдь не ограничиваются теми, которые непосредственно связаны с органической жизнью. В процессе исторического развития не только эти потребности развиваются, утончаясь и дифференцируясь, но и появляются новые, не связанные непосредственно с уже имеющимися. Так у человека возникает потребность в чтении, в посещении театра, в слушании музыки и т. д. Порождая многообразие сферы культуры, человеческая деятельность порождает и соответствующие потребности. В результате потребности человека далеко выходят за узкие рамки его органической жизни, отражая в себе все многообразие и богатство исторически развивающейся деятельности, все богатство создаваемой культуры. Порождая соответствующие потребности, культура становится природой человека.
|
Виды потребностей человека
· Биологические (органические, материальные) — потребности в пище, одежде, жилище и др.
· Социальные — потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др.
· Духовные (идеальные, познавательные) — потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и др.
Биологические, социальные и духовные потребности взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности у человека в отличие от животных становятся социальными. У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными: потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.
Осознанные потребности – это желания, которые человек может сформулировать и для реализации которых он намечает план действий. Таких осознанных потребностей множество у каждого из нас
Иерархия фундаментальных потребностей (по А. Маслоу).
· физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.);
· потребность в безопасности (стабильность, порядок);
· потребности в любви и принадлежности (семья, дружба);
· потребность в уважении (самоуважение, признание);
· потребность в самоактуализации (развитие способностей).
Иерархическая пирамида потребностей (по А. Маслоу)
В соответствии со своей моделью А. X. Маслоу утверждал, что высшие потребности могут направлять поведение индивида лишь в той мере, в какой удовлетворены его более низшие потребности. Что же касается самого высокого класса способностей - самоактуализации, то, по А. X. Маслоу, самоактуализация как способность может присутствовать у большинства людей, но лишь у небольшого меньшинства она является в какой-то степени свершившейся.
|
А.Н. Леонтьев считает данную попытку построения иерархии неудачной. Он считает, что иерархические отношения между мотивами являются релятивными (относительными) и определяются складывающимися связями деятельности субъекта. При этом смыслообразующие мотивы всегда занимают более высокое место в иерархии мотивов.
Основные характеристики человеческих потребностей - сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности, то есть совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена.
Мотив – это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и в разной степени им осознаваемое или неосознаваемое вообще.
Термином мотивация в современной психологии обозначаются как минимум два психических явления:
1. совокупность побуждений, вызывающих и определяющих активность индивида, т.е. система факторов, детерминирующих поведение.
2. Процесс образования. Формирования мотивов, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.
Параметры оценки мотивационной сферы человека:
1. Широта – качественное разнообразие мотивационных факторов — мотивов, потребностей и целей, представленных на каждом из уровней. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера.
|
2. Гибкость мотивационной сферы характеризует процесс мотивации следующим образом. Более гибкой является мотивационная сфера человека, который в зависимости от обстоятельств удовлетворения одного и того же мотива может использовать более разнообразные средства, чем другой человек.
3. Иерархизированность — это характеристика строения каждого из уровней организации мотивационной сферы, взятого в отдельности. Потребности, мотивы и цели не существуют как рядоположенные наборы мотивационных диспозиций. Одни диспозиции (мотивы, цели) сильнее других и возникают чаще; другие слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы.
ЛИТЕРАТУРА
1. И.М.Кондаков Психология. Иллюстрированный словарь. 2002 г.
2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.
3. Л. Д.Столяренко Психология:Учебник для вузов – 2004 г.