Глава 2. Негосударственные пенсионные фонды на рынке ценных бумаг




 

Пенсионная реформа в России предусматривает создание системы пенсионного обеспечения, которая основана на многоступенчатом подходе к формированию пенсии. Первую ступень будут составлять так называемые базовые пенсии, вторую — трудовые и третью — негосударственные пенсии. Негосударственное пенсионное обеспечение, согласно концепции реформы, призвано создать основу пенсионного содержания населения страны. Следовательно, пенсионное содержание будет состоять из государственных и дополнительных, негосударственных поступлений, формируемых за счет различных пенсионных программ предприятий, организаций, административно-территориальных образований, личного пенсионного страхования граждан, производящих накопление денежных средств в страховых компаниях или негосударственных пенсионных фондах.

Негосударственный пенсионный фонд — это особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является пенсионное обеспечение участников фонда, осуществляемое на основе договора.[7]

Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению включает аккумулирование добровольных пенсионных взносов, размещение пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда и выплату негосударственных пенсий его участникам независимо от их государственного пенсионного обеспечения.

 

Порядок создания негосударственного пенсионного фонда

Негосударственный пенсионный фонд может быть создан как юридическими, так и физическими лицами. Учредители не имеют прав на переданное фонду имущество, которое является его собственностью. При этом фонд отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Однако учредители, вкладчики и участники, а также государство не отвечают по обязательствам фонда, равно как и фонд не отвечает по обязательствам его учредителей, вкладчиков, участников и государства.[7]

Создание негосударственного пенсионного фонда должно быть узаконено актом государственной регистрации. После этого фонд приобретает права юридического лица. После завершения процедуры лицензирования фонд получает право на осуществление деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению населения.[7]

Совокупный вклад учредителей фонда на дату получения лицензии на осуществление деятельности по негосударственному, пенсионному обеспечению должен быть не менее 15000-кратного размера установленного законом минимального размера оплаты труда.

Учредительными документами фонда являются устав и учредительный договор. Устав фонда должен содержать:

· полное и сокращенное наименования фонда, причем в наименование должны быть включены слова «негосударственный пенсионный фонд», сведения о его местонахождении;

· положения о предмете и целях деятельности фонда;

· сведения о структуре и компетенции органов управления фонда, нормах представительства в органах управления;

· положения о порядке назначения на должность и освобождения от должности должностных лиц, принятия решений, опубликования отчетов, осуществления контроля за деятельностью фонда, реорганизации и ликвидации фонда, распределения доходов от размещения пенсионных резервов, а также о порядке распределения имущества; при ликвидации фонда.[7]

Негосударственные пенсионные фонды, в отличие от акционерных обществ, обязаны заключать еще и учредительный договор, который должен содержать:

· полное и сокращенное наименования фонда, сведения о его местонахождении;

· положения о предмете и целях деятельности фонда;

· сведения о составе учредителей;

· сведения о размере совокупного вклада учредителей при создании фонда;

· сведения об органах управления фонда и о порядке управления деятельностью фонда;

· перечень обязательств учредителей фонда по созданию фонда и обеспечению его деятельности, сведения об условиях передачи учредителями имущества фонду и участии учредителей в формировании совокупного вклада;

· положения о порядке дополнительного приема в состав учредителей фонда и выхода из состава учредителей фонда.[7]

 

Основы деятельности негосударственных пенсионных фондов

Фонд в соответствии с уставом, выполняет следующие функции:

· разрабатывает условия негосударственного пенсионного обеспечения участников;

· заключает пенсионные договоры;

· аккумулирует пенсионные взносы;

· ведет пенсионные счета, информирует вкладчиков и участников о состоянии указанных счетов;

· заключает договор с управляющим фондом;

· формирует и размещает самостоятельно или через управляющего собственные средства, включая пенсионные резервы;

· ведет в установленном порядке бухгалтерский учет;

· осуществляет актуарные расчеты;

· производит выплаты негосударственных пенсий;

· осуществляет контроль за своевременным и полным поступлением средств в фонд и исполнением своих обязательств перед участниками;

· предоставляет в установленном государственным уполномоченным органом порядке информацию о своей деятельности.[13]

Негосударственные пенсионные фонды выполняют свои обязанности в соответствии с выработанными правилами, которые содержат перечень видов пенсионных схем, положения об ответственности фонда перед вкладчиками, об условиях внесения пенсионных взносов в фонд, порядке формирования и размещения пенсионных резервов, условиях выплаты негосударственных пенсий. Условия выполнения фондом принятых обязательств сопровождаются пенсионным договором.

Пенсионный договор представляет собой юридический документ, регулирующий взаимоотношения негосударственного пенсионного фонда и вкладчика. К нему предъявляются особые требования. Например, пенсионный договор должен содержать:

· наименование сторон;

· сведения о предмете договора;

· положения о правах и обязанностях сторон;

· положения о порядке и условиях внесения пенсионных взносов;

· вид пенсионной схемы;

· пенсионные основания;

· положения о порядке выплаты негосударственных пенсий;

· положения об ответственности сторон за неисполнение своих обязательств;

· сроки действия и прекращения договора;

· положения о порядке и условиях изменения и расторжения договора;

· положения о порядке урегулирования споров;

· реквизиты сторон.[7]

Характеристика собственного имущества фонда. Собственное имущество фонда подразделяется на имущество, предназначенное для обеспечения основной деятельности фонда, и пенсионные резервы.

Имущество фонда формируется за счет вкладов учредителей, целевых взносов вкладчиков, дохода фонда от размещения пенсионных резервов, благотворительных взносов и других поступлений.

Для обеспечения платежеспособности по обязательствам перед участниками фонд формирует страховой и пенсионные резервы. Источниками их образования являются пенсионные взносы и доходы фонда от размещения пенсионных взносов.

 

Принципы размещения пенсионных резервов

Размещение пенсионных резервов осуществляется на принципах надежности, сохранности, ликвидности, доходности и диверсификации.

Соблюдение принципа надежности в размещении пенсионных резервов предполагает инвестирование их в:

· государственные ценные бумаги;

· ценные бумаги, выпущенные в обращение органами местного самоуправления Российской Федерации;

· корпоративные ценные, бумаги, при отсутствии у акционерных обществ признаков неплатежеспособности.

Иными словами, надежность вложений представляет собой способность сохранять на протяжении всего срока вложений свойства инвестиций.

Принцип сохранности предусматривает неизменность инвестиционного состояния пенсионных резервов с течением времени при различных экономических и финансовых процессах.

Понятие ликвидности (от лат. liquidus — жидкий, текучий) означает способность пенсионных резервов «перетекать», менять свою форму без ощутимых материальных потерь для владельца (например, быстро, легко реализуемые активы, превращаемые в наличные деньги).

Доходность пенсионных резервов как принцип их размещения представляет собой свойство, характеризующее доход от размещаемых резервов в количественном выражении. Увеличение доходности вложений негосударственных пенсионных фондов является важнейшей задачей приращения резервов.

Понятие диверсификации при размещении пенсионных резервов имеет общепринятое толкование, которое сводится к необходимости, вложений средств негосударственных пенсионных фондов в разнообразные источники доходов. Правилами функционирования фондов предусматриваются конкретные направления вложений, имеющие высокую степень надежности с минимальной степенью риска.[10]

 

Управление пенсионными резервами

Размещение пенсионных резервов, сформированных в соответствии с правилами фонда, производится исключительно в целях сохранения и прироста пенсионных резервов в интересах участников. Фонды осуществляют размещение пенсионных резервов через управляющего, который должен способами, предусмотренными гражданским законодательством Российской Федерации обеспечить возврат переданных ему фондом пенсионных резервов по договорам доверительного управления и иным договорам в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев размещения пенсионных резервов в государственные ценные бумаги, ценные бумаги субъектов Российской Федерации, банковские депозиты и иных случаев предусмотренных Правительством РФ.[1]

Управляющий несет ответственность перед фондом и его участниками за ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации. Управляющий не несет ответственности перед участниками по обязательствам фонда. Для управления пенсионными резервами фонда управляющий должен иметь необходимое разрешение (лицензию) в соответствий с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.

По своей сути управляющая компания является коммерческой организацией, которая создается в форме хозяйственного общества, имеет лицензию и осуществляет управление пенсионными резервами фонда на основании заключенного с фондом договора.

Государственный уполномоченный орган определяет требования к составу и структуре пенсионных резервов. При размещении пенсионных резервов, например, в недвижимое имущество фонд обязан предоставлять государственному уполномоченному органу данные об оценке объекта недвижимого имущества, проведенной независимым оценщиком, имеющим разрешение (лицензию) на осуществление данного вида деятельности.

Фонд заключает с управляющим договор, который должен соответствовать условиям, утвержденным государственным уполномоченным органом.

На пенсионные резервы не может быть обращено взыскание по долгам фонда, вкладчиков, управляющего и депозитария.[1]

Деятельность фондов по размещению пенсионных резервов не относится к предпринимательской деятельности и не может регулироваться соответствующими законодательными актами. Порядок размещения пенсионных резервов и контроля за их размещением устанавливается Правительством РФ.

Порядок хранения пенсионных резервов, размещенных в ценные бумаги. Хранение сертификатов ценных бумаг и (или) учет и переход прав на ценные бумаги, в которые размещены пенсионные резервы, осуществляются на основе договора фонда На услуги депозитария.

Депозитарием может быть юридическое лицо, имеющее разрешение (лицензию) на осуществление деятельности в качестве депозитария в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации. Учет прав на ценные бумаги, составляющие пенсионные резервы, включая государственные ценные бумаги и ценные бумаги субъектов Российской Федерации, депозитарий должен осуществлять обособленно от учета прав на имущество, принадлежащее ему лично и иным лицам, с которыми депозитарием заключены договоры, путем открытия и ведения отдельного счета на имя управляющего и (или) фонда. Депозитарий несет ответственность перед фондом за ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Распределение дохода от размещения пенсионных резервов. Доход, полученный от размещения пенсионных резервов, направляется на пополнение пенсионных резервов и покрытие расходов, связанных с обеспечением деятельности фонда, в соответствии с правилами фонда.

Покрытие расходов, связанных с обеспечением деятельности фонда, осуществляется за счет использования имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, и дохода, полученного от размещения пенсионных резервов.

При этом отчисления на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, не должны превышать 20% дохода, полученного, от размещения пенсионных резервов в течение первых трех лет деятельности фонда, и 15% дохода, полученного от размещения пенсионных резервов в дальнейшем.

 

Правила лицензирования деятельности негосударственных пенсионных фондов и компаний по управлению активами негосударственных пенсионных фондов

Негосударственный пенсионный фонд имеет право на осуществление деятельности, получив соответствующую лицензию.[7]

Для получения лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию фонд должен соответствовать следующим требованиям:

· руководитель исполнительного органа фонда должен иметь опыт на руководящих должностях в фондах, страховых компаниях или финансовых организациях не менее трех лет, высшее юридическое или финансово-экономическое образование, у него не должно быть судимости;

· главный бухгалтер фонда должен иметь опыт работы по специальности не менее трех лет, высшее образование, у него не должно судимости;

· величина денежной оценки имущества, для обеспечения уставной деятельности фонда должна составлять не менее 3 млн. рублей, с 1 я 2005 г. — не менее 30 млн. рублей, с 1 июля 2009 г. — не менее 50 млн. рублей.[7]

Для получения лицензии фонд (компания) представляет в Министерство труда и социального развития:

а) заявление о выдаче лицензии с указанием наименования юридического лица, его организационно-правовой формы, юридического адреса, номера расчетного счета и наименования соответствующего банка, вида лицензируемой деятельности, срока действия лицензии;

б) копии учредительных документов;

в) копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица;

г) документы, подтверждающие оплату уставного фонда (капитала), - справку соответствующего банка, акты приема-передачи имущества;

д) справку о постановке на учет в налоговом органе;

е) документ, подтверждающий оплату рассмотрения заявления о выдаче лицензии;

ж) документ о назначении (избрании) на должность руководителя фонда (компании), главного бухгалтера, их паспортные данные и другие сведения о них.[12]

Помимо перечисленных документов фонд должен дополнительно предоставить:

1. бухгалтерский баланс с приложением отчета о финансовых результатах и их использовании по состоянию на последнюю отчетную дату перед представлением документов для получения лицензии (для действующего фонда);

2. правила фонда (в двух экземплярах) — документ, утвержденный высшим органом управления фондом и определяющий права и обязанности фонда, юридических и физических лиц, перечисляющих в него целевые денежные взносы, и физических лиц, в пользу которых эти взносы перечисляются, порядок ведения именных счетов, а также предлагаемые фондом варианты порядка и условий внесения целевых денежных взносов и осуществления выплат;

3. экономическое обоснование, включающее в себя справку с указанием предполагаемого количества юридических и физических лиц, перечисляющих целевые денежные взносы, и физических лиц, в пользу которых взносы перечисляются, предполагаемые объемы целевых денежных взносов и.выплат (на первые два года деятельности), а также расчеты, подтверждающие принимаемые фондом обязательства по каждому из вариантов порядка и условий внесения целевых денежных взносов и осуществления выплат с приложением методики расчета и используемых в расчетах исходных данных;

4. копию договора между фондом и компанией, в котором должны быть зафиксированы имущественная ответственность компании и ее обязательства по сохранению активов фонда и получению инвестиционного дохода, достаточного для обеспечения обязательств фонда по дополнительному пенсионному обеспечению граждан.[12]

Все указанные документы должны быть прошиты, пронумерованы, удостоверены подписью руководителя высшего органа управления фондом и скреплены печатью фонда.

Фонд также представляет в Министерство заключение независимого аудитора по бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах и их использовании, план управления активами фонда, расчет собственных средств. Министерство принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в течение 60 дней со дня получения заявления о выдаче лицензии и необходимых документов. Основанием для отказа в выдаче лицензий является:

· наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации;

· отрицательное экспертное заключение, установившее несоответствие условиям, необходимым для осуществления данного вида деятельности.[7]

Лицензия на осуществление деятельности негосударственным пенсионным фондом является бессрочной и при ликвидации фонда теряет свою юридическую силу. Министерство приостанавливает действие лицензии или аннулирует ее в случае:

· представления владельцем лицензии соответствующего заявления;

· обнаружения недостоверных данных в документах, представленных для получения лицензии;

· нарушения фондом (компанией) условий действия лицензии;

· невыполнения фондом (компанией) предписаний и распоряжений государственных органов или приостановления этими органами деятельности фонда (компании) в соответствии с законодательством Российской Федерации;

· ликвидации фонда (компании).[7]

 

Требования к инвестированию активов фондов

Для обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности негосударственных пенсионных фондов и компаний по управлению их активами законодательно установлены следующие требования к структуре инвестиционного портфеля фонда:

· доля одного эмитента или группы связанных эмитентов не должна превышать 5%, за исключением государственных ценных бумаг Российской Федерации;

· депозиты в кредитной организаций и ценные бумаги, эмитированные данной кредитной организацией, не должны в сумме превышать 10% инвестиционного портфеля фонда;

· доля в инвестиционном портфеле фонда ценных бумаг, эмитированных аффилированными лицами фонда, управляющей компании, специализированного депозитария и актуария, не должна превышать 5,%;

· доля в инвестиционном портфеле фонда акций одного эмитента не должна превышать 10% его капитализации;

· доля в инвестиционном портфеле фонда облигаций одного эмитента не должна превышать 10% совокупного объема находящихся в обращении облигаций данного эмитента, за исключением государственных бумаг Российской Федерации;

· доля в инвестиционном портфеле фонда ценных бумаг одного эмитента не должна превышать 15% капитализации данного эмитента, за исключением государственных ценных бумаг Российской Федерации, а также не должна превышать 15% выпуска ценных бумаг субъекта Российской Федерации;

· доля в инвестиционном портфеле фонда денежных средств в рублях и иностранной валюте на счетах и депозитах в кредитных организациях не должна превышать 20%;

· доля в инвестиционном портфеле фонда фонда средств, размещенных в ценные бумаги иностранных эмитентов, не должна превышать 20%;

· доля в инвестиционном портфеле фонда прочих видов разрешенных активов определяется Правительством Российской Федерации.[6]

Расчет стоимости инвестиционного портфеля фонда проводится по рыночной стоимости.

Инвестирование средств пенсионных накоплений в ценные бумаги иностранных эмитентов осуществляется управляющими компаниями в соответствии с положениями Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ.

На период 2003—2009 гг. устанавливаются следующие максимальные ограничения доли средств в инвестиционном портфеле, размещаемых в ценные бумаги иностранных эмитентов:

в 2003 г.-0%;

в 2004 г.-5%;

в 2006-2007 гг.-10%;

в 2008-2009 гг.-15%.[6]

 

Правила инвестирования активов негосударственных пенсионных фондов.

Правило первое. Негосударственные пенсионные фонды осуществляют инвестиционную деятельность через компании по управлению активами негосударственных пенсионных фондов.

Правило второе. Для обеспечения надежности и платежеспособности размещение активов фондов осуществляется на принципах диверсификации, возвратности, доходности и ликвидности, исходя из долгосрочности принятых обязательств по негосударственному пенсионному обеспечению.

Фонды осуществляют контроль за размещением управляющими компаниями их активов.

Правило третье. В свою очередь, фонды и компании несут ответственность за выполнение правил и соблюдение экономических нормативов надежности и платежеспособности негосударственных пенсионных фондов и компаний по управлению активами негосударственных пенсионных фондов. Действие данных правил не распространяется на инвестиционную деятельность негосударственных пенсионных фондов в отношении собственных средств.[6]

 

Направления размещения активов негосударственных пенсионных фондов

В соответствии с выработанными правилами размещения активов негосударственных пенсионных фондов их активы могут быть размещены в:

· государственные ценные бумаги Российской Федерации;

· государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации;

· облигации российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ;

· паи (акции, доли) индексных инвестиционных фондов, размещающих средства в государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов;

· ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством Российской Федерации об ипотечных ценных бумагах;

· денежные средства в рублях на счетах в кредитных организациях;

· депозиты в рублях в кредитных организациях;

· иностранную валюту на счетах в кредитных организациях.[13]

Запрещается инвестирование активов фонда путем:

· приобретения ценных бумаг, эмитентами которых являются управляющие компании, брокеры, кредитные и страховые организации, специализированный депозитарий и аудиторы, с которыми заключены договоры об обслуживании;

· приобретения ценных бумаг эмитентов, в отношении которых осуществляются меры досудебной санации или возбуждена процедура банкротства, в отношении которых такие процедуры применялись в течении двух предшествующих лет.

Контроль за соблюдением правил инвестирования активов фондов. Контроль за соблюдением выработанных правил осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации на основании квартальных отчетов фондов. Форма квартальной отчетности содержит сведения о выполнении фондами направлений и экономических нормативов размещения активов.[1]

Если сложившаяся структура активов не отвечает правилам размещения активов негосударственных пенсионных фондов, фонду поступают указания о приведении структуры активов в соответствие с установленными требованиями. Неисполнение предписаний влечет за собой приостановление деятельности фонда с последующим аннулированием лицензии.

Под особым контролем находятся поступления доходов от размещенных активов фонда и исполнение им обязательств перед участниками. Это требование представляется особо актуальным, поскольку защита прав инвесторов способствует оздоровлению и дальнейшему развитию пенсионной реформы и фондового рынка в России. Достижению этой цели будет способствовать также Кодекс профессиональной этики. Для поддержания стабильности на рынке ценных бумаг государственные органы управления имеют возможность воспользоваться достаточным количеством законодательных мер.

 

Заключение.

 

Суть процесса страхования сводится к отношениям страхователя и страховщика по средствам защиты имущественных интересов физических и юридических лиц. Характеристика страхования представлена в форме классификации. Она группирует классификационные признаки по форме страхования, по объектам и субъектам, по виду страховой суммы, по видам страхования, по организационному признаку, по форме взаимодействия страхователя и страховщика.

Страхователи и страховщики являются основными действующими лицами процесса страхования. Страхователями могут быть юридические лица и дееспособные физические лица, заключившие со страховщиками договоры страхования.

Страховщики обязаны создавать из полученных взносов резервы по личному и имущественному страхованию, страхованию ответственности. Страховые резервы не подлежат изъятию в федеральный бюджет. Размещение страховых резервов должно осуществятся страховщиками на принципах диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности. Аналогичные принципы применяются при размещении активов негосударственных пенсионных фондов.

Негосударственные пенсионные фонды – это новая форма некоммерческих образований, основная цель функционирования которых сводится к организации социальной защиты населения путем создания системы негосударственного пенсионного обеспечения. Негосударственные пенсионные фонды имеют собственное имущество, которое подразделяется на имущество, предназначенное для обеспечения деятельности фонда, и пенсионные резервы.

Источниками образования имущества фонда являются вклады учредителей, целевые взносы вкладчиков, благотворительные взносы, доходы от размещения пенсионных резервов.

Правила инвестирования активов негосударственных пенсионных фондов предусматривает их размещение в государственные ценные бумаги, ценные бумаги органов исполнительной власти субъектов российской Федерации и органов местного самоуправления, банковские вклады (депозиты), корпоративные ценные бумаги, недвижимое имущество, валютные ценности и денежные средства.

 

Список литературы:

 

1. Гражданский кодекс РФ. Часть 1 и 2.

2. Налоговый кодекс РФ. Часть 1.

3. «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 г.№39-ФЗ.

4. «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 г. №208-ФЗ

5. «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 29.11.1992 г. №4015-1-ФЗ.

6. «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» от 24.07.2002 г. № 111-ФЗ.

7. «О негосударственных пенсионных фондах» от 07.05.1998 г. №75-ФЗ.

8. «О мерах по организации правления средствами пенсионных накоплений» от 30.06.2003 г. № 395-П.

9. Агарков, М.М. учение о ценных бумагах. Научное исследование – М.: Бек.1994

10. Астахов, В.П. Ценные бумаги. – М.: ПРИОР. 1998

11. Буренин, А.Н. Рынок ценных бумаг и производность финансовых инструментов. – М.: Федер., 1998

12. Килячков, А.А., Чалдаев, Л.А. Рынок ценных бумаг и биржевое дело. Учебное пособие. – М.: Экономистъ, 2004. – 687 с.

13. Рынок ценных бумаг: Учебник / под ред. В.А. Галанова, А.И. Басова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2001



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: