ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ
По патологической анатомии, клинической патологической анатомии
Для студентов 3 курса, обучающихся по специальности «педиатрия»
На 2020/2021 учебный год
1. Введение в патологическую анатомию. Повреждение и гибель клеток и тканей.
2. Нарушения обмена веществ в клетках и тканях.
3. Нарушения кровообращения: нарушения кровенаполнения и проницаемости сосудистой стенки.
4. Нарушения кровообращения: нарушения течения и состояния крови. Шок. ДВС синдром.
5. Воспаление.
6. Иммунопатологические процессы.
7. Процессы адаптации и компенсации.
8. Опухоли: общая характеристика. Опухоли из эпителия.
9. Опухоли из тканей-производных мезенхимы, нервной и меланинобразующей ткани.
10. Патология кроветворной и лимфоидной ткани.
11. Патология сердечно-сосудистой системы: атеросклероз, артериальная гипертензия.
12. Патология сердечно-сосудистой системы: ишемическая болезнь сердца, цереброваскулярные заболевания.
13. Ревматические болезни. Пороки сердца.
14. Патология легких: острые пневмонии.
15. Патология легких: хронические обструктивные болезни легких, рак легкого.
16. Патология почек: гломерулопатии, тубулопатии, интерстициальные болезни почек.
17. Патология эндокринной системы.
18. Патология желудочно-кишечного тракта.
19. Патология печени, желчных путей и поджелудочной железы.
20. Вирусные инфекции.
21. Бактериальные инфекции.
22. Хронические инфекции.
23. Карантинные инфекции. Сепсис.
24. Патология женской половой системы, молочной железы.
25. Патология беременности и послеродового периода.
26. Патология киматогенеза. Бластопатии. Эмбриопатии.
27. Перинатальная патология. Патология последа.
28. Патология опорно-двигательного аппарата. Патология кожи.
Разработал: к.м.н., доцент А.В. Двинских
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой
патологической анатомии,
д.м.н., профессор
___________ Т.И.Мустафин
«29 » августа 2020 г.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
По патологической анатомии, клинической патологической анатомии
Для студентов 3 курса, обучающихся по специальности «педиатрия»
на осенний семестр 2019/2020 учебного года
№ | Тема занятия | Содержание занятия | Микропрепараты | № |
1. | Введение в патологическую анатомию. Паренхиматозные дистрофии. | Предмет, задачи, материал и методы исследования в патологической анатомии. Паренхиматозные дистрофии (белковые, жировые, углеводные). Болезни накопления (тезаурисмозы). | Базовые: 1. Гидропическая дистрофия печени 2. Жировая дистрофия печени | |
2. | Стромально-сосудистые и смешанные дистрофии. | Мукоидное, фибриноидное набухание, гиалиноз, амилоидоз. Липидозы. Нарушения обмена гемоглобино-, протеино- и липидогенных пигментов. Патологическое обызвествление, образование камней. | Базовые: 1. Ожирение миокарда 2. Амилоидоз почки 3. Печень при механической желтухе 4. Отложения извести в миокарде Демонстрационные: 5. Гемосидероз легких 6. Меланома | |
3. | Некроз и апоптоз. Смерть. | Некроз: причины, виды, клинико-морфологические формы. Апоптоз и его отличия от некроза. Смерть, признаки смерти, посмертные изменения. | Базовые: 1. Казеозный некроз лимфоузла 2. Гангрена кишки 3. Некротический нефроз Демонстрационные: 4. Инфаркт миокарда с явлениями организации | |
4. | Нарушения кровообращения: нарушения кровенаполнения и проницаемости сосудистой стенки. | Полнокровие артериальное и венозное, местное малокровие. Плазморрагия и плазматическое пропитывание. Кровотечения и кровоизлияния. Нарушения лимфооттока и содержания тканевой жидкости. | Базовые: 1. Отек легких 2. Бурая индурация легких 3. Мускатная печень 4. Точечные кровоизлияния в мозг | |
5. | Нарушения кровообращения: нарушения течения и состояния крови. | Стаз, тромбоз, эмболия. Тромбоэмболический синдром. Тромбоэмболия легочной артерии. Шок. ДВС синдром в педиатрии. | Базовые: 1. Тромб с началом организации 2. Тканевая эмболия сосудов легкого 3. Геморрагический инфаркт легкого | |
6. | Контрольно-диагностическое занятие № 1. | Тестовый контроль, диагностика макро- и микропрепаратов, решение ситуационных задач, собеседование. | ||
7. | Воспаление: общая характеристика, острое (экссудативное) воспаление. | Общая характеристика воспалительного процесса. Острое (экссудативное) воспаление: морфология различных форм. Особенности воспаления у плодов, новорожденных и детей раннего возраста. | Базовые: 1. Серозное воспаление полипа 2. Флегмона 3. Фибринозно-гнойный плеврит Демонстрационные: 4. Гнойно-геморрагическая пневмония | |
8. | Воспаление: хроническое (продуктивное) воспаление. Иммунопатологические процессы. | Хроническое (продуктивное) воспаление: морфология различных форм. ГНТ и ГЗТ, аутоиммунизация, иммунодефициты. | Базовые: 1. Гранулематозное воспаление легких при туберкулезе 2. Межуточный миокардит 3. Аутоиммунный тиреоидит Хашимото Демонстрационные: 4. Хронический панкреатит | |
9. | Процессы адаптации и компенсации. | Атрофия. Гипертрофия и гиперплазия. Организация, метаплазия и дисплазия. Регенерация и дисрегенерация. | Базовые: 1. Гидронефроз 2. Грануляционная ткань 3. Крупноочаговый кардиосклероз Демонстрационные: 4. Гипертрофия миокарда | |
Опухоли: общая характеристика, опухоли из тканей-производных мезенхимы. | Молекулярно-генетические основы канцерогенеза. Основные свойства опухоли. Доброкачественные и злокачественные опухоли из тканей-производных мезенхимы. | Базовые: 1. Фиброма 2. Кавернозная гемангиома 3. Полиморфноклеточная саркома Демонстрационные: 4. Хондрома | ||
Опухоли из эпителия, нервной и меланинобразующей ткани. | Доброкачественные и злокачественные эпителиальные опухоли (без специфической локализации). Опухоли ЦНС и ПНС. Опухоли меланинобразующей ткани. Особенности опухолей у детей. Тератомы. | Базовые: 1. Папиллома 2. Аденокарцинома 3. Плоскоклеточный рак 4. Глиобластома 5. Меланома Демонстрационные: 6. Аденома 7. Невринома | ||
Контрольно-диагностическое занятие № 2. | Тестовый контроль, диагностика макро- и микропрепаратов, решение ситуационных задач, собеседование. |
Примечание: в течение практического занятия проводится изучение морфологических проявлений общепатологических процессов и отдельных нозологий в музее макропрепаратов, изучение, зарисовка, описание и обозначение тематических микропрепаратов, тестовый контроль, решение ситуационных задач.
Разработал: к.м.н., доцент А.В. Двинских