Опыт 4. Влияние среды на окисление-восстановление





Модуль 1. Теоретические основы химии

Лабораторная работа № 6

Тема: Окислительно - восстановительные реакции

Окислительно-восстановительныминазываются реакции, протекающие с изменением степеней окисления атомов, входящих в состав реагирующих веществ.

Окислениемназывается процесс отдачи электронов атомом ионом или молекулой:

Са-2е→Са2+

Fe2+-e→ Fe3+

Восстановлениемназывается процесс присоединения электронов атомом, ионом или молекулой:

О2+4е→2О2-

Fe3+ + е→Fe2+

Атомы, молекулы или ионы, отдающие электроны, называются восстановителями.В процессе реакции они окисляются.

Атомы, молекулы или ионы, присоединяющие электроны, называются окислителями.В процессе реакции они восстанавливаются.

Окисление всегда сопровождается восстановлением.

При составлении уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса исходят из того, что число электронов, отданных восстановителем, равно числу электронов, принятых окислителем:

2Аl°+6Н+1Сl-1 2Аl+3С1з-1 + ЗН2°

восстановитель А1 -Зе → Аl+3 2 процесс окисления

окислитель 2Н + 2е → Н20 3 процесс восстановления

Цель работы:ознакомление с некоторыми окислительно-восстановительными реакциями и составлением уравнений этих процессов.

Приборы и оборудование:штатив с пробирками, химические стаканчики, стеклянные палочки.

Реактивы и растворы:5% раствор сульфата меди CuSO4,

2% раствор иодида калия KI, 10% раствор серной кислоты H2SO4,

3% раствор перекиси водорода Н2О2, 2% раствор перманганата калия, КМnО4, 10% раствор гидроксида натрия NaOH, 5% раствор сульфита

натрия Na2SO3, металлический цинк, раствор крахмала.

Опыт 1. Вытеснение меди из раствора ее соли цинком

В пробирку налейте 2-3 мл раствора сульфата меди и опустите кусочек металлического цинка. Через 3-5 минут отметьте изменение поверхности цинка и цвети раствора. Составьте уравнение реакции в молекулярной и ионно-электронной формах, укажите окислитель и восстановитель.

Опыт 2. Окислительные свойства Fe3+

К 0,5 мл раствора иодида калия прибавьте такой же объем раствора хлорного железа, разбавьте водой до 3-4 мл и прибавьте несколько капель раствора крахмала. Появление синей окраски свидетельствует о наличии в растворе свободного йода. Напишите уравнение реакций в молекулярной и электронной формах. Укажите окислитель и восстановитель.

Опыт 3. Окислительно-восстановительные свойства перекиси водорода

а) К 0,5 мл раствора иодида калия прибавьте такой же объем серной кислоты и несколько капель раствора перекиси водорода. Выделяется свободный йод. Докажите его наличие. Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионно-электронной формах. Укажите окислитель и восстановитель,

б) К 0,5 мл раствора перманганата калия прибавьте такой же объем раствора серной кислоты и несколько капель раствора перекиси водорода до обесцвечивания. Напишите уравнение реакций молекулярной и ионно-электронной формах. Укажите окислитель и восстановитель.

Опыт 4. Влияние среды на окисление-восстановление

В три пробирки налейте по 1 мл раствора перманганата калия, затем в одну из них - 1 мл раствора серной кислоты, в другую 1 мл раствора щелочи, в третью - 1 мл воды. Таким образом, в первой пробирке среда кислая, во второй - щелочная, в третьей - нейтральная. Теперь в каждую из этих пробирок добавляют по 1 мл раствора сульфита натрия. Какие наблюдаются изменения? Напишите уравнения реакций в молекулярной и электронно-ионной формах.

 

Контрольные вопросы и задания:

1. Какие реакции называются окислительно-восстановительными?

2. Какие вещества называются окислителями, восстановителями? Приведите примеры.

3. Определите окислители в приведенных схемах: а)Са°→Са+2 B) N +3→N+5

б) Cl+5→Cl-3г) S+6→S+4

4. Определите восстановители в приведенных схемах:

а) N +5→N+2в) Мn+6→Мn+7

б) Сu0→Сu+2 г) Сl+5 → Сl-1

5. Что называется окислением? В каких из указанных примерах, происходит процесс окисления?

а)Мn+2 → Мn+7 в)Сr+5→Cr+3
6)S+4→S+2 r)Ag°→Ag+1

6. Что называется восстановлением? В приведенных схемах укажите процессы восстановления:

a) J2°→J-l . B) Fe°→Fe+2

б) Ва° → Ва+2 г) N 0→N+5

7.Определите степень окисления азота в следующих соединениях:

NH3, HNO2, N2, HNO3, N2O, N2O5, NO.

8. Приведите примеры веществ, которые могут проявлять только свойства окислителей. Напишите уравнения соответствующих реакций.

9. Какие вещества могут проявлять только свойства восстановителей? Напишите уравнения соответствующих реакций.

10. Может ли одно и то же вещество быть окислителем и восстановителем? Приведите примеры уравнений реакций.

11. Сколько электронов участвует в превращениях:

a) H2S → H2SO3 в) МnО4- → Мn2+

6)N2O5→ NH3 г) Сl-→Сl+5

Рекомендуемая литература:

1 Н.Л.Глинка. Общая химия: Учебное пособие для вузов. -25-е изд., исправленное/ Под.ред. В.А. Рабиновича.- Л: Химия, - 704 с.

2 Кульман А.Г. Общая химия. – Изд. 3-е, перераб.и доп. – М.: Колос, 1979. – 528 с., ил.

3 Курс общей химии. Под ред. Н.В. Коровина. -2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш.шк., 1990. – 446 с.: ил.

 





Рекомендуемые страницы:


©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!