Значение трудового воспитания




Предмет

«Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольника»

Г. Второй курс (2 часа)

Теоретические основы организации трудовой деятельности дошкольников:

1. ДЕТСТВО КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Специфика детства до сих пор не изучена должным образом, не создано науки о детстве как самостоятельной отрасли знаний. Специалисты разных наук имеют каждый свое представление о возрастной периодизации детей и детства в целом. Давайте и мы вспомним с вами периодизацию психического развития Эльконина и Давыдова: от 0 до 1 года- младенчество Ведущая деятельность- эмоциональное общение ребенка со взрослым. Новообразование- первые слова. Первые шаги

.От 1 г до 3 лет –раннее детство. Заканчивается кризисом 3 лет. Ведущая деятельность- предметно - манипулятивная;

Новообразование «Я – сам»

От 3 до 7 лет дошкольное детство. Кризис 7 лет. Ведущая деятельность игра. Новообразование – произвольность поведения.

Учитывая наличие разноречивых точек зрения, уточним ключевые понятия.

Итак, ребенок - это человеческое существо от рождения до достижения 18-летнего возраста. Дети - это объект особой социальной заботы общества. Детство - это этап в развитии человека, предшествующий взрослости, характеризующийся интенсивным ростом организма и формированием высших психических функций.

Значение дошкольного детства трудно переоценить. Д. Б. Эльконин отмечал, что «в период детства ребенок присваивает общество... » Ребенок в детстве приобщается к богатству духовной и материальной культуры, созданной обществом, приобретает специфические для человека способности и нравственные качества личности.

Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования психических и физических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком.

Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков усвоения различных видов деятельности:

Труд - это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания. В энциклопедическом словаре понятие «труд» трактуется как «целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей».

Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определяющее значение. Человеческим трудом создаются все материальные и духовные ценности; в процессе труда совершенствуется сам человек, формируется его личность. От того, как человек относится к труду, как он умеет трудиться, во многом зависит его судьба. Об этом ярко и образно говорит народная педагогика, народное творчество: пословицы, поговорки, сказки.

■ Землю солнце красит, а человека – труд.

■ О человеке судят по его труду.

■ Ремесло - золотой браслет на руке.

■ Любое дело – мастером будешь.

■ За всякое дело берись умело.

■ Не начавши – думай, а начавши – делай.

Высказывания великих людей о труде:

■ Не профессия выбирает человека, а человек профессию. (Сократ.)

■ Жить — значит работать. Труд есть жизнь человека. (Вольтер)

■ Назначение человека — в разумной деятельности. (Аристотель)

■ Работа, которую мы делаем охотно, исцеляет боли. (Шекспир У.)

■ Труд притупляет горе. (Цицерон)

 

Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно.

 

Труд развевает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость доставлять счастье, благополучия. Еще можно сказать, что труд это проявление людей друг о друге.

 

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ дошкольников - целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых.

 

Значение трудового воспитания

 

Своевременное привлечение детей дошкольного возраста к посильному систематическому труду необходимо для его всестороннего развития.

 

Труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, движения его становятся увереннее, точнее.

 

Труд требует от дошкольника сообразительности, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует память.

 

Труд развивает мышление - ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело.

 

Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка. В труде воспитывается самостоятельность, развивается инициатива, ответственность. Воспитательный характер труда отмечали прогрессивные педагоги всех времен, считали его естественным условием существования личности, средством проявления ее активности, жизнедеятельности и первой жизненной потребностью здорового организма.

Это нашло свое подтверждение в классической педагогической литературе (Я. А.Коменский, Дж. Локк, И. Г.Пестолоцци, К.Д.Ушинский, А. С.Макаренко, В. А.Сухомлинский и др.) и современных исследованиях (Р. С.Буре, Г.Н.Година, В. И.Логинова, В.Г.Нечаева, Д. В.Сергеева, А. Д.Шатова и др.). В.А Сухомлинский.

"Свободный труд нужен человеку сам по себе для развития и поддержания человеческого достоинства"

 

К. Ушинский.

Мысли Ушинского о трудовом воспитании достаточно глубоки. Ушинский утверждает что, материальные плоды трудов составляют человеческое достояние; но только внутренняя духовная животворенная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности и счастья.

Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.

Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может, и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

 

 

«Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов.» А. С. Макаренко.

 

Н.К. Крупская в своих работах неоднократно подчеркивала необходимость приучения детей с ранних лет к простейшим, доступным им видам труда, замечая, что таким путем они знакомятся со свойствами материалов, учатся приемам работы с различными инструментами. В труде дети проявляют активность, смекалку, настойчивость, стремление достичь результата, у них формируется желание оказывать посильную помощь взрослым.

 

Особое значение Н.К. Крупская придавала объединению детей в труде, указывая, что «совместную работу детей надо особенно ценить, - это зачатки коллективного труда. В этом коллективном труде развертываются лучше всего силы ребенка».

 

Вместе с тем она призывала педагогов учитывать возможности детей, особенности детского труда, его своеобразие, связь с игрой.

 

 

Цель всей системы трудового воспитания - нравственно-психологическая и практическая подготовка детей к добросовестному труду на общую пользу и формирование начал трудолюбия. В детском саду эта цель решается в соответствии с возрастными возможностями детей, а также особенностями их трудовой деятельности.

Различные исследователи предлагают свои формулировки задач трудового воспитания. Приведем некоторые из них. Так, В.И. Логинова выделяет следующие задачи: формирование отношения к труду; воспитание потребности трудиться; усвоение трудовых знаний, умений, навыков в основных видах труда. В.Г. Нечаева в задачи трудового воспитания включает: формирование трудовых навыков и умений; воспитание отношения к труду, стремление оказывать помощь взрослому; воспитание нравственно-волевых качеств личности; овладение навыками трудовой деятельности; воспитание отношения к труду взрослых. Трудолюбие проявляется в потребности ребенка включаться в трудовую деятельность, способность испытывать радость в ее процессе, достигать цели.

 

Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста:

 

I. Воспитание положительного отношения к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь.

 

2.Формирование трудовых умений и навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности.

 

3. Воспитание у детей положительных личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости,

 

Готовности принять участие в труде.

 

4. Формирование навыков организации своей и общей работы.

 

5. Воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда - умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.

 

 

Дошкольная педагогика подчеркивает своеобразие трудовой деятельности дошкольников, поскольку существуют некоторые отличия детского труда от труда взрослого человека.

Специфика детского труда заключается в следующем:

 

- ребенок не создает в своем труде общественно значимых материальных ценностей; в детском труде нет результата;

 

- труд удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, в познании собственных возможностей;

 

- трудовая деятельность детей дошкольного возраста тесно связана с игрой. Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру и наоборот. В процессе игры ребенок часто отражает трудовую деятельность взрослых, выполняя разнообразные трудовые действия;

 

- труд детей дошкольного возраста носит ситуативный и необязательный характер;

 

- особенностью детского труда является и то, что эта деятельность находится в стадии развития и обязательно предполагает участие и помощь взрослого;

 

- дети не умеют самостоятельно ставить цель в труде, т.к. не владеют умением удерживать в памяти весь процесс и результат;

 

- действия ребенка носят не целенаправленный, а процессуальный характер: они могут повторяться многократно, не преследуя определенной задачи;

 

- своеобразны и мотивы труда дошкольников (стремление получить от взрослого положительную оценку своих действий, самоутвердиться, вступить в общение со взрослым, общественно значимые мотивы);

 

- дети не могут осуществлять самостоятельно процесс планирования трудовой деятельности, часто планируют лишь процесс исполнения, «забывая» об организации труда;

 

- детей увлекает сам процесс деятельности, но не результат труда;

 

- результаты труда дошкольников также отличаются своим своеобразием. Для ребенка он имеет не материальный, а моральный аспект, чаще всего выраженный в положительной оценке взрослого. Только в старшем дошкольном возрасте уже может появляться удовлетворение от самостоятельно достигнутого результата в труде.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: