Моцарт. Симфония №40 соль минор. (1788)




Моцарт – великий Австрийский композитор эпохи классицизма. 1756-1791.

«Художественный гений является и остаётся для человека вечной тайной, и у нас кружится голова при попытке исследовать её глубины; но вместе с тем, она вечно будет предметом высочайшего восхищения».

Искусство Моцарта неподвластно времени. Завораживает звуковая красота, техническое совершенство, безупречная чистота стиля. Но вместе с тем, ощущение простоты и ясности присутствует в каждом мгновении этой музыки. Моцарт одинаково свободно владел всеми музыкальными формами и жанрами. Он сочинял музыку духовную, и светскую, музыку вокальную и инструментальную. Одинаково хорошо Моцарт сочинял оперы (19), и симфонии (около 50), концерты и квартеты, сонаты и кантаты.

А каков портрет Моцарта-человека? Моцарт был сложной личностью. Он любил жизнь, радовался ей, но иногда был подвержен приступам скорби и всегда помнил о смерти. Он был фаталистом[1]. Но это не мешало ему предаваться весёлым затеям и шуткам. Моцарт любил путешествия, ради новизны, смены впечатлений. Многим Моцарт казался беспечным, легко сочиняющим одно произведение за другим. Отношения Моцарта с современниками не были однозначными. Моцарт хорошо понимал своё особое предназначение в искусстве, своё превосходство над простыми смертными. С особами знатными, титулованными он мог быть высокомерным, ироничным. В письмах Моцарта разбросаны ядовитые суждения, которые разят многих. И тот же Моцарт был отзывчив на просьбы друзей, почтительно относился к Гайдну, считая его своим учителем. Моцарт был очень непрактичным человеком, он не умел устраивать свой быт. По этой причине Моцарт так и не стал обеспеченным человеком и умер в бедности.

Моцарт. Симфония №40 соль минор. (1788)

Содержание симфонии – внутренний мир человека, глубокий, непознаваемый, но созвучный и близкий каждому. Симфония соль минор – самая лирическая по содержанию, некоторые считают её трагичной. Но трагическое содержание выражено в симфонии просто, без сгущения красок и патетики. Словно, поднявшись над стихией скорби, Моцарт видит естественную красоту самой жизни. Оркестр симфонии – без труб и литавр. Участвуют лишь струнные, деревянные духовые и валторны.

В симфонии 4 части.

1-я часть написана в форме сонатного аллегро. Первая часть сонатной формы – экспозиция. Она начинается сГ.П. (главной партии) в соль миноре – это нежная, трепетная мелодия, исполняемая скрипками. Они придают звучанию напевность и теплоту человеческого голоса. В сопровождении звучат непрерывные фигурации у других струнных, они усиливают состояние беспокойства и взволнованности. П.П. (побочная партия) звучит в параллельном си бемоль мажоре. Её настроение светлое и безоблачное. Мягко и изящно эту тему исполняют деревянные духовые и струнные инструменты. В разработке (это средний раздел сонатной формы) развивается полутоновый мотив из главной партии. Он звучит в других тональностях, с другим сопровождением. Звучание изменённой главной партии постепенно приобретает грозный и решительный характер. В движение приходит весь оркестр, его звук становится сильным и напряжённым. Переход к репризе(это последний раздел сонатной формы) происходит постепенно. Уменьшается звучность оркестра и возвращается в первоначальном виде лирическая главная партия. В отличие от экспозиции, все темы в репризе звучат в основной тональности соль минор. Побочная партия окрашивается в лирические, грустные тона и сближается по характеру с главной партией.

Вторая часть – анданте (неторопливо). Как после бури наступает затишье, так после взволнованной первой части следует умиротворённая, успокаивающая 2-я часть. Основная тема второй части – неторопливая, спокойная, задумчивая. Мягкость и напевность ей придают тембры струнных инструментов: скрипок и альтов. Во второй части нет резкого контраста между темами. Все голоса оркестра поют.

Третья часть – менуэт (соль минор).Это танец был настолько популярен во времена Моцарта, что стал частью симфонии. Менуэт – придворный танец-приветствие с изящными галантными движениями. Но этот менуэт – волевой и энергичный. Форма сложная 3-хчастная. И только в средней части трио [2] (соль мажор), менуэт звучит мягко и изящно.

Четвёртая часть – финал. В 4-й части возобновляется бурное, взволнованное настроение. С первых звуков Г.П. (главная партия) стремительно взмывает вверх по устойчивым ступеням основной тональности соль минор и завершается настойчиво повторяющимися опеваниями. П.П. (побочная партия в си бемоль мажоре) [3] контрастирует с главной. Украшенная форшлагами, она звучит изящно, грациозно, даже кокетливо. Финал – итог развития всей симфонии. Обостряются контрасты между темами и внутри самой главной партии. А развитие в разработке достигает огромного напряжения.

В симфонии Моцарта №40 все части взаимосвязаны между собой особым взволнованным настроением и лирическо-драматическим содержанием. Это отличает симфонию №40 от симфонии Гайдна № 103 ми бемоль мажор, где цикл основан на выразительном контрасте частей.

Задание.

1. В каких тональностях написаны Г.П. и П.П, 1 части симфонии и как они соотносятся друг с другом?

2. В каком жанре и в какой форме написана 3 часть симфонии?

3. Догадайтесь, в какой форме написан Финал?

4. Что объединяет все части симфонии?


[1] Фаталист – тот, кто слепо верит в судьбу.

[2] Менуэт пишется в 3-х частной форме: А-В-А, где крайние части А точно повторяются.

[3] Побочная партия в экспозиции пишется в параллельном мажоре.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: