Природа и сущность налогов, их классификация




Содержание

Введение

1. Природа и сущность налогов, их классификация

2. Функции налогов и их проявление в экономике

3. Пути совершенствования налоговой системы РФ

Заключение

Список литературы


Введение

 

Не зная твердо, каковы будут условия и ставки налогообложения в предстоящем периоде, невозможно рассчитать, какая же часть ожидаемой прибыли уйдет в бюджет, а какая достанется предпринимателю. В тоже время, стабильность налоговой системы не означает, что состав налогов, ставки, льготы, санкции могут быть установлены раз и навсегда. "Застывших" систем налогообложения нет и быть не может. Любая система налогообложения отражает характер общественного строя, состояние экономики страны, устойчивость социально-политической ситуации, степень доверия населения к правительству - и все это на момент ее введения в действие. По мере изменения yказанных и иных условий налоговая система перестает отвечать предъявляемым к ней требованиям, встyпает в противоречие с объективными условиями развития народного хозяйства. В связи с этим в налоговyю систему в целом или отдельные ее элементы (ставки, льготы и т.п.) вносятся необходимые изменения.

Таким образом, актуальность темы данной работы обуславливается важностью и необходимостью реформирования и развития налоговой системы, выработки принципов и методов работы налоговых органов, которые бы отвечали современным условиям развития отечественной экономики и обеспечили реализацию социально-экономической политики и условия для ускорения экономического роста России. Цель работы заключается в изучении роли налогов в системе государственных и муниципальных финансов. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

· исследовать сущность, виды налогов и их роль в экономике;

· рассмотреть понятие и структуру налоговой системы РФ, определить проблемы ей присущие;

· определить оптимальные пути развития налоговой системы РФ.


Природа и сущность налогов, их классификация

 

Налоги возникли вместе с зарождением государственности. Введению налогов предшествовали другие виды поступлений в казну: дань с побежденных, контрибуции, домены, регалии, пошлины. Все эти формы аккумуляции денежных средств бюджетом создали предпосылки для введения налогов, перехода на более высокий уровень развития экономики, систем контроля и правосознания.

Экономическую сущность налогов составляют изъятия государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса [4, c.46].

Валовой внутренний продукт на стадии производства - это стоимость произведенной за год продукции (товаров, услуг) за вычетом промежуточного потребления (стоимости материальных затрат).

В этом случае исходим из того, что государство выражает интересы общества в различных сферах жизнедеятельности и вырабатывает и осуществляет соответствующую политику - экономическую, социальную, экологическую и другие. Взаимодействие объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов осуществляется посредством финансово-бюджетного и ценового механизмов.

Финансово-бюджетный механизм призван формировать и использовать финансы государства - бюджетные и внебюджетные фонды. Этот механизм направлен на эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Важнейшим инструментом финансово-бюджетного механизма являются налоги.

Итак, всеобщим исходным источником налоговых отчислений, сборов, пошлин и других платежей независимо от объекта налогообложения является валовой внутренний продукт (ВВП). ВВП образует первичные денежные доходы участников общественного производства и государства: оплату труда работников, прибыль предприятия и централизованный доход государства (налоги в бюджет, а социальные отчисления - во внебюджетные фонды).

Распределение ВВП распадается на две стадии: вначале образуются первичные денежные доходы; затем денежные доходы участников общественного производства распределяются в пользу государства: трудящиеся платят подоходный налог в бюджет и производственные отчисления в пенсионный фонд, предприятия - налоги на прибыль и другие налоговые платежи и сборы.

В настоящее время Налоговый кодекс Российской Федерации определяет налог как "обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований".

Данное определение предусматривает следующие моменты:

· прерогативу законодательной власти утверждать налоги;

· налог является индивидуально безвозмездным;

· односторонний характер установлений налога;

· уплата налога как обязанность налогоплательщика не порождает встречной обязанности государства;

· налог взыскивается на условиях безвозвратности;

· цель взимания налога - обеспечение государственных расходов вообще, а не какого-то конкретного расхода.

В сфере налогообложения существуют два подхода к решению проблемы юридической трактовки налога:

· налог - любое изъятие средств с целью формирования доходов государственного бюджета;

· налог - одна из форм фискальных платежей, отвечающая определенным требованиям [6, c.103].

Выбор одного из указанных способов зависит от особенностей национального законодательства. В России юридическим критерием отличия налога от неналогового платежа предложен признак нормативно-отраслевого регулирования, согласно которому налоговые отношения регламентируются нормами налогового законодательства, а неналоговые обязательные платежи - нормами других отраслей права.

Классификация налогов может быть проведена по разным основаниям. Ниже представлены некоторые возможные варианты классификации налоговых платежей с конкретными примерами налогов.

. По способу взимания различают:

прямые налоги, которые взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Конечным плательщиком прямых налогов является владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются на:

· реальные прямые налоги, уплачиваемые с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика (например, налоги на имущество юридических и физических лиц);

· личные прямые налоги, взимаемые с реально полученного дохода, они учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика (например, налог на прибыль организаций);

косвенные налоги, которые включаются в цену товаров и услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, работы, услуги. В зависимости от объектов взимания косвенные налоги подразделяются на:

· косвенные индивидуальные налоги, которыми облагаются определенные группы товаров (например, акцизы);

· косвенные универсальные налоги, которыми облагаются в основном все товары, работы и услуги (например, налог на добавленную стоимость);

налог налоговая система российская

· фискальные монополии, распространяемые на все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах;

· таможенные пошлины, которыми облагаются товары и услуги при пересечении государственной границы (экспортно-импортные операции).

2. В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги:

· федеральные (общегосударственные) налоги, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган власти. Эти налоги могут зачисляться в бюджеты различных уровней (например, налог на прибыль организации);

· региональные налоги, элементы которых устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов (например, налог на имущество организаций);

· местные налоги, которые вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти. Они вступают в силу только по принятии решения на местном уровне, и всегда являются источником дохода местных бюджетов (земельный налог).

3. По целевой направленности введения налогов:

· абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходов государственного бюджета в целом (например, налог на добавленную стоимость);

· целевые (специальные) налоги, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов (например, дорожный налог). Для такого рода платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.

4. В зависимости от субъекта-налогоплательщика:

· налоги, взимаемые с физических лиц (например, налог на наследование или дарение);

· налоги, взимаемые с юридических лиц (например, налог на прибыль организаций);

· смежные налоги, которые уплачивают как физические, так и юридические лица (например, земельный налог).

Таким образом, главная черта налогов - односторонний характер их установления. Налоги взимаются в целях покрытия общественных потребностей, которые стоят отдельно от индивидуальных потребностей конкретного налогоплательщика.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: