Вопросы к экзамену «Психология семьи»
1)Типы семей.
Существует деление семей по:
По составу:
-нуклеарная или простая (муж, жена, дети);
-расширенная (муж, жена, дети и родственники мужа или жены).
По типу взаимотношений:
-патриархальная-где главой семьи, является мужчина
-матриархальная-где главой семьи, является женщина
-демократическая, семья, в которой соблюдается статусное равенство супругов (является наиболее распространенной в настоящее время).
В зависимости от места человека в семье:
-родительская-это семья, в которой человек рождается
-репродуктивная-семья, которую человек создаёт сам
В зависимости от форм брака:
-моногамная семья-состоящая из двух партнёров.
-полигамная семья-один из супругов имеет несколько брачных партнёров
В зависимости от кол-ва детей:
-бездетная или инфертильная
-малодетная (1-2 ребенка)
-среднедетная (3-4 ребенка)
-многодетная (5 и более детей)
2)Функции семьи:
Хозяйственно-экономическая функция - связана с питанием семьи, приобретением и содержанием домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройством жилища, созданием домашнего уюта, организацией жизни и быта семьи, формированием и расходованием домашнего бюджета.
Репродуктивная функция -Цельность сексуальной потребности, обеспечивающей продолжение рода, и любви как высшего чувства делает невозможным отделение одного от другого. Супружеская любовь в значительной мере зависит от характера удовлетворения сексуальных потребностей, особенностей их регулирования и отношения супругов к проблеме деторождения, самим детям.
Регенеративная функция (лат. regeneratio — возрождение, возобновление). Она связана с наследованием статуса, фамилии, имущества, социального положения.
Образовательно-воспитательная функция (социализация). Воспитательная функция состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях.
Рекреативная функция (лат. recreatio — восстановление). Она связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи.
психотерапевтическая функция(возникла в совр.обществе) -Брак удачен или нет в зависимости от активизации этой функции, т. е. в настоящее время семейное существование в значительной степени зависит от стабильности близких эмоциональных отношений.
Периодизация семейной жизни. Семейные кризисы: характеристики, проявления.
Периодизация:
1.период ухаживания;
2.брак и его следствия (брачное поведение);
3.рождение ребенка и взаимодействие с ним;
4.зрелая стадия брака;
5.отлучение детей от родителей;
6. пенсия и старость;
Кризисы:
Первый кризис: зачатие, беременность и рождение ребенка.
Второй кризис: начало освоения ребенком человеческой речи.
Третий кризис: ребенок налаживает отношения с внешней средой, чаще всего это происходит в школе. В семью проникают элементы другого, школьного мира, нового как для родителей, так и для самих детей. Учителя обычно играют те же роли в воспитании, что и родители, и это в свою очередь требует адаптации как со стороны детей, так и родителей.
Четвертый кризис: ребенок вступает в подростковый возраст.
Пятый кризис: ребенок становится взрослым и покидает дом в поисках независимости и самостоятельности. Этот кризис часто ощущается родителями как потеря.
Шестой кризис: молодые люди женятся, и в семью входят невестки и зятья.
Седьмой кризис: наступление климакса в жизни женщины.
Восьмой кризис: уменьшение сексуальной активности у мужчин. Это проблема не физиологическая, а психологическая.
Девятый кризис: родители становятся бабушками и дедушками.На этом этапе их ждет много радостей и проблем.
Десятый кризис: умирает один из супругов, а потом и второй.
4)Психологические особенности выбора супруга; факторы риска при вступлении в брак.
(не знаю подходит ли для ответа?)
Психоаналитическая теория: Дети испытывают влечение к родителю противоположного пола (эдипов комплекс). Бессознательно и М и Ж могут переносить любовь испытываемую к родителю на своих супругов.
Теория комплиментарных потребностей:Привлекательным для М и Ж оказывается партнер, обладающий чертами, которых у них нет.
Теория «стимул – ценность – роль» основывается на двух важных посылках:
- на каждой ступени развития взаимоотношений партнеров прочность отношений зависит от так называемого равенства обмена (происходит учет плюсов и минусов каждого индивида, каждый человек старается вступить в брак с наиболее привлекательным для себя партнером);
- брачный выбор включает в себя серию последовательных стадий, или фильтров.
Выделяются три стадии: стимул (привлекательность партнера) – ценность (сходство взглядов) – роль (соответствие ролевого поведения избранника своим ожиданиям)
Теория «Фильтров» (взаимозаполнение). Выбор партнера происходит после последоветельного прохождения нескольких фильтров предпологаемым кандидатом. Фильтры: местожительство, гомогамия (из ряда партнеров выбирают 1го схожим по ряду признаков), ценностно – ориентировочное единство, потребностно – мотивационный принцип совпадение базовых потребностей.)
В «круговой теории любви» (Рейс А.) рассматривается четыре стадии:
- установление взаимосвязи (критерий – легкость общения, зависящий от социально-культурных факторов);
- самораскрытие – возникновение доверия, возможность раскрытия себя перед другим;
- формирование взаимной зависимости (на основе чувства необходимости друг другу);
- реализация базовых потребностей личности (в любви, доверии)
-ролевая теория удовлетворенность браком зависит от соответствия ролевых ожиданий партнеров ролевому поведению.
Особенности выбора супруга:
1)Наличие во взаимоотношениях мужчины и женщины первичного влечения и биологической совместимости. (неопределимая внутр.симпатия, в основе которой могут быть такие ясные причины, как восхищение талантом, достигнутым успехом, общественным положением или внешний эстетический идеал)
2)Наличие желаемых личностных черт партнеров. (соц. зрелость, подготовленность к активному участию в жизни об- щества, способность материально обеспечить свою семью. Очень важны и такие качества, как чувство долга и ответс- твенности за семью, самообладание и гибкость)
3) Факторы, оказывающие косвенное воздействие на благополучие супружеской жизни. Очень важно знать, ка- кими были супружеские отношения родителей избранника, каким был семейный уклад, каков материальный уровень се- мьи, какие негативные явления наблюдаются в семье и в характере родителей
Факторы риска:
-непродолжительный срок добрачного знакомства (рекомендуемый психологами срок — 1—1,5 года);
-серьезные ссоры и конфликты во время ухаживания
-отрицательное отношение родителей к данному браку
-ранний брак (до 19 лет),
-откладывание официального оформления отношений (как признак неготовности к принятию на себя ответственности),
-разница в возрасте между супругами более 10 лет (спорно)