Четыре последовательных шага по реализации этой схемы при разрешении семейных конфликтов:
1-й шаг - установить, какая потребность стоит за желаниями другой стороны;
2-й шаг - узнать, в чем разногласия компенсируют друг друга;
3-й шаг - разработать новые варианты решений, наиболее удовлетворяюшие потребности каждого;
4-й шаг - сделать это вместе, явно показывая, что конфликтующие - партнеры, а не противники.
Методы разрешения семейных конфликтов:
- объяснение (спокойный разговор о создавшейся ситуации в корректной форме с выяснением причин проблем и путей их преодоления);
- сглаживание (позволяет снять напряженность, добиться нормальных отношений);
- адекватное реагирование на любую семейную проблему с одновременной тенденцией учиться на чужих ошибках;
- интуитивная (не систематическая) взаимная уступка (уступчивость супругов в сложных и простых ситуациях семейной жизни).
Тактика разрешения семейного конфликта, как правило, предполагает:
- поддержание чувства личного достоинства.
- постоянную демонстрацию взаимного уважения и признательности;
- не акцентировать внимания на ошибках и просчетах своего партнера;
- не упрекать прошлым вообще, в том числе в совершенных ошибках;
- разрешение назревающего конфликта отвлечением на другие безопасные темы, переключение внимания на другие менее конфликтные проблемы;
- сдерживать себя от самообвинений, ревности, мнительности;
- понимание того, что в брачной и семейной жизни в целом необходимы огромное терпение, снисходительность, доброжелательность, внимание и другие положительные качества.
10)Стили семейного воспитания и их влияние на формирование личностных особенностей детей и подростков.
|
Система принципов семейного воспитания:
-дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья;
-родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть и способствовать развитию в нем лучшего;
-воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей;
-диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу семейного воспитания;
-личность самих родителей — идеальная модель для подражания детей;
-воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке;
-все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, должны быть построены на игре.
-оптимизм и мажор — основа стиля и тона общения с детьми в семье.
Два стиля родительского воспитания: демократический и контролирующий.
-Демократический стиль характеризуется следующими параметрами: высокая степень вербального общения между родителями и детьми, включенность детей в обсуждение семейных проблем, успешность ребенка при готовности родителей всегда прийти на помощь, стремление к снижению субъективности в видении ребенка.
-Контролирующий стиль предполагает существенные ограничения поведения ребенка при отсутствии разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер, четкое понимание ребенком смысла ограничений. Требования родителей могут быть достаточно жесткими, но они предъявляются ребенку постоянно и последовательно и признаются ребенком как справедливые и обоснованные.
|
3 типа детей, характер которых соответствует определенным методам воспитательной деятельности их родителей:
1)Авторитетные родители —любят и понимают детей, предпочитая не наказывать, а объяснять, что хорошо, а что плохо, не опасаясь лишний раз похвалить.
Дети авторитетных родителей обычно любознательны, стараются обосновать, а не навязать свою точку зрения, они ответственно относятся к своим обязанностям. Им легче легче удается наладить хорошие отношения со сверстниками.
2) Авторитарные родители- считают, что ребенку не следует предоставлять слишком много свободы и прав, что он должен во всем подчиняться их воле, авторитету.
Дети авторитарных родителей с трудом устанавливают контакты со сверстниками из-за своей постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим. Они подозрительны, угрюмы, тревожны и вследствие этого — несчастны.
3)Снисходительные родители не склонны контролировать своих детей, позволяя им поступать как заблагорассудится, не требуя от них ответственности и самоконтроля.
Дети снисходительных родителей импульсивные, агрессивные дети.