Лидерство как социально-психологический феномен
Выполнила:
студентка 4 курса, группа 45
Суханова Любовь Сергеевна
Проверила: доцент
Курочкина Наталья Васильевна
Нижний Новгород
2015 г.
Содержание.
Введение……………………………………………………………………………………..3
1. Понятие лидерства в социальной психологии…………………………………….4
2. Психологические потребности и мотивы лидера как основа побуждения к действию……………………………………………………………………………..4
3. Теории лидерства в социальной психологии………………………………………5
4. Функции лидера………………………………………………………,..….………..8
5. Восприятие лидера группой………………………………………………………..9
Заключение…………………………………………………………………………………..10
Список использованной литературы……………………………………………………….11
Введение
Проблема лидерства в социальной психологии является одной из наиболее важных и дискуссионных проблем на протяжении сотни лет, по специфике функционирования которой до сих пор нет единого мнения. Феномен лидерства как междисциплинарный привлекает внимание социологов, психологов, политологов и др. своей исключительной значимостью для современного общества. Данная проблема особенно актуальна на данном временном этапе, когда происходит переход к информационному обществу и формируется новая корпоративная культура путём приобретения новых совокупных моделей поведения лидеров в процессе адаптации к внешней среде. Особенно актуальна эта проблема для современного постсоветского пространства - России и стран ближнего зарубежья.
Демократизация этих стран, изменение социально-экономических условий жизни приводит к появлению новых видов групп и группировок, нуждающихся в новых лидерах. И прежнее традиционное руководство также претерпевает изменения в новых условиях. Многие современные исследования лидерства направлены на повышение эффективности новых видов управления в различных сферах общественной жизни.
|
Цель курсовой работы - рассмотреть специфику лидерства как социально-психологического феномена.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
· Изучить теоретические аспекты лидерства, а именно: рассмотреть понятие лидерства в социальной психологии; выявить основные психологические мотивы личности лидера; рассмотреть «Я» концепцию лидера; описать основные теории лидерства; сопоставить феномены лидерства и руководства, изучить основные стили лидерства и их эффективность в ситуационном контексте; рассмотреть функции лидера.
· Изучить социально-психологические особенности формирования лидерства, а именно: гендерные, национальные особенности лидерства. Рассмотреть макиавеллистический тип лидерства, в том числе изучить лидерство во взаимодействии с групповой динамикой (восприятие лидера группой, механизмы выдвижения и свержения лидера).
· Провести исследование «Особенности восприятия характеристик лидера молодёжью».
В курсовой работе последовательно рассмотрены 3 главы. Первая глава посвящена теоретическим аспектам лидерства в социальной психологии Вторая глава рассматривает социально-психологические особенности формирования лидерства, взаимодействие лидера с группой. Третья глава содержит исследование особенностей восприятия лидерства в студенческих группах.
|
Объектом исследования послужило лидерство.
Предметом исследования является лидерство как социально-психологический феномен.
В работе использовались следующие методы научного исследования: сравнение, анализ, синтез, дедукция, индукция.
особенность психология личность лидер группа
Понятие лидерства в социальной психологии
Рассмотрим понятия «лидер» и «лидерство» в справочной литературе.
«Лидер - авторитетный член организации, малой группы или общества в целом, личностное влияние которого позволяет ему играть существенную роль в социальных процессах, ситуациях. Лидерство - один из механизмов интеграции групповой деятельности, когда индивид или часть социальной группы выполняет роль лидера, т.е. объединяет, направляет действия всей группы, которая ожидает, принимает и поддерживает его действия» heatpsy.narod.ru.
«Лидер (от англ. leader -- ведущий, первый, идущий впереди) -- лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия».
«Лидерство - это естественный социально-психологический процесс в группе, построенной на влиянии личного авторитета человека на поведение членов группы. Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним».
Психологические потребности и мотивы лидера как основа побуждения к действию
|
«Поведение любого лидера практически всегда целенаправленно и мотивированно. Существует множество различных личностных потребностей, которые так или иначе связаны с деятельностью лидера. Рассмотрим главные из них.
Потребность во власти. В настоящее время существует немало различных концепций потребности во власти. В западной социальной психологии раньше других появилась концепция Г. Лассуэлла и А. Джорджа, которые рассматривали потребность во власти как средство компенсации травмированной или неадекватной самооценки.
В порядке компенсации лидер старается найти себе сферу деятельности, где он сможет продемонстрировать свою компетенцию и достоинство. Лидер получает социальное пространство, в котором может функционировать достаточно продуктивно и автономно, порой даже агрессивно и самонадеянно, для достижения личного равновесия, поскольку это пространство свободно от вмешательства других.
Впоследствии А. Джордж пошел несколько дальше и предложил более расширенную версию трактовки потребности во власти: власть он стал рассматривать как самодостаточную высшую ценность, что позволило глубже понять мотивацию лидера. Власть при этом подходе выступает не столько как феномен компенсации, сколько как инструмент, позволяющий получить удовлетворение многих других личностных потребностей, таких как потребность в достижении, в уважении, в одобрении, в безопасности, в личной свободе, понимаемой как отсутствие чьей-либо иной доминации над лидером.
Тесно связаны с потребностью во власти такие черты лидера, как стремление доминировать в межличностных отношениях, желание манипулировать людьми (макиавеллизм), убедительность, -- и каждая реализует свойственный ей набор моделей поведения.
Потребность в контроле над событиями и людьми. Эта потребность проявляется в деятельности и поведении лидера как базовая человеческая потребность в контроле внешних сил и событий, влияющих на жизнь людей. Сфера контроля -- это широта жизненного пространства и деятельности, которую лидер ищет для применения своего влияния. Потребность в достижении. Самая характерная черта - стремление к улучшению результатов, настойчивость в достижении поставленных целей, умение добиться своего. Установлена тесная связь между уровнем мотивации достижения и реальным успехом в жизни человека. Доказано, что люди, обладающие высоким уровнем потребностей в достижении, ищут ситуации достижения, а также информацию для суждения о своих успехах. Они уверены в успешном исходе дела, готовы принять на себя ответственность, решительны в неопределенных ситуациях, получают удовольствие от решения интересных задач, не теряются в ситуациях соревнования, конкуренции или борьбы, проявляют большое упорство при встрече с препятствиями, выражено ориентированы на результат.
Потребность в достижении тесным образом связана с уровнем притязаний лидера. Д. Винтер и Л. Карлсон установили, что эта потребность воспитывается во многом родителями, которые являются для будущего лидера высоким эталоном.
Потребность в аффилиации, т.е. в принадлежности к какой-то группе, в получении одобрения. Одно из важных аспектов потребности в аффилиации -- поиск одобрения со стороны других» Социальная психология. Учебное пособие для ВУЗов Р. Мокшанцев, А. Мокшанцева Издательства: Сибирское соглашение, Инфра-М, 2001 г..