Роль уроков-экскурсий и выставочной деятельности в формировании эстетического и нравственного воспитания учащихся




ГУО «Речицкая детская школа искусств Гомельской области»



Разработали
учитель II категории
художественного отделения
Н.И. Пинчук
учитель I категории
художественного отделения
Ю.А. Овчинникова


Речица 2020

Научить видеть вокруг себя, в окружающем реальном мире прекрасное, то что восхищает, призвана система нравственно – эстетического воспитания учащихся. Нравственно – эстетическое воспитание, связано с приобретением необходимого для каждого цивилизованного человека знаний культуры, традиций и искусства своего народа. то есть с формированием знаний о нравственно – ценностных приоритетах.

Данная система воспитания призвана обеспечить формирование творческой личности стремящейся самосовершенствоваться, развиваться, умеющей пользоваться духовными и материальными богатствами общества и высоко ценить их. Для того чтобы эта система оказывала влияние на школьника наиболее эффективно и достигала поставленной цели, которая заключается в том, что система нравственно – эстетического воспитания должна быть целостной, объединяющей все дисциплины, все внеклассные занятия, всю коллективную жизнь обучающихся где каждый предмет имеет свою задачу в формировании нравственной эстетической культуры личности ученика. Процесс этот непрерывен и продолжителен, а результаты его во времени отодвинуты, он творческий и динамичный, поэтому необходимо постоянно в него привносить поправки и дополнения, направленные на его совершенствование.

Воспитание может быть успешным при условии, если оно связано с обучением, приобретением знаний и умений. Воспитание требует определенной системы, планомерно проводимой не только на уроках, но и во всех формах учебной работы с учащимися.

Для достижения целостности процессов обучения и воспитания средства ИЗО подходят наилучшим образом. Этому способствуют как разнообразные виды изобразительной деятельности (рисунок, живопись, композиция, ДПИ, скульптура, история искусств), так и внеклассная, и внешкольная работы – проведение пленэра, участие в воспитательных мероприятиях школьных и городских, участие в конкурсах, посещение художественных выставок, а также организация уроков- экскурсий.

Превратить учебу в увлекательное действие, вовлечь детей в разные виды деятельности, мотивировать их познавательную активность, развивать умения и способности детей позволит такая форма обучения, как урок – экскурсия. На таких занятиях ученики могут установить связь между учебой и реальной жизнью, изучить объекты, явления, процессы в естественной среде.

На уроки-экскурсии переносятся основные задачи учебных экскурсий: обогащение знаний учащихся; установление связи теории с практикой, с жизненными явлениями и процессами; развитие творческих способностей учащихся, их самостоятельности, организованности; воспитание положительного отношения к учению.

Достоинством урока-экскурсии является его эмоциональное воздействие на учащихся. Поэтому внимание должно быть направлено на формирование у учащихся личностного отношения к увиденному.Развивать эмоциональную сферу учеников, разговаривая с ними о прекрасном, о человеческом в человеке через произведения искусства, через диалог с автором произведения и через диалог друг с другом - важнейшая задача учителя.

Увлеченность современных детей мультимедийными технологиями обуславливает недопонимание ими ценности подлинника. С другой стороны, современные дети интуитивно стремятся к интерактивному и креативному взаимодействию с окружающим их миром. Эти факторы должны учитываться педагогами при налаживании коммуникативного процесса с детской аудиторией.

Развитие творческих начал - высшая ступень постижения музейной информации. Развитие творчества предполагает использование потенциала музея и школы для выявления наклонностей и раскрытия творческих способностей личности. В музее имеются особые условия для стимулирования творческого процесса. Наиболее действенные из них - возможность «вхождения » в систему лучших образцов, традиций, примеров культуры прошлого. Особое значение приобретает формирование основ критического мышления на базе восприятия и анализа произведений изобразительного искусства, понимания роли искусства в жизни общества.

 

В нашей школе нравственно – эстетическое воспитание учащихся происходит не только на уроках «истории искусств», но и в организации уроков-экскурсий на различные выставки художников нашего региона и выставки регулярно проводимые в стенах школы искусств, а также, городские выставки, посещения экспозиций музея. Это помогает помнить о культурном прошлом и наследии нашей малой родины, памятниках, архитектуре, живописи.Выставочная деятельность одно из направлений эстетического воспитания детей, где приоритетом является: создание образовательного процесса, направленного на формирование, творчески активной личности, способной к эмоционально – образному восприятию окружающего мира.

Так силами преподавателей художественного отделения нашей школы организована постоянная экспозиция работ легендарного речицкого художника Абрамовича Леонида Павловича. Двадцать лет он преподавал рисование и черчение в школах города, руководил собственной изостудией, объединив вокруг себя талантливых ребят. Многие из которых стали известными художниками, членами союза художников, прославив город и Беларусь. Посещать данную выставку имеют возможность не только учащиеся нашей школы, но и организовывать уроки- экскурсии другие учебные заведения города. Мы очень гордимся этой экспозицией. На ней представлены различные работ автора: индустриальные, городские, сельские пейзажи, портреты. Этот художник исключительный реалист. С большой точностью он показывает особенности традиционной архитектуры двухэтажных домов, пейзажи заводских районов Речицы. Работы покоряют своей самобытностью, удивительной сдержанностью и серебристой палитрой полотен. Творческое наследие Л. Абрамовича радует и покоряет зрителей и сегодня.

Проводя уроки-экскурсии по памятным местам, учащиеся ближе знакомятся с историческими достопримечательностями нашего города: Успенским собором, памятником архитектуры середины 19 века построенным в 1842 году; со Свято-Троицким костелом, архитектурный стиль – неоготика, того же периода, архитектурными строениями старой части города. Дети, вдохновленные после таких экскурсий, создают прекрасные работы на уроках композиции. На таких уроках – экскурсиях учащиеся узнают много нового и интересного. что должен знать каждый образованный человек, о своих знаменитых земляках. Так подойдя к часовне Евфросинии Полоцкой, мы знакомимся ближе с творчеством еще одного знаменитого речицкого художника, кстати ученика Абрамовича Л. П Агуновича Эдуарда Константиновича. Прославившего Родину в своих творческих произведениях. Одно из самых знаменитых Каплица Евфросинии Полоцкой украшает центральную площадь нашего города и родного города автора, стала визитной карточкой Речицы. Это прекрасная каплица один из любимых объектов рисования. Агунович Э.К. человек удивительной судьбы и таланта, член союза художников СССР, заслуженный работник культуры, лауреат государственной премии РБ, речичанин, создавший для своих земляков три памятника. Художник поддерживал самые тесные связи с нашим городом, был участником проводимых выставок, праздничных мероприятиях. Он работал в книжной и станковой графике. Настоящую славу Эдуарду Агуновичу принесло оформление экспозиций музеев самого разного уровня и профиля. С любовью к классикам белорусской литературы им оформлены Литературно – мемориальный музей Якуба Коласа, Янки Купалы в Минске и его филиалы. А литературный музей М. Богдановича в троицком предместье стал одним из самых красивых в белорусской столице.

Речицкая земля славна именами многих известных художников, которыми мы гордимся и имеем возможность постоянно посещать их выставки в Речицком - краеведческом музее и вставочных залах города. Музей является единственным государственным музеем, владеющим подлинными живописными и графическими работами знаменитого белорусского художника, речичанина, Александра Исачева. В фондах музея 25 графических и 5 живописных работ мастера. Первая прижизненная выставка А.Исачева в г. Речице состоялась в 1987 году. Она в одночасье сделала художника известным не только в родном городе, но и во всей Беларуси. У него появились тысячи поклонников. Это событие всколыхнуло художественную жизнь города, помогло многим молодым людям найти себя, открыть в себе способности и приобщиться к искусству.

 

 

19 января 2020 года исполнилось 70 лет, замечательному художнику, преподавателю нашей Школы искусств Виктору Григорьевичу Асипенко. В честь этого события в Речицком краеведческом музее открылась художественная выставка под символичным названием «Спрадвечнае…». В экспозиции выставки представлено 13 живописных работ в жанре пейзаж. В своем творчестве он изображает красоту родной природы, образы современников и тему чернобыльской трагедии. Организовав урок-экскурсию на эту выставку, учащиеся смогли напрямую познакомиться с творчеством своего педагога, которое впечатлило и вдохновило их на творческие работы.

В процессе посещения выставок учащиеся получают разъяснения раскрывающие нравственно-воспитательный смысл содержания произведений изобразительного искусства. Уроки- экскурсии формируют художественный вкус, представляющий собой составляющую процесса воспитания. Формируют устойчивый интерес к культурному наследию.

С 2014 года силами воспитанников и учителей нашего художественного отделения проводится акция памяти жертв ВОВ «Расскажи мне о войне», которая включает в себя документальные, художественно-оформленные истории свидетелей ВОВ, взятых из семейных архивов. Каждый год, в канун празднования дня Великой Победы 9 мая, школа проводит открытие данной выездной выставки. Принимая участие в городском праздновании, выставляются и детские работы на военную тематику - картины показывающие великое прошлое нашей Родины, жизнь и военные подвиги народа, вызывающие глубокие переживания и яркие впечатления. Эта выставка популярна и любима и не оставляет равнодушными никого ни взрослых ни детей.

В этом году наша страна отмечает 75-летие освобождения от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в ВОВ. Весь ноябрь мы проводим внутришкольную акцию «Большая история моей маленькой семьи», сбор материала для новых памятных историй.

Основная идея данных акций и выставок - это объединить поколения и донести через историю каждой семьи всю трагедию войны. У каждой семьи эта история уникальна. Какими бы ни были эти истории - о них надо рассказывать детям, чтобы новое, подрастающее поколение помнило, понимало и дорожило историей своей семьи, своей земли. Тем самым мы воспитываем у учащихся духовный -нравственный, творческий патриотизм, любовь к Родине. Что является основной неотъемлемой частью воспитательной системы.

Наши учащиеся принимают участие и в ежегодной благотворительной акции «Мартовские коты», которая организована совместно с волонтерским движением «Помощь бездомным животным» и проводится в нашей школе. Акция носит благотворительный характер и все собранные средства направлены для лечение и содержание животных, находящихся у волонтеров. Организуется выставка-конкурс тематических, творческих работ учащихся художественного отделения; встреча с волонтерами нашего города; фото-выставка котов, нуждающихся в приюте; концерт учащихся музыкальных отделений; награждение победителей выставки-конкурса. Это всегда празднично, интересно. Дети очень любят эту акцию и с удовольствием в ней учавствуют. И конечно, тут, в полной мере достигаются цели эстетического и нравственного воспитания учащихся.

Выставка-это самая эффектная, зримая форма предъявления достижений, показ результатов, итогов работы ребенка и педагога, обучения и воспитания, это пропаганда и популяризация детского творчества. Выставка является важнейшим средством, стимулом, инструментом в работе с детьми, т.к. сочетает методическую, воспитательную и организационную работу. Участие в такой выставке, как «Мартовские коты» формирует у учащихся правильное мировоззрение, ценностное отношение к живому миру и окружающей среде.

Говоря о роли выставочной деятельности в формировании эстетического и нравственного воспитания, нельзя обойти тематику выставок, в которых воспитанники имеют возможность проявить свою любовь, раскрыть свои чувства к своей «малой родине», к культуре своего народа. Мы должны помнить о своем культурном прошлом, о наших памятниках, языке. Национальные отличия сохранятся, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний.

Именно поэтому родная культура, как мать и отец, должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом порождающим личность.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в котором народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.

Тематика работ, связанных с этнографией, материальной культурой, Народным искусством Беларуси разнообразна: «Народные сказки», «Тематические натюрморты с предметами быта белорусов», «Зарисовки фигуры человека в национальной одежде».

О календарных праздниках и обрядах расскажут выставки, ежегодно проводимые у нас в школе. Весь год наши предки жили заботами о земле и урожае. Сложилась целая система праздников, обрядов, игр, забав, закрепившихся в быту и ставших определенными ориентирами при выполнении сельскохозяйственных работ и во время отдыха в годовом цикле. Зимние праздники – Рождество. Святки, Масленица; весенние - Пасха, Троица; летние - Купалье, Дожинки; осенние - Деды. Все это отражено в работах учащихся нашего отделения на уроках композиции,рисунка,живописи.

Проводя уроки- экскурсии, организуя выставки - важно знакомить детей с народными промыслами, они способны увлечь учащихся национальным изобразительным искусством, воспитывая тем самым уважение к национальному культурному наследию.

Выставка ДПИ включает в себя: декоративные композиции, орнаменты, вытинанки.

5. Современный урок – основная форма сотрудничества учителя и учащихся. Эстетическое воспитание- это организованный, целенаправленный и контролируемый процесс формирования в личности эстетического отношения к действительности, способности к активной творческой деятельности по законам красоты. Развивать эмоциональную сферу обучающихся, разговаривать с ними о прекрасном, о человеческом в человеке через произведения искусства, через диалог с автором произведения и через диалог друг с другом – важнейшая задача учителя.

Такая форма урока, как кино - или теле-экскурсии, интерактивные экскурсии по мировым музеям - являются эффективной формой обучения и воспитания. Использование видеофильмов на уроках помогает развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и прежде всего внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности.

В эпоху развития современных технологий, должно остаться место и время для изучения окружающего на пленэре. Учащиеся, изучая объекты живой природы, получают богатый материал в виде накапливающихся визуальных впечатлений от натуры. У них постепенно возникает потребность в созерцании и неторопливом любовании природой.

Помимо пленэрных уроков-экскурсий по городу, где учащиеся изучают декоративные элементы архитектуры, выполняют наброски и зарисовки городских мотивов, у нас организуются уроки-экскурсии на Конно-спортивный комплекс в деревню Озерщина Речицкого района. Выполнив наброски, зарисовки, этюды с натуры – учащиеся выполняют творческие композиции, к которым они подходят уже более творчески, самостоятельно выбирая сюжет и материалы. Для детей эти уроки - всегда отдушина для свободного творчества, которая воспринимается ими как новая игра, но в то же время содержит в себе богатые педагогические возможности и для развития их интереса к живописи, и для укрепления здоровья, и для проявления творческих способностей. Все это способствует развитию не только общего культурного уровня учащихся, но и личностных качеств, необходимых для самосовершенствования.

Неоценимо воспитательное значение музыки. Учащиеся нашего отделения имеют возможность посещать концерты народных коллективов, прослушивать классические музыкальные произведения. Выплеснув на лист бумаги все свои впечатления и эмоции, учащиеся создают творческие композиции для выставки «Музыка в красках».

Обобщая сказанное, можно заключить, что воспитательная, нравственно – эстетическая цель на уроках-экскурсиях, на уроках живописи, рисунка, композиции, истории искусств и в выставочной деятельности, состоит в приобщении детей ко всем видам, как мирового, так и национального искусства – от архитектуры до живописи, от сказки и музыки до театра. Именно такой должна быть стратегия воспитания личной культуры ребенка как основы его любви к людям и любви к своей Родине. Сейчас важно обратить внимание на возрождение традиций гражданского и патриотического воспитания. Но без эстетического воспитания воспитание нравственное ущербно. Глубокая связь эстетического и этического начала проявляется в жизни человека на каждом шагу: «Ведь прекрасна не только талантливая поэма, симфония, картина. Прекрасны и умная мысль человека, и его разумное деяние, и его благородный поступок. «Мир прекрасного распространяется на все проявления человеческой жизни, эстетика теснейшим образом связана с этикой, с нравственностью человека, с его идейностью. И все глубже в сознании людей входит мысль о неразрывности эстетики и этики. Умную речь назовут в народе «красивой речью», жизнь хорошего человека «красиво» прожитой жизнью, подвиг героя – высшим проявлением «красоты» человеческого духа.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: