Тема «Предмет и задачи педагогики»
План:
1. Понятие «педагогика», объект и предмет педагогики.
2. Задачи и функции педагогики
3. Источники развития педагогики
4. Основные педагогические понятия
5. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками.
-1-
Свое название педагогика получила от греч. слов пайдос - дитя, аго – вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель». Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу. С развитием общества роль педагога существенно изменилась, переосмыслилось и само понятие, оно стало употребляться в более широком смысле для обозначения искусства вести ребенка по жизни – обучать, воспитывать, развивать духовно и физически.
Педагогика – это наука о воспитании человека. Понятие «воспитание» здесь употребляется в самом широком смысле, включая образование, обучение, развитие.
Педагогика – наука о воспитании и обучении человека.
Педагогика – наука о воспитании, образовании, обучении и развитии человека.
Объект педагогики – образование – сфера обучения и воспитания (по П. И. Пидкасистому).
Предмет – закономерности процессов, происходящих в системе отношений, которые формируются в этой сфере (обучения и воспитания) (по П. И. Пидкасистому).
В определении предмета исследования педагогики среди специалистов до сих пор нет единого мнения. В конце XX века ведущей категорией и предметом исследования в педагогике стало образование.
И.П. Подласый считает предметом педагогики воспитательную деятельность, осуществляемую в учебно-воспитательных учреждениях.
|
И.Ф. Харламов уточняет: «Предметом педагогики является исследование закономерностей развития человеческой личности и разработка на этой основе теоретических и методических проблем воспитания как специально организованного педагогического процесса».
Фицула М.Н. – воспитательная деятельность, осуществляемая в образовательных заведениях людьми, уполномоченными на то обществом.
-2-
Задачи педагогики подразделяются на постоянные и временные.
постоянные:
- вскрытие закономерностей воспитания, образования, обучения и управления этими процессами;
- изучение, обобщение практики, опыта педагогической деятельности;
- разработка новых методов, средств, форм обучения, воспитания, управления образовательными структурами;
- прогнозирование развития образовательных систем на ближайшее и отдаленное будущее;
- внедрение результатов педагогических исследований в практику.
Временные задачи: разработка стандартов, учебников, программ. Они возникают в ходе удовлетворения текущих потребностей науки и практики и решаются творческими коллективами.
Задачи педагогики (по П. И. Пидкасистому) – описание, объяснение, прогнозирование явлений и процессов, происходящих в сфере образования.
Функции педагогической науки: общетеоретическая, прогностическая и практическая.
Общетеоретическая функция - теоретический анализ закономерностей педагогического процесса.
Наука описывает педагогические факты, явления, процессы, объясняет, по каким законам, при каких условиях, почему они протекают, делает выводы.
Прогностическая функция – обусловленное (вызванное чем-либо, зависящее от чего-либо) предвидение развития педагогической реальности (какой, например, будет школа будущего, как будет изменяться контингент учащихся и т.п.).
|
На базе научно обоснованного прогноза становится возможным более уверенное планирование. В области воспитания значимость научных прогнозов исключительно велика, ибо по своей природе воспитание обращено в будущее.
Практическая (преобразовательная, прикладная) функция - усовершенствование педагогической практики, разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами.
-3-
Источники развития педагогики:
- многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей;
- религия;
- философские, педагогические и психологические труды;
- текущая мировая и отечественная практика воспитания;
- данные специально организованных педагогических исследований;
- опыт педагогов-новаторов, предлагающих оригинальные идеи, новые подходы, технологии воспитания.
-4-
Основные педагогические понятия
Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения, принято называть также педагогическими категориями. К основным педагогическим категориям относятся воспитание, обучение, образование. Наша наука широко оперирует также общенаучными категориями, такими, как развитие и формирование.
Образование | Результат обучения, в буквальном смысле оно означает формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах. Это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый. |
Воспитание | Целенаправленный и организованный процесс формирования личности. |
Обучение | Специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых. |
Развитие | Процесс качественного и количественного изменения во внутреннем мире, облике человека в результате внешних влияний и его собственной активности; деятельность по достижению такого результата. Процесс количественных и качественных изменений в организме человека. |
Саморазвитие (самовоспитание) | Собственная активность человека в изменении себя, в раскрытии, обогащении своих духовных потребностей, творчества, всего личностного потенциала в процессе естественного физиологического, физического, психического, социального развития. |
Основу обучения составляют знания, умения, навыки (ЗУН), выступающие со стороны преподавателя в качестве исходных (базовых) компонентов содержания, а со стороны учеников - в качестве продуктов усвоения | |
Знания | Отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Освоенная человеком информация, ставшая его достоянием. |
Умения | Готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков. Овладение способами применения знаний на практике |
Навыки | Компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения. Умения доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства |
Формирование | Процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов - экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т.д. |
|
-5-