Название методической разработки: урок открытия «новых» знаний - «Источники звука. Звуковые колебания»
Автор разработки: Канаева Наталья Юрьевна, учитель физики МКОУ СОШ№2 г.Олонца Республика Карелия
| Общая часть | ||||||||||
| Предмет | Класс | Тема урока | ||||||||
| физика | Источники звука. Звуковые колебания. | |||||||||
| Используемая электронная форма учебника | ||||||||||
| Название | Класс | Авторы | ||||||||
| «Физика» | А.В.Пёрышкин, Е.М.Гутник | |||||||||
| Планируемые образовательные результаты | ||||||||||
| Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||||
| Общие: применять знания о звуковых колебаниях при объяснении звуковых явлений; кратко и четко отвечать на вопросы после параграфа; решать качественные задачи на звуковые колебания. Частные: называть диапазон звуковых волн; приводить примеры источников звука; приводить обоснования того, что звук продольная волна; использовать полученные знания в повседневной жизни. | Овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний о звуковых колебаниях, воспринимать. перерабатывать, предъявлять информацию в словесной образной форме; развивать монологическую и диалогическую речь; научиться самостоятельно находить, анализировать и отбирать информацию с использованием интернет – ресурсов и дополнительной литературы при подготовке презентаций. | Сформировать познавательный интерес к звуковым колебаниям; развивать творческие способности и практические умения, самостоятельность в приобретении новых знаний о звуковых явлениях; уметь принимать самостоятельные решения, обосновывать и оценивать результаты своих действий, работать в группе. | ||||||||
| Решаемые учебные проблемы | Основные понятия, изучаемые на уроке | |||||||||
| Рассмотреть звуковые колебания; изучить прибор камертон; познакомить учащихся с ультразвуком и инфразвуком, методом определения расстояния дл объекта с помощью ультразвука – зхолокацией. | Звук, инфразвук, ультразвук, камертон, эхолокация. | |||||||||
| ТСО (оборудование) | Средства ИКТ (ЭФУ, программы, приложения, ресурсы сети Интернет) | |||||||||
| 1.Камертон с резиновым молоточком 2.Лабораторные подносы с различными источниками звука 3.Рабочая тетрадь к учебнику А.В.Пёрышкина «Физика. 9 класс» авторов В.А.Касьянов, В.Ф.Дмитриева. 4.Рабочая тетрадь к учебнику А.В.Пёрышкина «Физика. 9 класс» авторов Е.М.Гутник | 1. Электронный учебник А.В.Пёрышкин, Е.М.Гутник «Физика. 9 класс» издательство «Дрофа» 2. Сайт «Класс!ная физика» 3. Ноутбуки (по числу обучающихся) 4.Наушники к ноутбуку 5.Интерактивная доска 6.Мультимедийный проектор | |||||||||
| Модель применения ЭФУ на уроке (фронтальная работа, смена рабочих зон, 1:1) | ||||||||||
| 1 ученик – 1 компьютер | ||||||||||
| Организационная структура урока | ||||||||||
| № | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Длительность этапа (мин) | ||||||
| Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. | Рассмотрите картинку на странице флипчарта (1 страница). Как думаете, о чём у нас сегодня пойдёт разговор?
(2 страница флипчарта) вернее о звуковых волнах. Это тема урока.
Мир, в котором мы живем, полон всевозможных звуков. Наш мир даже научился воспроизводить их, чтобы приманивать птиц и зверей. Шелест листвы, раскаты грома, шум морского прибоя, свист ветра, звериное рычание, пение птиц... Эти звуки слышал еще древний человек. Мы живем в мире звуков, которые позволяют нам получать информацию о том, что происходит вокруг.
Мир звуков так многообразен, Богат, красив, разнообразен, Но всех нас мучает вопрос:
Откуда звуки возникают? Что слух наш всюду услаждают? Пора задуматься всерьез!
Найти ответы на вопрос?
| О звуке. Запись темы в тетрадь. | 5 минут | |||||||
| Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Какие вопросы возникают у вас по теме разговора?
Наука о звуке называется акустика, а звуковые явления часто называют акустическими.
Акустика подразделяется на:
(3 страница флипчарта)
физическую – изучает природу звуковых колебаний;
физиологическую – изучает орган слуха, его устройство и действие;
архитектурную – изучает распространение звука в помещении;
музыкальную – изучает наилучшие условия звучания музыкальных инструментов.
(4 страница флипчарта):
Звук – это механические колебания определённого диапазона – от 16 Гц до 20 кГц.
(5 страница флипчарта):
Звуки начали изучать ещё в далёкой древности. Первые наблюдения по акустике были проведены в VI веке до нашей эры. Пифагор установил связь между высотой тона и длиной струны или трубы издающей звук.
В IV в. до н.э. Аристотель первый правильно представил, как распространяется звук в воздухе. Он сказал, что звучащее тело вызывает сжатие и разрежение воздуха и объяснил эхо отражением звука от препятствий.
В XV веке Леонардо да Винчи сформулировал принцип независимости звуковых волн от различных источников.
| Высказывают свои предположения: - как звук получается? - какие существуют источники звука? - что такое звук? и т.п. | 7 минут | |||||||
| Этап выявления места и причины затруднения. | Разберёмся теперь с источниками звука. У вас на столах лабораторные подносы с различными телами (погремушка, металлическая линейка, леска, игрушечный барабан, музыкальный бубен и т.п.). Рассмотрите их и выясните, что их объединяет. Делаем вывод, какие тела являются источниками звука? Убедимся в этом на простых опытах: Работа с электронным учебником: Рассмотрите рисунок № 74 на странице 3 127, прочитайте 3 абзац и просмотрите 1 видеофрагмент. Рассмотрите рисунок № 75 на странице № 128, прочитайте 4 абзац и просмотрите 2 видеофрагмент: | Все тела издают звуки, т.к. сами или их части совершают колебательное движение.
Источниками звука являются колеблющиеся тела. Открываем электронный учебник § 30 страница 127 и «Рабочую тетрадь» В.А. Касьянова: делаем запись в задании № 1 страница 100 (первые две строки):
Работа с ЭФУ на компьютере:
Рассматривают рисунок № 74 на странице № 127;
читают 3 абзац параграфа № 30
и просматривают 1 видеофрагмент по ссылке:
Рассматривают рисунок № 75 на странице № 128,
читают 4 абзац и
просматривают 2 видеофрагмент:
| 5 минут | |||||||
| Этап построения проекта выхода из затруднения. | На демонстрационном столе находится физический прибор:
Знаком ли кто с ним?
Рассмотрите рисунок № 76 на странице № 128, вторую часть 2 видеофрагмента и прочитайте 5 и 6 абзацы параграфа:
Кто желает повторить опыт с камертоном и бусинкой?
|
Учащиеся музыкальной школы, как правило, отвечают: это камертон, дающий чистые музыкальные звуки.
Рассматривают рисунок № 76 на странице № 128:
просматривают вторую часть 2 видеофрагмента:
читают 5 и 6 абзацы параграфа:
Выполнение опыта по рисунку № 76 на демонстрационном столе:
| 10 минут | |||||||
| Этап реализации построенного проекта. | Итак, опытным путем мы установили, что любое колеблющееся тело является источником звука. Какой вид механических колебаний при этом происходит? Определить это возможно также опытным путём: рассмотрите рисунок № 77 на странице № 129, прочитайте 7 абзац параграфа и просмотрите 3 видеофрагмент. Итак, какое колебание совершают ножки звучащего камертона? |
Рассматривают рисунок № 77 на странице № 129:
читают 7 абзац параграфа:
и просматривают 3 видеофрагмент:
Каждая ветвь звучащего камертона совершает гармонические колебания.
| 6 минут | |||||||
| Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Какие бывают источники звука?
Рассмотрите 6 страницу флипчарта где расположены различные источники звука:
Рассмотрите картинки и распределите источники звука по одинаковым признакам.
|
На интерактивной доске с помощью электронного маркера, используя команду «выделить», сортируют источники на 2 группы – естественные и искусственные источники:
Делают вывод: 7 страница флипчарта:
| 5 минут | |||||||
| Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Есть один очень интересный источник звука на Земле, который можно отнести и к одной и другой группе. Находится он в Англии. Познакомьтесь с ним, используя «Инструкцию». Известно ли вам как кошки предсказывают землетрясение? В истории известно немало случаев, когда накануне землетрясений или извержений вулканов кошки без колебаний покидали своих хозяев, уходили из города и возвращались лишь после катастрофы. Судя по многочисленным наблюдениям, перед стихийным бедствием кошки возбуждены, их шерсть взъерошена, уши прижаты. Они громко и без видимой причины мяукают, дрожат, прячутся, просятся из дома, а иногда впадают в оцепенение. Причиной того являются неслышимый человеком, но воспринимаемый кошкой инфразвук. Известны ли вам еще, какие примеры из животного мира, связанные с неслышимыми звуками? Допишите в «Рабочей тетради» задание №1 на странице № 101. Много интересного в мире звуков. В качестве домашнего задания предлагаю выполнить творческую работу: Подготовить реферат по выбранной теме: 1. Музыкальные звуки. 2. Инфразвук - учёт и использование. 3. Ультразвук – учёт и использование. 4. Шум и его последствия. 5. Звуки природы. 6. Звуки в технике. Составить презентацию, сопровождающую содержание реферата. | Работа на компьютере с использованием «Инструкции».
8 страница флипчарта:
9 страница флипчарта - летучие мыши, киты, медузы и дельфины:
| 3 минуты | |||||||
| Этап включения в систему знаний и повторения | С одним использованием ультразвука в мореплавании познакомьтесь в учебнике на странице № 130, рассмотрев рисунок № 78 и прочитав последний абзац параграфа.
С использованием формулы эхолокации решить задачи № 30.2., 30.3. в «Рабочей тетради» Е.М. Гутник на странице 101.
(10 страница флипчарта):
| Рассматривают рисунок № 78 на странице № 130:
Читают последний абзац параграфа:
Решение задач:
Запись домашнего задания:
1.§ 30,
2. на сайте «Класс!ная физика»:
https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4782a1d7-fe5c-452b-8b1e-8c8fb4039f39/9_27.swf - слайд-шоу «Образование звука при полете насекомого»
2. упражнение № 28 страница № 131
| 2 минуты | |||||||
| Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | В завершении наших исследований давайте представим себя музыкальным инструментом (11 страница флипчарта):
Используя смайлики, расставьте к тому инструменту, звук которого вам близок.
| 2 минуты | ||||||||
«Инструкция».
1. Прочитайте текст «4 элемент Panopticons – Singins Ringing Tree»: На территории британского графства Ланкашир установлена уникальная скульптура. Она выполнена из металлических труб причудливо сплетенных в виде дерева, которое скрутил какой-то сказочный ураган. Однако это не простая скульптура, потому что она является неким подобием органа, который озвучивает массы налетающего на нее воздуха и ветра. Звуки, которые издает этот уникальный орган, немного устрашают и представляют собой смесь гула, свиста и звуков флейты. В результате эту скульптуру можно смело назвать музыкальным инструментом, на котором играет сама природа. Направление ветра всегда меняется и периодически проходит через различные слои труб, поэтому скульптура всегда издает разные мелодии. Посещать необычную скульптуру лучше в обычный и не особо ветреный день. Именно тогда этот необычный орган издаёт переливчатые и мягкие звуки и гармонирует с окружающей природой. Создали эту необычную скульптуру Анна Лю и Майк Тонкин. Они назвали ее Singing Ringing Tree и она стала четвертым элементом грандиозного проекта, который называется Panopticons. Этот проект призван популяризировать среди местных жителей прогулки на природе и на привлечение в маленькие британские города туристов.
2. Просмотрите видеофрагмент «Дерево – орган» https://www.youtube.com/watch?v=wBqHjiicvjM
(2 страница флипчарта) вернее о звуковых волнах. Это тема урока.
Мир, в котором мы живем, полон всевозможных звуков. Наш мир даже научился воспроизводить их, чтобы приманивать птиц и зверей. Шелест листвы, раскаты грома, шум морского прибоя, свист ветра, звериное рычание, пение птиц... Эти звуки слышал еще древний человек. Мы живем в мире звуков, которые позволяют нам получать информацию о том, что происходит вокруг.
Мир звуков так многообразен, Богат, красив, разнообразен, Но всех нас мучает вопрос:
Откуда звуки возникают? Что слух наш всюду услаждают? Пора задуматься всерьез!
Найти ответы на вопрос?
(3 страница флипчарта)
физическую – изучает природу звуковых колебаний;
физиологическую – изучает орган слуха, его устройство и действие;
архитектурную – изучает распространение звука в помещении;
музыкальную – изучает наилучшие условия звучания музыкальных инструментов.
(4 страница флипчарта):
Звук – это механические колебания определённого диапазона – от 16 Гц до 20 кГц.
(5 страница флипчарта):
Звуки начали изучать ещё в далёкой древности. Первые наблюдения по акустике были проведены в VI веке до нашей эры. Пифагор установил связь между высотой тона и длиной струны или трубы издающей звук.
В IV в. до н.э. Аристотель первый правильно представил, как распространяется звук в воздухе. Он сказал, что звучащее тело вызывает сжатие и разрежение воздуха и объяснил эхо отражением звука от препятствий.
В XV веке Леонардо да Винчи сформулировал принцип независимости звуковых волн от различных источников.
Работа с ЭФУ на компьютере:
Рассматривают рисунок № 74 на странице № 127;
читают 3 абзац параграфа № 30
и просматривают 1 видеофрагмент по ссылке:
Рассматривают рисунок № 75 на странице № 128,
читают 4 абзац и
просматривают 2 видеофрагмент:
На демонстрационном столе находится физический прибор:
Знаком ли кто с ним?
Рассмотрите рисунок № 76 на странице № 128, вторую часть 2 видеофрагмента и прочитайте 5 и 6 абзацы параграфа:
Кто желает повторить опыт с камертоном и бусинкой?
просматривают вторую часть 2 видеофрагмента:
читают 5 и 6 абзацы параграфа:
Выполнение опыта по рисунку № 76 на демонстрационном столе:
Рассматривают рисунок № 77 на странице № 129:
читают 7 абзац параграфа:
и просматривают 3 видеофрагмент:
Каждая ветвь звучащего камертона совершает гармонические колебания.
Рассмотрите картинки и распределите источники звука по одинаковым признакам.
Делают вывод: 7 страница флипчарта:
9 страница флипчарта - летучие мыши, киты, медузы и дельфины:
Рассматривают рисунок № 78 на странице № 130:
Читают последний абзац параграфа:
Решение задач:
Запись домашнего задания:
1.§ 30,
2. на сайте «Класс!ная физика»:
https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4782a1d7-fe5c-452b-8b1e-8c8fb4039f39/9_27.swf - слайд-шоу «Образование звука при полете насекомого»
2. упражнение № 28 страница № 131
Используя смайлики, расставьте к тому инструменту, звук которого вам близок.