Методическая разработка урока с использованием ЭФУ (технологическая карта)




Название методической разработки: урок открытия «новых» знаний - «Источники звука. Звуковые колебания»

Автор разработки: Канаева Наталья Юрьевна, учитель физики МКОУ СОШ№2 г.Олонца Республика Карелия

Общая часть
Предмет Класс Тема урока
физика   Источники звука. Звуковые колебания.
Используемая электронная форма учебника
Название Класс Авторы
«Физика»   А.В.Пёрышкин, Е.М.Гутник
Планируемые образовательные результаты
Предметные Метапредметные Личностные
Общие: применять знания о звуковых колебаниях при объяснении звуковых явлений; кратко и четко отвечать на вопросы после параграфа; решать качественные задачи на звуковые колебания. Частные: называть диапазон звуковых волн; приводить примеры источников звука; приводить обоснования того, что звук продольная волна; использовать полученные знания в повседневной жизни.   Овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний о звуковых колебаниях, воспринимать. перерабатывать, предъявлять информацию в словесной образной форме; развивать монологическую и диалогическую речь; научиться самостоятельно находить, анализировать и отбирать информацию с использованием интернет – ресурсов и дополнительной литературы при подготовке презентаций. Сформировать познавательный интерес к звуковым колебаниям; развивать творческие способности и практические умения, самостоятельность в приобретении новых знаний о звуковых явлениях; уметь принимать самостоятельные решения, обосновывать и оценивать результаты своих действий, работать в группе.
Решаемые учебные проблемы Основные понятия, изучаемые на уроке
Рассмотреть звуковые колебания; изучить прибор камертон; познакомить учащихся с ультразвуком и инфразвуком, методом определения расстояния дл объекта с помощью ультразвука – зхолокацией. Звук, инфразвук, ультразвук, камертон, эхолокация.
ТСО (оборудование) Средства ИКТ (ЭФУ, программы, приложения, ресурсы сети Интернет)
1.Камертон с резиновым молоточком 2.Лабораторные подносы с различными источниками звука 3.Рабочая тетрадь к учебнику А.В.Пёрышкина «Физика. 9 класс» авторов В.А.Касьянов, В.Ф.Дмитриева. 4.Рабочая тетрадь к учебнику А.В.Пёрышкина «Физика. 9 класс» авторов Е.М.Гутник   1. Электронный учебник А.В.Пёрышкин, Е.М.Гутник «Физика. 9 класс» издательство «Дрофа» 2. Сайт «Класс!ная физика» 3. Ноутбуки (по числу обучающихся) 4.Наушники к ноутбуку 5.Интерактивная доска 6.Мультимедийный проектор
Модель применения ЭФУ на уроке (фронтальная работа, смена рабочих зон, 1:1)
1 ученик – 1 компьютер
Организационная структура урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Длительность этапа (мин)
  Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. Рассмотрите картинку на странице флипчарта (1 страница). Как думаете, о чём у нас сегодня пойдёт разговор? (2 страница флипчарта) вернее о звуковых волнах. Это тема урока.   Мир, в котором мы живем, полон всевозможных звуков. Наш мир даже научился воспроизводить их, чтобы приманивать птиц и зверей. Шелест листвы, раскаты грома, шум морского прибоя, свист ветра, звериное рычание, пение птиц... Эти звуки слышал еще древний человек. Мы живем в мире звуков, которые позволяют нам получать информацию о том, что происходит вокруг. Мир звуков так многообразен, Богат, красив, разнообразен, Но всех нас мучает вопрос: Откуда звуки возникают? Что слух наш всюду услаждают? Пора задуматься всерьез! Найти ответы на вопрос? О звуке.   Запись темы в тетрадь.   5 минут
  Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Какие вопросы возникают у вас по теме разговора?     Наука о звуке называется акустика, а звуковые явления часто называют акустическими. Акустика подразделяется на:   (3 страница флипчарта) физическую – изучает природу звуковых колебаний; физиологическую – изучает орган слуха, его устройство и действие; архитектурную – изучает распространение звука в помещении; музыкальную – изучает наилучшие условия звучания музыкальных инструментов. (4 страница флипчарта): Звук – это механические колебания определённого диапазона – от 16 Гц до 20 кГц. (5 страница флипчарта):   Звуки начали изучать ещё в далёкой древности. Первые наблюдения по акустике были проведены в VI веке до нашей эры. Пифагор установил связь между высотой тона и длиной струны или трубы издающей звук. В IV в. до н.э. Аристотель первый правильно представил, как распространяется звук в воздухе. Он сказал, что звучащее тело вызывает сжатие и разрежение воздуха и объяснил эхо отражением звука от препятствий. В XV веке Леонардо да Винчи сформулировал принцип независимости звуковых волн от различных источников. Высказывают свои предположения: - как звук получается? - какие существуют источники звука? - что такое звук? и т.п.     7 минут
  Этап выявления места и причины затруднения. Разберёмся теперь с источниками звука. У вас на столах лабораторные подносы с различными телами (погремушка, металлическая линейка, леска, игрушечный барабан, музыкальный бубен и т.п.). Рассмотрите их и выясните, что их объединяет. Делаем вывод, какие тела являются источниками звука?   Убедимся в этом на простых опытах: Работа с электронным учебником: Рассмотрите рисунок № 74 на странице 3 127, прочитайте 3 абзац и просмотрите 1 видеофрагмент.   Рассмотрите рисунок № 75 на странице № 128, прочитайте 4 абзац и просмотрите 2 видеофрагмент:   Все тела издают звуки, т.к. сами или их части совершают колебательное движение.     Источниками звука являются колеблющиеся тела. Открываем электронный учебник § 30 страница 127 и «Рабочую тетрадь» В.А. Касьянова: делаем запись в задании № 1 страница 100 (первые две строки): Работа с ЭФУ на компьютере: Рассматривают рисунок № 74 на странице № 127; читают 3 абзац параграфа № 30 и просматривают 1 видеофрагмент по ссылке:     Рассматривают рисунок № 75 на странице № 128, читают 4 абзац и просматривают 2 видеофрагмент:     5 минут
  Этап построения проекта выхода из затруднения. На демонстрационном столе находится физический прибор:   Знаком ли кто с ним?     Рассмотрите рисунок № 76 на странице № 128, вторую часть 2 видеофрагмента и прочитайте 5 и 6 абзацы параграфа:     Кто желает повторить опыт с камертоном и бусинкой?       Учащиеся музыкальной школы, как правило, отвечают: это камертон, дающий чистые музыкальные звуки.   Рассматривают рисунок № 76 на странице № 128:   просматривают вторую часть 2 видеофрагмента:     читают 5 и 6 абзацы параграфа:   Выполнение опыта по рисунку № 76 на демонстрационном столе:   10 минут
  Этап реализации построенного проекта. Итак, опытным путем мы установили, что любое колеблющееся тело является источником звука. Какой вид механических колебаний при этом происходит? Определить это возможно также опытным путём: рассмотрите рисунок № 77 на странице № 129, прочитайте 7 абзац параграфа и просмотрите 3 видеофрагмент.     Итак, какое колебание совершают ножки звучащего камертона?   Рассматривают рисунок № 77 на странице № 129:   читают 7 абзац параграфа: и просматривают 3 видеофрагмент: Каждая ветвь звучащего камертона совершает гармонические колебания. 6 минут
  Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Какие бывают источники звука? Рассмотрите 6 страницу флипчарта где расположены различные источники звука:     Рассмотрите картинки и распределите источники звука по одинаковым признакам.     На интерактивной доске с помощью электронного маркера, используя команду «выделить», сортируют источники на 2 группы – естественные и искусственные источники: Делают вывод: 7 страница флипчарта: 5 минут
  Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Есть один очень интересный источник звука на Земле, который можно отнести и к одной и другой группе. Находится он в Англии. Познакомьтесь с ним, используя «Инструкцию».   Известно ли вам как кошки предсказывают землетрясение?   В истории известно немало случаев, когда накануне землетрясений или извержений вулканов кошки без колебаний покидали своих хозяев, уходили из города и возвращались лишь после катастрофы. Судя по многочисленным наблюдениям, перед стихийным бедствием кошки возбуждены, их шерсть взъерошена, уши прижаты. Они громко и без видимой причины мяукают, дрожат, прячутся, просятся из дома, а иногда впадают в оцепенение. Причиной того являются неслышимый человеком, но воспринимаемый кошкой инфразвук. Известны ли вам еще, какие примеры из животного мира, связанные с неслышимыми звуками?   Допишите в «Рабочей тетради» задание №1 на странице № 101.   Много интересного в мире звуков. В качестве домашнего задания предлагаю выполнить творческую работу: Подготовить реферат по выбранной теме: 1. Музыкальные звуки. 2. Инфразвук - учёт и использование. 3. Ультразвук – учёт и использование. 4. Шум и его последствия. 5. Звуки природы. 6. Звуки в технике. Составить презентацию, сопровождающую содержание реферата. Работа на компьютере с использованием «Инструкции».   8 страница флипчарта: 9 страница флипчарта - летучие мыши, киты, медузы и дельфины: 3 минуты
  Этап включения в систему знаний и повторения С одним использованием ультразвука в мореплавании познакомьтесь в учебнике на странице № 130, рассмотрев рисунок № 78 и прочитав последний абзац параграфа.   С использованием формулы эхолокации решить задачи № 30.2., 30.3. в «Рабочей тетради» Е.М. Гутник на странице 101. (10 страница флипчарта): Рассматривают рисунок № 78 на странице № 130:     Читают последний абзац параграфа: Решение задач: Запись домашнего задания: 1.§ 30, 2. на сайте «Класс!ная физика»: https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4782a1d7-fe5c-452b-8b1e-8c8fb4039f39/9_27.swf - слайд-шоу «Образование звука при полете насекомого» 2. упражнение № 28 страница № 131   2 минуты
  Этап рефлексии учебной деятельности на уроке В завершении наших исследований давайте представим себя музыкальным инструментом (11 страница флипчарта):   Используя смайлики, расставьте к тому инструменту, звук которого вам близок.   2 минуты
                     

 

«Инструкция».

1. Прочитайте текст «4 элемент Panopticons – Singins Ringing Tree»: На территории британского графства Ланкашир установлена уникальная скульптура. Она выполнена из металлических труб причудливо сплетенных в виде дерева, которое скрутил какой-то сказочный ураган. Однако это не простая скульптура, потому что она является неким подобием органа, который озвучивает массы налетающего на нее воздуха и ветра. Звуки, которые издает этот уникальный орган, немного устрашают и представляют собой смесь гула, свиста и звуков флейты. В результате эту скульптуру можно смело назвать музыкальным инструментом, на котором играет сама природа. Направление ветра всегда меняется и периодически проходит через различные слои труб, поэтому скульптура всегда издает разные мелодии. Посещать необычную скульптуру лучше в обычный и не особо ветреный день. Именно тогда этот необычный орган издаёт переливчатые и мягкие звуки и гармонирует с окружающей природой. Создали эту необычную скульптуру Анна Лю и Майк Тонкин. Они назвали ее Singing Ringing Tree и она стала четвертым элементом грандиозного проекта, который называется Panopticons. Этот проект призван популяризировать среди местных жителей прогулки на природе и на привлечение в маленькие британские города туристов.

2. Просмотрите видеофрагмент «Дерево – орган» https://www.youtube.com/watch?v=wBqHjiicvjM

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: