Введение
В последние годы вопросы оказания медицинской помощи при различных производственных, транспортных и природных катастрофах стали предметом особого внимания общественности и государственных органов многих развитых стран мира.
В 1971г. Генеральной ассамблей ООН был создан Исполнительный комитет ВОЗ по оказанию помощи при стихийных бедствиях (ЮНДРО). В его составе постоянно функционируют сектор здравоохранения в чрезвычайных ситуациях и оперативная группа по стихийным и другим бедствиям. Постоянные комитеты (отделы) по оказанию чрезвычайной помощи имеются во всех региональных Бюро ВОЗ.
Можно считать, что медицина катастроф, как новое научно-практическое направление в мире, сформировалось в 70-х годах прошлого века. В 1975г. в Женеве создано Международное общество медицины катастроф (МОМК), в которое было принято около 30 государств. В Сан-Марино образован научно-исследовательский центр по медицине катастроф.
80 - 90-е годы прошлого столетия, охарактеризовались в нашей стране не только социальными и экономическими потрясениями, но также тяжелыми антропогенными и природными катаклизмами, которые сопровождались крупным материальным ущербом и значительными человеческими жертвами.
Опыт ликвидации медицинских последствий природных и техногенных катастроф в ряде регионов (Ивановская область, 1984 г., Чернобыльская АЭС, 1986 г., Арзамас, 1988 г., Армения, 1988 г., Уфа 1989 г.) показал слабую готовность медицинского персонала к оказанию медицинской помощи пострадавшим и использованию наиболее эффективных форм и методов работы.
8 февраля 1991 года Министром здравоохранения СССР было утверждено «Положение о службе экстренной медицинской помощи населению страны в чрезвычайных ситуациях». В дальнейшем по предложению Минздрава РФ Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 мая 1994 г. № 420 создана Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК), объединившая соответствующие службы Министерства здравоохранения РФ, Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, Министерства путей сообщения РФ, другие учреждения и формирования исполнительной власти. В постановлении указывается, что сохранение жизни и здоровья населения страны при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС) является важнейшей государственной задачей.
|
В соответствии с этим документом, а также правительственным постановлением от 5 ноября 1995 г. № 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" Правительством РФ 28 февраля 1996 г. принято постановление № 195 "Вопросы Всероссийской службы медицины катастроф", этим постановлением введены в действие: "Положение о Всероссийской службе медицины катастроф" и "Положение о межведомственных координационных комиссиях ВСМК".
Анализ опыта работы с момента организации ВСМК подтвердили государственную важность этого решения и правильность положений, принятых при создании службы. Суть их заключается в том, что ВСМК должна:
-базироваться на государственной системе страны, ее правовых и моральных принципах;
-являться подсистемой Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), иметь вертикальную структуру, включающую федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый уровни;
|
-эффективно взаимодействовать с РСЧС на всех уровнях с учетом приоритетных задач, возложенных на службу;
-функционально объединять силы и средства всех министерств, ведомств, субъектов Российской Федерации, местного и объектового уровней, предназначенных для участия в предупреждении ЧС, ликвидации и уменьшении тяжести их последствий;
-быть универсальной, находиться в постоянной готовности к ликвидации любых по характеру, масштабу и месту возникновения ЧС, иметь жесткую систему управления, четкую структуру по подготовке и организации медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий ЧС, максимально использовать возможности здравоохранения страны.
- Задачи и организационная структура Всероссийской службы медицины катастроф.
Медицина катастроф - отрасль медицины и служба системы здравоохранения, изучающая медицинские последствия природных, техногенных и антропогенных аварий и катастроф, разрабатывающая принципы и организацию их ликвидации, организующая и непосредственно участвующая в выполнении комплекса лечебно-эвакуационных мероприятий, организации санитарно - эпидемиологического надзора и проведении противоэпидемических (профилактических) мероприятий, а также в обеспечении медико – санитарным имуществом в районе (очаге) чрезвычайной ситуации.
Служба медицины катастроф – функциональная подсистема Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), и представляет собой комплекс органов управления, сил и средств, методов управления здравоохранением и технологией оказания экстренной медицинской помощи пораженным в чрезвычайных ситуациях и предназначена для медицинского обеспечения населения в них.
|
Перед Всероссийской службой медицины катастроф стоят следующие основные задачи:
организация и осуществление медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
создание, подготовка и поддержание в высокой степени готовности органов управления, формирований, учреждений и личного состава службы к действиям в чрезвычайных ситуациях;
выявление источников чрезвычайных ситуаций, которые могут сопровождаться неблагоприятными медико-санитарными последствиями, организация постоянного медико-санитарного контроля за ними, проведение комплекса мероприятий по недопущению или уменьшению тяжести их последствий;
прогнозирование и оценка медико-санитарных последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф и своевременное оказание медицинской помощи, эвакуация и лечение пострадавших, восстановление их здоровья с целью быстрейшего возвращения их к нормальному образу жизни, максимального снижения инвалидности и летальности;
разработка, внедрение и совершенствование методов и средств оказания медицинской помощи и лечения населения при чрезвычайных ситуациях;
обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в районах катастроф, предупреждение возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний среди населения в зонах катастроф и территориях, прилегающих к ним;
сохранение здоровья личного состава службы в период ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации, оказание медицинской помощи персоналу спасательных подразделений;
подготовка и повышение квалификации специалистов ВСМК, их аттестация;
разработка методических основ и участие в подготовке населения и спасателей к оказанию первой помощи при чрезвычайных ситуациях;
создание и рациональное использование резервов медицинского имущества для ВСМК, обеспечение экстренных поставок лекарственных средств при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
участие в осуществлении государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций;
создание и рациональное использование резервов финансовых и материально-технических ресурсов;
научно-исследовательская работа по проблемам теории и практики медицины катастроф;
международное сотрудничество.
Организация Всероссийской службы медицины катастроф основывается на общих принципах охраны здоровья и оказания медицинской помощи населению страны и создана с учетом возлагаемых на нее задач и требований «Положения о Всероссийской службе медицины катастроф». В соответствии со структурой Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций ВСМК организуется на пяти уровнях: федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом.
На федеральном уровне служба представлена Всероссийским центром медицины катастроф (ВЦМК) "Защита", который является головным научно-практическим государственным учреждением Минздрава РФ. Создан на базе специализированного центра экстренной медицинской помощи "Защита" Минздрава РФ. Является рабочим органом Федеральной межведомственной координационной комиссии ВСМК и выполняет функции РЦМК Центрального региона РФ, имеет статус Сотрудничающего центра ВОЗ и статус Евроазиатского регионального центра по проблемам МК СНГ.
В его состав входят управление; штаб ВСМК; научно-организационные и научно-исследовательские подразделения; полевой многопрофильный госпитале и бригадами специализированной медицинской помощи постоянной готовности; подразделение экстренной и планово-консультативной медицинской помощи населению; подразделение скорой и неотложной помощи; склад государственного резерва медицинского имущества; кафедра МК; редакционно-издательский отдел; подразделения обеспечения.
В ВСМК также входят: Департамент по санитарно-эпидемиологическому надзору Минздрава России, Федеральный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора со специализированными формированиями и учреждениями Госсанэпидслужбы и федеральное управление «Медбиоэкстрем», Всеармейский центр медицины катастроф; медицинские формирования и учреждения центрального подчинения МО, МВД, МПС России, других федеральных органов исполнительной власти, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, а также клиническими и научными базами.
На региональном уровне служба представлена:
филиалами ВЦМК «Защита» (региональные центры медицины катастроф) с входящими в них штатными формированиями и учреждениями в федеральных округах (Северо-Западный Центральный, Южный, Приволжский, Уральский регион, Сибирский, Дальневосточный), каждый региональный центр подчиняется непосредственно ВЦМК "Защита", а применительно к территории, где расположен, - руководителю территориального звена здравоохранения;
межрегиональными центрами по чрезвычайным ситуациям госсанэпидслужбы в Москве и Новосибирске и центрами госсанэпиднадзора регионального уровня с входящими в них формированиями;
формированиями на региональном уровне Минобороны, МВД, МПС, других министерств и ведомств, предназначенными для участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, а также клиническими и научными базами.
На территориальном уровне служба представлена:
центрами медицины катастроф (с входящими в них штатными формированиями),территориальный центр медицины катастроф подчиняется руководителю территориального звена здравоохранения, а функционально - региональному центру медицины катастроф;
формированиями Минобороны, МВД, МПС, других министерств и ведомств, предназначенными для участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;
центрами госсанэпиднадзора территориального уровня с входящими в них формированиями;
нештатными формированиями ВСМК;
клиническими базами, предназначенными для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и оказания экстренной и консультативной помощи населению.
На местном уровне включает: центры медицины катастроф (там, где они создаются) или станции (подстанции) скорой медицинской помощи (с входящими в них формированиями), выполняющие функции органов управления службы медицины катастроф; центры госсанэпиднадзора в городах и районах, формирующие санитарно-эпидемиологические бригады и группы эпидемиологической разведки; формирования постоянной готовности военно-медицинских учреждений, формирования органов МВД, МПС России, учреждения Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Минздраве России, другие федеральные органы исполнительной власти, участвующие в соответствии с возложенными на них обязанностями в ликвидации ЧС; лечебно-профилактические учреждения, предназначенные для медико-санитарного обеспечения в ЧС.
На объектовом уровне ВСМК представлена соответствующими должностными лицами и медицинскими подразделениями, созданными на каждом объекте народного хозяйства.
ВСМК имеет штатные органы управления и формирования (центры медицины катастроф с входящими в их состав подразделениями постоянной готовности, Всеармейский центр медицины катастроф, медицинские отряды специального назначения Минобороны России и др.), а также нештатные формирования (отряды, бригады, группы), создаваемые на всех уровнях службы на базе медицинских образовательных, научно-исследовательских, лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений. Обеспечение готовности нештатных формирований к работе возлагается на руководителей соответствующих учреждений, при возникновении ЧС они поступают в оперативное подчинение органов управления ВСМК предусматриваемого уровня.
Координация взаимодействия органов управления, формирований и учреждений, входящих в состав ВСМК, возложена на Службу медицины катастроф Минздрава России. Она разрабатывает научно-методические принципы деятельности ВСМК, обеспечивает подготовку, повышение квалификации и аттестацию ее специалистов, создает методические основы для подготовки населения к оказанию первой медицинской помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях, руководит силами и средствами, участвующими в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, планирует медико-санитарное обеспечение населения в зоне катастрофы.
Приоритетная роль Минздрава России в системе ВСМК является закономерной и определяется тем, что указанное ведомство располагает наиболее мощными и развитыми силами и средствами, предназначенными для действий в ЧС. Это нисколько не снижает значимость других министерств и ведомств, прежде всего военно-медицинской службы. В ликвидации медико-санитарных последствий ЧС на ведомственных объектах ведущая роль будет принадлежать созданным на их базах медицинским формированиям.
Сегодня ВСМК имеет более 1050 штатных (госпиталь, отряды, бригады постоянной готовности) и около 8000 нештатных учреждений и подразделений. Работают (или завершается создание) 89 территориальных центров медицины катастроф в краях, областях, районах и городах. В постоянной готовности находится госпиталь ВЦМК "Защита", который может использоваться как хирургическое, токсико-терапевтическое, радиологическое и многопрофильное лечебное учреждение. При центре "Защита" имеется резерв медимущества Минздрава России для чрезвычайных ситуаций. Создается госпиталь при Дальневосточном региональном центре (в Хабаровске), планируется формирование госпиталей (больниц) при других региональных центрах медицины катастроф, а также накопление в регионах запасов медицинского имущества.
Функция федерального уровня службы медицины катастроф в интересах здравоохранения субъектов Российской Федерации остается в основном законодательной и методической. Для решения поставленных задач разработаны и утверждены Положения о взаимодействии службы медицины катастроф Минздрава России с МЧС, о региональных и территориальных центрах медицины катастроф, бригадах специализированной медицинской помощи, о реабилитации участников ликвидации последствий ЧС, аттестации личного состава формирований и учреждений и т.д. Руководство ВСМК доводит положения, содержащиеся в названных документах и периодических изданиях, до широкого круга медицинских работников. Многие документы публикуются в журнале "Медицина катастроф”. Особое внимание уделяется созданию резервов медицинского имущества на случай ЧС. Разработана и частично реализуется методика централизованных закупок для территорий по заявкам и через учреждения Минздрава.
В соответствии с постановлением Правительства руководящими органами ВСМК на всех уровнях (кроме объектовых) являются межведомственные координационные комиссии (МКК) и центры медицины катастроф.
Центры, как правило, представлены администрацией, оперативно-диспетчерским отделом, организационно-методическим отделом, отделом медицинского снабжения, отделом материально-технического обеспечения, научным (научно-методическим), дежурно-диспетчерским подразделениями (орган повседневного управления), оперативной группой управления, клинической базой (госпиталь, больница) с подвижным формированием, бригадой специализированной медицинской помощи постоянной готовности, предназначенной для усиления лечебных учреждений, оказывающих квалифицированную и специализированную медицинскую помощь.
Центры медицины катастроф выполняют функции штабов службы: прогнозируют медико-санитарную обстановку при возможных ЧС, обеспечивают готовность ВСМК своего уровня, организуют и поддерживают взаимодействие, руководят (в соответствии с решением МКК) медико-санитарным обеспечением при ликвидации последствий ЧС. Их дежурно-диспетчерские подразделения (должностное лицо) оснащены средствами связи, оповещения, сбора и обработки информации.
На объектовом уровне управление службой медицины катастроф осуществляется специально назначенными должностными лицами по делам ГО И ЧС.
Межведомственные координационные комиссии: в комиссию федерального уровня (начала работать в 1996 г.) входят (по должности): министр здравоохранения РФ (председатель комиссии), его заместитель (заместитель председателя), президент РАМН (заместитель председателя), председатель Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора РФ (заместитель председателя), директор ВЦМК "Защита", руководители медицинских (медико-санитарных) служб МО, МВД и МПС, председатель центрального комитета Российского общества Красного Креста и др.
Состав региональных комиссий определяется федеральной МКК службы по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов РФ, командованием военных округов, федеральными органами исполнительной власти, участвующими в соответствии с возложенными на них обязанностями в ликвидации ЧС на региональном уровне.
Территориальные комиссии формируются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, гг.Москвы и С.Петербурга, а местных комиссий - органами исполнительной власти и местного самоуправления районов и городов (населенных пунктов). В состав комиссий входят руководители всех медицинских, медико-санитарных, санитарно-профилактических служб, учреждений скорой медицинской помощи, службы крови, органов обеспечения медицинским имуществом и техникой, директора центров медицины катастроф расположенных на соответствующей территории. Комиссии решают все принципиальные вопросы подготовки и организации работы службы. Решения, принимаемые ими, обязательны для всех органов, представленных в комиссиях, а также для организаций, действующих в сфере их ведения. По оперативно-тактическим вопросам ВСМК руководствуется решениями соответствующих комиссий по ЧС.
Председателями межведомственных координационных комиссий, как правило, являются руководители органов здравоохранения Минздрава России соответствующего уровня.
Опыт работы федеральной МКК показал ее значимость как органа управления ВСМК.
Организационно-техническое обеспечение работы комиссий осуществляют соответствующие центры медицины катастроф.
Основным документом, регулирующим деятельность ВСМК, является план медико-санитарного обеспечения населения в ЧС.
План разрабатывается соответствующими штабами службы, согласовывается с членами МКК Службы, подписывается ее председателем, начальником штаба по делам ГО и ЧС и утверждается председателем комиссии по чрезвычайным ситуациям (Главой администрации субъекта РФ). В режиме постоянной готовности необходимо заблаговременно подготовить службу таким образом, чтобы при возникновении ЧС потребовался минимум времени на принятие решения и уточнение задач.
Заседания комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Решения комиссии оформляются протоколом.
2.Основные принципы деятельности ВСМК, режимы функционирования.
К основным принципам деятельности ВСМК следует отнести следующие:
1. Служба медицины катастроф носит государственный и приоритетный характер. Ее государственный характер обеспечивается: постановлениями правительства Российской Федерации единой государственной системы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, соответствующими указами президента и приказами Минздрава РФ, концепцией спасения и защиты населения. Защиту и экстренную помощь населению в чрезвычайных ситуациях важнейшей государственной задачей, а службу медицины катастроф (МК) государственной службой.
Приоритетный характер службы МК среди других, наряду с межведомственной группировкой сил и средств быстрого реагирования гражданской обороны, обеспечивается предоставлением ей представительными и исполнительными структурами, комиссиями по чрезвычайным ситуациям, штабами по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ГОЧС) максимально благоприятных условий для оказания ЭМП при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях. Эти условия гарантируются концепцией спасения и защиты населения, обязательной для органов управления РСЧС всех уровней и подведомственной им силам и средствам спасения и защиты населения России.
2.Российская служба МК организуется по территориально-производственному принципу и представлена трехуровневой структурой: федеральной, региональной и территориальной. В свою очередь, территориальные службы могут строиться по межрайонному (зональному) и муниципальному принципу. На всех уровнях силы и средства службы создаются, исходя из местной экономической базы, прогнозируемой общей и медицинской обстановки, потребностей в них для ликвидации медицинских последствий ЧС, на базе медицинских учреждений здравоохранения и других ведомств, расположенных на административной территории. Всероссийская Служба медицины катастроф является функциональной подсистемой РСЧС.
3. Управление и организация СМК обеспечиваются разумным сочетанием сильногоцентрализованног о управления экстренной медицинской помощью на догоспитальном этапе, медицинской эвакуацией и госпитализацией пострадавших по назначению, оказанием экстренной квалифицированной и специализированной медицинской помощи сдецентрализованным управлением ликвидацией медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций (усиление спасательных отрядов и формирований санитарными дружинами; бригадами скорой медицинской помощи, врачебно-сестринскими бригадами; амбулаторно-поликлиническая помощь легкопострадавшим; медико-санитарное обеспечение непострадавшего населения, временно эвакуируемого из района чрезвычайной ситуации; поквартирные обходы; экстренная йодная и другая профилактика населения; защита больных и персонала учреждений здравоохранения, оказавшихся в районе ЧС и др.).
4. Двухэтапная система организации экстренной медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях. Этот принцип закреплен концепцией спасения и защиты населения страны в чрезвычайных ситуациях. он предусматривает:
проведение в очаге поражения поисково-спасательных работ, ведение разведки, обозначение и оцепления очага; розыск, извлечение (деблокирование пострадавших), оказание им первой помощи, как правило, немедицинским персоналом; вынос, вывоз за пределы очага на временные пункты сбора (ВПС), спасателями поисково-спасательных отрядов, штатных и добровольных аварийно-спасательных служб, входящих в состав сил быстрого реагирования РСЧС, личным составом частей и формирований ГО.
Персональная ответственность за выполнение задач на этом этапе возлагается на председателей комиссии по чрезвычайным ситуациям, начальников территориальных и региональных штабов, центров ГОЧС.
На первом этапе медицинской эвакуации вне воздействия поражающих факторов, препятствующих работе медицинского персонала, осуществляется проведение медицинской сортировки, оказание первой врачебной помощи с элементами квалифицированной, направленной главным образом на поддержание основных витальных функций пострадавших, организация медицинской эвакуации по назначению.
Персональная ответственность за организацию медицинской помощи на первом этапе медицинской эвакуации возлагается на начальника службы МК территории, он же отвечает за усиление бригад скорой медицинской помощи врачебно-сестринскими, фельдшерскими бригадами. За выделение дополнительного автотранспорта для эвакуации пострадавших ответственность возлагается на председателя городской комиссии по чрезвычайным ситуациям.
На втором этапе медицинской эвакуации в учреждениях здравоохранения, расположенных за пределами очага катастрофы, осуществляется массовый прием и оказание экстренной квалифицированной и специализированной медицинской помощи пораженным и лечение их до окончательного исхода (в больницах, центрах и поликлиниках).
Персональная ответственность за выполнение задач второго этапа возлагается на начальников службы МК территорий субъектов РФ.
5. Медицинская сортировка как один из основополагающих принципов своевременного оказания экстренной медицинской помощи населению в чрезвычайных ситуациях. Она является одним из важнейших принципов ЭМП, организационным методом службы, позволяющим обеспечить оказание медицинской помощи пораженным при дефиците медицинских сил. Наличие большого сходства в поражениях населения при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени позволяет службе МК использовать принципы медицинской сортировки из теории и практики военно-полевой доктрины.
6. Эшелонирование и маневр силами и средствами службы медицины катастроф.
Эшелонированное использование сил и средств СМК в подготовительный период и маневр ими при возникновении ЧС - это комплекс организационных мероприятий, обеспечивающих адекватное реагирование службы на крупномасштабные медико-санитарные последствия чрезвычайных ситуаций.
Эшелонирование сил и средств СМК предполагает их распределение (расчленение) по всем звеньям территориальной, региональной и Всероссийской службы по единому замыслу (плану), маневр ими - создание группировки для ликвидации медицинских последствий конкретной прогнозируемой чрезвычайной ситуации.
7. Принцип взаимодействия предусматривает согласование совместных действий по целям, задачам, месту, времени и объему выполняемых задач органов управления, сил и средств службы МК с медицинскими силами заинтересованных министерств и ведомств всех уровней, службами РЧСЧ.
8. Своевременность, непрерывность и эффективность оказания экстренной медицинской помощи. Этот принцип предусматривает спасение жизни и сохранение здоровья максимально возможному количеству пострадавших, сокращение инвалидности и летальности от полученных поражений.
Он обеспечивается:
оптимальными сроками проведения спасательных работ, в т. ч. оказанием первой помощи пострадавшим непосредственно в очаге массовых поражений;
созданием максимально благоприятных условий службе МК для ликвидации медицинских последствий чрезвычайных ситуаций;
постоянной готовностью сил и средств, в первую очередь медицинских сил быстрого реагирования, их мобильностью, надежной системой взаимного оповещения и связи, автоматизированной системой управления и принятия решений на ликвидацию медико-санитарных последствий, активным применением современных технологий, систематическими тренировками и учениями, высоким профессионализмом медицинских работников.
9. Принцип единоначалия при ликвидации медицинских последствий ЧС вытекает из положения о персональной ответственности начальника службы МК, руководителя здравоохранения, соответствующего уровня и обеспечивается предоставлением ему права единолично принимать решения в пределах своей компетенции.
10. Универсальность службы медицины катастроф. Принцип универсальности службы исходит из Положения о службе, один из пунктов которого гласит о том, что Служба МК предназначена для оказания всех видов экстренной медицинской помощи населению, прогнозирования, предупреждения и ликвидации медико-санитарных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, экологических последствий, массовых заболеваний и других видов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
11. Разумная достаточность сил и средств службы МК и экономическая целесообразность.
Принцип разумной достаточности сил и средств СМК исходит из научно-обоснованных величин санитарных потерь населения при наихудших вариантах прогнозируемых чрезвычайных ситуаций и реальных возможностей здравоохранения территории
12.Материальная заинтересованность и правовая ответственность, юридическая и социальная защищенность медицинских и других специалистов службы, участвующих в организации и оказании ЭМП пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.
Правовая ответственность, юридическая и социальная защищенность медицинских и других специалистов службы обеспечивается принятыми и разрабатываемыми основными законодательными актами по правовой деятельности единой государственной системы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, указами Президента, постановлениями правительства РФ, приказами Минздрава РФ, а также договорами с администрацией учреждений здравоохранения.
13. Подготовка населения, а также лиц с профессиями повышенного риска к действиям и оказанию первой помощи в чрезвычайных ситуациях.
Подготовка населения, в т.ч. студентов и учащихся, лиц с профессиями повышенного риска (личный состав частей ГО, ГУВД, пожарной охраны, специальных военизированных и невоенизированных отрядов министерств и ведомств, формирований ГО, штатных, нештатных и общественных аварийно-спасательных служб, авто-мотолюбителей, шоферов профессионалов и т.д.) предусматривает овладение ими правилами поведения и оказания первой помощи в порядке само- и взаимопомощи в чрезвычайных ситуациях. Она организуется штабами ГОЧС с привлечением заинтересованных служб на хозрасчетной основе в соответствии с концепцией спасения и защиты населения РСЧС, разрабатываемыми и действующими в настоящее время основными законодательными актами по правовой деятельности РСЧС.
РЕЖИМЫФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВСЕРОССИЙСКОЙ СЛУЖБЫМЕДИЦИНЫКАТАСТРОФ
Разнообразие возможных чрезвычайных ситуаций, внезапность, трудность заблаговременного прогнозирования места, времени их возникновения и масштабов, необходимость привлечения для ликвидации крупных ЧС многочисленных, различных по профилю и подчиненности сил и средств — эти факторы не позволяют предъявить к РСЧС в целом и ВСМК в частности требование, чтобы из проведения комплекса мероприятий при угрозе ЧС и их возникновении они могли бы успешно решать свои задачи. Такое требование нецелесообразно и нереально. В связи с этим в зависимости от обстановки, масштабов прогнозируемой или возникшей ЧС природного и техногенного характера устанавливаются три режима функционирования РСЧС:
1. Режим повседневной деятельности.
2. Режим повышенной готовности.
3. Режим чрезвычайной ситуации.
Это положение в полной мере относится к подсистемам (службам) РСЧС, в том числе и к Всероссийской службе медицины катастроф.
Режим повседневной деятельности при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий, эпифитотий и пожаров. Очевидно, что при этом режиме четко работает сложившаяся система здравоохранения.
Режим повышенной готовности вводится при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций.
Режим чрезвычайной ситуации объявляется и действует при возникновении и во время ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Режим функционирования РСЧС устанавливается в пределах соответствующей конкретной территории решением соответствующего руководителя органа исполнительной власти (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, организации, объекта). Основные мероприятия, определяющие выполнение назначения упомянутых режимов деятельности ВСМК, и их содержание могут быть представлены следующим образом.