Методические рекомендации студентам заочной формы обучения по освоению дисциплины




Основные формы получения знаний по данному курсу–лекции, семинарско-практические занятия, самостоятельная работа.

Материал курса делится на три раздела:

1.Финансы (организаций) предприятий

2.Формирование и управление финансами организаций (предприятий)

3.Оценка финансового состояния организации (предприятия)

Эти разделы изучаются последовательно в двух семестрах всех форм обучения: очной, очно-заочной, заочной и заочной (выходного дня) форм обучения.

Основной объем часов по изучению дисциплины согласно учебным планам очно-заочной и заочной форм обучения приходится на самостоятельную работу студентов. Самостоятельная работа включает в себя изучение учебной, учебно-методической и специальной литературы, их конспектирование, подготовку к семинарско-практическим занятиям, экзамену, выполнение письменных контрольных работ.

При изучении дисциплины рекомендуется использовать следующие средства:

– рекомендуемую основную и дополнительную литературу;

– методические указания и пособия;

– контрольные задания для закрепления теоретического материала;

– электронные версии федеральных законов, учебников и методических указаний для выполнения практических работ.

Основная специфика заочной формы обучения заключается в том, что наибольший удельный вес в изучении дисциплины приходится на самостоятельное глубокое освоение тем, представленных в учебной программе.

Только в результате самостоятельного труда можно научиться самостоятельному мышлению, выработать собственные убеждения, взгляды и мнения. Поэтому студент должен стремиться проявлять самостоятельность во всем, что приходится делать в ходе учебного процесса: осваивать улучшенный путь решения задачи, делать собственные выводы при изучении дисциплины и т.п.

Для успешного изучения дисциплины студенту следует:

– посещать библиотеки города и университета;

– активно использовать материал, размещенный на Интернет странице МУ им. С.Ю. Витте, в центре дистанционных информационных технологий;

– задавать вопросы преподавателю в ходе занятий, если требуется разъяснение непонятного вопроса.

– самостоятельно дополнять лекционный материал, путем раскрытия вопросов, предложенных преподавателем для самостоятельного освоения тем дисциплины, обозначенных в таблице «Содержание разделов дисциплины».

Порядок подготовки к практическому и (или) семинарскому занятию.

Темы семинарских занятий представлены в тематическом плане проведения занятий для различных форм обучения в разделе №4.

Порядок подготовки к занятию включает несколько этапов.

Во-первых, необходимо внимательно изучить все вопросы и задания, выносимые преподавателем на обсуждение.

Вопросы для подготовки к семинарским и (или) практическим занятиям преподаватель ставит в конце последнего занятия, предшествующего семинарскому и (или) практическому занятию.

Во-вторых, ознакомиться с рекомендациями, содержащимися в учебно-методических материалах по дисциплине.

В-третьих, подобрать необходимую литературу, используя список, предложенный к данной теме, а также литературу, которую преподаватель может рекомендовать дополнительно (журнальные статьи, научные сборники).

В-четвертых, составить конспект ответа на каждый вопрос. Конспект составляется в свободной форме. Однако, рекомендуется оставлять рабочие поля для дополнений, замечаний и др.

Последний этап состоит в проверке уровня своей подготовки, используя, вопросы для самопроверки и тестовые задания, перечень и примеры которых представлены в разделе №7 настоящей программы.

Учитывая дискуссионность многих вопросов изучаемой дисциплины, студенты регулярно должны знакомиться с новой монографической литературой, с периодическими изданиями, где обсуждаются актуальные вопросы. Часть источников, по рекомендации преподавателя, должна быть законспектирована и проработана, часть отрецензирована, часть должна быть вынесена для обсуждения на семинарских занятиях.

 

Методические рекомендации преподавателю по организации

Изучения дисциплины

Преподавание учебной дисциплины осуществляется в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования, с учетом компетентностного подхода к обучению студентов.

Способы и средства обеспечения освоения дисциплины

При изучении дисциплины рекомендуется использовать следующий набор средств и способов обучения:

– рекомендуемая основная и дополнительная литература;

– задания на семинарские и практические занятия (обсуждаемые вопросы, кейс задания, расчетные задачи и др.);

– задания для текущего контроля успеваемости (домашние задания студентам, тестовые задания в рамках электронной системы тестирования);

– вопросы для подготовки к промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины;

– задания к промежуточной аттестации, по итогам освоения дисциплины позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций.

Рекомендации по подготовке к лекциям

Успешное изложение тем дисциплины предполагает планомерную работу над лекционным материалом в течение всего семестра и работу с литературными источниками. При этом в лекционный материал рекомендуется вносить замечания, дополнения, пояснения.

Лекции являются для студента основной формой последовательного изучения учебного материала. Лекции освещают узловые вопросы курса. Основное их назначение – обеспечить изучение основного материала дисциплины, связать его в единое целое. Рекомендуется вести контроль ведения студентами конспектов изучаемого учебного материала, восстановление пропущенных лекции.

Наименование тем лекций и их содержание приведено в разделе №4 программы. Там же указано распределение времени по темам дисциплины.

В начале лекции преподаватель называет тему лекции, основные вопросы, выносимые на лекцию, указывает основную и дополнительную литературу, и главы и параграфы в ней, где изложен материал лекции. После каждого раздела делаются обобщающие выводы и даются указания по самостоятельной работе над материалом лекции (примерные вопросы для самостоятельного изучения материала студентами приведены в таблице на стр. 7-11 РПД). Рекомендуется: тему №2 «Особенности финансов организаций (предприятий) различных организационно-правовых форм» рассмотреть в виде проблемной лекции, где знания вводятся как «неизвестное», которое необходимо «открыть»; тему №4 «Финансовые ресурсы организаций (предприятий) и источники их формирования» провести как лекцию-дискуссию с разбором конкретной ситуации, изложенной в виде учебного фильма.

Рекомендации по подготовке к проведению семинарских (практических) занятий

Семинарские (практические) занятия имеют важнейшее значение для усвоения программного материала. На каждом таком занятии обучающиеся решают практические задачи и демонстрируют результаты выполнения домашнего задания, выданного на предыдущем занятии.

Для максимального усвоения дисциплины рекомендуется письменного опроса (тестирование, решение задач) студентов по материалам лекций и практических работ. Подборка вопросов для тестирования осуществляется на основе изученного теоретического материала. Такой подход позволяет повысить мотивацию студентов при конспектировании лекционного материала.

В качестве методики проведения семинарских или практические занятий целесообразно использовать обсуждение существующих точек зрения на проблематику отраженную соответствующих темах и вопросах занятий, и пути ее решения, подготовку тематических докладов, позволяющих вырабатывать навыки публичных выступлений, а так же способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь. Рекомендуется: обсудить доклады слушателей на тему №6а «Определение источников финансирования и результатов деятельности организаций (предприятий)»; решение комплексных лабораторных задач (Case-study) при рассмотрении темы №8а СПЗ «Применение «методов оздоровления» для финансово-неустойчивого предприятия» с использованием программных продуктов в области финансово-экономических решений.

Кроме того, при проведении практических и семинарских занятий рекомендуется активно использовать компьютерные технологии и программные продукты, установленные в компьютерных аудиториях. Перечень аудиторий с соответствующими программными продуктами представлен в разделе №10 настоящей программы.

Рекомендации по осуществлению контроля знаний обучаемых

Для развития самостоятельности студентов важно, чтобы они осознали необходимость систематической повседневной работы. Для этого рекомендуется разделить учебный процесс на ряд этапов контроля, на каждом из которых учитываются результаты текущей успеваемости студентов и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Это позволит в комплексе оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций в процессе освоения учебной дисциплины.

Одной из форм содействия преподавателей развитию самостоятельности студентов является контроль за их самостоятельной работой. Например, на семинарских занятиях преподаватель выдает студентам задачи для решения их дома, затем проверяет своевременность и правильность решения.

Для подготовки готовности студентов к лекционным и семинарским занятиям используются различные тесты.

Для оценки степени усвоения студентами знаний и определения систематичности их работы должны быть введены контрольные работы.

При разработке заданий для контроля знаний обучаемых необходимо учитывать актуальность формируемого материала, не допуская искажения конъюнктуры в экономических и социальных процессах.

Задания должны базироваться на пройденном материале, который обучаемые изучают как на лекциях, так и в ходе самостоятельной работы.

Проведение текущего контроля, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины, а так же критерии оценки уровня знаний, умений и приобретенных компетенций осуществляется преподавателем на основании содержания раздела №8 настоящей программы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: