Александровский классицизм. Черты стиля, архитекторы (А. Воронихин, А. Захаров, Ж. Тома де Томон), постройки.




АЛЕКСА́НДРОВСКИЙ КЛАССИЦИ́ЗМ — историко-региональный стиль русского искусства начала XIX в. Проявился, главным образом, в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве Петербурга до Отечественной войны 1812 г. Название ввел в обиход художник и историк искусства И. Э. Грабарь в 1912 г. Другие историки архитектуры называют этот неповторимый стиль, следующий за екатерининским классицизмом, либо просто русским классицизмом, либо "высоким классицизмом". Особенности "довоенного" архитектурного стиля самого начала XIX в. с источниками, идеями и деятельностью одного из самых выдающихся русских государей — императора Александра I. Отсюда правильное название стиля.

Возникновение и художественная особенность стиля александровского классицизма состояли в последовательном проникновении вглубь веков: от открытий Геркуланума и Помпей, вдохновлявших художников предшествовавшей эпохи, через изучение Палладио и Витрувия к развалинам древнегреческих храмов Пестума и Сицилии, и, еще далее, вплоть до Египта.
Главным было стремление к наивозможной простоте, ясности, монументальности. Если екатерининский классицизм, по словам знатока русской архитектуры И. Грабаря, «черпал свое вдохновение в формах римского искусства, и эти формы сохраняли свое обаяние и в царствование Павла», то с воцарением Александра I «решающее значение получили формы Древней Греции, притом Греции архаической... VI и V веков. От архаизма греческого был один только шаг до Египта, влияние которого также не замедлило сказаться». В моду входили колонны мощного и строгого дорического ордера храма Посейдона в Пестуме. Главной особенностью архитектуры александровского классицизма стала простота и дажеаскетизм.

Ни одно здание в Петербурге не могло быть построено без личного «апробирования» чертежей самим императором, который прекрасно разбирался в архитектуре. после окончания войны 1812 г., период александровского классицизма в русской архитектуре стал перерастать в русский ампир К. Росси и В. Стасова.

С александровской эпохой связано обновление Петербургской Академии художеств, деятельность ее президента А. Оленина и движение «национального романтизма» по укреплению национальных традиций русского искусства.

Андре́йНики́форовичВорони́хин - русский архитектор и живописец, представитель классицизма, один из основоположников русского ампира. Главным творением Воронихина стал собор в честь иконы Казанской Божией Матери в Санкт-Петербурге. Закладка собора состоялась 27 марта 1801 года, окончены работы были в 1811 году. По случаю освящения храма Воронихин был пожалован орденом Св. Анны второй степени и пенсией.

В числе других работ Воронихина — дом Государственного казначейства, здание Горного института, колоннады и каскад вПетергофе, интерьеры дворцов в Стрельне, Гатчине и Павловске, а также парковые сооружения в этих дворцово-парковых ансамблях.

Зодчий скончался 21 февраля (5 марта по новому стилю) 1814 года в Петербурге. Похоронен на Лазаревском кладбищеАлександро-Невской лавры.

Андрея́н (Адриа́н) Дми́триевичЗаха́ров - русский архитектор, представитель стиля ампир. Создатель комплекса зданий Адмиралтейства в Санкт-Петербурге.

1799-1804- Работы, производимые А. Д. Захаровым в этот период шли по нарастающей сложности задач и раскрытия таланта архитектора. Он работал со всё возрастающими по сложности задачами.

799—1800 Гатчина. Лютеранская церковь Святого Петра

799—1800 Гатчина. Лютеранская церковь Святого Петра

1803—1804. Проект застройки Васильевского острова

Перестройку Васильевского острова в Санкт-Петербурге по проекту Захарова предполагалось выполнить в традициях французской градостроительной школы: единство ансамбля должно было быть достигнуто общим ритмом расстановки зданий и одинаковыми архитектурными деталями. Исполнение проекта должно было привести к перестройке здания Академии наук.

1805—1823 Работа над зданием Адмиралтейства

Жан Тома́ де Томо́н- французский архитектор, рисовальщик, представитель зрелого классицизма, работавший в России.

В 1801 году император Александр I пожелал увеличить и отделать заново Большой театр, выстроенный в Санкт-Петербурге Л. Ф. Тишбейном. Эта задача была возложена на Тома де Томона, и он окончил её в 1805 году блестящим образом, за что получил титул придворного архитектора.

В 1806 году Ж. Ф. Тома де Томон победил в конкурсе на лучший проект мавзолеяПавлу I в Павловске.

старый Одесский оперный театр (1804-1809 гг.)

военный госпиталь (1806-1821 гг.) в Одессе

Монумент Славы в Полтаве в честь столетия Полтавской битвы

фонтаны вдоль дороги из Петербурга в Царское Село (один из них сейчас находится у Казанского собора и еще один - в Московском парке Победы)

Сальный буян (торговые склады) на Неве[3].

Переделывает дом графини А. Г. Лаваль (1805-1810 гг., Санкт-Петербург, Английская набережная, д.4)[4]

В 1813 году, обследуя здание Большого театра, архитектор упал с лесов и вскоре скончался от полученных травм. Его похоронили на Смоленском кладбище в Петербурге[5]. В 1955 году прах инженера и надгробный памятник перенесены в «Некрополь XVIII века» на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

 

24. Особенности русского ампира петербургского. Ансамбли К. Росси в Петербурге.

 

Отличительные черты и особенности архитектуры русского петербургского ампира:

1. Смелость и широта пространственных и ансамблевых решений. Подчиненность объемно-планировочного решения здания идее целостного ансамбля. Только в творчестве Росси первоначальная идея регулярной планировки Петербурга получила, наконец, свое воплощение. Петербург и сегодня благодаря ансамблям Росси ассоциируется прежде всего с образом имперского, ампирного города.

2. Ориентация на римскую классику. Декоративные мотивы петербургского ампира включают элементы древнеримского военного снаряжения: легионерские знаки с орлами, связки копий, щитов, пучков стрел, ликторских топоров. Наиболее яркими примерами ориентации архитекторов на римскую классику стали — здание Главного штаба на Дворцовой площади К.И.Росси, Александровская колонна О.Монферрана, Нарвские и Московские триумфальные ворота, здание Павловских казарм В.П.Стасова.

3. Державный, имперский колорит: желто-белый с использованием черного цвета в декоративных элементах.. Это новая, более контрастная и по-своему выразительная система цветовых отношений.

4. Особая выразительность скульптуры и барельефов на фоне гладких стен, диктовавшаяся укрупнением и монументальностью архитектурных форм.

Наиболее грандиозные ансамбли Петербурга 1820-1830-х годов были связаны с именем К.И. Росси, чей метод в значительной степени был противоположен более традиционному методу вхождения вновь возводимых построек в сложившуюся городскую застройку.

Для творчества К.И. Росси характерен истинно русский размах. Тринадцать площадей и двенадцать улиц в центре Петербурга построены по его проектам.

• Дворцово-парковый ансамбль Елагина острова 1818-1824

Новый ансамбль был задуман зодчим Росси как асимметричная, свободная и широкая композиция, в основу которой было положено сочетание архитектуры и живописного пейзажа. В композиции дворца, в двух его основных фасадах применена трехчастная схема с единым большим ордером в центре и ризалитах, что свидетельствует о желании автора масштабно выделить здание, соотнеся его с крупным пространством. Все здания расположились среди зелени окружающего их парка свободно, без строгой системы, подчеркивая этим живописность общей композиции острова.

• Ансамбль Дворцовой площади завершение 1818-1823

В проекте по реконструкции Дворцовой площади К.И.Росси сохранил предложенную А.В.Квасовым криволинейную форму южной части площади и спроектировал здесь два громадных корпуса, соединенные аркой. К.И.Росси с блестящим мастерством и тактом сумел согласовать архитектуру новых зданий с совершенно иными по характеру барочными формами Зимнего дворца. Росси умело вписал рядом с барочным Зимним Дворцом здание Главного Штаба. Последний штрих в ансамбль Дворцовой площади был внесен в 1845-1846 годах, когда по проекту архитектора И.Д. Черника построили дом Вольного экономического общества. В центре площади была воздвигнута Александровская колонна — монумент, посвященный победе в Отечественной войне 1812 года по проекту О. Монферрана. Колонну венчает фигура ангела с крестом, попирающего змеюБ.И. Орловский.

• Ансамбль Сенатской площади завершение 1829-1834

Николай I распорядился построить новое здание для Сената, и чтобы проект готовили по образцам Главного штаба. В августе 1829 года состоялась закладка нового здания Сената, спроектировано К.И. Росси. Годом позже на соседнем участке началось в соответствии с его же проектом возведение и здания Синода. В середине XIX века в ансамбль Сенатской площади вошло еще одно грандиозное здание, которому была отведена значительная роль в композиции всего классического центра Петербурга, — Исаакиевский собор 1818, Огюст Монферран. Центральный купол делает здание похожим на одноглавые храмы западного типа. Собор — памятник времени переходного от классицизма к эклектике.

• Ансамбль Михайловского дворца 1818-1839

Недалеко от Михайловского замка, с южной стороны Марсова поля К.И. Росси было поручено возвести дворец для великого князя Михаила Павловича — младшего сына Павла I. Разрабатывая проект дворца, Росси задумал создать обширный ансамбль, который стал выдающимся градостроительным произведением. Контраст в разработке двусторонней ориентации городского дворца традиционного усадебного типа развит в масштабе единой композиции крупной городской зоны. Прямоугольная площадь перед дворцом пл. Искусств воспринимается в определенной мере как развитие четкой формы курдонера парадного двора перед дворцом. С противоположной стороны дворца зодчий многое сделал, чтобы объединить в свободно спланированном, но целостном пространстве и Михайловский дворец, и пластичный объем Главных придворных конюшен, и композицию Инженерного замка. По предложению Росси, были засыпаны рвы, окружавшие замок, что способствовало зрительному объединению территории с Михайловским парком. Здания, образовавшие вместе с Михайловским дворцом единый ансамбль, сооружались разными архитекторами. В 1834-1839 годах на Михайловской площади было возведено здание Дворянского собрания.

Ансамбль Михайловского Инженерного замка реконструкции 1832-1836

При проектировании ансамбля Михайловского дворца в поле зрения К. Росси оказалась территория, прилегавшая к Михайловскому замку. Генеральный план этой территории был утвержден в феврале 1823 года. Зодчий реконструировал на пересечении Большой Итальянской и Караванной улиц треугольную в плане площадь, которая позже получит название Манежной. Важное градостроительное значение приобрела аллея, созданная между экзерциргаузом и конюшенным корпусом. Она формировала эффектную панораму с главным фасадом Михайловского замка вдали и выполняла роль пространственной связи с Манежной площадью, Караванной улицей и Невским проспектом.

Ансамбль Александринского театра 1817-1834

К началу XIX века территория, расположенная между Аничковым и Воронцовским дворцами на Садовой улице, оставалась совершенно не организованной. На ней возвышался деревянный театр Казасси, перестроенный в 1801 году В. Бренной из паркового павильона и отличавшийся невыразительной внешностью. Первые наброски проекта ансамбля были сделаны К. И. Росси в 1816 году, а последние чертежи, относящиеся к отделке зрительного зала театра, датированы 1849 годом. Первыми осуществленными частями ансамбля стали два павильона построенные в 1817-1818 г. Основной замысел театрального ансамбля сформировался к 1827 году. Важнейшим элементом пространственной организации стала большая прямоугольная площадь. Симметричные корпуса, размещенные позади театра, дают понять, что ансамбль развивается и дальше, в направлении Театральной улицы. Ее формируют два протяженных здания Министерства просвещения и дирекции императорских театров с одинаковыми фасадам. Открытие Александринского театра состоялось 31 августа 1832 года. Ансамбли Михайловского дворца и Александринского театра в значительной степени определили своеобразие пространственной организации Невского проспекта.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: