АЛЕКСА́НДРОВСКИЙ КЛАССИЦИ́ЗМ — историко-региональный стиль русского искусства начала XIX в. Проявился, главным образом, в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве Петербурга до Отечественной войны 1812 г. Название ввел в обиход художник и историк искусства И. Э. Грабарь в 1912 г. Другие историки архитектуры называют этот неповторимый стиль, следующий за екатерининским классицизмом, либо просто русским классицизмом, либо "высоким классицизмом". Особенности "довоенного" архитектурного стиля самого начала XIX в. с источниками, идеями и деятельностью одного из самых выдающихся русских государей — императора Александра I. Отсюда правильное название стиля.
Возникновение и художественная особенность стиля александровского классицизма состояли в последовательном проникновении вглубь веков: от открытий Геркуланума и Помпей, вдохновлявших художников предшествовавшей эпохи, через изучение Палладио и Витрувия к развалинам древнегреческих храмов Пестума и Сицилии, и, еще далее, вплоть до Египта.
Главным было стремление к наивозможной простоте, ясности, монументальности. Если екатерининский классицизм, по словам знатока русской архитектуры И. Грабаря, «черпал свое вдохновение в формах римского искусства, и эти формы сохраняли свое обаяние и в царствование Павла», то с воцарением Александра I «решающее значение получили формы Древней Греции, притом Греции архаической... VI и V веков. От архаизма греческого был один только шаг до Египта, влияние которого также не замедлило сказаться». В моду входили колонны мощного и строгого дорического ордера храма Посейдона в Пестуме. Главной особенностью архитектуры александровского классицизма стала простота и дажеаскетизм.
|
Ни одно здание в Петербурге не могло быть построено без личного «апробирования» чертежей самим императором, который прекрасно разбирался в архитектуре. после окончания войны 1812 г., период александровского классицизма в русской архитектуре стал перерастать в русский ампир К. Росси и В. Стасова.
С александровской эпохой связано обновление Петербургской Академии художеств, деятельность ее президента А. Оленина и движение «национального романтизма» по укреплению национальных традиций русского искусства.
Андре́йНики́форовичВорони́хин - русский архитектор и живописец, представитель классицизма, один из основоположников русского ампира. Главным творением Воронихина стал собор в честь иконы Казанской Божией Матери в Санкт-Петербурге. Закладка собора состоялась 27 марта 1801 года, окончены работы были в 1811 году. По случаю освящения храма Воронихин был пожалован орденом Св. Анны второй степени и пенсией.
В числе других работ Воронихина — дом Государственного казначейства, здание Горного института, колоннады и каскад вПетергофе, интерьеры дворцов в Стрельне, Гатчине и Павловске, а также парковые сооружения в этих дворцово-парковых ансамблях.
Зодчий скончался 21 февраля (5 марта по новому стилю) 1814 года в Петербурге. Похоронен на Лазаревском кладбищеАлександро-Невской лавры.
Андрея́н (Адриа́н) Дми́триевичЗаха́ров - русский архитектор, представитель стиля ампир. Создатель комплекса зданий Адмиралтейства в Санкт-Петербурге.
1799-1804- Работы, производимые А. Д. Захаровым в этот период шли по нарастающей сложности задач и раскрытия таланта архитектора. Он работал со всё возрастающими по сложности задачами.
|
799—1800 Гатчина. Лютеранская церковь Святого Петра
799—1800 Гатчина. Лютеранская церковь Святого Петра
1803—1804. Проект застройки Васильевского острова
Перестройку Васильевского острова в Санкт-Петербурге по проекту Захарова предполагалось выполнить в традициях французской градостроительной школы: единство ансамбля должно было быть достигнуто общим ритмом расстановки зданий и одинаковыми архитектурными деталями. Исполнение проекта должно было привести к перестройке здания Академии наук.
1805—1823 Работа над зданием Адмиралтейства
Жан Тома́ де Томо́н- французский архитектор, рисовальщик, представитель зрелого классицизма, работавший в России.
В 1801 году император Александр I пожелал увеличить и отделать заново Большой театр, выстроенный в Санкт-Петербурге Л. Ф. Тишбейном. Эта задача была возложена на Тома де Томона, и он окончил её в 1805 году блестящим образом, за что получил титул придворного архитектора.
В 1806 году Ж. Ф. Тома де Томон победил в конкурсе на лучший проект мавзолеяПавлу I в Павловске.
старый Одесский оперный театр (1804-1809 гг.)
военный госпиталь (1806-1821 гг.) в Одессе
Монумент Славы в Полтаве в честь столетия Полтавской битвы
фонтаны вдоль дороги из Петербурга в Царское Село (один из них сейчас находится у Казанского собора и еще один - в Московском парке Победы)
Сальный буян (торговые склады) на Неве[3].
Переделывает дом графини А. Г. Лаваль (1805-1810 гг., Санкт-Петербург, Английская набережная, д.4)[4]
|
В 1813 году, обследуя здание Большого театра, архитектор упал с лесов и вскоре скончался от полученных травм. Его похоронили на Смоленском кладбище в Петербурге[5]. В 1955 году прах инженера и надгробный памятник перенесены в «Некрополь XVIII века» на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
24. Особенности русского ампира петербургского. Ансамбли К. Росси в Петербурге.
Отличительные черты и особенности архитектуры русского петербургского ампира:
1. Смелость и широта пространственных и ансамблевых решений. Подчиненность объемно-планировочного решения здания идее целостного ансамбля. Только в творчестве Росси первоначальная идея регулярной планировки Петербурга получила, наконец, свое воплощение. Петербург и сегодня благодаря ансамблям Росси ассоциируется прежде всего с образом имперского, ампирного города.
2. Ориентация на римскую классику. Декоративные мотивы петербургского ампира включают элементы древнеримского военного снаряжения: легионерские знаки с орлами, связки копий, щитов, пучков стрел, ликторских топоров. Наиболее яркими примерами ориентации архитекторов на римскую классику стали — здание Главного штаба на Дворцовой площади К.И.Росси, Александровская колонна О.Монферрана, Нарвские и Московские триумфальные ворота, здание Павловских казарм В.П.Стасова.
3. Державный, имперский колорит: желто-белый с использованием черного цвета в декоративных элементах.. Это новая, более контрастная и по-своему выразительная система цветовых отношений.
4. Особая выразительность скульптуры и барельефов на фоне гладких стен, диктовавшаяся укрупнением и монументальностью архитектурных форм.
Наиболее грандиозные ансамбли Петербурга 1820-1830-х годов были связаны с именем К.И. Росси, чей метод в значительной степени был противоположен более традиционному методу вхождения вновь возводимых построек в сложившуюся городскую застройку.
Для творчества К.И. Росси характерен истинно русский размах. Тринадцать площадей и двенадцать улиц в центре Петербурга построены по его проектам.
• Дворцово-парковый ансамбль Елагина острова 1818-1824
Новый ансамбль был задуман зодчим Росси как асимметричная, свободная и широкая композиция, в основу которой было положено сочетание архитектуры и живописного пейзажа. В композиции дворца, в двух его основных фасадах применена трехчастная схема с единым большим ордером в центре и ризалитах, что свидетельствует о желании автора масштабно выделить здание, соотнеся его с крупным пространством. Все здания расположились среди зелени окружающего их парка свободно, без строгой системы, подчеркивая этим живописность общей композиции острова.
• Ансамбль Дворцовой площади завершение 1818-1823
В проекте по реконструкции Дворцовой площади К.И.Росси сохранил предложенную А.В.Квасовым криволинейную форму южной части площади и спроектировал здесь два громадных корпуса, соединенные аркой. К.И.Росси с блестящим мастерством и тактом сумел согласовать архитектуру новых зданий с совершенно иными по характеру барочными формами Зимнего дворца. Росси умело вписал рядом с барочным Зимним Дворцом здание Главного Штаба. Последний штрих в ансамбль Дворцовой площади был внесен в 1845-1846 годах, когда по проекту архитектора И.Д. Черника построили дом Вольного экономического общества. В центре площади была воздвигнута Александровская колонна — монумент, посвященный победе в Отечественной войне 1812 года по проекту О. Монферрана. Колонну венчает фигура ангела с крестом, попирающего змеюБ.И. Орловский.
• Ансамбль Сенатской площади завершение 1829-1834
Николай I распорядился построить новое здание для Сената, и чтобы проект готовили по образцам Главного штаба. В августе 1829 года состоялась закладка нового здания Сената, спроектировано К.И. Росси. Годом позже на соседнем участке началось в соответствии с его же проектом возведение и здания Синода. В середине XIX века в ансамбль Сенатской площади вошло еще одно грандиозное здание, которому была отведена значительная роль в композиции всего классического центра Петербурга, — Исаакиевский собор 1818, Огюст Монферран. Центральный купол делает здание похожим на одноглавые храмы западного типа. Собор — памятник времени переходного от классицизма к эклектике.
• Ансамбль Михайловского дворца 1818-1839
Недалеко от Михайловского замка, с южной стороны Марсова поля К.И. Росси было поручено возвести дворец для великого князя Михаила Павловича — младшего сына Павла I. Разрабатывая проект дворца, Росси задумал создать обширный ансамбль, который стал выдающимся градостроительным произведением. Контраст в разработке двусторонней ориентации городского дворца традиционного усадебного типа развит в масштабе единой композиции крупной городской зоны. Прямоугольная площадь перед дворцом пл. Искусств воспринимается в определенной мере как развитие четкой формы курдонера парадного двора перед дворцом. С противоположной стороны дворца зодчий многое сделал, чтобы объединить в свободно спланированном, но целостном пространстве и Михайловский дворец, и пластичный объем Главных придворных конюшен, и композицию Инженерного замка. По предложению Росси, были засыпаны рвы, окружавшие замок, что способствовало зрительному объединению территории с Михайловским парком. Здания, образовавшие вместе с Михайловским дворцом единый ансамбль, сооружались разными архитекторами. В 1834-1839 годах на Михайловской площади было возведено здание Дворянского собрания.
•
Ансамбль Михайловского Инженерного замка реконструкции 1832-1836
При проектировании ансамбля Михайловского дворца в поле зрения К. Росси оказалась территория, прилегавшая к Михайловскому замку. Генеральный план этой территории был утвержден в феврале 1823 года. Зодчий реконструировал на пересечении Большой Итальянской и Караванной улиц треугольную в плане площадь, которая позже получит название Манежной. Важное градостроительное значение приобрела аллея, созданная между экзерциргаузом и конюшенным корпусом. Она формировала эффектную панораму с главным фасадом Михайловского замка вдали и выполняла роль пространственной связи с Манежной площадью, Караванной улицей и Невским проспектом.
•
Ансамбль Александринского театра 1817-1834
К началу XIX века территория, расположенная между Аничковым и Воронцовским дворцами на Садовой улице, оставалась совершенно не организованной. На ней возвышался деревянный театр Казасси, перестроенный в 1801 году В. Бренной из паркового павильона и отличавшийся невыразительной внешностью. Первые наброски проекта ансамбля были сделаны К. И. Росси в 1816 году, а последние чертежи, относящиеся к отделке зрительного зала театра, датированы 1849 годом. Первыми осуществленными частями ансамбля стали два павильона построенные в 1817-1818 г. Основной замысел театрального ансамбля сформировался к 1827 году. Важнейшим элементом пространственной организации стала большая прямоугольная площадь. Симметричные корпуса, размещенные позади театра, дают понять, что ансамбль развивается и дальше, в направлении Театральной улицы. Ее формируют два протяженных здания Министерства просвещения и дирекции императорских театров с одинаковыми фасадам. Открытие Александринского театра состоялось 31 августа 1832 года. Ансамбли Михайловского дворца и Александринского театра в значительной степени определили своеобразие пространственной организации Невского проспекта.