Дальнейшая демократизация петербургской культуры. Интеллигенты-разночинцы.




Понятие интеллигенции. Интеллигенция - сложное, многогранное и противоречивое явление российского народа и его культуры. Дискуссия о сущности этой социальной группы общества идет с момента ее возникновения.
Слово "интеллигенция", впервые обретшее современное значение именно в русском языке, своим происхождением связано с латинским существительным intelligentia - понимание, разумение, способность разъяснить идеи и предметы; ум, разум. Примечательно, что в средние века это понятие имело теологический характер. Оно рассматривалось как Ум Божий, как высший надмировой Разум, в самом себе творящий многообразие мира и отличающий в этом многообразии самое ценное, приводящее его к самому себе. В таком смысле это понятие употребляется и Гегелем в "Философии права" - "Дух есть... интеллигенция".
В России понятие "интеллигенция" в качестве термина стало употребляться более чем 100 лет назад, в 60-е гг. XIX в. и впоследствии из русского языка перешло в языки других народов

Неоднозначное положение интеллигенции в социальной структуре общества, противоречивые взаимоотношения и с властью, и с народом привели к тому, что некоторые ученые России в начале XX в. рассматривали интеллигенцию как новый эксплуататорский класс. Характерным в этом отношении является следующая точка зрения: "Интеллигенция, понимаемая как класс умственных работников, есть новая, растущая общественная сила, эксплуататорская по своей природе, хищническая по своим стремлениям, искусно и методически борющаяся за свое социальное возвышение и подготавливающая тем самым в грядущем свое самодержавное классовое господство. Источниками дохода интеллигенции является умственный труд, или реализация знаний, накопленных и приобретенных ранее. Это дает ей возможность привилегированного существования и дальнейшей эксплуатации" [2].
В российской обществоведческой литературе интеллигенцию долгое время называли социальной прослойкой. Сегодня это устаревшее представление. Современное понимание интеллигенции может быть сконцентрировано в следующем определении.

  • Интеллигенция это:
    • крупная социально-культурная общность, социальный массив людей с активной общественной позицией, профессионально занимающихся творческим умственным трудом;
    • общественная группа, мощный дифференцированный социальный контингент людей, получивших современное научное образование, обладающих системой знаний, что позволяет им творить в мире знаний в наиболее сложных формах культуры - науке, искусстве, образовании, религии; заниматься развитием и распространением культуры.

Появление интеллигенции. История интеллигенции показывает, что первозданный смысл понятия "интеллигенция" означает, прежде всего, общественное назначение человека, порожденного самим обществом и для развития и самопознания общества.
Как особый социальный слой интеллигенция начала формироваться в России еще в феодальную эпоху преимущественно из среды дворянства и духовенства. Для ее формирования потребовались долгие годы.

После реформы Петра стране пришлось пройти длительный путь, чтобы создать свою национальную, удивительно яркую интеллигенцию, породившую выдающееся явление мировой культуры - русскую культуру, а в ней имена Пушкина, Лобачевского, Достоевского, Чайковского и многих других. Николай Бердяев первым русским интеллигентом называл Радищева, автора "Путешествия из Петербурга в Москву".
Рассуждая об оппозиции интеллигенции дворянству, мы, прежде всего, говорим о культурном противостоянии, а не о сословном противопоставлении. По своему происхождению интеллигенции была внесословной и многие представители дворянства входили в эту социокультурную группу.правилам обычаев. Разночинцы выступают как "третий элемент" системы. Они не вписываются своим поведением ни в круг дворян-аристократов, ни в круг крестьянской субкультуры.

Поэтому, эпатажное и "странное", с точки зрения других представителей схемы, поведение разночинного интеллигента становиться своеобразной модой. Этому поведению начинают подражать, разночинный интеллигент начинает доминировать на культурной сцене. В этой связи, в исследовании рассматривается тема агона культурных элит (дворянской и разночинной субкультур) за влияние и гегемонию на культурно-исторической сцене.

Разночинный интеллигент - "человек деятельный". С одной стороны, его личная активность была направлена на повышение личного статуса, с другой - под влиянием новых философско-эстетических идей и желания преодолеть свой социально-психологический комплекс, вектор его деятельности стал постепенно ориентироваться на перестройку собственной жизни.

Ощущение своей непохожести на представителей других социальных групп русского общества (дворян -аристократов, крестьян), нахождение "с краю" и постоянное чувство отчужденности приводило к тому, что разночинный интеллигент традиционно делил мир на "своих" и "чужих", тем самым, привнося в большое общество угрозу раскола и разрущения.

Пытаясь преодолеть раскол между собой и обществом, разночинный интеллигент пытается переделать его "под себя" путем создания новых, приемлемых ему поведенческих типов и моделей. В этом ему прекрасно помогали своеобразные "культовые" книги. В частности, разночинный интеллигент пытается строить свою частную жизнь по моделям "книг поколения": "Отцы и дети" Тургенева и "Что делать?" Чернышевского

Повседневная культура разночинной интеллигенции сыграла немаловажную роль в формировании истоков предбольшевизма. Схема, в результате которой разночинная интеллигенция могла предстать как сила, находящаяся между элитой и народом, и, тем самым избежать культурного взрыва, оказалась нереальной. В итоге, разночинный интеллигент предстал как разрушающая фигура.

 

 

28. Строение художественной культуры в Петербурге Достоевского.

 

Революционные идеи 60-х годов XIX века нашли своё отражение в литературе, в живописи и в музыке Петербурга. Передовые деятели русской культуры вели борьбу за простоту и доступность искусства, в произведениях стремились правдиво отразить жизнь обездоленного народа.

Музыка.

Немалые изменения произошли и в музыкальной жизни. Камерная и симфоническая музыка вышла за пределы аристократических салонов, где она ранее звучала, и стала достоянием широкого круга слушателей. Большое значение в этом сыграла организация, сформировавшаяся в 1859 году в Петербурге. Она носила название Русского музыкального общества РМО.

Петербургское отделения РМО возглавил Антон Григорьевич Рубинштейн.

РМО в последствие было переименовано в Императорское русское музыкальное общество ИРМО, потому что в 1869 году императорская фамилия взяла на себя покровительство над РМО, выделив на его содержание ежегодную субсидию в 15 тысяч рублей. С того времени общество стало именоваться ИРМО. Главной целью ИРМО было сделать серьёзную музыку доступной для широкой публики и способствовать распространению музыкального образования в стране.

В Петербурге, в доме графов Виельгорских, в 1840 сформировалось Симфоническое музыкальное общество. В доме князя Львова автора гимна Боже, царя храни впервые было организовано Концертное общество.

В 1862 году в Петербурге была открыта первая русская консерватория. Её директором стал А.Г. Рубинштейн.

Открытие консерваторий в Петербурге уже через несколько лет принесло свои плоды. Первые же выпуски дали русскому искусству замечательных музыкантов, ставших гордостью и славой России. Среди них был Чайковский, окончивший консерваторию в 1865 году.

Учебным заведением массово-просветительного характера была Бесплатная музыкальная школа, открытая в 1862 году по инициативе Балакирева. Целью её было дать рядовому любителю музыки основные музыкально-теоретические сведения и навыки хорового пения, а также игры на оркестровых инструментах.

Могучая кучка Балакиревский кружок, Новая русская музыкальная школа — творческое содружество российских композиторов, сложившееся в Санкт-Петербурге конце 1850-х и начале 1860-х годов. Состав кружка: Балакирев, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков, Кюи.

Название дал кружку критик Владимир Стасов. Впервые название встречается в его статье Славянский концерт Балакирева.

Группа Могучая кучка возникла на фоне революционных идей и философии материализма, проникших к тому времени во все виды искусства. Бунты и восстания крестьян стали главными социальными событиями того времени, возвратившими деятелей искусства к народной теме. Большинство композиторов Могучей кучки систематически записывало, изучало и разрабатывало образцы русского музыкального фольклора.

Балакирев стремился направить деятельность молодых композиторов по пути национального развития русской музыки, помогая им практически овладеть основами композиторской техники. Сам отличный пианист и композитор, он пользовался огромным авторитетом у своих молодых друзей.

Композиторы Могучей кучки называли себя наследниками Глинки и свою цель видели в продолжении его заветов, в развитии русской национальной музыки. Главным для них было воплощение в музыке жизни народа, воплощение правдивое, яркое, без прикрас и понятное массовому слушателю. Композиторы Могучей кучки придавали искусству огромное воспитательное значение, их девизом, как и всех передовых деятелей искусства в России, были слова Чернышевского: Искусство есть средство для беседы с людьми.

Литература

В литературе важную роль играла деятельность Чернышевского и Добролюбова. Сотрудничая в журнале Современник, вместе с Некрасовым, Чернышевский и Добролюбов с огромной обличительной силой выступали против крепостного гнёта, разоблачали реакционные реформы правительства, проводили идею крестьянской революции.

В своих обличительных стихах Некрасов воплотил высокие идеалы революционной молодежи 60-х годов. Лучшие его стихи и поэмы — это своего рода летопись тяжелой доли русского народа. Недаром его звали певцом мести и печали. Стихами Некрасова зачитывались все передовые русские люди, и они были, как статьи Чернышевского и Добролюбова, могучим средством революционной пропаганды.

1845 на свет увидел роман Достоевского Бедные люди. В1848 году в журнале Отечественные записки печатаются рассказ Достоевского Чужая жена, повесть Слабое сердце и Рассказы бывалого человека. Большинство произведений Фёдора Михайловича печатались в Петербурге, так как он провёл в этом городе примерно 28 лет, что составляет большую часть его жизни.

Живопись.

Во второй половине XIX века русская живопись дала таких замечательных художников, как Перов, Крамской, Репин, Суриков, Серов, Левитан. Их имена связаны с Товариществом передвижных художественных выставок. Выставки картин стали устраиваться в разных городах России. Поэтому их называли передвижными выставками, а художников, входивших в это объединение, передвижниками. Передвижники целенаправленно противопоставляли себя представителям официального академизма.

Расцвет деятельности Товарищества передвижников пришелся на 1870-1880-е годы. Большую роль в развитии искусства передвижников играл известный исследователь искусства и критик Стасов, который в своих критических выступлениях утверждал, что искусство передвижников — это гордость и слава России.

Третьяков оказывал передвижникам важную материальную и моральную поддержку. Многие из работ передвижников были сделаны по его заказу.

Для картин передвижников были характерны обострённый психологизм, социальная и классовая направленность, высокое мастерство типизации, реализм, граничащий с натурализмом, трагический в целом взгляд на действительность. Ведущими стилями в искусстве передвижников были импрессионизм и реализм.

 

 

30.Эклектика

основывалась на произвольном сочетании приёмов и форм различных исторических стилей и свободном выборе, соединявшихся с современными функционально-планировочными решениями.

А. П. Брюллов являлся одним из первых зодчих, работавших в этом стиле. А. И. Штакеншнейдер был ведущим мастером середины XIX века, продемонстрировавший в построенных им дворцах виртуозное владение формами барокко, ренессанса и античности. По тому же пути шла и декоративная пластика. Скульптор Д. И. Иенсен оформил фасады многих зданий.

Для раннего этапа эклектики 1830-1860 гг. характерен романтический стиль, заключающийся в разнообразии и умном выборе исторических прототипов. Они должны были ассоциативно раскрывать назначение и характер зданий. Так, для православных храмов привлекались, как правило, формы древнерусского или византийского зодчества, для лютеранских церквей — готики, для общественных зданий — ренессанса, для дворцов и особняков — ренессанса ибарокко.Второй этап эклектики 1870-1900 гг. совпадает с периодом бурного развития капитализма в России.

Строительная деятельность в столице резко активизируется, достигая своего апогея на рубеже XIX-XX столетий.

Для архитектуры зрелой эклектики были свойственны новые качества — богатство и насыщенность декора, подчёркнутая репрезентативность форм, символизирующие благосостояние нового заказчика и потребителя — буржуазии. Теперь нередко соединялись элементы различных исторических стилей в одной композиции, на одном фасаде. Они произвольно воспроизводились в измельчённой и дробной штукатурной отделке, которая не была связана с внутренней структурой сооружения. Широко внедрялись в строительство периода эклектики разнообразные инженерно-технические новшества — прежде всего металлические, а затем и железобетонные конструкции. Но они, как правило, не влияли не художественный образ и оставались за кулисами архитектуры.

Русский стиль занимал особое место среди различных направлений эклектики. В нём отразилась тяга к национальной самобытности, воплощением которой считалось древнерусское зодчество.Основоположником официального течения русского стиля современники провозглашали К. А. Тона — автора ряда церквей в формах московских храмов XVI-XVII веков, родоначальником иной, более демократичной линии — А. М. Горностаева.Многие представители эклектики ориентировались на европейские стили, среди них М. А. Макаров и А. В. Иванов, П. Ю. Сюзор и Л.Н.Бенуа, Р. А. Гедике.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: