Заключительный раздел утверждает не только основную тональность, но и основную мысль композиции.




Среди органных сочинений Баха ре-минорная токката и фуга выделяются беспредельной мощью звучания, редким богатством и разнообразием виртуозных средств, драматической патетикой. Рельефность, «объемность» музыкальных образов этого произведения роднит их с образами оперно-ораториальной музыки.

Между различными импровизационными жанрами органного искусства (фантазии, токкаты) нет принципиальной разницы, нет существенных композиционных и структурных различий. За токкатой закрепилось положение наиболее виртуозного из подобных жанров. В ней свободно чередуются эпизоды с блестящей техникой пассажного склада, с фугообразными имитационными построениями, с аккордовым звучанием и гармонической полнотой. Сочетание контрастных по характеру и типу изложения музыкальных построений составляет общий признак токкаты.

Из цепи импровизационно нанизанных эпизодов Бах обособляет фугу в отдельную самостоятельную часть; токкате же, как прелюдии или фантазии, отводит роль вступления; она предназначена создать атмосферу, нужную для восприятия более сложно развертываемой музыкальной мысли в фуге.

Цикл из токкаты и фуги поражает единством и целостностью мысли. Эмоционально насыщенная музыка потрясает неисчерпаемой глубиной с первых тактов и держит слушателя в напряжении до последнего финального аккорда. В этом и заключается мастерство гениального полифониста Баха, умеющего создавать единую тематическую линию, развивающуюся и не угасающую в течение 10 минут. Композиция имеет арочную структуру, так, мотив, который был изложен во вступлении в видоизмененном варианте предстает перед слушателем в коде фуги, замыкая цикл и делая его логически завершенным.

Токката

Музыкальный материал токкаты максимально насыщен драматическими элементами. С огромным пафосом, подобно коротким возгласам, призывам, звучит начало токкаты:

Пафосность токкаты достигается за счет использования драматических музыкальных приемов и элементов. Ёмкий и лаконичный возглас – это ничто иное, как призыв, приковывающий внимание с первых тактов. Троекратно мотив, изложенный в унисон, проходит в разных голосах, утверждая основную музыкальную мысль. Риторика украшений восходит к барочной стилистике.

Напряжение первых фраз передается дальше, распространяется на все более широкие пласты, наполняет все пассажи, секвенции, придает аккордам патетический характер. Высокий драматический накал сообщает небольшой по размерам импровизации нечто могучее, необъятное.

Каждое построение токкаты отделено одно от другого яркими каденциями.

Первые два построения, при импровизационности изложения и видимой самостоятельности материала, являются, по существу, свободным варьированием темы:

Третье, заключительное построение суммирует весь материал и его развитие. В токкате, как и во многих других баховских сочинениях, напряженность движения возрастает от раздела к разделу, и кода оказывается, таким образом, драматической вершиной всего произведения.

Фуга

Ре-минорная токката и фуга обладают исключительной цельностью композиции. Драматический пафос музыкальных образов токкаты, ее виртуозность вполне согласованы с таким же приподнято-патетическим стилем фуги.

Жанровое своеобразие ре-минорной токкаты и ее содержание оказали сильное воздействие на фугу, на ее форму, характер тематического материала и изложения. Виртуозная бравурность стиля и для фуги служит средством драматического раскрытия образа. Тема фуги органично вытекает из токкаты, как бы служит ее непосредственным продолжением:

Скрытое многоголосие в одноголосной теме, особенности в расположении голосов при последующих проведениях и разработке материала — все это создает густую и плотную фактуру, сочное звучание, которым отличается все произведение в целом.

Близкий к гомофонному аккордовый склад фуги делает почти незаметными и малоощутимыми привычные для баховских фуг полифонические переплетения мелодических линий.

Принятые в подавляющем большинстве баховских фуг выдержанные противосложения и сложные контрапунктические приемы развития уступают место свободной разработке с использованием разнообразного тематического материала. Частые развернутые в большие построения интермедии (в ряде случаев — на новом материале) вносят в фугу необычайный для этой формы элемент импровизационности.

Фуга тематически продолжает развивать музыкальный материал токкаты, но имеет более чёткую и ясную структуру. Фуга состоит из трех разделов:

В экспозиционном разделе тема фуги проводится поочередно в трех голосах. Стоит отметить, что ответ, не характерен для творчества Баха и написан в тональности субдоминанты. Обычно ответ пишется в доминантовой тональности.

Средний раздел имеет функцию тонального развития, так музыкальный материал транспонируется в далекие тональности, что создает внутреннее напряжение и позволяет выразить драматичность и в некоторой степени трагедийности музыки.

Заключительный раздел утверждает не только основную тональность, но и основную мысль композиции.

Единство цикла достигается благодаря импровизационному складу фуги, ее живости и стремительности. Некоторые исследователи усматривают, что тональность ре минор характерна для Баха, как Страдание и Искупление. В данном случае носителем идеи страдания является токката с ее драматическими и пафосными возгласами. Фуга же на некоторое время снимает напряжение, созданное в токкате, что характеризует музыку как искупление грехов.

Внутреннюю связь двух частей цикла закрепляет кода фуги. Это грандиозная заключительная фантазия, которая патетикой, массивной звучностью, импровизационным характером сменяющихся эпизодов напоминает токкату.

Необходимо учитывать, что музыке Иоганна Себастьяна Баха религиозность не чужда, а наоборот, характерна, ведь он жил в эпоху барокко, во времена, когда музыка являлась священным ремеслом. Подчеркивает религиозный характер и монументальный и величественный тембр органа. Массивный инструмент является королем среди клавишных. Орган – это единственный инструмент, чье звучание сравнивается с божественным и не запрещается при церковных католических литургиях.

История создания

Музыковеды и исследователи не имеют единого мнения, касающегося даты сочинения. Одни утверждают, что цикл для органа был создан в раннем творческом периоде, другие, что за год до смерти. Условно датой написания считают период от 1701 до 1740 годов.

Установить точную дату не получилось, так как оригинальные ноты не сохранились для последующего поколения. Единственная рукопись, дошедшая в целости и невредимости – это переписанный вариант 12-летним Иоганнесом Рингком, учеником Иоганна Питера Келлнера, который в собственную очередь послушно учился полифоническому мастерству у великого Баха. Опубликована нотная запись была лишь спустя век после написания, а именно в 1830 году. Популярность к произведению пришла благодаря старанию знаменитого музыканта и композитора Феликса Мендельсона, который почитал музыку Баха и занимался ее активной пропагандой.

Тональность ре минор в символики музыки композитора является олицетворением страдания и искупления. В данной тональности Иоганн Себастьян написал еще один цикл Токкаты и фуги под номером BWV 538.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: