Формирование промышленного пролетариата в Донбассе.




Тема 6. Российская империя и Донбасс в Х1Х веке

План.

1. Новое административно-территориальное устройство края.

Новое административно-территориальное устройство края

Начало промышленного Донбасса.

Отмена крепостного права в России- 1861г. Джон Юз.

Учредительскую горячку» в Донбассе. Закладываются десятки шахт и штолен, основываются многие предприятия и компании.

Донбасс на рубеже XIX–XX вв. - крупнейший индустриальный район России.

Формирование промышленного пролетариата в Донбассе.

 

1. В первой половине ХІХ в. территория нашего края была в составе

Екатеринославской губернии (Бахмутский и частично Александровский уезд) и Слободско-Украинской (частично Изюмский уезд и области войска Донского – Миусский округ) (с 1835 г. Харьковской) губернии.

В 1817 г. было проведено межевание земель греческих поселенцев. На неосвоенные ими земли правительство стало призывать новых, прежде всего выходцев из Германии. В 1823 г. в районе Мариуполя имелось уже 17 немецких колоний. Немцы-колонисты наделялись землей на правах майората. Им были предоставлены щедрые кредиты. Население колонии состояло из католиков, лютеран и меннонитов – последователей Симониса Меннона (1496-1561). Меннониты создали Мариупольский меннонитский округ. Центром немецких поселений стал Остгайм (с 1935 г. – Тельманово).

Была предпринята попытка поселения на земле евреев. В 1804 г. царское правительство решило разгрузить Белоруссию, отпустив 340 тыс. еврейского населения. В Приазовье в 1823-1825 гг. было создано 3 колонии – Зеленополье, Хлебодаровская, Иванополье. Было выделено 30 тыс. десятин земли, однако закрепить евреев на земле не удалось.

В 20-е годах ХІХ в. в Мариуполе появлялись итальянцы, частью итализированные славяне, из австрийских провинций Адриатического побережья.

В мае 1831 г. в Приазовье был переведен Дунайский полк, созданный в 1828 г.. Из перешедших на сторону России во время русско-турецкой войны задунайских казаков. Из них на Бердянской пустоши было создано Азовское казачье войско. Казаки основали станицы Никольскую и Покровскую, несколько хуторов. Оно представляло военно-административную единицу с назначаемым атаманом. Первым был Иосиф Гладкой, по инициативе которого был осуществлен переход казаков в пределы России. В 1865 г. Азовское казачество было упразднено. Часть казаков переселилась на Кубань, оставшиеся обращены в гражданское состояние.

В 1849 г. на побережье Азовского моря донские казаки основали станицу Новониколаевскую (ныне город Новоазовск), ставшую затем центром Миусского округа.

В 1838-1845 гг. на бывших землях Сечи, южнее реки Волчья, выходцы из Полтавской, Черниговской и Харьковской губерний основали села Марьинка, Александровка, Павловка, Константиновка, Екатериновка, Елизаветовка и др. – всего 38 поселений.

Наряду с организованной колонизацией происходило и стихийное переселение в Донецкий край. К середине ХІХ в. уже существовало большинство нынешних населенных пунктов с 400 тыс. человек жителей.

2.Возникновение горной и горнозаводской промышленности на юге России находилось в тесной связи с общим промышленным развитием страны. Выход России к побережью Черного и Азовского морей потребовал налаживания производства орудий и боеприпасов для флота и южных крепостей из металла, выплавляемого из местных руд на донецком каменном угле.

Доставка железа с Урала на дальние расстояния при примитивных транспортных средствах была дорогостоящей и длительной. Поэтому по поручению царского правительства английский инженер Ч. Гаскойн в 1794 г. подготовил проект завода, который решено было построить на р. Лугани в 15 верстах от ее впадения в Донец. Предполагалось использовать силу воды для приведения в действие механизмов завода, сплавлять к нему по Донцу каменный уголь из Лисичанска и доставлять железную руду из окрестных сел — Городища и Петропавловки. 14 ноября 1795 г. был издан указ «Об устроении литейного завода в Донецком уезде при реке Лугани и об учреждении ломки найденного в той стране каменного угля».

В 1796 г. началось строительство завода, вокруг которого возникло поселение «Луганский завод». Так было положено начало металлургии Юга и основан первый рабочий поселок металлургов, нынешний Луганск.

Для обеспечения завода углем в 1795 г. на территории современного Лисичанска был заложен первый в Донбассе каменноугольный рудник. Уже в 1796 г. здесь стали добывать уголь. Сплавлять его по Донцу и Лугани не удалось, так как расчистка русла рек не была закончена, и топливо доставлялось на волах. Уголь шел на удовлетворение нужд флота, отопление казарм, кузниц и различных хозяйственных целей, а также поступал на рынок.

В 1799 г. на Лисичанском руднике из каменного угля выжгли кокс для Луганского завода, положив начало производству кокса в стране. 4 октября 1800 г. на заводе задули доменную печь и из местной руды на донецком угле получили чугун. Это была первая в России выплавка чугуна на минеральном топливе. Супер-интендант Луганского завода в своем донесении сообщал: «отлитые из Городищенской руды ядро, бомба и граната, которые суть первые посредством кокса в сей империи отлитые».

Однако это была лишь опытная плавка. Наладить доменное производство на каменном угле тогда не удалось.. Завод превратился в передельный и с 1807 г. переплавлял уральский чугун и металлический лом, поступавший из южных крепостей и от Черноморского флота. Добыча руды прекратилась еще в 1802 г.

Луганский завод представлял собой казенную мануфактуру и первое время приносил довольно значительную прибыль. За первые пять лет было выпущено около 1 тыс. орудий и примерно 400 тыс. снарядов. В период Отечественной войны 1812 г. он расширился и поставил русской армии много пушек и снарядов.

В 1830–1840 годах опыты плавки местных руд на минеральном топливе продолжались, но промышленного значения они не имели. В эти десятилетия казенные заказы были сокращены, и завод приступил к производству промышленного оборудования и сельскохозяйственных машин. Неоценимую службу завод сослужил в годы Крымской войны, когда он ежедневно посылал защитникам Севастополя по 3 тыс. пудов снарядов.

Новые опыты использования минерального топлива для выплавки металла были проведены в Керчи, где открыли богатые месторождения железных руд. В 1850 г. в построенной там домне начались плавки из местных руд на донецком антраците. Во время Крымской войны этот казенный завод разрушил неприятель. 1858 г. в Бахмутском уезде (на территории современного Енакиево) был заложен доменный завод, названный в честь Петра I Петровским. Здесь выплавили свыше 30 тысяч пудов чугуна, но наладить доменное производство не удалось.

Накопленный на заводах опыт не пропал. Как справедливо замечал известный русский ученый, инженер И.А. Тиме, «казенная опытная плавка, со всеми ее затруднениями и временными неудачами, дала возможность следующим частным предпринимателям встать на более твердую почву, послужившую к дальнейшему развитию горного дела на юге России».

До начала 40-х гг. XIX в. основным поставщиком угля являлись северная и западная части Донецкого бассейна. Здесь находились крупный Лисичанский и два других казенных рудника. Действовали и небольшие, кустарного типа помещичьи шахты, на которых уголь добывался только осенью и зимой. Наряду с этим имелись и крупные разработки, к которым принадлежала, например, шахта села Александровка (ныне территория Донецка). В 1905 г. ее производительность вдвое превысила добычу угля на Лисичанском руднике.

В Бахмутском и Славяносербском уездах Екатеринославской губернии государственные и помещичьи крестьяне добывали уголь в мелких шахтах («дудках»), разрабатывая с помощью простейших инструментов только верхние слои. Ручным воротом в шахту спускали людей и поднимали уголь. В Области Войска Донского таким же способом добычу угля вели казаки.

В 1817 г. началась разработка антрацита у казачьей станицы Грушевая (ныне Шахты). Уже в 1844 г. на долю Грушевского угля приходилось больше 50, а в 1860 г. — 73% всей добычи в Донбассе.

Из 45 каменноугольных и антрацитовых рудников, действовавших в начале 50-х гг., лишь на Лисичанском и Александровском использовались паровые машины и правильно велись горные работы.

С основанием Луганского завода и Лисичанского рудника стали формироваться кадры металлистов и шахтеров. В 1797 г. на заводе числилось 575 мастеровых, присланных из Петрозаводска, Липецка и Xерсона. Большую их часть составляли русские квалифицированные рабочие. Вспомогательные работы возлагались на приписных крестьян (в основном из окрестных сел), которых насчитывалось 2080, из них работоспособных только 1272 человека. На строительстве использовался труд 194 вольнонаемных рабочих (главным образом плотников и каменщиков из Ярославской губернии) и 10 арестантов. После перевода части мастеровых на другой завод, а заключенных на золотые прииски Урала и Сибири, на Луганский завод и Лисичанский рудник для пополнения рабочей силы в 1804 г. были направлены 500 рекрутов, непригодных к строевой службе. В 1806 г. в производственном штате завода и рудника состояло 1111 мастеровых. При этом с 1797 по 1806 г. число рабочих на Лисичанской шахте увеличилось с 52 до 354 человек.

С начала XIX в. угольные разработки Луганского завода стали местом ссылки помещичьих крестьян. Здесь их содержали в остроге полгода, год и более продолжительный срок, под охраной направляя на каторжные работы в шахты.

Приписные крестьяне, основную часть которых составляли русские переселенцы, обязаны были подвозить к заводу 120 пудов угля в год на каждую ревизскую душу. С учетом того что ревизскими душами являлись также малолетние и старики, а расстояние от места жительства до Лисичанска и от шахт до завода было значительным, выполнение обязательных работ требовало нескольких месяцев и даже полугода. Приписные получали немногим более 1 копейки с пуда, вольным же возчикам платили по 6 копеек.

Тяжелое положение крестьян вызывало высокую смертность. К 1814 году число трудоспособных приписных сократилось почти втрое и составило всего 445 человек. Лишь в 1821 году вконец разорившихся приписных крестьян освободили от подвоза угля. Эту повинность вменили в обязанность так называемым непременным работникам (960 человек), которые набирались из крестьян в селах Каменный Брод (вблизи завода) и Верхнее (около рудника). Они наделялись землей и разводили волов, на которых возили уголь. Таким образом, сохраняя связь с сельским хозяйством, крестьяне постепенно превращались в производственных рабочих. Указом от 28 апреля 1828 г. категория непременных работников была упразднена. К тому времени, как отмечал министр финансов, они «приобрели надежный навык к горным и заводским работам» и были переведены в мастеровые, а отведенные земли перешли к казне.

Кроме казенных в Донецком бассейне действовало несколько десятков промышленных предприятий, перерабатывавших продукты сельского хозяйства и принадлежавших помещикам и казачьей старшине. На них работали в основном крестьяне, отбывавшие барщинную повинность.

Кризис экономически невыгодного крепостнического хозяйства сопровождался расширением применения вольнонаемного труда.

Большинство вольнонаемных рабочих составляли русские крестьяне-оброчники из Центральной России. На шахтах же работа велась в две смены по 12 час. За изнурительный, полный опасностей труд под постоянным надзором воинской команды казенные работники получали от 60 коп. до 1 руб. в месяц. Кроме того, на себя и на членов семьи заводские работники получали пайки натурой (в основном мукой). Все это не могло, однако, дать им необходимых средств к существованию. С ростом цен их положение становилось невыносимым. В 1834 г. работники обратились к властям с просьбой о прибавке «провианта по 1 пуду», но комитет министров отклонил ее.

Работники и члены их семей вынуждены были вести подсобное хозяйство на полученных от завода наделах (по 2 десятины). Жены работников занимались рукоделием, сбывая свою продукцию торговцам, а в летнее время уходили на полевые работы в соседние села.

Заработная плата на рудниках была низкой — от 60 коп. до 1 руб. в месяц, выплачивалась с различными удержаниями, нерегулярно. Начальство не заботилось о безопасности труда горняков, на каждом шагу их подстерегали пожары, обвалы, приводившие к человеческим жертвам. Жизнь работников регламентировалась горным уставом, мало отличавшимся от воинского. Обычными были наказания розгами и шпицрутенами. Срок службы казенных работников составлял 40 лет.

Работники и их семьи ютились в перенаселенных жилищах. Казной были построены казармы из шести комнат, в каждой из которых помещались по две-четыре семьи. Но даже и таких строений нехватало, для многих пристанищем служили землянки. Заводской доктор И.М. Даль (отец известного писателя, языковеда и этнографа), посетив лисичанский поселок в 1800 году, докладывал: «мастеровые, живущие там в землянках, по многолюдству весьма стеснены, и по причине сырости, особенно же в дождливую погоду, лихорадками и горячками больны бывают».

Положение вольнонаемных почти не отличалось от положения казенных работников: тот же изнурительный труд, многочисленные несчастные случаи, грязные и сырые землянки, удручающий быт. Из-за нехватки в летнее время на Юге рабочих рук они получали больше, чем казенные работники, — до 2 рублей в день, но осенью и зимой заработная плата резко падала.

Таким образом, на начальном этапе (с середины XVII — до конца XVIII в.) основную часть рабочей силы в Донбассе составляли феодально зависимые мастеровые и приписанные к соляным промыслам крестьяне-работные люди. С конца XVIII века возрастает доля вольнонаемного труда. Накануне крестьянской реформы из 5–6 тысяч человек, занятых в промышленности, половина работала по вольному найму. Это прежде всего сезонные крестьяне-отходники из Центральной России и с Левобережной Украины.

3. В 1861 году было отменено крепостное право. Общеэкономический подъем конца XIX в., широкий размах железнодорожного строительства чрезвычайно увеличивали емкость внутреннего рынка, и прежде всего спрос на продукцию ведущих отраслей тяжелой промышленности — топливной и металлургической, обусловив тем самым их быстрое развитие. Наличие крепостнических пережитков в старых промышленных районах (прежде всего на Урале) имело своим следствием то обстоятельство, что развитие капитализма в топливной и металлургической промышленности в пореформенную эпоху происходило преимущественно не вглубь, а вширь, за счет образования новых индустриальных районов (Юг, Кавказ, Польша). По времени этот процесс совпадает с завершением промышленного переворота в России и усилением притока иностранного капитала в ведущие отрасли промышленности страны. Это также ускоряло и облегчало формирование новых промышленных районов, развитие их промышленности на крупнокапиталистической машинной основе. Сравнивая пореформенное развитие двух основных районов горной и горнодобывающей промышленности Урала и Юга.
Царское правительство упорно искало капиталистов, чтобы они около незащищенных южных границ империи заложили чугуноделательные и рельсовые заводы. За всю многовековую историю Великобритании едва ли найдется другой человек, более известный где бы то ни было, чем на родине. Речь идет о валлийце Джоне Джеймсе Юзе — первом руководителе Новороссийского Общества, раскинувшего свои действия в неблагоустроенном уголке Екатеринославской губернии, а через несколько десятилетий превратившемся в цветущий город-сад. Xотя в этом была заслуга совсем других людей.

Директор Мильвольского завода в Лондоне приехал в Россию в связи с заказом русского правительства его заводу брони для реконструкции форта «Константин» в Кронштадте.

Англия экспортировала через порты Черного моря миллионы пудов металлических изделий. Юз увидел прямую выгоду от организации завода в границах Донецкого каменноугольного бассейна. Тем более, что начальная организационная брешь была пробита. Правительство выдало две концессии на строительство железоделательных заводов — князю Сергею Викторовичу Кочубею и Самуилу Соломоновичу Полякову. Концессия князю С. Кочубею, выданная в 1866 году, к 1868 году не была реализована.

Выпускник математического факультета Петербургского университета 1841 года Сергей Кочубей наряду с братом Михаилом занимался организацией Акционерных обществ. Но в отличие от брата, все взоры Сергея Викторовича были привлечены к Донбассу. Им, вместе с врачом Санжаревским, была произведена первая промышленная разведка запасов соли в Славянске.

Кочубей продал концессию на постройку рельсового завода Новороссийскому Обществу за 24 000 фунтов стерлингов. Учредителями Новороссийского Общества было 7 человек: два брата Брассей, один из которых был членом парламента; два брата Гуч — баронеты; Барон Вайзман — кавалер ордена Бани; гражданские инженеры Виль-Ворт и Огильви. Юза среди учредителей не было, но как директору-распорядителю ему было положено 1 000 акций класса “А” (гарантировавшие 10% доход) при годовом окладе 10 000 рублей. Князь Кочубей получил 980 акций на общую сумму 240 000 рублей.

Россия в 1861 году заключила специальные конвенции с Францией, Бельгией, Англией, Италией и Австрией о том, что иностранные компании “пользуются… в России всеми их правами, сообразуясь с законами империи”. Компании эти учреждались по законам других государств и не исключалось, что под видом защиты интересов своих подданных эти государства могут вмешиваться во внутренние дела России. Однако, в то же время, отмечалось, что “они могут принять вид политических притязаний лишь в том случае, когда притязания эти могут быть направлены сильной державою к слабой”. В 1863 году было принято дополнение, что действовать в России иностранные компании могли с особого в каждом случае разрешения.

До 1862 года в Англии существовала так называемая разрешительная система учредительства, т.е. когда при создании предприятия требовалось специальное разрешение на сбор учредителей. Англия, первой из европейских стран, перешла на так называемую явочную систему, когда добровольное собрание учредителей принимало решение о создании акционерного общества. Учредители Новороссийского Общества были одними из первых (1862 г.), кто воспользовался изменением в законодательстве. В России подобные изменения были приняты в 1877 году.

Весь акционерный капитал Новороссийского Общества на сумму 300 000 фунтов стерлингов был разбит на 6 000 акций по 50 фунтов. Договор между Акционерным Обществом и русским правительством был утвержден 18 апреля 1869 года императором Александром II.

Юзу была обещана премия-субсидия — в течение 10 лет за каждый пуд произведенных рельсов 50 копеек. Пошлина на ввоз оборудования для завода была отменена. Общество должно было построить доменный завод, работающий на местном сырье, производительностью 100 тонн в неделю. Кроме этого, нужно было построить рудник с добывающей способностью 2 000 тонн угля.

Из Англии в порт Таганрог были доставлены необходимые материалы, инструменты и оснастка, откуда на волах все это перевезли к месту предполагаемого строительства вблизи ст. Еленовка. Пока шли подготовительные работы, было принято решение подыскать другой, более удобный, участок для строительства. Пригодные земли нашлись на землях князя П.И. Ливена, которые в начале 1850-х годов были приобретены у потомков Евдокима Степановича Шидловского. Место для строительства было показано знатоком верховий Кальмиуса Яковом Ивановичем Древицким — широкая с плоским дном котловина.

Выбор на этот район изначально пал не случайно. Еще в 1837 году для исследования Донецкого бассейна заводчиком А.Н. Демидовым была организована экспедиция во главе с профессором французской академии Ле-Пле. Итогом этой экспедиции стал обширнейший труд “Исследование каменно-угольного Донецкого бассейна”. В книге отмечалось, что уголь, “с древнего времени разрабатываемый в этой местности [район селения Александровка], имеет самую наибольшую толщину во всем Донецком кряже, именно 7 футов … достаточно превосходный кузнечный уголь”. Кроме того, в этом же районе экспедиция Ле-Пле обнаружила и железную руду, которая “залегает “почками” и слоями в сланцах, покрывающих каменный уголь”. А в 30-верстах, возле селения Каракуба (Старобешевский район Донецкой области), были обнаружены запасы железной руды, не содержавшие “никаких следов фосфора”. Следует заметить, что для металлургии фосфор и сера очень нежелательные элементы, нарушающие прочностные характеристики стали. Сочинение Ле-Пле являлось настольной книгой Д. Юза, откуда он черпал все основные сведения и руководствовался в выборе решений.

Однако Юз рисковал. Первая попытка запуска доменной печи закончилась неудачей. Чугун в 1871 году не суждено было получить.

Первый чугун был получен лишь в январе 1872 года, о чем немедленно отправили телеграмму в Петербург. Юз не зря торопился. По договору с Российским правительством чугун должен был быть получен новым заводом в конце 1869 года. И Кабинет министров 24 апреля 1870 года добился утверждения дополнительных условий к договору с Новороссийским Обществом, в которых требовал немедленного перевода залога в 20 тыс. фунтов стерлингов из Лондонского банка в русский. Также было высказано предупреждение, что если через девять месяцев (т.е. к январю 1871 года) в казну не будет поступать еженедельно по 100 тонн чугуна, залог становится собственностью России, а договор на концессию будет немедленно аннулирован.

Дипломатический талант Юза и связи при императорском дворе позволили добиться отсрочки залогового договора, так что получение первого чугуна было как нельзя кстати.

Весь 1873 год на заводе шли подготовительные работы к изготовлению рельсов. Построенные сталеплавильные печи были несовершенны. Стойкость рельсов из этой стали была намного ниже требуемой. И все же Юз пытается продать 3 000 тонн низкопробных рельсов. Разгорелся нешуточный скандал и Юз в конце концов отступил. Через несколько лет качество рельсов отвечало всем техническим требованиям. Рос завод. В эксплуатацию вводились новые мощности. Кроме рельсов завод начал выпускать листовое железо, огнеупорный кирпич, гайки и болты, проволоку.

Из 451 человека, занятого у Юза в июне 1871 года, «подавляющее большинство было русскими, происходившими из Смоленской, Тульской и Курской губерний», — пишет отчет комиссии Зеленцева, Летуновского и Ройлякова. — Местное население не расположено участвовать в фабричном труде».

Сам Юз, похоже, совершенно не ожидал такой реакции местного населения. Людей в этом крае и так было мало. Но и они работать на заводе и шахтах не желали. Особенно трудно приходилось, если лето выдавалось урожайным. Все это Юз объяснял 15 октября 1874 года в письме к тогдашнему министру госимуществ России Петру Валуеву. «Минувшим летом, — писал Валуеву Юз, — наши рабочие места почти полностью опустели».

Понятно, почему десять лет спустя, в 1884 году, из 5,5 тысяч человек, живших в Юзовке, лишь одна четверть родилась в Екатеринославской губернии. Почти 16% населения было родом из Бахмутского уезда, то есть того самого уезда, куда административно входила Юзовка. Две трети остальных жителей прибыли из центра и северо-запада России.

Новороссийское Общество получило заказ на строительство мостов через Днепр возле Черкасс и через Южный Буг. Заказчиком выступило Общество Московско-Киевско-Воронежской железной дороги, а Владикавказская железная дорога заказала мосты для линии АрмавирТуапсе.

Руководил работами по сборке и установке юзовских мостов Обухов Петр Васильевич (1884–1936). Свою трудовую деятельность он начал разметчиком на Александровском заводе в Екатеринославе, а с 1910 по 1918 годы работал на заводе Новороссийского Общества руководителем сборочных работ. В голодные годы гражданской войны и разрухи Петр Васильевич работал на предприятиях пищевой и консервной промышленности и в 1925 году вновь возвратился на уже Сталинский металлургический завод. Его последняя должность на заводе — помощник директора по технической части. Благодаря увлечению Петра Васильевича фотографией, этапы истории завода остались запечатленными для потомков.

«…цеховая стоимость чугуна на заводе г-на Юза не должна превосходить примерно 40 до 50 коп. за 1 пуд, смотря по сорту его.

Продажная цена 1 пуда литейного чугуна на месте, на станции Юзово, 65 до 70 коп. с[еребром], и отборный чугун стоит до 80 коп. с[еребром].

В прошлом году литейного чугуна выплавлено 1 миллион пудов, из которых 500 000 пудов отправлено в Москву. В Москве Юзовский литейный чугун стоит 92 коп., тогда как иностранный, соответствующего качества — 1 руб. 10 коп. Во многих местах (в литейных) нам приходилось слышать весьма лестные отзывы о качествах Юзовского литейного чугуна». (И.А. Тиме «Горный журнал», 1889 г.)

В техногенный механизм, созданный Юзом, помимо завода входили также угольные шахты и рудники, и ещё железорудные карьеры в Кривом Роге.

На 1900 год разработкой железорудного месторождения, принадлежащего Новороссийскому Обществу, заведовал горный инженер Зимовский. На руднике трудилось 750 рабочих. Квартиры и казармы предоставлялись рабочим бесплатно. Существовала одноклассная школа для обучения 50 детей, где также обучали детей переплетному делу, садоводству и пению. Для обслуживания рабочих существовала больница на 10 кроватей, в дополнение к больнице имелся летний барак без пола и потолка.

Умер, как его на русский манер называли, Иван Иванович Юз, в 1889 году (17 июня) в петербургской гостинице «Англетер». В завещании, составленном Санкт-Петербургского порта Биржевым нотариусом Конрадом Гетцем, старый Юз завещал старшему сыну Джону бриллиантовое кольцо, подаренное Государем-Императором, серебряный чайный и кофейный сервизы, с тем, чтобы эти предметы передавались самому старшему в роду мужчине. Джону и Артуру также досталось по 40 обыкновенных акций Новороссийского Общества в знак признательности за их помощь в руководстве Обществом. Остальное имущество распределили следующим образом: 16 частей отдали дочери Саре Анне, в замужестве Лемон. Оставшиеся 84 части наследства распределились в равных долях между четырьмя сыновьями.

Из большой семьи Джона Юза участие в работе завода и угольных рудников принимали четыре сына: Джон, Артур, Айвор и Альберт. Всего в семье Джона Юза и его жены, урожденной Элизабет Левис, родилось 8 детей. Двое из них умерли в раннем возрасте. Четыре сына и дочь жили в России, вторая дочь с матерью — в Англии.

Еще при жизни отца Артур (1852–1917) занял пост директора завода, Джон (1848–1917) — коммерческий директор Новороссийского Общества с постоянным проживанием в Санкт-Петербурге. На нем лежала связь с крупными заказчиками и поиск государственных заказов. Айвор (1855 г.р.) заведовал на заводе сталеплавильным отделом около тридцати лет. Умер он в своем доме в Лондоне 13 января 1916 года.

Младший сын Альберт был инженером-доменщиком. Его страстью были цветы. На территории завода им был разбит большой цветник, обхаживаемый Альбертом летними вечерами. Умер он после продолжительной болезни в Лондоне 20 января 1907 года.

В Юзовке умерла и была похоронена младшая дочь Юза Маргарет. Ее могила была вскрыта и разграблена в 1948 году. Вторая дочь Сара (1846), в замужестве Лемон, умерла в 1929 году в Лондоне. У Юза был еще внебрачный сын, потомки которого живут в России.

Всем Юзам в 1903 году пришлось покинуть Юзовку. Руководства в новой команде им не дали, а работать с новым управляющим Андерсоном они не хотели.

4.В первые пореформенные десятилетия в Донбассе по-прежнему преобладали мелкие разработки местных помещиков, казачьей старшины и зажиточных крестьян с сезонным производством, базировавшиеся на ручном труде и обслуживавшие чрезвычайно узкий местный рынок. Основным центром угледобычи в эти годы оставался Грушевский антрацитовый район. Неудачей окончились очередные, оказавшиеся на сей раз последними, попытки царского правительства организовать крупное металлургическое производство на Юге: построенный в конце 60-х гг. казенный Лисичанский завод после безрезультатных плавок был закрыт. Случайными заказами перебивался и Луганский завод.

Но уже в конце 60-х гг. намечается перелом. Большую роль в развитии донецкой промышленности сыграло железнодорожное строительство. Донбасс и весь горнопромышленный Юг покрывается сетью железных дорог, связавших новые индустриальные районы со всей страной. Особое значение для подъема горной и горнозаводской промышленности имело сооружение в 1880–1884 гг. Екатерининской железной дороги, связавшей Донбасс с Криворожьем.

Почти одновременно с Юзовским заводом ростовским промышленником Д.А. Пастуховым также при поддержке правительства был выстроен в Области Войска Донского Сулинский металлургический завод. Однако до 1887 г. он действовал с перебоями из-за отсутствия необходимого опыта работы на антраците. Оба завода работали первое время на местной руде с невысоким процентом содержания железа (криворожская руда еще не разрабатывалась), используя новую технику и технологию: паровые двигатели, горячее доменное дутье и плавку на коксе.

Строительство железных дорог и металлургических заводов на Юге России и связанный с ним быстрый рост спроса на топливо и металлоизделия вызвали на рубеже 60–70-х годах небывалую учредительскую горячку в Донбассе. Закладываются десятки шахт и штолен, основываются многие предприятия и компании. Происходивший при этом процесс вытеснения и поглощения мелких предпринимателей более крупными усилился в 70-х гг., когда в угольной промышленности Донбасса неоднократно проявлялись кризисные явления. В эти годы постепенно сходят со сцены мелкие угольные промыслы местных крестьян, многие из которых проявили себя незаурядными горноразведчиками и стали первооткрывателями ряда месторождений полезных ископаемых в Донбассе. Их прибирали к рукам сначала свои же местные богатеи, не останавливавшиеся при этом ни перед какими средствами (подкуп, спаивание крестьянского схода, организация фиктивных артелей и др.). С развитием крупного машинного производства крестьянские угольные промыслы окончательно были поглощены могучими конкурентами — русскими и иностранными капиталистами.

Угледобыча в бассейне все больше сосредоточивалась на крупных капиталистических предприятиях, в большинстве своем — специально организованных акционерных компаниях. Такими были, в частности, угольные копи юзовского Новороссийского общества, расположенные в Юзовско-Макеевском районе шахты французского Горного и промышленного общества на юге России, предприятия местных помещиков братьев Рутченко, Карпова, Иловайского, подрядчика Прохорова, казачьего полковника Рыковского, Общества южнорусской каменноугольной промышленности в Горловке. Их годовая добыча исчислялась в миллионах пудов каменного угля и антрацита. В 1878 г. на долю крупнейших угольных предприятий с добычей более 1 млн. пудов угля в год приходилось уже 58,6% всей угледобычи в бассейне.

Вновь возникшие угольные рудники и заводы очень быстро обросли рабочими поселками. Скопления убогих землянок и казарм образовывали печально знаменитые «собачевки», «нахаловки», «Шанхай». Длинными рядами выстроились бесчисленные кабаки, «обжорки», другие питейные заведения.

5.Начиная с 80-х годов Донбасс вступил в полосу всех отраслей промышленного производства, превратившись на рубеже XIX–XX вв. в крупнейший индустриальный район России. Этому способствовали начавшаяся промышленная эксплуатация богатейшего и высококачественного железорудного месторождения в районе Кривого Рога, все более нараставший приток иностранных капиталов в ведущие отрасли горной и горнозаводской промышленности Донбасса и Юга в целом и, наконец, усиление протекционистской политики царского правительства, щедро раздававшего южным горнопромышленникам разного рода субсидии, премии, выгодные заказы, ограждавшие их от иностранной конкуренции системой запретительных таможенных тарифов на ввозимые из-за границы продукцию и сырье.

В период промышленного подъема 90-х гг. цены на угольные участки в Донбассе за короткое время поднялись до 500 руб. за десятину. Основывались новые акционерные компании, в большинстве своем иностранные, которые подавляли и поглощали более мелких предпринимателей, не выдерживавших конкуренции. Так, каменноугольные разработки Прохорова и Древицкого перешли в начале 1895 г. за 8 млн. франков к специально организованному для их эксплуатации бельгийскому акционерному Обществу Прохоровских каменноугольных копей. Такая же судьба постигла угольные копи, принадлежавшие Рыковскому. На их базе в июле 1898 г. было организовано французское Общество Рыковских каменноугольных копей.

Значительно расширилась угледобыча и на ряде старых, основанных еще в 70-х гг. рудников. Только за последнее пятилетие XIX в. Донбасс увеличил добычу угля в 2,3 раза, выдав в 1900 г. на-гора 672 млн. пудов, что составляло свыше двух третей (68,7%) общероссийской (с Польшей) угледобычи. Общий же уровень добычи угля за 40 пореформенных лет увеличился в 112 раз. Донбасс, таким образом, превратился в основной топливный район страны, в ее кочегарку.

Высокие темпы характеризовали и развитие металлургии в Донецком бассейне. Всего за семилетие (1894–1900) здесь были построены, в основном на иностранные капиталы, металлургические заводы: Дружковский, Петровский в Енакиево, Донецко-Юрьевского металлургического общества (ДЮМО) в Алчевске, Ольховский недалеко от Луганска, Краматорский, Кадиевский Алмазного каменноугольного общества, Макеевский Никополь-Мариупольского горного и металлургического общества, Мариупольский бельгийского общества «Русский Провиданс», Таганрогский. Значительно расширили производство и первенцы южной металлургии — Юзовский и Сулинский заводы. Всего же к началу XX века на Юге действовало 17 крупных металлургических (доменных) заводов, из которых 12 находились в Донбассе.

Горнопромышленный Юг быстро оттеснил Урал на второй план и превратился в главный металлургический центр страны. Донбасс, в свою очередь, занял ведущее место в металлургии Юга, производя 70% всего южного чугуна. За 16 лет, с 1885 по 1900 г., доля Донбасса в общероссийской выплавке чугуна возросла в 6 раз, составив в 1900 г. 36,1%. По производству чугуна Донбасс к началу XX в. опередил Урал.

Как и Юг в целом, Донбасс стал также одним из основных районов сталепрокатного и рельсового производства.

Рост каменноугольной и металлургической промышленности способствовал развитию металлообрабатывающего производства. Возникли литейно-механические заводы в Юзовке и на ст. Дебальцево, сталепрокатные и машиностроительные заводы в Константиновке, Горловке, котельный в Таганроге, а также многие передельные заводы, кирпичное, цементное, коксовое производство. Из машиностроительных предприятий Донбасса крупнейшим был Луганский паровозостроительный завод, построенный в конце 90-х гг. немецким капиталистом Гартманом. В Луганске же был расположен крупный казенный патронный завод, открытый в 1895 году на месте прежнего казенного литейного завода, открытого в 1886 году.

Химическая промышленность была представлена содовыми заводами в Лисичанске и близ Славянска. Здесь в 1900 г. вырабатывалось 63% всего количества соды, производившейся в России. Донбасс давал стране поваренную соль, добываемую рудничным способом в районе Бахмута и вывариваемую на небольших солеварнях в Славянске и Бахмуте, кислоты, стекло и стеклянные изделия. Недалеко от Никитовки было расположено единственное в России предприятие по производству ртути из добывавшейся здесь же руды (киновари).

В Донбассе существовало также множество мелких полукустарных предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья: мельниц, крупорушек, винокуренных и пивоваренных заводов и др. Большинство из них работало несколько месяцев в году. Лиш



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: