Место ролевой игры в обучении и тренинге




Главный вопрос, который надо задать себе при выборе конкретного обучающего приема,таков: почему вы хотите или, возможно, не хотите его использовать. Ключевым моментом при этом является его совместимость со всем учебным процессом. Учительупорядочит этот процесс с помощью расписания, специалист по тренингу организует его в курс или программу тренинга, молодежный или социальный работник — впрограмму действий. Этот процесс, независимо от его названия, будет требовать ряда действий и запланированных ресурсов, которые будут использованы вопределенной последовательности для достижения комплекса целей, и именно этими целями должен определяться выбор соответствующих учебных методов.

Хотя традиционными методами обучения и преподавания— такими как лекции,чтение, фильмы, дискуссии и письменная работа — можно успешно помогать учащимся приобретать знание фактического материала и важнейших теоретических положений,в рамки которых сможет вместиться будущий опыт, эти методы являются несовершенными по меньшей мере в двух отношениях.

Во-первых, ими трудно помочь ученику изменить его установку или поведение. Читать илислушать о чем-либо еще не значит пережить это, а перемены и понимание часто приходят лишь с реальным опытом. Легко, например, понять умом унижение и нищетуили рассуждать о чувствах, которые испытывают ущемленные или угнетенные люди. Совсем другое дело— испытать дискриминацию и беспомощность на себе.Учащиеся могут критиковать бедняков за пассивность, за отсутствие инициативы; однако если они на собственной шкуре почувствуют всю незавидность такогоположения, то, возможно, отнесутся к ним с большим сочувствием и пониманием. Общее представление о беспомощности совершенно не совпадает с реальностью.

Другой пример можно было бы позаимствовать из тренинга менеджеров. Проходящий обучениеменеджер, если задать ему соответствующий вопрос или предложить прокомментировать конкретный случай, может рассказать, как он или она поступитс недовольным сотрудником; но если он займется этим на деле, то приобретет исключительно ценный опыт. Ролевая игра представляет собой один из техуникальных приемов экспериментального обучения, который помогает ученику справляться с неопределенностью и непростыми житейскими ситуациями.

Ролевая игра помещает ученика в ситуацию, которая включает те же ограничения, мотивациюи принуждение, какие существуют в реальном мире; ее можно использовать во многих учебных ситуациях. Исторический материал, литература, социология,экономика, политика, менеджмент, география — все это можно осветить с помощью моделирующих упражнений, которые вовлекают ученика в события, делающие акцентна условия, в которых оказываются люди, что и позволяет лучше понять их поведение.

Второй большой областью, в которой традиционные методы нуждаются в дополнении,является сфера передаваемых навыков межличностного общения и коммуникации. Неважно, как много читает инаблюдает ученик, развить эти навыки полностьюможно только путем применения их в реальных межличностных контактах. Взаимодействие вербального и невербального поведения слишком сложноитонко, чтобы быть сведенным к нескольким простым правилам, идаже если это было бы возможно, ученикам не удалось бы продвинуться без полученияпостоянной обратной связи, касающейся их поведения. Интерпретация ответных сигналов, полученных от других людей, и реакция на эти сигналы содержат в себеключи к эффективной межличностной коммуникации.

Чтобы помочь ученикам развить навыки межличностного общения, учителя прибегают кпрактическому опыту, используя различные ситуации. Ситуации бывают индивидуального характера — консультирование, интервью, услуги и продажи,личные отношения; атакже групповые — комиссии, переговоры, общественные митинги, работа в команде или коллективные интервью. Количество учеников,которым удается таким образом помочь, не ограничено — от тех, кто отстает по школьным предметам, до врачей, менеджеров, полицейских и научных сотрудников.Мало кто возьмется отрицать, что навыки межличностного общения относятся к наиболее ценным качествам, какими может располагать человек.

Там, где необходимо приобрести опыт, ролевая игра подходит идеально. Ее достоинстваобсуждались разными авторами, но наиболее полно они, пожалуй, были представлены Чеслером и Фоксом (Chesler and Fox, 1966), в дальнейшем мы будем ссылаться наних.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: