Система технологической подготовки




 

Создание рынка в стране, переход на новую экономическую политику, насыщенное информационное поле выдвигают задачу адаптации личности в новых условиях, которую должна решать и система народного образования.

Наряду с другими учебными предметами образовательная область "Технология" также требует нового интеграционного и проективного подхода в процессе обучения и самопроектирования профессиональной деятельности учителя. В связи с этим необходимо делать акцент на подготовке учителя нового типа. Это должен быть не только мастер - "золотые руки" и педагог-предметник, умеющий передать опыт молодым, но и специалист с широким общим научным и художественным кругозором, видящий свой предмет в контексте культуры, способный осуществлять педагогическую технологию в режиме проектной деятельности. По этой причине кафедра ставит своей задачей модифицировать структуру, усовершенствовать формы организации повышения квалификации преподавателей данного профиля с учетом изменившихся условий в целом в стране и в образовательной области, в частности. Проблема осложняется тем, что более 70% преподавателей труда - технологии в городе и области не имеют базовой профессиональной подготовки. Большинство из них - специалисты узкого технологического профиля.

В целях повышения эффективности работы и преодоления возникающих проблем в данной образовательной области необходимо разработать новую образовательную программу профессиональной базовой подготовки и переподготовки учителя технологии со специализацией модулей данного цикла. Создать банки данных, пакеты нормативных документов по образовательной области "Технология", библиотечный фонд, готовятся к изданию учебно-методические комплексы.

Для совершенствования навыков профессионального самопроектирования современного учителя организованы проблемные курсы, спецкурсы, ремесленные и методические практикумы, семинары, стажировки учителей. Обмену опытом способствуют российские, региональные, областные, городские конференции. С большим арсеналом находок педагогов-практиков знакомят творческие мастерские, мастер-классы, публикации, методические пособия. Учителями-новаторами разрабатываются авторские курсы, методические разработки по всем модулям образовательной области "Технология".

Интересна программа интегрированного курса "Технология и предпринимательство", разработанная учителем технологии СШ № 78 Калининского района Т.В. Покровской. Обучение построено через блочную систему уроков, в основе которой лежит проект. Интегративный курс базируется на знании шести модулей предметной области "Технология" - экологии, экономики, информатики, графики, профессионального самоопределения, рукотворчества (ремесленного, бытового, технологического). Для возможности использования курса в практике других учителей на кафедре представлены методические рекомендации. Учебный фильм "Основы проектного обучения в среднем звене на уроках технологии", созданный Т.В. Покровской в соавторстве с сотрудниками кафедры, отмечен дипломом образовательной выставки "УчСиб-2001".

Заслуживает внимания работа коллектива молодой школы № 206 Октябрьского района, приоритетное направление работы которой - технологический компонент образования. Школа является опытно-экспериментальной площадкой кафедры и педагогического университета, а также районного методического кабинета. Директор школы кандидат педагогических наук С. А Клеев имеет свою позицию по реализации содержания образовательной области "Технология". Суть его концепции заключается в построении единой логической культуры содержания образования, обеспечивающей полное взаимопроникновение учебных дисциплин. Особое место в преодолении эклектичности набора блоков образовательной области "Технология" возлагается на реализацию метода проектов. Для подтверждения этих постулатов под руководством учителя технологии этой же школы В.П. Калининой, учащимися школы осуществляется комплексный проект оформления помещений жилого дома, включающий всю совокупность работ по обеспечению жизнедеятельности.

Необходимо особо отметить опыт учителей технологии, работающих в сельской местности. Так учитель черчения и технологии высшей категории Линевской средней школы № 4 Искитимского района С.А. Кислов разработал программу и учебно-методическое сопровождение к учебным курсам "Резьба по дереву", "Графика", оборудовал прекрасные мастерские. Он не только сам - мастер-профессионал высокого класса, но и прекрасный организатор производства.

Уникальный опыт работы на селе учителя высшей категории СШ № 3 Ордынского района Ю.М. Косенко отражен в авторской технологии и программе "Хозяин сельской усадьбы". Интегративный подход к реализации содержания программы позволяет развивать у школьников устойчивый интерес к изучаемому предмету, раскрывать творческие способности в процессе обучения, овладевать смежными специальностями на начальном этапе профессиональной подготовки.

Вопросы преемственности развития пространственного воображения и образного мышления рассматриваются в технологии учителя черчения СШ № 77 Заельцовского района В.Д. Костаревой. Система интегрированных уроков изобразительного искусства и черчения позволяет формировать у учащихся рациональные приемы мыслительной деятельности при решении практических графических работ. Подобные проблемы по-своему решаются в разработанной преподавателем черчения технического лицея НГТУ Н.И. Кальницкой модульно-рейтинговой "Технологии развития пространственного мышления при графической подготовке в лицейских классах НГТУ". Она позволяет добиться качественного роста успеваемости, вплоть до полной, активизирует развитие творческого мышления учащихся и повышает эффективность их графической подготовки.

Творческие мастерские учителей В.Н. Речкина и С.М. Лукьянова по разделу "Бумажная пластика" представляют нам разные подходы в решении объемных форм через элементы оригами, полоски бумаги и геометрический модуль, что развивает у детей навыки создания и оформления образа, а также все технологические навыки по работе с бумагой.

Интересен опыт по реализации метода проекта в работе учителей центрального района. Одна из первых в городе учитель СШ № 4 Н.Г. Никитина начала внедрение метода проектов в систему технологической подготовки учащихся. Ею разработаны авторская технология и программа "Основы художественного проектирования. Дизайн". Одно из направлений, над которым сегодня серьезно работает учитель - "Стандартизация и мониторинг технологической подготовки учащихся".Н.Г. Никитиной разработан и апробирован в ГАК сборник типовых задания для среднего звена. Учитель СШ. № 12 Н.К. Шлей, автор учебного курса "Русский дом", неоднократно на базе кафедры проводила ремесленные практикумы по работе с кожей, природными, текстильными и другими материалами, открывая своим слушателям секреты традиционной обработки материалов. В.В. Халилов, учитель СШ № 156, на занятиях художественной обработки древесины (токарная обработка, выпиливание, резьба по дереву) большое внимание уделяет развитию творческих способностей учащихся и авторского мышления в рамках проектной деятельности. Его ученики - участники научных конференций учащихся. Победители районных конкурсов проектов, что позволяет судить о высоком уровне технологической подготовки учащихся. Сам учитель пишет диссертационное исследование по данному направлению.

В условиях рынка важное место в начальной профессиональной подготовке выпускников школы занимают межшкольные учебные комбинаты. В этом направлении постоянно активизируется работа под руководством заместителя начальника городского Управления образованием С.А. Нелюбова. По инициативе городского Управления образованием совместно с НГПУ в городе проводится конкурс творческих проектов учащихся 11 классов, который стал уже традиционным в течение последних трёх лет.

В 2003 году сотрудниками кафедры совместно с областным Управлением образования и НГПУ разработано Положение о проведении областного конкурса-выставки творческих проектов учащихся в рамках работы образовательной выставки "УчСиб-2003".

В рамках начальной профессиональной подготовки сегодня все более актуальной становится модель "школа - лицей - колледж - вуз" при условии ее методического обеспечения. Совместная деятельность кафедры с областной методической службой, кафедрой среднего профессионального образования НИПКиПРО, вузами города позволяет выстраивать модели пошаговой подготовки в профессиональном становлении выпускников.

Немалое место в формировании технологических навыков и общего развития личности занимает система дополнительного образования, представленная в самостоятельных учреждениях, домах творчества и студиях. Интересен опыт работы руководителя творческой лаборатории декоративно-прикладного искусства "Ивушка", педагога Н.Н. Карповой, автора образовательной программы "Работа с природным материалом как средство формирования творческой личности ребенка", а также инвестиционного проекта "Каждый ребенок талантлив". Цель проекта - возрождение у детей и взрослых гордости за красоту Сибирского края через работу с природным материалом. Он способствует формированию у детей, имеющих проблемы со здоровьем, навыков коммуникативности и устойчивой мотивации к творчеству; создает условия одаренным детям для дальнейшего развития таланта. Реализация проекта решит проблему духовной и эмоциональной безопасности детей на занятиях декоративно-прикладным искусством, мотивации к творчеству в детских садах, общеобразовательных школах, детских домах, учреждениях дополнительного образования.

Одним из важнейших направлений содержательного аспекта образовательной области "Технология" является модуль "Графика-черчение". Творческая группа учителей, методистов кафедры под руководством научного сотрудника кафедры С.П. Шулятьевой разработала методическое сопровождение к данному модулю; подготовлены материалы для проведения экзамена по черчению (графике) в общеобразовательных школах города и области. В 2003 году в соавторстве с сотрудниками НГТУ С.П. Шулятьевой завершена работа над созданием адаптивной учебной программы "Графика" для профильного обучения учащихся 10 - 11 классов в образовательных учреждениях различного типа (средних общеобразовательных школах, учебных комбинатах, лицеях, педагогических колледжах). Программа реализует новые подходы к графической подготовке с точки зрения визуализации информации, позволяет решать проблемы формирования графической компетентности в курсе технологической подготовки учащихся.

Проблемы педагогической технологии и методики технологии преобразования материалов и энергий подробно изучаются доцентом кафедры С.А. Клеевым в сотрудничестве со старшим преподавателем О.В. Петровской. По данному направлению доцентом кафедры С.А. Клеевым разработано методическое пособие в помощь аттестующимся учителям "Педагогическая технология учителя". Информационные технологии - один из ведущих и проблемных модулей, позволяющий целостно трактовать содержание образовательной области "Технология". Только взаимодействие и совместные усилия всех звеньев системы образования в городе, области и регионе могут способствовать успешному внедрению в практику новых концептуальных подходов в технологической подготовке молодого человека к профессиональной деятельности, составляющей основу жизнедеятельности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: