Характерные черты русского меценатства в 21 веке




Актуальность проблематики благотворительности и меценатства связана с переходом страны к рыночной экономике. При общих закономерностях рынок в дореволюционной России имел национальные специфические черты, связанные с историческими и религиозными особенностями формирования общества. Не случайно говорят о "русском феномене" - удивительном сочетании противоречивости характера русских предпринимателей и условий деятельности, весьма отличных от Европы и Америки. Россия в начале XX века относилась к числу самых динамично развивающихся стран мира, и в этом прямая заслуга предпринимателей. Сложившиеся за века традиции купечества представляют не только исторический, но, подчас, и экономический интерес. Формирующийся сегодня новый класс предпринимателей, несомненно, должен наследовать черты, отражающие национальный менталитет.

Меценатство и благотворительность - сложные образования, выявлением сущности которых занимаются многие исследователи. Обращение к развитию культуры любой эпохи приводит к выводу, что многие ее отрасли или их части сохранялись и развивались благодаря меценатству. Широко известны факты поддержания даровитых представителей науки, искусства, религии, социальных начинаний и др., прочно вошедшие в золотой фонд наследия каждой страны. Как индивидуальная позиция, меценатство становится уровневой структурой, свойственной развитой, зрелой личности. Меценат вследствие этого не просто человек, поддерживающий культуру, но знаток, ценящий, понимающий и получающий удовлетворение от своей созидательной деятельности. Включая в себя позиции самоосуществления, представительские и престижные мотивации меценат получал и получает возможность увековечить свое имя и свое дело в памяти потомков. Становясь неотъемлемой частью культуры, меценатство не прерывается в процессе социального развития, а лишь приобретает специфические формы проявления. Российская действительность выступает в этом процессе как особое формирование. Подвергаясь многочисленным преобразованиям, она сохраняет саму основу меценатской деятельности, что становится особенно интересным и значимым для изучения. Сформировавшись в традиционном обществе, достигнув расцвета в предреволюционной России и дав миру имена Третьякова, Морозовых, Боткиных, Бахрушиных, Барышниковых и других, в советское время меценатство трансформировалось в государственную и частичную приватную деятельность, как правило, благотворительную. В настоящее время оно восстанавливается в досоветских формах, проходя тот же путь развития, что и традиционное меценатство. Это позволяет говорить, что, меняя форму существования, оно не утратило своей сути.

Особенность и характерной чертой меценатства в 21 веке является разнообразие его форм, но при этом сохранение своей исторически изначальной сущности.

Рассмотрим особенности привлечения альтернативных средств в культурную сферу в Европе на примере различных стран. Каждая из них пошла "своим путем", но помимо существенных различий есть и сходства. Главнейшим из них является существенное увеличение количества благотворительных организаций в большинстве Европейских стран. Это можно проиллюстрировать, используя данные Центра мировой благотворительности.

В Италии, начиная с 1990 года, количество благотворительных фондов увеличилось на 133%;

В Германии всего лишь за 10 лет, с 1994 по 2004 год, появилось 6500 новых фондов;

От основных игроков ЕС не отстают и менее крупные страны.

Только с 2000 по 2005 год в Ирландии количество независимых фондов более, чем утроилось (!) с 30 до 107;

За последние 10 лет в Польше было основано 20 новых фондов.

Итак, как мы видим, количество благотворительных организаций в Европе активно увеличивается, что свидетельствует о возрастающем внимании правительств Еврозоны к культурной и социальной сфере.

Несмотря на то, что в последние годы в Европе мы наблюдаем активизацию привлечения альтернативных источников финансирования в культурную сферу, что выражается в увеличении количества благотворительных фондов, повышенному вниманию правительства к данной проблеме, соответствующему изменению законодательства - родиной фандрайзинга являются все же Соединенные Штаты Америки.

Одновременно с его становлением в США шла разработка и соответствующего законодательного обеспечения. Поскольку Конгресс было заинтересовано в привлечении финансовых средств в культурную сферу, то с этой целью жертвователям были предоставлены существенные налоговые послабления. С другой стороны, законодатели позаботились и о многоуровневой системе контроля, чтобы не позволить организациям под прикрытием благотворительности заниматься прибыльным бизнесом (что многократно происходило в сфере российской благотворительности девяностых годов прошлого века).

Для современной России эти цифры кажутся недостижимыми. Но это только на первый взгляд. Несмотря на то, что технология фандрайзинга пришла в нашу страну вместе с крушением советской системы, дореволюционная история отечества полна примеров для подражания. Нам следует помнить имена Саввы Морозова, "даровитого русского дельца с непомерной нравственной силищей" - как о нем отзывались современники; Саввы Мамонтова, Третьякова, Хлудова, Демидова, Рябушинского и многих других, чья деятельность неразрывно связана с "серебряным веком" не только поэзии, но и в целом культуры. Возможно, что имена Шаляпина, Врубеля, Репина без их поддержки могли остаться так никому и неизвестными.

В наше время меценатство, казалось бы, возвращается. Однако не следует забывать, что благотворительным пожертвованиям предшествует период накопления начального капитала, который во все времена и во всех странах носил полукриминальный характер. У нас он пришелся на период "лихих девяностых" и сопровождался развалом страны, резким расслоением населения, банкротством множества предприятий, что поставило граждан России на грань выживания. Даже сейчас, когда наша страна вроде бы отошла от последствий шоковых реформ, средний уровень жизни позволяет желать, мягко говоря, лучшего. При этом многие отечественные олигархи уверенно занимают места в рейтинге Форбса (знаменитый бизнес-журнал Forbes). Заработанные же ими капиталы вкладываются не в Россию, а в зарубежные активы, начиная от футбольных клубов и заканчивая авиакомпаниями. Даже благотворительная деятельность - и та ведется за границей! Например, один из богатейших людей России, Владимир Потанин, перечислил вашингтонскому Центру исполнительских искусств имени Джона Кеннеди 5 млн. долларов. К сожалению, приходится констатировать правоту Михаила Ходорковского, сказавшего: "Для многих наших предпринимателей, сделавших состояния в 90-е годы, Россия - не родная страна, а всего лишь территория свободной охоты". По крайней мере, он нашел в себе смелость это признать. Ну и как после таких откровений должны восприниматься их пожертвования российских олигархов? По-видимому, ответ достаточно очевиден.

Но, независимо от эмоций большинства россиян, меценатство в современной России, все же развивается. Растет количество фондов, деятельность которых направлена на поддержку российской культуры. К сожалению, уровень их транспарентности еще далек от идеала. Кроме того, многие склонны видеть в пожертвованиях отечественных олигархов гарантию личной финансовой безопасности, своего рода свидетельство собственной благонадежности, направленное, как в адрес власть предержащих, так и на Запад, деятельность на рынках которого невозможна при отсутствии положительного имиджа. Но ничего страшного, что современное отечественное меценатство пока далеко отстоит от своего настоящего, истинного, духовного идеала, который был в дореволюционной России. меценатство благотворительный культура искусство

В духовной литературе мы встречаем один хороший пример. Верующий обращается к своему духовнику с вопросом: "Отче, как мне быть, если при встрече с нуждающимся я подаю ему милостыню, но при этом делаю это неискренне и считаю его бездельником? Имеет ли в таком случае моя жертва смысл?" На это священник ему ответил: "Продолжай творить ее и дальше, не взирая не свои помыслы. Рано или поздно, но ты обязательно устыдишься своего лицемерия, и тогда твоя жертва станет настоящей и искренней". Поэтому не стоит осуждать и отвергать помощь современных меценатов, поскольку пока ничего другого все равно не имеем. Возможно, что со временем мы познакомимся с лучшей реинкарнацией меценатства. В настоящее же время приходится довольствоваться тем, что есть. В конце концов, разве зависит что-нибудь от того, будем ли мы знать - праведным путем заработаны пожертвования или нет? Все же это лучше, нежели они бы тратились на покупку роскошных яхт, или просто оседали в офшорах.

Науке и культуре в современной России катастрофически не хватает людей, которые бы осознавали необходимость материальных вложений в развитие науки, культуры, искусства.

Проблема заключается не столько в количестве предпринимателей, готовых оказывать благотворительную помощь, сколько в отсутствии законодательной базы.

В текущем году Государственная Дума в очередной раз планирует рассмотреть законопроект "О меценатах и меценатстве", который 13 лет пылится "под сукном". Сам факт того, что забытый документ снова вырывается на всеобщее обсуждение, демонстрирует безосновательность утверждений, что российский бизнес еще "не достаточно цивилизованный" для принятия закона, который потенциально может предоставить лазейку для уклонения от налогов.

В настоящее время меценатство отчасти искусственно ограничивается тем, что налоговые льготы предоставляются только физическим лицам. Если крупный бизнес занимается благотворительностью, пусть порой и бессистемно, то вовлечь в меценатство компании среднего уровня при отсутствии налоговых льгот невозможно. Однако проблему привлечения дополнительных средств на развитие науки, искусства, спорта, социальные проекты решать всё равно придётся.

Безусловно, так и не востребованный депутатами законопроект от 1997 года требует тщательной доработки. Однако ещё в Послании Федеральному Собранию 2009 года президент Дмитрий Медведев отметил, что некоммерческие организации, получающие безвозмездно услуги от благотворителей, облагаются налогом на прибыль, что само по себе нонсенс. За два года благие намерения так и остались на бумаге, не получив конкретного законодательного решения.

Одной из недоработок законопроекта является разночтения для меценатов и благотворителей, которые предоставляют льготы меценатам и не дают их благотворителям, которые выделяют средства детям-сиротам.

Пока что меценаты освобождены только от налога на добавленную стоимость в том случае, если они отдали завезённые ими из-за рубежа культурные ценности государственным и муниципальным музеям. До 2009 года отдавая в дар музею картину, нужно было отдать государству 18% её стоимости - мера, мало способствующая развитию отечественной культуры.

По-прежнему остаётся не проработанным механизм привлечения средств в реставрационную отрасль. Комитетом Госдумы по культуре ко второму чтению готовится масштабный законопроект с изменениями в 73-й ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", где в том числе предусмотрены и налоговые льготы для добросовестных собственников памятников истории и культуры. А значит собственник, вкладывающий средства в сохранение памятников архитектуры, сможет рассчитывать на частичную компенсацию.

Русское меценатство никогда по сути своей не было спонсорством. Оно не преследует рекламных целей. Но оно и не есть благотворительность, т.к. благотворительность всего лишь один из способов сберечь и приумножить достояние России.


Заключение

В заключение мне бы хотелось сделать выводы на тему меценатства и провести связующую роль с социально-культурной деятельностью.

Тема меценатства еще недостаточно изучена. До революции о меценатах и их деятельности упоминали часто, особенно на страницах периодической печати, но после 1917 года и до 80-х годов ХХ в. меценатство в России, как значимое социальное явление не изучалось, выходили лишь отдельные книги о Третьякове и Мамонтове биографического характера и иногда меценаты упоминались в воспоминаниях художников и актеров.

Лишь в конце 80-х - начале 90-х годов ХХ в. появляется большое количество статей о меценатах в периодической печати, выходят книги, переиздаются воспоминания деятелей культуры, образуется большой поток информации по данной теме.

Последние десятилетия ушедшего века ознаменовались изменениями поразительного масштаба, крайним драматизмом событий, полной непредсказуемостью результатов и глубокой противоречивостью перемен: распад страны; углубление экономического и социального кризиса; исчезновение формальных причин, которыми можно было оправдать бремя гонки вооружений, свёртывание социальных программ; стирание национальных границ и т.д.

Полезным в создавшейся ситуации оказывается анализ исторических корней и теоретических основ социально-культурной работы в качестве новой профессии и академической дисциплины в мировом научном контексте. Социально-культурная работа даёт богатый фактический и теоретический материал, изучение которого помогает получить сведения о структуре и самосознании современных обществ в их кризисных точках.

И наоборот - характеристики современного общества и его самоинтерпретации способствуют лучшему пониманию природы этой своеобразной профессии и академической дисциплины, родившейся не так давно.

Доказано: жизнь общества невозможно понять без учёта формирующих ее представлений. Данная курсовая работа выявила связь между социальной работой и меценатством, а также благотворительностью. Это позволяет рассмотреть благотворительность с точки зрения одной из основ социально-культурной деятельности.

Выработанные традиции имеют сегодня большое значение, потому что встал вопрос о реформировании существующих форм благотворительности, создании новых, соответствующих изменяющимся жизненным условиям, способствующим более тесному взаимодействию государственной и частной благотворительности и меценатства.

В силу исторических событий и разнообразия форм культуры, существующих в нашей стране, государственное и частное меценатство имеет свою нишу в развитии культуры и просвещения населения. Социально-культурная деятельность отчасти обязана своим существованием именно меценатству, так как благодаря ему появилась необходимость в специалистах и учреждениях СКД.


Список литературы

1. Большая юридическая энциклопедия.- М.: Изд-во Эксмо, 2005.

2. Сто великих меценатов и филантропов / Автор-сост. Ломов В.М. - М.: Вече, 2013.

. Лукацкий М.А. Благотворительность: за и против. Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой о нравственных основаниях феномена филантропии./ М.А. Лукацкий/ / Образование и общество.- 2005.

. https://ru.wikipedia.org

. https://www.echo.msk.ru

. https://www.allrussia.ru



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: