Прочитайте текст и выполните задания 1–3. 1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация




(1)Древние греки и римляне писали на покрытых воском деревянных табличках. (2)Буквы процарапывали в слое воска заострѐнной палочкой, которую называли стилос, или стиль; на другом конце стиля имелась лопаточка, которой можно было снова разровнять воск, (…)возникала необходимость внести в записи исправления. (3)Между прочим, выражение «у каждого свой стиль» впрямую связано с этим орудием для письма.

1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Выражение «у каждого свой стиль» связано с орудием для письма древних греков и римлян, которые процарапывали буквы в слое воска заострѐнной палочкой — стилосом.

2) Древние греки и римляне процарапывали буквы в слое воска заострѐнной палочкой, на другом конце которой имелась лопаточка, которой можно было снова разровнять воск.

3) Заострѐнную палочку, которой писали древние греки и римляне, называли стилос, или стиль; на другом конце стиля имелась лопаточка, которой можно было снова разровнять воск

4) Древние греки и римляне писали на покрытых воском деревянных табличках заострѐнными палочками, которые называли стилос, или стиль.

5) Орудием для письма у древних греков и римлян была заострѐнная палочка — стилос, которая легла в основу выражения «у каждого свой стиль».

 

2. Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот союз.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПИСЬМО. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведѐнном фрагменте словарной статьи.

ПИСЬМО, -А, мн. письма, -сем, -сьмам, ср.

1) Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-н. кому-н. Написать п. родным. Заказное письмо.

2) Умение писать. Учиться чтению и письму. Искусство письма.

3)Система графических знаков для передачи, запечатления речи. Словесно-слоговое п. Иероглифическое п.

4) Манера художественного изображения. Реалистическое п. Икона старинного письма.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

заселЁнный

мЕстностей

начАв

цепОчка

щЕмит

 

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Леонид Иванович резко встал и окинул собеседника исполненным ЛЕДЯНОГО высокомерия взглядом.

Весной КОРЕННЫЕ побеги следует осмотреть и вырезать у самого основания.

Родители собрали ЦЕЛУЮ библиотеку о дельтапланеризме.

С. Я. Маршак был пристрастен к людям трудолюбивым и НЕТЕРПИМ к бездельникам.

БЕЗОТВЕТНОЕ чувство вызывало во мне грусть.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Температура атмосферного воздуха в феврале была выше нормы, поэтому первоцветы распустились раньше обычного.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

связка БАНАНОВ

пара ВАРЕЖКОВ

опытные ШОФЁРЫ

в ШКАФУ

к ТРЁМСТАМ сорока избирателям

8. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым   1) Марко Поло (1254—1324) — венецианский купец и путешественник, по своим торговым делам добравшийся до Китая и проведший там семнадцать лет при дворе хана Хубилая.
Б) неправильное построение предложения с косвенной речью   2) Решая задачу, ему было трудно.  
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением   3) Перголы, арки и трельяжи визуально делят участок на части, обособляя отдельные зоны.  
Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом   4) Кремом «Софьей» пользуются несколько раз в год для профилактики отёчности ног.  
Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом   5) Андрей сказал, что лучше уж пусть мы оставим меня в покое.  
  6) Тот, кто не жалеет труда, обычно достигают многого.  
  7)Согласно указания директора на предприятии началась замена старых пропусков на новые.
  8) Перед обсуждением проекта все поглядывают и ищут будущих сторонников и оппонентов.  
  9) Летнее наводнение 2013 года, охватившее огромные территории российского Дальнего Востока и северо-востока Китая, стало одним из наиболее масштабных стихийных бедствий последнего десятилетия.

 

9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) прик..сался, з..рничный, пом..риться

2) запр...щающий, прид..раться, вым..кать (сметану)

3) оз..рились (солнцем), выск..чили, подр..внять (волосы)

4) возг...рание, к..силка, сл..жение

5) водор..сли, пон..мание, пл..вец

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пр..небрежение, пр..поднести, сладкий-пр..сладкий

2) с..змала, под..скать, пред..нфарктный

3) ра..шифровать, не..держанный, во..ликовать

4) по..пиленный, о..писанный, на..строить

5) ин..екция, кинос..ѐмка, трех..ярусный

11. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) миндал...вый, бледноват..нький

2) раскач...вать, солом..нка

3) тиш..на, ключ..вой

4) сгущ..нка, затуш..вывать

5) черкес..кий, уз..кий

12. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) бор..шься, воспева..мый

2) гон..шься, увид..нный

3) верт..шься, обнаруж..нный

4) постро..вший, завис..шь,

5) подстриж..нный, завис..вший

 

1) беспоко..шься, заброш..нный

2) накорм..шь, потревож..нный

3) поджар..шь, независ..мый

5) слыш..вший, (они) леч..т

13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Коту Тимофею (НЕ)МЕНЬШЕ десяти лет.

Воздух, ещё (НЕ)СТАВШИЙ знойным, приятно освежает.

(НЕ)СУЛИ журавля в небе, а дай синицу в руки.

У Насти были (НЕ)ПРАВИЛЬНЫЕ, но приятные черты лица.

Лектору (НЕ)СРАЗУ удалось донести свои мысли до слушателей.

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Воспитательное значение художественной литературы огромно, (ПО)ТОМУ что она действует на мысль ТАК(ЖЕ) сильно, как и на чувство.

Заплакала она (ОТ)ТОГО, что Саша уже не казался ей таким новым, интеллигентным, интересным, каким представлялся (В)ТЕЧЕНИЕ прошлого года.

Фаина, по-старушечьи строго поджав губы, следила (ЗА)ТЕМ, как Степан шумно и грузно передвигался по избе, ЧТО(БЫ) выпить воды и подбросить дрова в печь.

На разрезе волнушки выделяется горький белый сок, (ПО)ЭТОМУ эти грибы нужно сначала подержать в холодной воде, ЧТО(БЫ) вся горечь из них вышла.

Эпоха реакции, которая наступила в России СРАЗУ(ЖЕ) после восстания декабристов, породила людей (НА)ПОДОБИЕ Печорина.

15. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

Причи(1)о-следстве(2)ые отношения установить не так просто. Нередко яркие, но второстепе(3)ые факты трактуются как причина, а подли(4)ая, но более «скромно одетая» причина бывает оттесне(5)а на задний план.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Секретарь взял со стола документы и ручку и отправился в кабинет начальника.

2) Бурный селевой поток начисто смыл и столовую и строящиеся жилые корпуса.

3) Посаженные студентами клен и тополь весело и приветливо зеленели.

4) Море искрилось и шумело и играло волнами.

5) Солнце спряталось за набежавшую тучку и по земле пробежала большая тень.

 

17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В мире не счесть мастеров-виртуозов (1) артистично владеющих (2) рисунком, живописью, композицией и (3) создающих (4) великолепные полотна.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Опамятуйся, просветлей(1) душа!

Вернись(2) былое (3) зренье!

Земля(4) пошли мне исцеленье,

Влей в темное мое смятенье

Спокойствие твоих полей!

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Звѐзды засияли в небе (1) чѐрную (2) и загадочную бездну (3) которого (4) так никогда и не удастся постичь человеку.

20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Всегда трудно приступать к выполнению нелюбимой работы (1) и (2) чтобы немного оттянуть неприятный момент (3) мы часто ищем любые предлоги (4) которые могут хоть как-то оправдать наше безволие.

21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)В редакцию журнала пришло интересное письмо. (2)Автор – семидесятидвухлетний москвич – пишет: (3)«Когда я смотрю на своего четырнадцатилетнего внука, мне кажется, что он какой-то инопланетянин, – так он не похож на мать, на меня, на бабушку. (4)Нет, он вообще-то неплохой парень, грех жаловаться: прилично учится, посильно помогает матери – моей дочери – по хозяйству. (5)Но его свитер с висящими рукавами, джинсы с дырками на коленях, две серьги в одном ухе, его речь со всеми «прикидами», «приколами» – все это делает его инопланетянином в нашей семье.

(6)Глядя на внука и его приятелей, я не могу отделаться от вопроса: откуда они взялись, эти самоуверенные юнцы? (7)Кто сделал их такими?».

(8)Спорить с автором письма не приходится. (9)То, о ч.м он пишет, наверняка знакомо большинству читателей, у которых есть внуки. (10)Единственное, с чем нельзя безоговорочно согласиться, – это с вопросом «Кто сделал их такими?».(По Е. Кореневской).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: