Эффект тренинга.
Тренинг — метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок. Тренинг достаточно часто используется, если желаемый результат — это не только получение новой информации, но и применение полученных знаний на практике.
Анализируя вопрос об эффекте тренинга, можно сделать вывод, что, несмотря на различные концептуальные платформы, представители различных направлений выделяют стандартный набор изменений, которые происходят с участниками в процессе тренинга.
В первую очередь, в результате межличностного взаимодействия развиваются и оптимизируются коммуникативные способности, что отражается в навыках общения и приемах межличностного оценивания. Путь к развитию навыков общения у разных психологических направлений разный: от овладения бессознательным, которое сковывает и дезориентирует поведение, до безусловного признания и принятия себя таким, какой ты есть или прямого "натаскивания" на выбранные эталоны поведения.
Другой блок изменений касается социально-психологической компетентности, умения ориентироваться в социальных ситуациях, понимать других людей, выбирать и реализовывать адекватные формы общения. Психодинамический подход достигает этого эффекта через преодоление барьеров и защитных механизмов, приводящих к искаженной интерпретации чужого и собственного поведения. Бихевиористы специально развивают и совершенствуют навыки социальной перцепции, раскладывают по полочкам внешние элементы поведения. Гуманистический подход стимулирует открытость и готовность понять и принять поведение другого человека.
Отдельно можно рассматривать и такой эффект тренинга, как умение поставить себя на место партнера по общению, развитие эмпатии. Возникновение этого эффекта констатируется и в рамках поведенческого подхода, и в психодинамическом направлении. Однако наибольших успехов в развитии способности к сопереживанию достигают представители гуманистического направления.
|
Помимо вышеперечисленных блоков следует упомянуть и следующие последствия направленного группового воздействия:
- Развитие внутренней и внешней свободы, уменьшение числа штампов и зажимов.
- Повышение самооценки, уверенности в себе.
- Развитие воображения, умения нестандартно, оригинально мыслить.
- Повышение поисковой активности, ориентация на активную позицию.
Психологический тренинг большей частью используется при решении таких задач, как обучение участников успешному поведению, практическому подтверждению теории групповой динамики, обсуждению проблем, с которыми участники столкнулись в реальных условиях, помощь в применении полученных знаний вне группы. Более конкретно цели группы определяются ее членами и ведущим. Они могут касаться отдельных участников, их взаимоотношений, роли индивида в некотором коллективе, группы как целого, взаимоотношений между группами, внутренних проблем группы. Когда интересы группы сосредоточиваются на отдельных участниках, целью может быть расширение самосознания, изменение установок и расширение поведенческой компетентности. Когда интересы направлены на выполнение ролевых функций, целью группы может быть исследование отношения участников к различным групповым ролям. Интерес к групповым вопросам может определяться целью решения специфических групповых проблем и поисками методов улучшения ее климата и деятельности. При этом разные направления психологического тренинга расставляют различные акценты.
|
Этапы тренинга.
На первом этапе тренинга происходит выведение из внутреннего плана во внешний неконструктивных элементов и моделей поведения. В бихевиоризме это - демонстрация заученных навыков, в психоанализе - осознание бессознательных мотивов и барьеров, в гуманистической психологии - осознание своей неаутентичности. На этом этапе участникам предлагается решать поставленные задачи так, как они могут делать это без постороннего вмешательства и специального обучения. Эта стадия носит диагностический характер. Только выведение проблемных областей из внутреннего плана во внешний - поведенческий, создает серьезную предпосылку для их последующей коррекции.
На втором этапе - построение модели идеального поведения во внешнем плане. Представители поведенческой психологии осуществляют это через искусственное создание эталона в форме видеозаписи или проигрывания. Психодинамический подход особо выделяет этап возникновения "освобожденной, очищенной" личности. В гуманистическом подходе эталоном чаще всего выступает либо поведение ведущего, либо тех участников, которые осознали непреходящую ценность своей личности и приняли себя такими, какие они есть. Иными словами, применяя стратегии поиска аналогов, комбинирования, реконструирования и др., ведущий и участники находят оптимальные модели поведения в каждой конкретной ситуации.
|
На заключительном этапе - модификация поведения участников группы в сторону максимального приближения к эталону и закрепление его во внутреннем плане. В поведенческой психологии это достигается через дифференциацию подкрепления: положительное подкрепление успешного поведения и разрушение старых штампов. Психоаналитические группы на завершающей стадии "освобождаются" от давления неэффективных сценариев или иных конструктов бессознательного. В гуманистической психологии специально обсуждаются и закрепляются основные принципы самоактуализированного поведения.
Усмотренная логика построения успешного тренинга в рамках любой теоретической парадигмы - простая и прозрачная модель того, что постоянно происходит в процессе тренинга. Иными словами, психологи всех направлений, сами того не замечая, закладывали в свои практические модели принципы гарантии эффективности, которые были выделены особой психологической теорией - теорией деятельности. Легко увидеть, что раскрытая общая логика этапности психологического воздействия полностью совпадает с представлениями об экстериоризации-интериоризации, опосредствованном овладении своим поведением, которые были разработаны в созданной Л.С.Выготским психологической концепции, получившей название культурно-исторической теории, и концепции А.Н. Леонтьева, которую в настоящий момент называют теорией деятельности.
Определив психологический тренинг как "культурное орудие", которое используется для освоения нового или изменения старого поведения, можно выделить стадию овладения-присвоения, которой завершается процесс внутренней трансформации участников в ходе тренинга. Овладение-присвоение нового (знаний, навыков, умений) происходит в рамках "зоны ближайшего развития" (ЗБР) участников в результате совместной деятельности ведущего и участников психологического тренинга. Более подробно это означает следующее.
1. Психологический тренинг выступает как инструментальное опосредствующее действие, в процессе которого участники получают возможность присвоить набор "культурных орудий" для овладения новым поведением.
2. В процессе тренинга как инструментального действия выделяются следующие этапы:
- выведение из внутреннего плана во внешний неконструктивных элементов и моделей поведения;
- построение модели идеального поведения во внешнем плане;
- модификация поведения участников группы в сторону максимального приближения к эталону и закрепление его во внутреннем плане.
3. В качестве диагностической процедуры оценки тренинга может выступать "зона ближайшего развития" (ЗБР), возникающая в процессе взаимодействия между ведущим и участниками психологического тренинга.
4. Эффективность проведения тренинга обусловлена тем, насколько ведущий определяет ЗБР участников тренинга, проявляющуюся в овладении различными культурными орудиями организации собственного поведения.
Психологический тренинг, проводимый с персоналом различных организаций, строится с учетом интересов заказчика. Правда, заказчик не всегда может сформулировать свой запрос. Чаще всего звучат пожелания типа «чтобы все работали эффективнее», «чтобы повысилась мотивация сотрудников», «чтобы выросла производительность». В подобном случае в первые часы работы с группой психолог должен сам определить «тонкие места» и «болевые точки» в работе коллектива.
Примеры психологического тренинга на полиграфических предприятиях.
1.Предприятие по производству печатной продукции заказывает тренинг, направленный на повышение производительности труда. На этапе подготовки к тренингу психолог под видом потенциального клиента делает несколько звонков фирме-заказчику и конкурирующим фирмам. Это послужит материалом для обсуждения с обучающимися темы о том, как на первом же этапе контакта с перспективным покупателем, обнаруженные в сравнительном анализе промахи могут сорвать сделку: конкурирующие фирмы в первом же (телефонном) разговоре проявляют большую оперативность, компетентность, обходительность, готовность к компромиссам. В процессе совместного собеседования обнаруживаются корни данной проблемы, которая с первых шагов оказывается камнем преткновения для достижения успеха и процветания фирмы: это невозможность карьерного роста ряда сотрудников, связанная со структурой организации. Естественно, они не проявляют заинтересованности в развитии фирмы, которая тормозит их собственное продвижение. Таким образом, встал вопрос о переформулировании стоящих перед тренером задач в связи с необходимостью изменения некоторых элементов внутрикорпоративной культуры и введения дополнительных мотивирующих факторов, что и сдвинуло процесс развития фирмы с мертвой точки. А началось все с обычных звонков.
2. Проводится тренинг с директорами крупных полиграфических предприятий. Это хорошо подготовленные люди, не раз проходившие всевозможные виды обучения. Их ожидания в основном находились в плоскости управленческих проблем, и поначалу им казалось нелепостью вникать в личностные особенности своих подчиненных. Однако в ходе тренинга они смогли на собственном примере убедиться, что нельзя подходить ко всем с одинаковыми требованиями: один быстро соображает, второй лучше анализирует, третий умеет слушать других..... Было забавно наблюдать, как один из участников группы при коллективной работе над проблемой в течение десяти минут пытался решить совершенно другую задачу, так как по-своему понял задание и не удосужился обсудить его с группой. Таким, к примеру, образом в групповом взаимодействии приходит понимание необходимости индивидуализированного подхода при распределении функций и ролей в коллективе, особенно когда речь идет о ключевых позициях.
Еще один аспект, волнующий руководителей высшего звена, - это проблема «силовой» борьбы. Соперничество, отстаивание своей позиции, противостояние давлению - все это требует немалых затрат из личностного ресурса. А когда на «татами» борются представители примерно одной весовой категории, победа не за грубой силой, а за мастерством. В процессе тренинга возникает понимание того, как важны нюансы невербального (несловесного) поведения: язык тела, жестов, поз, взгляда, интонации. Наглядность метода, артистичность психолога, который проводит занятия, дают свои результаты незамедлительно: участники тренинга на глазах «оживают», их высказывания обретают большую убедительность, а принимаемые решения - большую эффективность. В своем стремлении мотивировать управляемый ими персонал они выбирают более конструктивную тактику - дифференцированную, апеллирующую к личностям разного типа, с учетом их индивидуальности.
Если в компании необходимо организовать тренинговые группы, преподавание этики поведения, формирования делового имиджа или иные виды обучения, то лица, которым будут поручены преподавательские функции, должны обладать чертами педагога. Психологический тренинг может охватывать широкий спектр решаемых с его помощью вопросов - от простых техник (ведение телефонных переговоров, публичные выступления, способы убеждения) до поведенческих стратегий (завоевание авторитета, оптимальное управление персоналом, выход из конфликта). Немаловажное место в тренинге занимает и обращение его участников к собственному личностному ресурсу, оценке своих позиций, осознанию движущих мотивов.
Опыт показывает, насколько индивидуализированный подход успешнее:
1. при разрешении производственных конфликтов;
2. при создании делового имиджа;
3. при обучении навыкам:
o эффективной самопрезентации (включая этикет, стиль одежды, язык жестов и интонаций),
o мотивирования персонала,
o ведения переговоров, телефонных диалогов;
4. при формировании адекватного стиля межличностных отношений в стрессовых ситуациях и т.д.
Немалый интерес вызывает тренинг, тематически обозначенный как « Деловая женщина », направленный на усовершенствование управленческих навыков женщин, число которых в кадровых структурах фирм, разного рода компаний и других организаций постоянно увеличивается.
Процесс тренинга.
Ведение тренинга - непростое искусство. В первый момент можно иногда наблюдать некоторое недоверие, настороженность со стороны некоторых участников группы. Однако при умелом ведении тренинга после первых же минут доверие к психологу и интерес к занятиям значительно возрастают. Дело в том, что знание индивидуально-личностных особенностей участников тренинга позволяет вести занятия таким образом, что к каждому из них реализуется личностно-ориентированный подход и в мизансцене ролевых игр каждому назначается именно та роль, в которой он наиболее наглядно для окружающих выполняет предназначенную по «сценарию» функцию. Таким образом, опираясь на данные психодиагностического обследования, понимая - «кто есть кто», психолог выбирает необходимую тактику ведения занятий в зависимости от личностных особенностей присутствующих.
В процессе тренинга участники начинают осознавать, что каждое слово - попадание в цель, каждый совет - бесценная информация. Об этом нигде не прочтешь, этого никто не подскажет. К тому же большое значение имеет сам стиль ведения группы, использующий доступную манеру изложения; участников тренинга подкупают ироничный тон, знакомые ситуации, узнаваемые человеческие реакции, артистичность подачи материала. В результате - окончание тренинга воспринимается с огорчением, создается впечатление, что люди готовы продолжать и продолжать занятия. И это понятно, так как тема неисчерпаема. Но, сперва, следует рекомендовать им применить на практике то, что уже усвоено.
Отзывы участников тренинга обычно свидетельствуют о том, что в процессе обучения они получили хорошую подготовку, обрели опыт, который равноценен нескольким годам повседневной практики, что элементарное знание в области человековедения и самопонимание теперь им пригодятся как в профессиональной деятельности, так и в жизни вообще. Проводимый мониторинг позволяет убедиться в эффективности тренинга, что в первую очередь подтверждается успехами фирмы в целом и карьерным ростом ее сотрудников.