III. Разработка и актуализация паспорта климатической безопасности субъекта Российской Федерации




I. Общие положения

 

1. Настоящий Типовой паспорт климатической безопасности территории субъекта Российской Федерации (далее - Типовой паспорт) разработан
во исполнение пункта 5 приложения к Национальному плану мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2019 года
№ 3183-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, № 1, ст. 115)
с целью обеспечения унифицированного подхода к обоснованию и разработке региональных планов адаптации к изменениям климата.

2. Для целей настоящего Типового паспорта используются следующие термины и определения:

аномальное климатическое условие – климатическое условие, складывающееся в результате изменения климатических факторов и влияющее
на экологическую и социально-экономическую обстановку на данной территории;

опасное гидрометеорологическое явление – явление, которое
по интенсивности развития, продолжительности или моменту возникновения представляет угрозу жизни и здоровью граждан, а также может нанести значительный материальный ущерб;

проявления медленных климатических изменений - изменение уровня моря, таяние материкового льда, засоление почв, деградация лесов и земельных угодий, рост пожароопасности, уменьшение биоразнообразия, опустынивание, при этом данные изменения отличаются от аномального климатического условия и опасного гидрометеорологического явления значительными долгосрочными
и широкомасштабными последствиями; при этом проявления медленных климатических изменений могут оказывать ощутимое влияние на частоту, интенсивность, пространственное распределение и длительность аномальных климатических условий и опасных гидрометеорологических явлений;

реципиент риска – отдельный объект (система объектов, отрасль, территория), подверженный погодно-климатическому воздействию;

погодно-климатический риск - произведение вероятности конкретной гидрометеорологической опасности на вероятность уязвимости реципиента, который может оказаться подверженным этой опасности; выражается
в долях единицы или процентах.

уязвимость к изменению климата – степень, в которой объекты (системы) восприимчивы к неблагоприятным последствиям изменения климата и не могут справляться с этими последствиями, уязвимость является функцией характера, величины и скорости изменений климата, которым подвергается данная система,
а также ее чувствительности и адаптационного потенциала.

3. Разрабатываемые на основе Типового паспорта и регулярно актуализируемые паспорта климатической безопасности территорий субъектов Российской Федерации являются информационно-аналитической основой
для определения мер, в том числе упреждающих, по защите жизненно важных интересов личности, общества и государства от воздействия опасных гидрометеорологических явлений и проявлений медленных климатических изменений с целью адаптации к изменениям и изменчивости климата с учетом особенностей территорий и тенденций региональных изменений климата.

 

II. Назначение паспорта климатической безопасности территории субъекта Российской Федерации

 

4. Паспорт климатической безопасности территории субъекта Российской Федерации предназначен для:

- определения потенциальных рисков для секторов экономики и социальной сферы, связанных с воздействием опасных гидрометеорологических явлений
и проявлений медленных климатических изменений на территории конкретного субъекта Российской Федерации;

- оценки возможных негативных последствий погодно-климатических воздействий с учетом физико-географических особенностей и социально-экономических условий субъекта;

- выявления на территории субъекта Российской Федерации объектов
и районов, наиболее уязвимых (потенциально уязвимых) с точки зрения погодно-климатических воздействий;

- выявления погодно-климатических опасностей межрегионального характера, включая смежные территории субъектов, бассейны рек, морские побережья
и акватории экономической зоны Российской Федерации, зоны линейных объектов и другие.

 

III. Разработка и актуализация паспорта климатической безопасности субъекта Российской Федерации

 

5. Паспорт климатической безопасности территории субъекта Российской Федерации разрабатывается на основе Типового паспорта исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Для этих целей гидрометеорологическая информация общего назначения предоставляется Росгидрометом и его территориальными органами на бесплатной основе, специализированная информация предоставляется на договорной основе в соответствии с положениями статьи 17 Федерального закона «О гидрометеорологической службе» от 19 июля 1998 г. № 113-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 30, ст. 3609, Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 32, ст. 5135).

6. На основе данных Государственной наблюдательной сети, предоставляемых территориальными органами Росгидромета, выполняется анализ наблюдаемых изменений гидрометеорологических и климатических характеристик
на рассматриваемой территории, включая опасные гидрометеорологические явления и аномальные климатические условия.

7. Информация о наиболее значимых и уязвимых объектах социально-экономической сферы, а также оценки экономического ущерба, обусловленного воздействием погодно-климатических факторов, запрашивается у МЧС России, региональных органов исполнительной власти Российской Федерации, страховых организаций.

8. Прогнозные (сценарные) оценки будущих изменений климатических характеристик, оценки погодно-климатических рисков для секторов экономики
и социальной сферы и их районирование проводятся при информационном содействии Климатического центра Росгидромета.

9. При разработке паспорта климатической безопасности территории субъекта Российской Федерации необходимо руководствоваться следующими документами:

- Федеральным законом «О гидрометеорологической службе» от 19 июля
1998 г. № 113-ФЗ;

- Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 28, ст. 2882; Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, № 27, ст. 4185);

- Водной стратегией Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 г. № 1235-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 36, ст. 4362; Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 17, ст. 2096);

- Климатической доктриной Российской Федерации, утвержденной распоряжением Президента Российской Федерации 17 декабря 2009 г. № 861-рп (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 51, ст. 6305);

- Стратегией экологической безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 г.
№ 176 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 17, ст. 2546);

- Доктриной энергетической безопасности Российской Федерации, утвержденной распоряжением Президента Российской Федерации от 13 мая 2019 г. № 216 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, № 20, ст. 2421);

- Национальным планом мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. № 3183-р;

- Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. № 20 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, № 4, ст. 345);

- приказом МЧС России от 25 октября 2004 г. № 484 «Об утверждении типового паспорта безопасности территорий субъектов Российской Федерации
и муниципальных образований» (с изменениями от 11 сентября 2013 г., от 10 ноября 2016 г.; зарегистрирован в Минюсте России 23 ноября 2004 г., регистрационный № 6144);

- Решением совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации
от 13 ноября 2003 г. «О мерах по обеспечению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны
от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений» (протокол № 4, подпункт «а» пункта 5);

- настоящим Типовым паспортом;

- СНиП 11-02-96, СНиП 23-01-99, СП 131.13330.2018 (актуализированная редакция СНиП 23-01-99), СП 11-103-97, СП 20.13330.2016 (актуализированная редакция СНиП 2.01.07-85), СП 47.13330.2016.

Также при разработке паспорта климатической безопасности территории субъекта Российской Федерации рекомендуется руководствоваться следующими информационно-аналитическими материалы Росгидромета:

- Оценочными доклады Росгидромета об изменениях климата и их последствиях на территории Российской Федерации (2008, 2014 гг.);

- Докладом о климатических рисках на территории Российской Федерации (2017 г.);

- Докладом о научно-методических основах для разработки стратегий адаптации к изменениям климата в Российской Федерации (в области компетенции Росгидромета) (2020 г.),

- ежегодными Доклады Росгидромета об особенностях климата на территории Российской Федерации (2019 г. и последующие годы).

10. Актуализацию паспорта климатической безопасности субъекта Российской Федерации рекомендуется проводить не чаще, чем 1 раз в 5 лет,
и не реже, чем 1 раз в 10 лет.

 

IV. Структура типового паспорта климатической безопасности
территории субъекта Российской Федерации

11. Паспорт климатической безопасности территории субъекта Российской Федерации должен содержать следующие разделы:

а) наименование субъекта Российской Федерации, его географическое положение;

б) физико-географическое описание: площадь территории, морские побережья (при наличии), рельеф, геологические и гидрогеологические условия, грунты (в том числе многолетнемерзлые, при наличии), растительность, водные объекты
и ресурсы, минеральные ресурсы;

в) социально-экономический анализ территории субъекта Российской Федерации: население (количество, плотность, структура расселения, демографические показатели), структура экономики и валового регионального продукта (ВРП) (доля ВРП в валовом продукте Российской Федерации, отрасли топливно-энергетического комплекса, промышленности, жилищно-коммунального хозяйства, сельского хозяйства, транспорта), наиболее значимые объекты экономики (в том числе крупные предприятия федерального подчинения) и социальной сферы;

г) климатическая изученность территории субъекта Российской Федерации: особенности государственной наблюдательной сети климатического мониторинга на территории субъекта Российской Федерации;

д) климатические условия и основные климатообразующие факторы; климатическое зонирование; особенности климата крупных городов на территории субъекта Российской Федерации.

е) наблюдаемые изменения климатических характеристик по данным наблюдений за период начиная с 1960-х гг. (но не позднее, чем с середины
1970-х гг.) до года, предшествующего году разработки (актуализации) паспорта климатической безопасности территории субъекта Российской Федерации; радиационный режим; термический режим воздуха; термический режим почвы, включая состояние многолетней мерзлоты (при наличии); режим увлажнения; снежный покров; ветровой режим; биоклиматические индексы; атмосферные метеорологические явления; опасные гидрометеорологические явления (повторяемость, интенсивность, площадь охвата, распределение по территории); гидрологические характеристики водных объектов (реки: расходы воды, характерные уровни); водохранилища и озера; море: характеристики ветрового волнения; температура, соленость и плотность морской воды; режим течений; ледяной покров);

ж) проявления медленных климатических изменений: изменение уровня моря; таяние материкового льда; засоление почв; рост пожароопасности; деградация лесов и земельных угодий; уменьшение биоразнообразия; пустынивание.

з) прогнозные (сценарные) оценки изменений климатических характеристик до середины 21-го века, включая оценки неопределенности прогнозов;

и) оценка составляющих риска (включая подверженность и уязвимость наиболее значимых объектов) для секторов экономики и социальной сферы с учетом современного состояния и сценарных прогнозов климата, физико-географических
и социально-экономических особенностей территории субъекта Российской Федерации;

к) районирование территории субъекта по величине погодно-климатических рисков для населения, природной среды и отраслей экономики на территории субъекта;

л) перечень приоритетных климатических угроз и рисков.

м) список источников.

12. Для повышения информативности в паспорт климатической безопасности территории субъекта Российской Федерации могут быть включены другие дополнительные показатели, карты и сведения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: