Пути повышения прибыли и рентабельности предприятия




 

Рост некоторых значений показателей эффективности предприятия характеризует ООО «Анюта» как достаточно устойчивое и с большим потенциалом экономического развития.

Однако резервы роста предприятия не используются достаточно эффективно. В ООО «Анюта» не существует распределения прибыли в различные фонды (накопления, потребления, социальной сферы). Руководство организации также не проводит политику, направленную на участие в прибылях работников организации. Не существует достаточно эффективной системы мотивации труда, при которой работники стремились бы к повышению производительности труда и увеличению прибыли.

По моему мнению, отсутствие достаточной заинтересованности работников в результатах своего труда является большим минусом в управлении данным предприятием, и не позволяет предприятию наиболее полно раскрыть свой экономический потенциал. Однако эффективная система мотивации труда является одним из ресурсов увеличения прибыли предприятия.

В общем случае под мотивацией понимается процесс воздействия на человека совокупности внутренних и внешних факторов, которые побуждают его к деятельности, определяют границы и формы этой деятельности, задают цели, на достижение которых должна быть направлена эта деятельность.

Поскольку под влиянием научно-технического прогресса постоянно происходят изменения содержания труда, который во все большей мере становится автоматизированным, растет образовательный уровень работников и вместе с тем растут и их ожидания (материальные, социальные т.д.). Сегодня все больше требуются не просто рабочие руки, а грамотные, инициативные, ответственные, стремящиеся к самореализации в трудовой сфере работники.

Организации, готовые платить работникам заработную плату, в несколько раз превышающую прожиточный минимум, могут меньше внимания уделять другим, не материальным стимулам. При этом считается, что работники в состоянии самостоятельно оплатить свое лечение, обучение, отдых и т.д.

Организациям, которые не могут обеспечить работникам получение высокой заработной платы, целесообразно шире применять методы нематериального стимулирования.

Использование в качестве методов стимулирования, например, социальных программ позволяет также хотя бы частично уменьшить налоговое бремя. Например, суммы, направленные на добровольное страхование работников, предусматривающее выплаты в возмещение вреда жизни и здоровью застрахованных лиц и оплаты страховщикам медицинских расходов при условии отсутствия выплат застрахованным физическим лицам, не облагаются единым социальным налогом.

Не начисляется единый социальный налог и на суммы, которые направлены на организацию общественных мероприятий (праздничных вечеров, «дней здоровья» и т.п.), в которых могут принимать участие как работники, так и члены их семей.

Увеличение заинтересованности работников в результатах труда приводит в первую очередь к увеличению товарооборота, отчего зависит также увеличение прибыли.

При увеличении товарооборота оптимальным условием увеличения прибыли является одновременное снижение издержек обращения. Рост объема товарооборота приводит к увеличению общей суммы издержек обращения, однако, уровень издержкоемкости при этом снижается (так как сумма постоянных издержек обращения остается неизменной).

Анализ издержек обращения фирмы «Анюта» показал, что с ростом товарооборота в 2003 г. общая сумма издержек обращения снизилась, также снизился их уровень на 13% по сравнению с 2002 г.

Чтобы снизить уровень издержек обращения торгового предприятия, необходимо увеличить скорость обращения товаров. Чем ниже период обращения товарных запасов в днях, тем соответственно ниже на торговом предприятии уровень расходов по хранению товаров, их потери от естественной убыли.

Расходы на оплату труда работников ООО «Анюта» выросли в 2003 г. на 2%, в то время как объем товарооборота вырос на 10,6%. Следовательно, можно говорить о том, что вырос уровень производительности труда на единицу товарооборота.

На величину издержек обращения влияет состояние используемых основных фондов. Чем выше степень их износа, тем больше расходов несет торговое предприятие на их ремонт, тем выше уровень потерь товаров в процессе их хранения. В магазине «Анюта» около 40% основных фондов устарело физически и морально. Холодильное оборудование часто приходится ремонтировать, что приводит к увеличению оплаты за обслуживание холодильного оборудования, а, следовательно, к увеличению издержек обращения. Если заменить старое оборудование на новое и более современное, это позволит более эффективно использовать его для хранения продуктов и уменьшит расходы по ремонту.

Большим плюсом в деятельности ООО «Анюта» является то, что здесь используются собственные основные и оборотные активы. Это значит, что не привлекаются заемные финансовые средства, а соответственно нет затрат по статье «Проценты за кредит».

Уменьшению объема издержек обращения способствует также применение предприятием льготной системы налогообложения. До 2002 г. фирма «Анюта» применяла общую систему налогообложения, т.е. платила налог с продаж, налог на прибыль, налог на имущество, налог на добавленную стоимость, авансовые платежи по которым составляли в общей сумме около 70 тыс. руб. в квартал.

При переходе в 2002 г. на уплату единого налога на вмененный доход предприятие перечисляло в бюджет 50 тыс. руб. в квартал данного налога и 10 тыс. руб. единого социального налога, при этом все остальные налоги при данной системе налогообложения отменены.

Обоснование основных направлений экономии издержек обращения способствует максимизации прибыли торгового предприятия. В процессе обоснования таких направлений основное внимание должно быть уделено поиску и реализации таких резервов, которые связаны со сферой деятельности факторов, зависящих от деятельности данного торгового предприятия. Поиск таких резервов осуществляется обычно в разрезе отдельных сфер хозяйственной деятельности предприятия.

В составе резервов, связанных с совершенствованием управления торговым предприятием, наибольший эффект в экономии издержек обращения дают следующие мероприятия:

а) упорядочение организационной структуры управления торговым предприятием по функциональному признаку;

б) сокращение звенности управления;

в) выделение в составе структурных подразделений и структурных единиц торгового предприятия центров затрат и центров ответственности;

г) внедрение на предприятии системы управленческого учета издержек обращения в разрезе центров ответственности, центров затрат и отдельных групп (подгрупп) товаров.

В составе резервов, связанных с совершенствованием управления торгово-технологическими процессами на предприятии, наибольший эффект в экономии издержек обращения дают следующие мероприятия:

а) сокращение дальности перевозок товаров;

б) использование прогрессивной технологии транспортирования и продажи товаров в таре-оборудовании;

в) сокращение звенности и рационализация потоков товародвижения внутри торгового предприятия;

г) внедрение прогрессивных методов продажи, в наибольшей степени соответствующих специфике реализуемого ассортимента товаров;

д) завоз на предприятие предварительно расфасованных товаров;

е) своевременный возврат тары поставщикам.

В составе резервов, связанных с совершенствованием управления товарооборотом на предприятии, наибольший эффект в экономии издержек обращения дают следующие мероприятия:

а) повышение в составе товарооборота удельного веса мелкооптовой продажи товаров;

б) повышение в общем объеме реализации удельного веса продажи товаров с низким уровнем издержкоемкости;

в) обоснованное нормирование потребности в товарных запасах в разрезе отдельных групп товаров;

г) снижение удельного веса товарных запасов с высоким периодом обращения в днях в общей сумме товарных запасов;

д) осуществление своевременной уценки сезонных товаров, изделий, вышедших из моды или потерявших первоначальное качество;

е) осуществление эффективной ценовой политики, дифференцированной по отношению к отдельным категориям покупателей;

ж) совершенствование рекламной деятельности, повышение эффективности отдельных рекламных мероприятий;

з) обеспечение достаточной широты и высокой устойчивости ассортимента товаров.

В составе резервов, связанных с совершенствованием управления использованием материально-технической базы предприятия, наибольший эффект в экономии издержек обращения дают следующие мероприятия:

а) увеличение коэффициентов сменности (часов) и непрерывности (дней) работы отдельных пунктов продажи товаров при достаточной интенсивности покупательских потоков;

б) повышение удельного веса торговой площади в общей площади магазинов;

в) повышение коэффициентов установочной и демонстрационной площади оборудования в общей площади торгового зала;

г) повышение коэффициента использования машин и механизмов по мощности за счет рационализации выбора их видов;

д) совершенствование размещения и режимов работы мелкорозничной сети предприятия.

В составе резервов, связанных с совершенствованием управления персоналом предприятия, наибольший эффект в экономии издержек обращения дают следующие мероприятия:

а) обоснование нормирование численности работников отдельных категорий, профессий, специальностей и уровней квалификации;

б) повышение квалификации работников, сопровождающееся ростом производительности их труда;

в) построение эффективной системы материального стимулирования персонала, тесно увязанной с основными результатами деятельности предприятия и экономией ресурсов;

г) использование системы депремирования работников при нарушении ими трудовой или технологической дисциплины.

С учетом выявленных резервов по перечисленным и другим их видам обосновывается конкретная система мероприятий, направленных на экономию издержек обращения в планируемом периоде.

Как уже было отмечено, прибыль торгового предприятия зависит также от размера полученного валового дохода. В целях увеличения суммы прибыли предприятия необходимо разработать систему мероприятий по повышению суммы валового дохода. Система этих мероприятий исходит из факторов, влияющих на сумму доходов предприятия от торговой деятельности, основными из которых являются:

1) уровень цены закупки товаров;

2) уровень цены реализации товаров;

3) объем реализации товаров.

В разрезе этих основных факторов на предприятиях торговли и осуществляется поиск резервов повышения доходов от торговой деятельности, обеспечивающих достижение их плановых показателей.

Основными резервами повышения доходов за счет снижения уровня цен закупки товаров являются:

а) сокращение числа посредников при закупке товаров, не требующих длительного периода хранения и оптовой подсортировки. Наиболее низкий уровень цены может быть обеспечен при закупке товаров у непосредственных производителей;

б) использование всей системы ценовых скидок в процессе «уторговывания» партий закупаемых товаров, в первую очередь, скидок на количество и сумму закупаемых товаров, а также скидок постоянным партнерам;

в) закупка отдельных товаров за рубежом в периоды благоприятных соотношений курсов национальной и иностранной валют (снижения курсов иностранных валют);

г) осуществление товарообменных (бартерных) операций при благоприятном соотношении уровней цен на обмениваемые товары на различных региональных рынках;

д) закупка партий товаров на сезонных и предпраздничных распродажах по существенно сниженным ценам.

Основными резервами повышения доходов за счет увеличения уровня цен реализации товаров является:

а) эффективное осуществление разработанной ценовой политики предприятия на потребительском рынке; обеспечение своевременной ее корректировки в необходимых случаях;

б) использование благоприятной торговой конъюнктуры на отдельных этапах планового периода, особенно при реализации сезонных товаров;

в) повышение уровня торгового обслуживания с соответствующим повышением уровня цен на отдельные товары.

Основными резервами повышения доходов за счет увеличения объема реализации товаров является:

а) осуществление эффективной маркетинговой политики на предприятии;

б) диверсификация ассортимента путем включения в ассортиментный перечень взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров, позволяющих повысить комплексность покупок;

в) предоставление потребительского кредита при реализации дорогостоящих товаров;

г) интенсификация рекламной и информационной деятельности торгового предприятия.


Заключение

 

Выпускная квалификационная работа посвящена определению сущности прибыли и рентабельности торгового предприятия. На примере ООО «Анюта» проведен анализ прибыли и рентабельности и предложены пути их повышения.

Прибыль является основным показателем эффективности деятельности предприятия. Предприятие должно стремиться к увеличению своей прибыли, так как это способствует экономической устойчивости предприятия, и позволяет ему развиваться и расширять свою деятельность.

Работа содержит две части, теоретическую и практическую. В первой части рассматривается понятие, сущность прибыли и рентабельности торгового предприятия. Выделены факторы, влияющие на прибыль и рентабельность предприятия.

В параграфе 1 первой главы работы раскрыта экономическая сущность прибыли торгового предприятия. Прибыль представляет собой конечный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия. Заинтересованность в росте прибыли означает заинтересованность в комплексном использовании всех направлений и методов улучшения результатов хозяйственной деятельности, снижении издержек производства, экономии живого и овеществленного труда, в более полной мобилизации внутренних резервов.

Параграф 2 раскрывает понятие рентабельности торгового предприятия. Уровень рентабельности является относительным показателем и рассчитывается как отношение прибыли к какому-либо основному показателю деятельности предприятия в процентах. Он позволяет оценить способность торгового предприятия генерировать необходимую прибыль в процессе своей деятельности и охарактеризовать общую эффективность использования активов и вложенного капитала.

В параграфе 3 первой главы выделены основные факторы, влияющие на прибыль и рентабельность торгового предприятия. Основными из них являются: объем продажи товаров, издержки обращения, величина валового дохода, налогоемкость предприятия. Изучение факторов, влияющих на прибыль, и определение направления их влияния позволяет выявлять резервы повышения прибыли и рентабельности торгового предприятия.

В выпускной квалификационной работе нами проведен анализ предприятия розничной торговли ООО «Анюта». Фирма «Анюта» представлена пятью подразделениями: Закусочная №1, Закусочная №2, мини-магазин 03, мини-магазин 66 и основной магазин «Анюта».

В результате проведенного анализа можно сделать вывод, что в целом ООО «Анюта» – предприятие прибыльное, его рентабельность в 2003 г. равна 7,7%. Однако разные подразделения ООО «Анюта» работают с различной степенью эффективности. Наиболее эффективными с точки зрения прибыльности являются мини-магазин 66 и основной магазин. Их прибыль в 2003 г. выросла на 51 855 руб. и 63 187 руб. соответственно. Деятельность мини-магазина 03 за 2002–2003 гг. отличилась стабильностью. Сумма прибыли изменилась незначительно (138 руб.). Наименее прибыльными остаются Закусочная №1 и Закусочная №2. Прибыль Закусочной №1 в 2003 г. составила 61 232 руб., Закусочной №2 – 6 753 руб. Однако по сравнению с 2002 г. прибыль Закусочной №1 выросла на 173%, а Закусочная №2 в 2003 г. перестала быть убыточной.

Такое различие в результатах деятельности подразделений ООО «Анюта» объясняется спецификой их работы и особенностями местоположения.

Основной магазин имеет 3 отдела и широкий ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров, поэтому привлекает достаточное количество покупателей. Мини-магазины также имеют широкий ассортимент продовольственных товаров, к тому же осуществляют круглосуточную торговлю. Кроме того, они расположены на остановках общественного транспорта, а такое месторасположение автоматически приводит к увеличению покупательского потока. Как известно, величина покупательского потока влияет на объем товарооборота, а следовательно, и на прибыль торгового предприятия.

С другой стороны месторасположение Закусочной №1 и Закусочной №2 не способствует увеличению покупательской проходимости. Также эти подразделения имеют недостаточно широкий ассортимент товаров по сравнению с другими подразделениями, к тому же основную часть этого ассортимента составляют алкогольные напитки. Количество посетителей закусочных является, в основном, постоянным, что определяется спецификой их деятельности.

При дальнейшем анализе рассчитаны основные показатели эффективности деятельности фирмы, которые характеризуют ее как предприятие, обладающее высоким потенциалом и достаточными резервами развития. Это подтверждается тем, что в течение 2002–2003 гг. наблюдается рост следующих основных показателей: товарооборота на 10,6%, прибыли от продаж – на 42%, фондооснащенности труда – на 34%. Производительность труда выросла на 10,6%, средняя заработная плата на одного работника также увеличилась на 3%. Показатели рентабельности также растут достаточно высокими темпами. Наибольший темп роста имеют рентабельность издержек обращения – 147%, рентабельность продаж выросла на 28%.

Увеличение прибыли предприятия на 37,25% произошло при одновременном снижении уровня издержек обращения на 13%, что подтверждает наличие у предприятия резервов для дальнейшего развития и повышения результатов деятельности. Анализ факторов, влияющих на прибыль торгового предприятия, также позволяет выявить пути повышения прибыли.

Анализ показал, что в наибольшей степени на прибыль ООО «Анюта» оказывают влияние такие факторы: объем товарооборота, величина валового дохода, уровень издержек обращения. Расчеты показывают, что изменение уровня издержек обращения оказало наибольшее влияние на изменение прибыли и увеличило общую прибыль на 130 350 руб. Изменение суммы валового дохода привело к повышению прибыли на 75 164 руб. Увеличение объема товарооборота способствовало росту прибыли на 66 444 руб.

На основе полученных данных можно предложить следующие направления повышения прибыли:

1. экономия издержек обращения, характеризующаяся поиском резервов, которые дают мероприятия

- связанные с совершенствованием управления торговым предприятием;

- связанные с совершенствованием управления торгово-технологическими процессами на предприятии;

- связанные с совершенствованием управления товарооборотом на предприятии;

- связанные с совершенствованием управления использования материально-технической базы предприятия;

- связанные с совершенствованием управления персоналом предприятия;

1. поиск резервов повышения доходов от торговой деятельности, таких как:

- снижение уровня цен закупки товаров;

- увеличение уровня цен реализации товаров;

- увеличение объема реализации товаров;

 

2. поиск резервов роста товарооборота торгового предприятия:

- обеспеченность торгового предприятия товарными ресурсами и их рациональное использование;

- развитие и эффективность использования основных фондов торгового предприятия, а также режим его работы;

- обеспеченность торгового предприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования.

Учитывая эти возможности, нами разработаны следующие предложения по усовершенствованию работы ООО «Анюта»:

Замена торгового оборудования необходима для повышения эффективности деятельности предприятия, так как большая часть оборудования устарела и физически и морально, что уже приводит к товарным потерям.

В первую очередь необходимо заменить холодильное оборудование, так как оно часто выходит из строя и требует дополнительного ремонта, что увеличивает расходы на обслуживание. Кроме того, современное оборудование более емкое и функциональное и позволяет расположить товар с более выгодных позиций. То же относится и к остальному оборудованию: стеллажам и витринам. Их замена на современные позволит увеличить выставочную площадь и будет способствовать созданию благоприятного имиджа предприятия.

Руководство предприятия уже предприняло шаги по изменению внешнего оформления магазина (смена вывески, оформление фасада), при этом следовало бы также заняться переоформлением внутреннего интерьера. Это позволило бы создать индивидуальный облик предприятия, что в данных условиях рынка очень важно, так как основными конкурентами и соседями ООО «Анюта» являются магазины «Социализм» и «Гроздь», которые по существу своему однотипны.

Следующим шагом по совершенствованию деятельности ООО «Анюта» является внедрение более гибкой и эффективной системы оплаты труда. На предприятии отсутствует система премирования работников, не применяются другие способы поощрения персонала. Однако известно, что отсутствие мотивации приводит к снижению производительности труда. В данном случае увеличение заработной платы способствовало бы стремлению работника к повышению качества своей работы, соблюдению аккуратности на рабочем месте, более вежливому общению с покупателями, в конечном итоге повышению общей культуры обслуживания. Это благоприятно скажется на отношении покупателей к данному магазину.

1. Современные условия хозяйствования требуют применения информационных технологий в осуществлении деятельности торгового предприятия. Предприятию необходимо отслеживать и контролировать величину товарных запасов, товарных остатков, величину денежных средств, состояние капитала на любой конкретный момент времени. Это можно сделать только с использованием современных компьютерных технологий и фискального оборудования.

Руководство предприятия хочет усовершенствовать работу бухгалтерии и управляющего персонала, усилить контролирующие функции, однако без внедрения современного программного обеспечения это сделать практически невозможно.

Хотя ООО «Анюта» работает успешно, предложенные мероприятия по совершенствованию организации деятельности позволят фирме сделать следующий шаг на пути своего развития, что сделает ее более конкурентоспособной в данном сегменте рынка. Их осуществление требует некоторых затрат, но у предприятия есть возможность произвести эти расходы. ООО «Анюта» имеет накопленный резерв в виде нераспределенной прибыли, которая оседает на предприятии, хотя могла бы использоваться для реорганизации работы предприятия. Сумма нераспределенной прибыли в 2003 г. составила 1 083 218 руб. За отчетный год она увеличилась на 626 625 руб. Данное увеличение нельзя рассматривать, как положительный фактор прироста собственных средств по той причине, что произошло омертвление капитала, которое впоследствии может привести к уменьшению доходов и прибыли.

 


Список использованной литературы

1. Абдуллаев Н. Формирование системы анализа финансового состояния предприятия. // Финансовая газета, №28, 2000.

2. Бланк И.А. Управление торговым предприятием. – М.: Ассоциация авторов и издателей. ТАНДЕМ. Издательство ЭКМОС, 1998.

3. Бусыгин А.В. Предпринимательство: Учебник – 3-е изд. – М.: Дело, 2001.

4. Власов И. – Использование резервов предприятий по мере увеличения инвестиций и доходов работающих. // Экономист, №6, 2003 г.

5. Воробьева Е. Система мотивации – составляющая часть системы управления персоналом // АКДИ Экономика и жизнь, №9, 2001.

6. Газарин А.В. значение анализа финансового состояния предприятия. // Бухгалтерский учет, №7, 2001.

7. ГОСТ Р 51303–99. Торговля. Термины и определения.

8. ГОСТ Р 51304–99. Услуги розничной торговли. Общие требования.

9. Графов А.В. Оценка финансово-экономического состояния предприятия. // Финансы, №7, 2001.

10. Грузинов В.П., Грибов В.Д. экономика предприятия: Учебное пособие – 2-е изд., доп. – М.: Финансы и статистика, 2002.

11. Ефимова О.В. Анализ собственного капитала. // Бухгалтерский учет, №1, 1998.

12. Керимов В.Э. Управленческий учет и ценовая политика предприятия. // Финансовая газета. Региональный выпуск, №8, 1999.

13. Макарьева В.И. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации для бухгалтера и руководителя. Налоговый вестник, 2003.

14. Новодворский В.Д. Прибыль предприятия: бухгалтерская и экономическая. // Финансы, №4, 2003.

15. Налоговый Кодекс РФ. Часть первая – М.: Норма – Инфра, 2003.

16. Налоговый Кодекс РФ. Часть вторая – М.: Норма – Инфра, 2003.

17. Основы предпринимательской деятельности (Экономическая теория. Маркетинг. Финансовый менеджмент) / под ред. В.М. Власовой. – М.: Финансы и статистика, 1994.

18. Парушина Н.В., Губина О.В. Аудит рентабельности коммерческого (торгового) предприятия. // Аудиторские ведомости, №7, 2001.

19. Раицкий К.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1999.

20. Семенова О.П. Как оценить финансовое состояние организации и угрозу банкротства. // Налоговый вестник, №4, 2003.

21. Торговое дело: Экономика, маркетинг, организация: Учебник – 2-е изд., перераб. и доп./ под общ. ред. проф. Л.А. Брагина и проф. Т.П. Данько – М.: ИНФРА-М, 2001.

22. Трофимова Л. Экономическая диагностика эффективности деятельности торговой организации. // Финансовая газета, №37, 1999.

23. Шахманов Ф.И. Прибыль – основной показатель результатов деятельности организации // Финансы, №6, 2000.

24. Щур Д.Л., Труханович Л.В. Основы торговли. Розничная торговля – М.: Дело и Сервис, 1999.

25. Экономика торгового предприятия: Учебник для вузов / А.И. Гребнев, Ю.К. Баженов, О.А. Габриэлян и др.: Рук. авт. кол. А.И. Гребнев – М.: Экономика, 1996.

26. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. проф. О.И. Волкова – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2001.

27. Экономика предприятия: Учебник для вузов / В.Я. Горфинкель, В.П. Прасолова и др. / Под. ред. проф. В.Д. Горфинкеля – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.

28. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебник / Под общ. ред. А.И. Соломатина – М.: ИНФРА-М, 2001.

29. Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: БЕК, 1997.

30. Экономика предприятия торговли и сферы услуг: Учебное пособие под ред. проф. Ю.А. Аванесова. – М.: МИПП ТОО «Люкс-арт», 1997.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: