Открытие пещер и стоянок




Раскопки

Век

Сэр Артур Джон Эванс (англ. Arthur John Evans; 1851—1941) — британский археолог, первооткрыватель Минойской цивилизации. В 1900 г. организовал масштабные раскопки Кносского дворца на Крите. Выделил на найденных источниках несколько типов критской письменности, которым дал названия «критские иероглифы», «Линейное письмо А» и «Линейное письмо Б». Надеясь самостоятельно дешифровать критское письмо, долгое время задерживал публикацию критских надписей. Придерживался неверной (как оказалось впоследствии) гипотезы, что ни одна из этих письменностей не могла служить для передачи греческого языка.

За свои заслуги в области археологии в 1911 г. Эванс был посвящён в рыцари. Тем не менее предпринятое им «воссоздание» дворца в Кноссе в соответствии с собственными, зачастую неверными представлениями о его первоначальном облике вызывает критику со стороны современных учёных. Эванс скончался 11 июля 1941 г.

В 1900 г. Артур Эванс начал раскопки на Крите, в результате которых была открыта высокая цивилизация бронзового века, восстановлена экономическая и политическая история могущественного государства.

Города, царские дворцы, театры, храмы, кладовые, мастерские, произведения искусства, утварь, орудия труда, созданные на протяжении тысячелетий, были открыты Эвансом. Грандиозность раскопок, тщательное обследование и новые методы работы превосходили все, что до сих пор было сделано археологами.

Анализируя и сопоставляя все данные, которые можно было извлечь из вещественных источников, Эванс установил периоды подъема и упадка Критского государства, датировал эти периоды с точностью до 50 лет, выяснил, каков был государственный строй, религиозные верования и обряды, какие были связи у Крита с другими странами, что критяне производили, чем торговали, что ввозили и что вывозили. Хронология, установленная Эвансом, с небольшими поправками до сих пор служит опорой для всех исследователей, занимающихся критской историей, а его исторический метод исследования был крупным шагом на пути превращения археологии из науки о вещах в историческую науку.

Гордоном Чайлдом (1892—1957). Раскопки описание

На север от Шотландии расположены Оркнейские острова. Холмистые, безлесные, с большим количеством озер и торфяных пустошей, подверженные длительным зимним штормам, они и поныне обжиты лишь в отдельных защищенных от непогоды местах. Зимой 1850 г. сильный шторм привел в движение песчаные дюны на западном берегу одного из островов и в нескольких километрах к северу от поселка Стромнесс, в местности, называемой Скара Брей, обнажились какие-то каменные стены шести или семи построек. В последующие годы местный помещик предпринял небольшие раскопки, но никто из ученых не видел остатков этих построек и не было известно, к какой исторической эпохе они относятся. Научные раскопки были проведены в 1927 —1930 гг. молодым профессором Эдинбургского университета Гордоном Чайлдом (1892—1957).

 

В 1912 г. близ Лондона, в местечке Пильтдаун, некий любитель-коллекционер Даусон нашел череп древнейшего человека. В научных кругах находка получила название «пильтдаунского человека», или «эоантропа Даусона» (эоантроп — значит заря человека), а увлекающиеся журналисты называли его «первым англичанином». Находка была необычайна. Мозговая коробка черепа ничем не отличалась от мозговой коробки современного человека, а челюсть ничем не отличалась от челюсти шимпанзе. Древность черепа подтверждалась бурой окраской от пропитавших его в течение тысячелетий солей железа, находившихся в почве. Начался международный ученый спор. Сторонники древности черепа определяли его возраст чуть ли не в миллион лет. Если миллион лет назад человек обладал мозгом современного человека, то, следовательно, он таким и появился на земле и эволюционная теория Дарвина не верна. Оказывается, библейский Адам имеет право на существование. Смущала несколько обезьянья челюсть, но ведь это не мозг, челюсть могла и претерпеть изменения.

В 1946 г. С. М. Сардарян и М. З. Паничкина на холме Сатанидар (что значит холм сатаны) в Армении, к западу от Еревана, обнаружили каменные орудия из обсидиана (камень вулканического происхождения), относящиеся к древнейшей эпохе в истории человечества, называемой шелльской (400— 200 тыс. лет назад).

Альфред Руст - немецкий доисторический археолог

Раскопки были начаты в 1931 г. без всяких специальных ассигнований, силами любителей-археологов. Руст тратил почти все свое пособие по безработице на поездки к месту раскопок. Полтора месяца он и его сотрудники пробивались сквозь торф и почвенные воды, не находя ни единого предмета, сделанного человеческой рукой. Наконец только в следующем раскопочном сезоне были найдены следы стоянки. Руст получил научную поддержку и средства для раскопок. В 1937 г. вышла его книга о Мейендорфе. Поселившиеся здесь древние охотники были окружены тундрой, покрытой мхами и низкими кустарниками. Они охотились на водоплавающих птиц, зайцев, диких лошадей, но главным источником их существования была охота на северного оленя. Характерным изделием нового типа были наконечники стрел с черенком, сделанным из кремневых пластин. Это оружие эпохи мезолита, среднего каменного века. Охотники были вооружены также гарпунами с наконечниками из рогов оленя. Поселок Мейендорф датируется 15 000 лет до н. э. и, по-видимому, служил лишь летним охотничьим лагерем, да и то в течение только одного сезона. Зимой его обитатели, вероятно, уходили на юг.

Всего в 600 м к северу от Мейендорфа находится стоянка Штельмоор, раскопки которой А. Руст производил в 1935—1936 гг. Нижний слой ее относится к тому же времени, что и Мейендорф, здесь останавливались те же охотники на северного оленя, что и в соседнем лагере. Но нижний слой отделен от верхнего несколькими тысячелетиями, в течение которых здесь не было людей.

А.Шультен.

Адольф Шультен (27 мая 1870, Эльберфельд — 19 марта 1960, Эрланген) — немецкий историк и археолог.

В 1892 г. получил степень доктора геологии в Боннском университете. При поддержке Института археологии проводил исследовательскую работу в Италии, Африке и Греции. Получив кафедру преподавателя древней истории в Эрлангенском университете, продолжил работу в Испании. До настоящего времени считается одним из крупнейших исследователей доримской истории Испании.

В 1905—1912 гг. проводил раскопки кельтиберского города Нуманция и близлежащих римских лагерей. В 1924 г. безуспешно занимался поисками местонахождения Тартесса. Начиная с 1948 г. работал на руинах Таррако, а также исследовал греческое поселение Менаке enru, поле битвы при Мунде и поселение Сегеда enru.В знак признания своих заслуг получил почётную докторскую степень в Барселонском университете и Большой крест испанского ордена Альфонса X Мудрого в 1941 г. Был ведущим автором Австрийского института археологии и Мадридской академии истории.

Шультен пытался прочесть надписи палеоиспанским письмом, исходя из мнимого сходства знаков с греческими. Вскоре после публикации работ М. Гомеса-Морено чтения Шультена были отвергнуты.

Блеген Карл

Блеген Карл, американский археолог, специалист в области изучения эгейской культуры. Основные раскопки: в районе Коринфа (1920-е гг.), в Трое (1930-е гг.) и Пилосе (с 1952). Работы Б. в Коринфе и Трое имели большое значение для установления стратиграфии и хронологии эгейской культуры (в частности, элладской культуры). Раскопками в Пилосе открыт дворец, в котором найдено множество табличек с текстами, написанными т. н. линейным письмом (послужило толчком к расшифровке микенской письменности)

Двуречье

Одним из самых сенсационных открытий в Двуречье, прославившихся подобно работам Шлимана или открытию гробницы Тутанхамона, было открытие "царских гробниц" на большом доисторическом могильнике в Уре, сделанное англо-американской экспедицией под руководством Леонарда Вулли в 1928 г. Здесь были найдены великолепные вещи из золота и ляпис-лазури и установлен интересный погребальный ритуал. При раскопках Вулли в Эль-Обейде были вскрыты остатки поселения эпохи переходной от неолита к энеолиту

В 20-х годах нашего века англо-американские экспедиции, с участием С. Лэнгдона, Э. Маккея и Ч. Вателина, вели раскопки города Киш, в северной части Двуречья, на берегу Евфрата, где было найдено много памятников, восходящих еще к шумерскому периоду истории

Экспедиция под руководством Кэмпбелл Томпсона в 1932 г., через 81 год после первых раскопок Ботты, возобновила раскопки в Ниневии. Американская экспедиция открыла сооруженный царем Синах-херибом колоссальный акведук, один из шедевров древней техники, по которому была подведена к Ниневии вода. В районе Ниневии раскопаны замечательные поселения эпохи энеолита - Тепе-Гаура, Арпа-чия и др

Не менее значительны были открытия, сделанные в Персии, в Сузах - древней столице Эламского государства, раскопки которой велись с 1897 г., французским археологом де Морганом. Культура Элама тесно связана с шумерийской и вавилонской культурами. При вавилонском царе Хаммурапи (XVIII в. до н. э.) большая часть Элама входила в состав Вавилонии. В Сузах де Морган нашел большой базальтовый камень с надписью, содержащей законы Хаммурапи. Кодекс Хаммурапи - один из древнейших юридических кодексов в мире и один из важнейших памятников, имеющий мировое научное значение

Джорджо Бухнеру в 1952 г. предстояло провести раскопки Питекуссе, где были найдены черепки греческой керамики, позволявшей предположить, что именно здесь около 770 г. до н.э. обосновались выходцы из городов Халкиды и Эретреи на острове Эвбея. Холм мог бытьиспользован пришельцами для поселения. «Назовем его акрополем», —решил археолог. Название это было неточным, ибо мореходы не основывали города. Э то был эмпорий. Это греческое слово можно перевести как «торговая фактория».Начали копать с края ≪акрополя≫. И сразу же было обнаружено первое погребение, явно греческое. За ним — другие такие же. Но попадались и могилы с типично финикийскими фибулами и вазами с египетскими амулетами-скарабеями, с финикийскими вазами. Все это не только подтвердило сведения античной традиции о Питекуссе как древнейшем эмпории, но и показало, что остров был центром международной торговли, ее базой в Италии — стране, богатой различными видами сырья и, прежде всего, металлами. Об этом напрямую свидетельствуют куски железного шлака и два грубых горшка, использовавшихся при выплавке как тигли

Регулярные раскопки начались в 1907—1914 гг. В 1925—1933 гг. были раскопаны район Морских ворот, амфитеатр и территория вокруг храма. Первые следы обитания человека в устье реки Силара (Селе), где впоследствии возник Пестум, относятся к палеолиту. В III тыс. до н.э. на территории к северу от будущей городской стены, находилось неолитическое поселение, продолжавшее существовать без значительных изменений и в эпоху энеолита. Оно было обнаружено в 1943 г., когда базировавшиеся здесь американские части строили военный аэродром. Как показала керамика, город возник в VII в. до н.э. Его основателями, согласно Страбону, историку времен Августа, были сибариты, то есть выходцы из знаменитого Сибариса, богатство и привольная жизнь которого уже в древности вошли в поговорку. Основателями города обитавших в Сибарисе дорийцев считает и другой античный автор — грамматик Солин (III в.)

 

 

Открытие пещер и стоянок

В 1923 г. известный спелеолог (исследователь пещер) Норберт Кастэрэ нырнул в подземную реку и вынырнул в огромном зале пещеры Монтеспан, на стенах которой он нашел изображение зубров, оленей и мамонтов. Посреди пещеры стояла слепленная из необоженной глины статуя, изображавшая медведя. На нее, очевидно, была водружена настоящая медвежья голова (рядом валялся медвежий череп). Вероятно, статуя медведя предназначалась для магических действий — в нее метали копья, чтобы обеспечить успех во время охоты.

В 1924 г. в Крыму, в пещере Киик-Коба, была открыта стоянка с орудиями ашельской эпохи, датируемая около 200—150 тысяч лет до нашего времени 1. В 1939 г. на Кавказе, в Восточной Грузии, в местности Удабно, были найдены останки человекоподобной обезьяны, жившей более миллиона лет назад и названной по месту обнаружения удабнопитеком. Эта находка дала основание предположить, что Кавказ является не только местом обитания первобытного человека, но и одним из мест его зарождения, т. е. что и здесь происходил процесс превращения обезьяны в человека. Но для доказательства этого предположения не хватало самого главного — останков первобытного человека или хотя бы его каменных орудий.

В результате начатых в 1927 г. исследований китайский антрополог и археолог Пэй Вэньчжун в пещере в местности Чжоукоудянь, в 50 километрах к юго-западу от Пекина, нашел рядом и древнейшие каменные орудия, и кости древнейшего предка человека, жившего 400—500 тыс. лет назад. Этот первобытный человек назван синантропом, что значит китайский человек.

В 1963 г. английский ученый Л. Лики в ущелье Олдовай в Танганьике (Восточная Африка) нашел кости ископаемого человека неизвестного до сих пор науке типа, названного им «человек искусный». Замечательно то, что вместе с костями были найдены грубо оббитые гальки — первые каменные орудия. Время, когда жил этот человек, — более одного миллиона лет назад. Там же, в Олдовае, были найдены останки шелльского человека, вероятно, сменившего «человека искусного» и представляющего следующий этап в развитии человечества. Культура оббитых галек (или, как ее иначе называют, дошелльская) известна и в других частях Африки и в Азии. В Европе пока таких находок нет.

Назовем еще ряд важнейших открытий палеолитического искусства Г. Бегуан и три его сына в 1912 г. в пещере Тюк д'Одубер во Французских Пиренеях, отломив сталактиты, возраст которых более 10 тысяч лет, нашли под ними изображения зубров. В 1914 г. они же открыли пещеру «Трех братьев», на стенах ее выгравированы и нарисованы различные изображения, среди которых выделяются фигуры трех «колдунов». Одна из них представляет мужчину, покрытого шкурой оленя (с рогами и хвостом), очевидно, совершающего ритуальный танец. Возможно, что это изображения не колдунов, а каких-то божеств, наделенных и человеческими и животными чертами.

 

В 1940 г. случайно была открыта одна из самых великолепных (по сохранности и по количеству и качеству изображений) пещер с палеолитической живописью — Ласко (департамент Дордонь во Франции). Живопись Ласко различна по времени, очевидно, пещера служила человеку долго. Большая и лучшая часть живописи относится к XVIII тысячелетию до н. э. и значительно древнее, чем живопись Альтамиры. Долгое время палеолитическая живопись считалась характерной лишь для юго-западной Европы, но сравнительно недавно, несколько лет назад, такая живопись была открыта в Каповой цещере на Урале

 

В 40 км к югу от Брно в 1922 г. открыта (с 1924 г. раскапывается) стоянка охотников на мамонтов, еще большая по величине, чем Пржедмост — Дольни-Вестоницы, занимающая площадь в несколько квадратных километров. Здесь разбросаны кучи костей животных (главным образом мамонта), десятки тысяч кремневых и костяных орудий труда, комки обожженной глины, фигурки животных и людей, изготовленные из кости, мергеля и обожженной глины. Это древнейшая в истории человеческой культуры керамика. Конечно, еще очень далеко было до изобретения керамической посуды, но первый шаг к этому изобретению был сделан в Дольни-Вестоницах.

 

Археологические съезды

Е.Э. Лебедева. II (XVIII) Всероссийский археологический съезд – знаковое событие в научной жизни российского археологического сообщества

Осенью 2008 г. состоялось знаковое для всех российских археологов научное мероприятие: 20 – 25 октября в г. Суздале прошел II (XVIII) Всероссийский археологический съезд.

Вслед за I (XVII) съездом, состоявшимся в октябре 2006 г. в Новосибирске и ставшим преемником дореволюционных археологических собраний, в 2008 г. в Суздале продолжилась традиция проведения общенациональных археологических форумов.

Традиция проведения подобных научных мероприятий в России была заложена еще в XIX веке, когда по инициативе основателя Русского и Московского археологических обществ, археолога, графа А.С. Уварова (1825 – 1884 гг.) был организован первый из них. Как было отмечено организаторами научного мероприятия в Суздале, двойное обозначение его номера (II – XVIII) “это и отражение сложной истории археологических съездов, и признание их преемственности с археологическими форумами, проводившимися в дореволюционной России, и осознание того, что современные съезды организуются в новых условиях”.

Об актуальности и своевременности возрождения такой формы деятельности археологического научного сообщества говорит тот факт, что участие в работе съезда приняли более 400 ученых из 190 учреждений 53 субъектов Российской Федерации. Здесь были представлены и академические учреждения, и ВУЗы, и музеи, и научно-производственные организации, и органы охраны памятников и пр.

Съезд был посвящен памяти трех корифеев отечественной археологической науки – выдающихся ученых, археологов, академиков Б.А. Рыбакова, А.П. Окладникова, Б.Б. Пиотровского, 100-летний юбилей которых отмечается в 2008 году.

Организаторами данного научного проекта выступили Институт археологии РАН, Институт археологии и этнографии СО РАН, Институт истории материальной культуры РАН. Организация самого мероприятия и издание его трудов были осуществлены при финансовой поддержке Президиума РАН, Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) и Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ).

Участие в работе II (XVIII) археологического съезда приняла нижегородская делегация, представленная А.В. Гонозовым (Управление государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области), Т.В. Гусевой, Ю.В. Зарубиным, В.Н. Дубовым, Т.А. Борисевич, Е.Э. Лебедевой (ООО “Археологическая Служба”), Н.В. Ивановой (Нижегородский государственный педагогический университет).

.

Описание

Гордоно Чайлд (1892—1957).

Чайлд— одна из самых ярких фигур в современной археологии. Он меньше всего был полевым археологом или ученым, склонным к изучению или классификации музейных коллекций; его призванием была работа в области интерпретации археологических данных, в области методики исследований. Филолог-классик по образованию, он впервые пришел к занятиям археологией при попытке связать ее данные с данными сравнительного языкознания. Убедившись в бесплодности этих попыток, Чайлд переходит к более глубокому изучению археологического материала, к созданию хронологической основы европейской праистории. С 1922 г. он путешествовал и занимался в музеях Центральной и Восточной Европы, собирая материалы для своего первого большого труда по археологии «Заря европейской цивилизации». Редкая способность к изучению языков давала ему возможность читать в оригинале археологические труды ученых разных стран. В «Заре европейской цивилизации» имеются ссылки на 102 различных археологических журнала, издающихся во всех европейских странах. Чайлд впервые попытался осветить одну из самых темных страниц истории Европы — эпоху неолита.

Альфред Руст - немецкий доисторический археолог (. В 1937 г. вышла его книга о Мейендорфе)

Реставрация

Сэр Артур Джон Эванс (ан1851—1941) — британский археолог, первооткрыватель Минойской цивилизации. Предпринял «воссоздание» дворца в Кноссе в соответствии с собственными, зачастую неверными представлениями о его первоначальном облике.

Археологическая культура. Понятие ввел в конце 1920-х г. австралийский филолог и археолог Вир Гордон Чайлд, находившийся под сильным влиянием марксизма, который писал: «Мы находим, что определенные типы материальных памятников — сосудов, орудий, украшений, похоронных обрядов и форм домов — постоянно воспроизводятся. Такой комплекс связанных между собой черт мы назовем «культурной группой» или только «культурой». Мы предполагаем, что такой комплекс — материальное выражение того, что сегодня мы назвали бы «народом».Как указано выше, впоследствии данное определение было пересмотрено, и теперь комплекс материальных памятников не считается тождественным материальному выражению какого-то одного или всего определенного народа.

Картография

В 20 в. появились тематические типологические карты, дающие представление об области распространения элементов культуры древних народов, а затем карты, содержащие и др. археол. и палеоэтнографич. данные.

Гарбология - это отдельное направление науки экологии. А так как это название произошло от английского слова «garbage», что означает бытовые отходы, то гарбологи — это специалисты в области мусороведения. Они самым подробным образом изучают состав отходов, а также то, в какие реакции они могут вступать друг с другом и с окружающей средой, и ищут безопасные пути их переработки и уничтожения. Детальное обследование многих мусорных свалок показало, что кроме бытовых здесь нередко можно встретить радиоактивные и промышленные отходы, а также содержащие ртуть, свинец, мышьяк и другие вредные элементы. Все они при определенных условиях могут вступать в химические реакции, а многие из них являются даже катализаторами этих реакций. При сжигании подобные отходы образуют вредные продукты распада, а при разложении могут выделять карбамид, ацетальдегид, формальдегид и другие ядовитые вещества.

Уничтожение мусора - процесс длительный и многоступенчатый. Вначале его необходимо рассортировать и спрессовать. Затем часть его сжигается в специальных высокотемпературных печах, нейтрализуя тем самым их ядовитую часть, а остальное захоранивается в глубоких могильниках. При этом проблема их дальнейшего уничтожения оставляется на усмотрение потомков. Единственный выход из этой ситуации гарбологи видят в повсеместном строительстве мусороперерабатывающих заводов, которые в значительной степени снизят негативное воздействие ядовитых отходов на окружающую среду.

Основателем гарбологии считается американский социолог Уильям Реджи, который в 1977 году начал рыться в мусорных ящиках нью-йоркцев - прежде всего знаменитостей, начиная с Боба Дилана. Его находки представляли вкусы и привычки американцев куда лучше, чем социологические опросы. Итогом трудов Реджи стали не только несколько книг, но и выставка, на которой он демонстрировал самые примечательные из своих находок. Постепенно гарбология стала солидной научной дисциплиной, одной из отраслей экологии.

Диффузион́изм - направление в социальной антропологии и этнографии культурологии, археологии, социологии, полагающее основой общественного развития процессы заимствования и распространения культуры из одних центров в другие.

Антропогеографическая школа. Зарождение диффузионизма

Первым учёным, написавшим свои работы в духе диффузионизма, был немецкий учёный, географ и этнолог Фридрих Ратцель, создатель антропогеографической школы. По мнению Ратцеля, ведущую роль в формировании той или иной культуры играет географическая среда, к которой приспосабливаются, адаптируются человеческие общества. Основополагающий фактор истории культуры человека Ратцель видел в передвижениях народов.

«Кёльнская» школа» Гребнера (Теория культурных кругов) В рамках диффузионистской теории развивалась теория культурных кругов (Kulturkreiselehre) Фрица Гребнера. В своих работах, посвящённых культуре Австралии и Океании, он отстаивал идею неизменности форм предметов и их географического распространения. Гребнер также был убеждён, что каждый элемент культуры изобретали только один раз и в одном месте, а оттуда этот элемент распространялся по другим регионам Земли. Опираясь на музейные коллекции, Гребнер выделил восемь культурных кругов, каждый из которых отличался своим собственным конгломератом предметов материальной культуры, обрядов, верований.

Освальд Менгин в 1931 году в своей работе «Всемирная история каменного века» попытался древнюю мировую историю свести к трём самостоятельным культурным потокам: 1) «культура отщепа» 2) «культура ручного рубила» 3) «костная культура». и полагал, что взамопроникновение всех трёх на протяжении истории, ведёт к появлению нынешних: 1) «городской культуры господ» 2) «крестьянской сельской культуры» 3) «пастушеской воительской степной культуры».

Типологизация

В XХ веке англичанин Джон Дэвидсон БИЗЛИ (1885 – 1970). Окончив Оксфордский университет, он специализировался в классической археологии, особенно увлекшись вазовой росписью. Бизли изучил мельчайшие признаки индивидуального стиля каждого мастера, поставившего подпись, в его трактовке деталей иидентифицировал принадлежность и неподписных ваз, распределив по мастерам и их школам всю расписную керамику Аттики, десятки тысяч краснофигурных и чернофигурных сосудов. Затем он применил этот метод и к коринфской, этрусской, восточно-греческой и южно-италийской посуды, произведя огромное впечатление на археологов

Крупнейший французский археолог Жозеф Дешелет (1862- 1914), начавший свою научную деятельность с изучения галлоримской рельефной краснолаковой керамики, быстро вышел из рамок своей узкой темы и, обобщив огромный археологический материал, разработал классификацию и хронологию всех археологических памятников Западной Европы. Позже были проведены исследования, итогом которых стало первоначальная классификация и датировка памятников железного века. Результаты своих исследований и выводов он изложил в четырехтомном труде "Руководство по археологии первобытной, кельтской и галыытаттской " (1908-1914). К несчастью для науки, преждевременная смерть прекратила плодотворную деятельность Дешелета. Он пал в бою во время первой мировой войны, сражаясь за Францию.

В работах Г. Обермайера (1908) и А. Брейля (1912) уже содержатся некоторые попытки классифицировать палеолитические орудия не только по стадиям развития, но и по отдельным территориям и связать эти признаки с различными человеческими обществами, создававшими орудия. К сожалению, в дальнейшем реакционные ученые извратили эту идею, объясняя отличия в археологических комплексах расово-биологическими отличиями людей, создавших эти комплексы.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: