TRANSLATION OF THE FEMALE IMAGE IN THE “KURGAN AND KURGAN INHABITANTS” CITY NEWSPAPER IN THE 1990S AND 2010S: A REGIONAL ASPECT




Ильиных Д. Г.

Курганский государственный университет

ТРАНСЛЯЦИЯ ОБРАЗА ЖЕНЩИНЫВ ГОРОДСКОЙ ГАЗЕТЕ «КУРГАН И КУРГАНЦЫ» В 1990-Е И 2010-Е ГОДЫ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

 

Аннотация: Гендерные образы (в частности, феминные) являются одной из важнейших составляющих коммуникативно-культурной памяти населения. При этом на региональном уровне они могут иметь особые черты, обусловленные географическим положением, определенными социальными тенденциями и традициями. Данные черты могут меняться с течением времени, так как в разных социально-экономических условиях актуализируются различные гендерные качества. Эти особенности можно отследить по материалам региональных СМИ. Объектом данного исследования стал образ женщины, характерный для населения Курганской области в начале 1990-х и в конце 2010-х годов, а предметом – публикации в городской газете «Курган и курганцы» в указанные периоды, содержащие женские образы. В ходе исследования, проведенного методом контент-анализа и диахронного сравнения, мы выявили, что традиционной для Курганской области как сельскохозяйственного и промышленного региона является трансляция женских образов, детерминированных через выполнение тех или иных профессиональных функций героинями публикаций; другие образные тенденции (например, эротизация женщины или появление бизнес-леди в 1990-е гг. и рост женской преступности в 2010-е гг.) обусловлены конкретными социально-историческими условиями. При этом неизменным остается преобладание положительных образов над отрицательными и маскулинных – над феминными, что подчеркивает патриархальный характер общественных отношений в регионе.

 

Ключевые слова: женские образы, маскулинный образ, феминный образ, феминный стереотип, региональная идентичность.

Ilinykh D.G.

Kurgan State University

TRANSLATION OF THE FEMALE IMAGE IN THE “KURGAN AND KURGAN INHABITANTS” CITY NEWSPAPER IN THE 1990S AND 2010S: A REGIONAL ASPECT

 

Abstract: Gender images (in particular, feminine ones) are one of the most important components of the communicative and cultural memory of the population. At the same time, at the regions they may have special features, caused by the geographical location, social trends and traditions. These features can change over the time, as in different social and economic conditions various gender qualities are actualized. These features are reflected in the regional media. The object of this study was the female image, which was typical for the population of the Kurgan region in the early 1990s and late 2010s, the subject was publications with female images in the “Kurgan and Kurgan inhabitants” city newspaper in these periods. By the methods of content analysis and diachronic comparison we found that the traditional for the agricultural and industrial Kurgan region is the translation of female images determined through the heroine’s of publications professional functions; other tendencies (for example, erotization of women or the appearance of a business woman in the 1990s and growth of female criminality in the 2010s) are caused by specific social and historical conditions. At the same time the positive images prevalence over negative, and masculine images prevail over feminine, which emphasizes the patriarchal nature of social relations in the region.

Keywords: female images, masculine image, feminity image, feminity stereotypes, regional identity.

 

 

Несмотря на высокую степень динамичности изменений в различных сферах общественных отношений в современной России существуют определенные элементы региональной, культурной, коммуникативной, социальной идентичности, транслируемые в данной конкретной местности из поколения в поколение. Выявление этих элементов позволяет сохранить самобытность сообществ людей в тех или иных регионах. Помочь в этом может изучение региональных средств массовой информации, которые и отражают происходящие в обществе процессы, и одновременно формируют в коллективном сознании определенные образы и стереотипы. Особую роль в этом играют муниципальные газеты, что объясняется их близостью к аудитории [1, с. 5].

Цель исследования – путем анализа женских образов, присутствовавших на страницах городской газеты «Курган и курганцы» в 1992 и 2018 гг., определить те из них, которые наиболее тесно связаны с региональной идентичностью, характерной для данной аудитории. В целом мы изучили 249 номеров газеты «Курган и курганцы» (102 за 1992 год и 147 за 2018 год).

В качестве гипотезы мы предположили, что формируемые на страницах региональных СМИ гендерные стереотипы можно разделить на обусловленные актуальными социальными тенденциями и сложившимися в данном социуме традициями. При определенных условиях данные образные группы могут противоречить друг другу, даже будучи опубликованными в одном издании в один исторический период.

Сравнение женских образов в курганской прессе в начале 1990-х и в конце 2010-х годов позволило выявить определенную динамику формирования мнения аудитории и журналистов о том, какая женщина должна быть представлена на страницах муниципальной газеты. К обусловленным актуальными социальными тенденциями образам мы отнесли, к примеру, деловую женщину и женщину как сексуальный объект в 1990-е годы, а также женщину-преступницу и женщину как интересную личность в 2010-е годы. К образам, сформированным под влиянием традиционной региональной идентичности, мы отнесли образы, детерминированные через профессиональную принадлежность героинь публикаций, что отражает исторически обусловленные показатели успешного развития Курганской области как промышленного и сельскохозяйственного региона. При этом в переломные исторические периоды в газете одновременно могут быть представлены противоположные гендерные тенденции, например, демонстрация роли деловой женщины в демократическом обществе 1990-х и восхищение женщиной как эстетическим объектом. Роль женщины в обществе подчеркивается как положительная, отрицательные образы встречаются редко. Маскулинные образы неизменно превалируют над феминными, что подтверждает преобладание традиций патриархата, характерного для российского общества в целом и Зауралья в частности. В результате женщины, даже будучи признанными профессионалами в какой-либо сфере, оказываются значительно менее влиятельными в общественном пространстве. При этом характерно, что женщины все реже предстают в курганской прессе как исполнительницы традиционных социальных ролей жены и матери. То есть мужчины и женщины выполняют в обществе одинаковые функции, но получают при этом различную меру социального одобрения, что приводит к закреплению гендерного неравенства в структуре региональной идентичности.

 

Литература

1. Ильиных Д. Г. Роль диалога в развитии информационного потенциала современных СМИ: монография. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2015. – 113 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: