В течение последнего столетия в диалектике отношений конкретного и абстрактного, частного и общественного труда появились качественно новые стороны, связанные с процессом эволюции товара.
Наглядное представление об этом может дать производство современного автомобиля. США, например, ежегодно производят около 11 млн., Япония – около 15 млн. автомобилей. Современный автомобиль состоит в среднем из 15 тыс. деталей, производством которых заняты как гигантские компании, так и множество мелких предприятий-поставщиков. Американский самолет «Боинг-743» собирается из 4,5 млн. различных частей, в производстве которых занято 16 тыс. компаний. В этих условиях противоречие между абстрактным трудом как субстанций стоимости, и конкретным трудом, производящим определенную потребительскую стоимость, приобретает новую, более сложную форму.
В создании потребительной стоимости автомобиля принимают участие несколько тысяч видов конкретного труда. Гигантская концентрация производства, рост уровня обобществления труда ведут к тому, что конкретный труд все меньше проявляется как частный труд независимого, экономического обособленного товаропроизводителя. У «Дженерал моторс», наиболее могущественной американской монополии, производящей автомобили, в начале 90-х гг. насчитывалось около 40 тыс. поставщиков, а доля закупок в сумме оборота составляла около 48 %.
В японских компаниях «Тойота» и «Ниссан» удельный вес закупаемых деталей и материалов составляет более 70%. В этих условиях определение конкретного труда как общественного происходит через систему заказов, контрактов, субподрядов. «Дженерал моторс» устанавливает с поставщиками продолжительные производственные связи, и превращение отдельной детали, узла автомобиля в товар происходит не обычным путем полной и свободной конкуренции на рынке, а планируется заранее, приобретает форму договора. Головная фирма жестко контролирует затраты производства в своих отделениях-поставщиках, вводит для них ограниченный коммерческий расчет, постоянно ориентируясь при этом на внешних поставщиков. Все это свидетельствует о трансформации товарного производства в современных условиях.
|
Один из важнейших принципов организации современного рынка в развитых капиталистических странах состоит в том, что потенциальный производитель прежде, чем начать производить товар, находит покупателя, предварительно заключает с ним письменное или устное соглашение или контракт. В них оговаривается качество товара, цены, срок поставки, платежи и т.д. благодаря этому сфера рыночных отношений, по существу превращается в сферу прямых связей между производителями и потребителями.
В 70-80-е гг. благодаря компьютеризации и автоматизации производства, переходу к гибким производственным системам автомобильная промышленность частично начинает работать по индивидуальным заказам. Это значит, что каждая машина собирается и оборудуется на поточной линии, конвейере в соответствии с индивидуальными вкусами, пожеланиями будущего владельца, которые заносятся в программу компьютера. на основе почти 40 видов выпускаемых автомобилей можно заказать несколько сот образцов отделки или оборудования машин, что свидетельствует об ограниченном сочетании стандартного производства массовой продукции с индивидуальными заказами. Так снимается проблема подтверждения рынком общественной необходимости производимых товаров, что свидетельствует о постепенном укреплении непосредственно общественной формы производства.
|
Еще более сильный подрыв товарного производства (а значит, все меньшее проявление конкретного труда в форме частного) происходит в результате усиления вмешательства государства в экономику. Такое вмешательство осуществляется через заключение государственных контрактов, закупку государством существенной доли произведенной продукции, что означает гарантированный спрос на нее. Государственный контракт – это детально разработанный экономический и правовой документ, который регламентирует организационно-технические, административно-управленческие отношения при исполнении заказа подрядчиками.
В процессе углубления международного разделения труда конкретный труд обретает форму различных видов труда на более широкой интеллектуальной основе (из 8 тыс. компаний-смежников, с которыми кооперируется итальянский автомобильный концерн ФИАТ –коло 2 тыс. являются зарубежными фирмами), а сведение затрат конкретного труда к его изменению в абстрактной форме происходит в процессе формирования интернациональной стоимости товара. Стоимость выражает здесь производственные отношения между товаропроизводителями разных стран.
В пределах современного товарного производства действуют две противоположные тенденции: к дальнейшему его развитию и подрыву. Первая обусловлена следующими факторами:
|
- углублением общественного разделения труда (например, количество машиностроительных отраслей и производств в развитых странах мира составляет более 200, а менее развитых – около 15);
- специализацией, обособлением различных видов деятельности (выделение отдельных производственных функций в самостоятельные производства);
- увеличением количества экономически обособленных производителей (в США в 1947 – 1996 гг. количество предприятий возросло почти на 10 млн., что с точки зрения отношений собственности означает обособление товаропроизводителей, которые, изготовляя товары и предоставляя услуги, вступают в отношения с другими товаропроизводителями и потребителями);
- превращение науки в непосредственную производительную силу (патенты, лицензии, ноу-хау становятся товаром);
- обособлением сферы производства новых информационно-технологических и программных продуктов (нового крупного общественного разделения труда);
- возрастанием роли и экономической значимости сферы нематериального производства (образования, здравоохранения и др.) в производстве рабочей силы.
Услуги, которые предоставляют эти отрасли, превращаются в товар.
Аналогичное воздействие на развитие товарного производства оказывает процесс углубления международного разделения труда, в частности, международной специализации производства. Тенденция к расширению товарного производства обусловлена также ростом количества населения и действием закона возрастания потребностей.
Усиление тенденции к подрыву товарного производства и рыночных отношений, в том числе, определяется дальнейшим ростом масштабов единичного разделения труда, в основе которого лежит подетальная и пооперационная специализация внутри отдельных производственных единиц. Основой этих процессов является растущая концентрация производства, возникновение и развитие гигантских объединений и усиление элементов организованности и планомерности в пределах отдельных компаний, развитие контрактных отношений между монополиями, с одной стороны, и мелкими и средними предприятиями – с другой, при которых последние специализируются на производстве отдельных деталей и узлов для комплектации конечной продукции. Кроме того, всем операциям купли-продажи между корпорациями предшествует заключение письменного или устного контракта, который имеет юридическую силу. Каждая из сторон берет на себя обязательства по выполнению условий контракта, а его нарушение предусматривает штрафные санкции. Поэтому составляются предварительные планы производства, его обеспечения оборудованием, рабочей силой, сырьем, а также финансовые планы предприятия, планы научно-технических исследований и т.п. В этих условиях отпадает необходимость подтверждения через рынок общественно необходимого характера производимых товаров.
К определенному подрыву товарного производства ведет и создание международных и транснациональных корпораций, совместных предприятий, заключение государством контрактов на национальном и международном уровнях, централизованное наднациональное регулирование экономики. Аналогичное воздействие оказывают гигантские банки, которые создают аппарат для общественного регулирования процесса производства и распределения продуктов.
К подрыву товарного производство ведет возникновение непосредственной формы производства, при которой в результате процесса планирования на микро- и макроуровне, а также использования достижений НТР удовлетворение большей части общественных потребностей будет происходить без превращения продуктов труда в товар на рынке. Отрицание непосредственно общественной формы производства свидетельствует о неисторическом подходе, прежде всего, к товарной форме организации производства, которая существовала не всегда и не может функционировать вечно. Более развитая форма, которая диалектически, то есть с сохранением сильных, прогрессивных сторон товарной формы, осуществит ее отрицание, будет действовать в качественно иных, новых проявлений, подчиняясь при этом закономерностям развития непосредственно общественного производства. Но в целом в современных условиях тенденция к расширению масштабов товарного производства является преобладающей.
К основным чертам современного товарного производство относятся углубление существующих форм общественного разделения труда и возникновение нового крупного разделения труда; преобладание коллективного производства, коллективного характера труда и ассоциированных форм собственности; установление экономических связей между товаропроизводителями через рынок, контрактную систему и в результате кооперации, специализации и др.; преимущественно планомерный характер развития товарного производства (конкурентной среды); превращение государства в крупного товаропроизводителя, в предпринимателя, финансиста, кредитора, организатора; ослабление социально-экономической обособленности товаропроизводителей вследствие развития отмеченных выше явлений и процессов.
Заключение
В заключении сделаем выводы по исследованию, проведенному в данной работе.
Товарное производство является особой формой организации общественного хозяйства, при которой отдельные продукты изготавливаются обособленными производителями и для удовлетворения общественных потребностей необходимы купля-продажа на рынке этих продуктов, превращающихся в товар.
Основными чертами товарного производства являются:
а) общественное разделение труда;
б) обособление присвоения средств производства;
в) производственно-хозяйственная и социально-экономическая обособленность собственников произведенного продукта;
г) экономические связи между обособленными товаропроизводителями, реализуемые через обмен;
д) стихийный характер экономического развития.
Зарождение явления товарного производства началось 6-7 тысяч лет назад.
Возникновение товарных отношений наряду с организационно-производственным обособлением специализированных звеньев общественного разделения труда обусловлено социально-экономической обособленностью производителей, которая позволяет им присваивать произведений продукт, распоряжаться им, быть собственниками, результатом материальных условий производства. Такая обособленность со времени распада первобытного строя становится экономической основой возникновения частной собственности на средства производства как исторически первой формы экономического обособления. Вследствие этого происходит превращение обмена деятельностью и продуктами труда в товарный обмен. Эта обособленность может иметь различный характер, зависящий от господствующего типа собственности.
В настоящее время развитие товарного производства происходит в основном за счет разработки и внедрения инновационных технологий в процесс создания товарной продукции, и за счет реформирования существующей производственной базы.
Существуют две формы товарного производства:
1. простое товарное производство;
2. капиталистическое товарное производство.
Между частным и общественным трудом товаровладельцев существует глубокое противоречие, основное противоречие товарного производства. Его суть в том, что частный в процессе производства характер труда может проявить свою общественную природу лишь на рынке, в обмене, когда производитель на продукт своего труда (товар) получит другой товар. Когда отдельный производитель трудится обособленно от других, он не знает общественных потребностей, не знает, сколько таких же потребительных ценностей вынесут на рынок остальные производители, какие при этом затраты труда будут признаны нормальными, общественно допустимыми.
Таким образом, проследив взаимосвязь товарного производства и путей экономического развития общества можно прийти к выводу, что товарное производство является важнейшим фактором мировых экономических отношений и отношений в обществе, а именно:
1. Товарное производство обслуживает самые разные социально-экономические системы.
2. Всякий продукт товарного производства имеет непременное свойство - полезность, то есть удовлетворяет какие-либо потребности людей.
3. Рост объемов товарного производства приводит к увеличению рабочих мест, снижению стоимости товара, а, соответственно, к увеличению благосостояния общества.
4. Увеличение выпуска товаров создает возможность и необходимость обменивать излишнее их количество на большую массу других полезных вещей.
5. Товарное производство является основой существования и развития общества.
Список использованной литературы
1. Экономическая теория. Учебник / Под ред. И.П. Николаевой.-М.: «Проспект», 2000.-448с.
2. Андреев Б.Ф. Системный курс экономической теории. Учебное пособие - СПб:Лениздат, 1999.-574 с.
3. Базиков А.А. Экономическая теория: Курс лекций: Учеб. пособие. - М.: Инфра-М, 2005. - 286 с.
4. Гукасьян Г.М. Экономическая теория: Курс лекций и практ. занятия: Учеб. пособие. - СПб. и др.: Питер, 2006. - 479 c.
5. Князев Ю. О научных экономических школах // Общество и экономика. 2003. № 12. С. 108-132.
6. Красильщиков В. Развитие России и стран Латинской Америки: факторы сходства и различия // МЭ и МО 2004 - № 4. с. 73-81.
7. Олейник А. Модель сетевого капитализма // Вопросы экономики. 2003. № 8. С. 132-149.
8. Ольсевич Ю. Хозяйственная трансформация // Вопросы экономики. 1998. № 5. С. 2328
9. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2005. — 672 с.
10. Тодаро М.П. Экономическое развитие. М.: ЮНИТИ, 1997. 666 с.
11. Шестакова К.Д. Экономическая теория: Учеб. пособие. - М.: РИОР, 2005. - 106 с.
12. Экономическая теория Электронный учебник https://el.tfi.uz/ru/et/gl3.html
13. Экономическая теория. Пособие для преподавателей. / под ред. Н.И. Базылева, СП. Гурко - Мн.: Интерпрес-сервис, 2001. – 245
14. Экономическая теория. Учебник. Под ред. И.П.Николаевой. - М.: Проспект, 2006. – 543 с.