Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки.
Цель: установить зависимость между нагрузкой и уровнем энергетического обмена.
Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой.
Предварительные замечания. Известно, что на интенсивность дыхания влияют продукты распада, в частности углекислый газ, который образуется в результате биологического окисления. Он гуморально влияет на дыхательный центр. При задержке дыхания обмен веществ в тканях не прекращается, и углекислый газ продолжает выделяться. Когда его концентрация в крови достигает определенного критического уровня, происходит непроизвольное восстановление дыхания. Если задержать дыхание после работы, например, после 20 приседаний, то оно восстановится скорее, потому что во время приседаний биологическое окисление происходит более интенсивно, и углекислого газа к началу второй задержки дыхания накапливается больше.
Однако у тренированных людей различие между этими результатами будет меньшим, чем у нетренированных. Одной из причин является то, что у нетренированных людей обычно наряду с мышцами, обеспечивающими нужное движение, сокращается множество других мышц, которые к нему не имеют отношения. Липшие движения затормаживаются в процессе тренировки благодаря более совершенной регуляции со стороны нервной системы. Таким образом, эта функциональная проба показывает не только состояние дыхательной и сердечно-сосудистой систем человека, но и степень его тренированности.
Протокол опыта (время измеряется в секундах)
1. Время задержки дыхания в состоянии покоя (А).
|
2. Время задержки дыхания после 20 приседаний (В).
3. Процентное отношение второго результата к первому В/А Х 100%.
4. Время задержки дыхания и восстановления дыхания после минутного отдыха (С).
5. Процентное отношение третьего результата к первому с/А х 100%.
Ход работы.
1. В положении сидя задержите дыхание при вдохе на максимальный срок. Включите секундомер (предварительное глубокое дыхание перед опытом не допускается!).
2. Выключите секундомер в момент восстановления дыхания. Запишите результат. Отдохните 5 мин.
3. Встаньте и сделайте 20 приседаний за 30 с.
4. Вдохните, быстро задержите дыхание и включите секундомер, не дожидаясь, пока дыхание успокоится, сядьте на стул.
5. Выключите секундомер при восстановлении дыхания. Запишите результат.
6. Спустя минуту повторите первую пробу. Результат запишите.
7. Сделайте в тетради расчеты по формулам, приведенным в пунктах 3 и 5 протокола. Сравните свои результаты с таблицей и определите, к какой категории вы смогли бы отнести себя.
Результаты функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки для различных по степени тренированности категорий испытуемых.
Категории испытуемых | Задержка дыхания | ||
А – в покое | В – после работы | С – после отдыха | |
В/А Х 100%. | с/А х 100%. | ||
Здоровые тренированные | 46-60 с | Более 50% от первого результата | Более 100% от первого результата |
Здоровые нетренированные | 36-45 с | 30-50% от первого результата | 70-100% от первого результата |
С отклонениями в состоянии здоровья | 20-35 с | Менее 30% от первого результата | Менее 70% от первого результата |
Сделайте вывод, ответив на вопросы:
|
1. Почему при задержке дыхания в крови накапливается углекислый газ?
2. Как углекислый газ воздействует на дыхательный центр?
3. Почему эти воздействия называются гуморальными?
4. Почему после работы удается задержать дыхание на меньшее время, чем в состоянии покоя?
5. Почему у тренированного человека энергетический обмен происходит более экономно, чем у человека нетренированного?
Лабораторная работа № 2
Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат.
Цель: учиться грамотно, составлять суточный пищевой рацион для подростков.
Оборудование: таблицы химического состава пищевых продуктов и калорийности, энергетической потребности детей и подростков различного возраста, суточных норм белков, жиров и углеводов в пище детей и подростков.
Ход работы.
- Составьте суточный пищевой рацион для подростков 15-16 лет.
- Результаты расчетов запишите в таблицу.
Состав суточного рациона.
Режим питания | Название блюда | Продукты, необходимые для его приготовления | Масса,г | Содержание во взятом количестве продукта, г | Калорийность, кДж | ||
1-й завтрак | |||||||
2-й завтрак | |||||||
Обед | |||||||
Ужин |
Таблицы.
Суточная энергетическая потребность детей и подростков различного возраста (Дж)
Возраст, лет | Всего из расчета на среднюю массу тела |
3-4 | 6720000 - 7560000 |
5-7 | 7560000 - 9660000 |
8-11 | 9450000 - 12180000 |
12-14 | 11760000 - 13860000 |
15-16 | 13440000 - 14700000 |
Суточные нормы белков, жиров и углеводов в пище детей и подростков.