Генезис и природа художественного образа




Художественный образ называют живой «клеткой» искусства, непосредственностью эстетического созерцания истины, поскольку и само искусство определяется как мышление в обидах. С помощью постигания образа мы познаем природу искусства. Не случайным является и то, что понятие художественный образ пересекается с понятиями отображения, содержание, форма, произведение искусства. Художественный образ имеет отношение к творческому процессу, начиная от образно-смыслового замысла и завершая воплощением его в опредметнених знаковых структурах, а также репродукцией во время восприятия искусства. Художественный образ соотносят со спецификой познавательной функции искусства по сравнению с научно-понятийным анализом, особенным эмоционально-созерцательным состоянием человека, талантом художника в образно-метафорическом создании. Без преувеличения скажем, что в своей повседневности человеческая личность живет в мире образов, тропов сравнений, метафор, метонимии, гипербол, аллегорий (грец. Tropos - означает слово или фразу в переносном их смысле), неизменно общаясь с естественной и общественной средой.

В историческом процессе изменения цивилизаций на протяжении тысячелетий творилось не только искусство как чувственно-образное отображение, а творился и сам субъект с особенной нервно-психической организацией поведения, возможностью воссоздания в воображении и сохранения в памяти непосредственных картин жизни, явлений, переживаний. Образно-метафорическое одухотворение, которое стало возможным в результате эволюционных, адаптивных изменений и формирования своеобразного синкретического самосознания, несло в себе огромный потенциал обогащения языковых, знаковых средств, достижения их пластичной гибкости, тонких эмоциональных нюансов. Генетическим является совпадение в первичных обидах стремлений человека к утверждению себя в подражании естественным силам, картинам того, которое стоит было внимания и повторяется «увековечением» со всей визуальной, ритмозвуковою конкретностью и непосредственностью приближения к реально пережитого. Именно такое совпадение и уподобление дает основания считать, что в субъективном плане искусство могло возникнуть благодаря этой образно-миметичний способности человека. Рядом со словом, сильно развитым чувством тождественности в мире вещей - метафоры тропы символы, решающим фактором художественно-образного мышления становится воображение (как перенесение внешнего опыта во внутреннее состояние психики).

 

Восприятие произведений искусства.

В общей психологии восприятие относится к познавательным процессам; в его основе лежат ощущения. Но восприятие не сводится к сумме ощущений. Восприятие - это отражение целостных явлений и предметов объективного мира. Так же и художественное восприятие (под которым следует понимать восприятие искусства) не тождественно ощущениям цвета, формы, звука и т.д. Таким образом, художественное восприятие - это эмоционально окрашенное восприятие произведений искусства, необходимым элементом которого является эстетическая оценка.

Художественное восприятие, в отличие от обычного чувственного, обладает рядом специфических особенностей:

-Восприятие искусства требует сознательной психологической | активности со стороны субъекта восприятия. Эта своеобразная душевная работа связана с условиями восприятия. Например, большинство произведений живописи, скульптуры и архитектуры мы воспринимаем не в оригинале, многие литературные произведения — в переводе. Такие условия восприятия произведений искусства их обедняют; в репродукциях теряется глубина или прозрачность цвета и света, в произведениях литературы -непередаваемые при переводе обороты, особенности языка, скульптура воспринимается в одном выбранном фотографом ракурсе и т.д.

-Художественное восприятие есть единство субъективного и объективного. При восприятии объективно существующего содержания художественного произведения у зрителя возникает его собственный, субъективный образ. Субъективность эта связана как с предыдущим художественно-эстетическим опытом человека, так и с самим произведением искусства.

-Восприятие искусства многослойно. Эта особенность отличает художественное восприятие от обычного чувственного.

-Художественное восприятие дифференцированно и в то же время целостно. Воспринимая произведение искусства, зритель обращает внимание на разные его грани: на основную идею, на художественный образ, на средства его воплощения и соответствие ему этих средств. И в то же время восприятие целостно, потому что оценить глубину идеи и мастерство ее воплощения возможно лишь при умении соотносить, видеть взаимозависимость и неразрывность всех структурных компонентов произведения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: