Источник : Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова




2. Смысл формационной теории общества Карла Маркса состоит в том, что любой человеческий социум подчиняется общим закономерностям развития и проходит через ряд этапов - общественных формаций (отсюда название), каждая из которых характеризуется набором определённых социальных, экономических и политически общественных отношений. Переход от одной формации к другой определяется несоответствием между производственными силами (уровнем технического развития и «развитостью» тех групп людей, на долю которых приходится основная часть труда) и производственными отношениями (социально-политическим устройством, системой принуждения к труду и т. д.) Каждая предыдущая формация способствует развитию определённых "новых" социальных групп и одновременно порождает набор противоречий, которые, накапливаясь, выражаются в недовольстве этих самых новых социальных групп, что в конечном счёте приводит к разрушению сложившейся формации и формированию новой, которая в свою очередь точно также обречена на развитие, ведущее к новому перевороту, разрушению и следующему витку развития. Основные формации в хронологическом порядке – это: первобытно-общинный строй,рабовладельческий строй, феодализм, капитализм, социализм, коммунизм. Движение по этой линии неизбежно по крайней мере вплоть до коммунизма. При этом с точки зрения формационной теории не играют сколько-нибудь значительной роли индивидуальные особенности того или иного социума, такие как например природные условия, в которых социум развивается, исторические происшествия вроде войн, культурные особенности и т. д. Их влияние скрадывается общей логикой экономического и в итоге оказывается незначительным. По этой причине формационная теория противопоставляется цивилизационным теориям, например, исторической экономической школе, делающей акцент на конкретных условиях исторического развития той или иной страны и её экономики или геополитике, считающей важнейшим фактором географические и иные природные особенности, определяющими «национальный характер» или даже «историческую судьбу» того или иного общества.

Источник: https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/frankfurtskaja_shkola/marksistskaja_filosofija_xix_vek_vozniknovenija_marksistskoj_filosofii/57-1-0-3967 Марксистская философия в ХIХ веке. В двух книгах

3. Понятие общества охватывает не только всех ныне живущих людей, но и все прошлые и будущие поколения, т. е. все человечество в его истории и перспективе. Объединение людей в целостную систему происходит и воспроизводится независимо от воли ее членов. В человеческое общество никто не зачисляется по заявлению: естественный факт рождения с неизбежностью включает человека в общественную жизнь.

Общество на любой ступени его развития — это многостороннее образование, сложное сплетение множества разнообразных связей и отношений людей. Жизнь общества не исчерпывается жизнью составляющих его людей. Общество создает материальные и духовные ценности, которые не могут быть созданы отдельными людьми: техника, учреждения, язык, наука, философия, искусство, мораль, право, политика и т. д. Сложный и противоречивый клубок человеческих отношений, действий и их результатов и есть то, что составляет общество как целое. Человеческое общество — это внутри себя расчлененная целостная система, которая исторически возникла и непрерывно развивается, проходя последовательные стадии качественных превращений. Общие закономерности этой системы определяют характер любого элемента, входящего в систему, направляют его развитие. Следовательно, всякий элемент этой системы может быть понят не в своей единичности, а лишь в той связи, которая ведет к целому. Общество — это единый социальный организм, внутренняя организация которого представляет собой совокупность определенных, характерных для данного строя многообразных связей, в основе которых в конечном счете лежит человеческий труд. Структуру человеческого общества образуют: производство и складывающиеся на его основе производственные, экономические, социальные отношения, включающие в себя классовые, национальные, семейные отношения; политические отношения и, наконец, духовная сфера жизни общества — наука, философия, искусство, нравственность, религия и т. д.

Общество — это целостная система жизнедеятельности людей. Под обществом имеют в виду союз людей, объединившихся с целью достижения результатов, недоступных силам каждого в отдельности. Общество есть такое целое, в котором отдельные лица участвуют, в состав которого они входят, но которое вовсе не образуется их арифметической суммой или механической массой. Когда мы говорим об обществе, то имеем в виду соединение именно людей, тем самым принципиально отличая человеческое общество от различного рода сообществ животных, которые они образуют инстинктивно, движимые биологическими потребностями. Общество, по словам Д. Дидро, дает человеку власть над другими животными. Благодаря обществу человек не довольствуется родной стихией, но простирает свою власть на море. Тот же союз оделяет его лекарствами от болезней, помощью в старости, дает утешение в горестях и печалях. Он же, так сказать, дает ему силу бороться с судьбой. Уничтожьте общительность, и вы разрушите единство рода человеческого, от которого зависит сохранение жизни и все ее счастье



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: