Перечень основной и дополнительной литературы, необходимой для освоения дисциплины




Типовые задания для проведения промежуточной аттестации обучающихся

 

Промежуточная аттестация по дисциплине «Спорт и общество» проводится в форме зачета.

 

Задание 1 типа.

Теоретический вопрос на знание базовых понятий предметной области дисциплины

1. Сущность и определение понятия спорт.

2. Этимологическое происхождение понятия «спорт» и его современное значение.

3. Этапы эволюции спорта.

4. Определение, характеристика и социальное значение массового спорта.

5. Определение, характеристика и социальное значение профессионального спорта.

6. Определение, характеристика и социальное значение детско-юношеского спорта.

7. Определение, характеристика и социальное значение адаптивного спорта.

8. Американская модель спорта.

9. Китайская модель спорта.

10. Европейская модель спорта.

11. Определение, характеристика и социальное значение фитнеса.

12. Социально-демографические характеристики посетителей фитнес-клубов.

13. Определение, характеристика и социальное значение корпоративного спорта.

14. Спорт как элемент экономической системы.

15. Спорт и формирование личности.

16. Воспитательная функция спорта Направления участия государства в развитии спорта.

17. Спортивная карьера и этапы социализации спортсмена.

18. Понятие «субкультуры». Спортивная субкультура.

19. Фаны и болельщики в спорте. Их социальная роль.

20. Спорт и допинг.

21. ЗОЖ: определение, социальное значение.

22. Досуг населения: определение, функции, принципы.

23. Теоретические и эмпирические методы исследования спорта.

24. Классификация вопросов социологической анкеты.

25. Пилотажное исследование.

Задание 2 типа.

Теоретический вопрос, позволяющий оценить степень владения студента принципами предметной области дисциплины, понимание их особенностей и взаимосвязи между ними

1. Дайте разницу понятий «спорт» и «физическая культура».

2. Ниже приведены формулировки различных авторов понятия «спорт», Вам необходимо выявить их общие черты и особенности, определить, какое из них является наиболее «социологичным». Аргументировать свой ответ.

1) Спорт – социальный институт воспитания, имеющий характер игровой физической деятельности, связанной с сопоставлением уровня развития физических и духовных способностей. (Н.И. Пономарев, 1972 г.)

2) Спорт характеризуется следующими чертами: 1) стремлением к достижению максимально возможных практических результатов в отдельных видах физических упражнений; 2) наличием состязаний; 3) общественным признанием результатов, показанных в состязании. (Б.А. Лисицын, 1974)

3) Спорт – игровая деятельность, направленная на раскрытие двигательных возможностей человека в условиях соперничества. (Выдрин В.М., 1980)

4) Спорт – любая формализованная игра, требующая демонстрации физической силы.(Loy, McPherson, Kenyon, 1978)

5) Спорт – это социальная деятельность, направленная на совершенствование и сопоставление психофизических и интеллектуальных способностей индивидов, ограниченная рамками установленных правил.

3. Проиллюстрируйте на конкретных примерах влияние спорта на общество и культуру, а также их обратное влияние на спорт.

4. Приведите причины возникновения спорта.

5. Проанализируйте современные направления развития индустрии спорта.

6. Какие изменения происходят в спортивно-оздоровительной индустрии. Проиллюстрируйте свой ответ конкретными примерами.

7. Проанализируйте влияние национального менталитета на функционирование спорта. Приведите примеры.

8. Проанализируйте, в чем основные организационные отличия европейского спорта от американского. Как они связаны с национальным менталитетом.

9. Дайте характеристику организационной модели российского спорта. Какова ее взаимосвязь с советским прошлым. Что, по вашему мнению, следует сделать в будущем, чтобы не допустить снижение конкурентоспособности российского спорта на международной арене.

10. Дайте характеристику международного спорта как глобального социального феномена. Приведите примеры.

11. Дайте характеристику футбола как социального явления.

12. Приведите примеры методов пропаганды физической культуры и спорта через СМИ.

13. Проанализируйте связь спорта с институтами образования и здравоохранения.

14. Проанализируйте на примере влияние проведения крупного спортивного события на страну.

15. Спорт и международные конфликты. Приведите примеры.

16. Проблема соблюдения принципов фейр-плей в современном спорте. Ответ аргументируйте примерами.

17. Применения допинга. Приведите варианты решения проблемы.

18. Опишите волевые способности на примере конкретного спортсмена.

19. Кризисы спортивной карьеры. Пути их преодоления.

20. Социальная адаптация спортсмена после завершения карьеры. Приведите примеры.

21. Спорт – как социальный лифт. Приведите несколько примеров.

22. Приведите примеры социальных эффектов от поведения спортсменов.

23. Социальная ответственность спортсмена. Как она взаимосвязана с проблемой допинга.

24. Проанализируйте особенности «мужской» и «женской» спортивной карьеры.

25. Сексизм в спорте. Приведите примеры.

26. Гомофобия в спорте. Ваше аргументированное мнение по этому явлению.

27. Примеры агрессии и насилия в спорте как элемент спортивной субкультуры. Методы борьбы.

28. Асоциальное поведение фанатов на трибунов. Методы влияния.

29. Оцените уровень физкультурного образования населения в России. Предложите варианты решения проблемы.

30. Методы профилактики девиантного поведения школьников и подростков.

 

Задание 3 типа

Задание на анализ ситуации из предметной области дисциплины и выявление способности студента выбирать и применять соответствующие принципы и методы решения практических проблем, близких к профессиональной деятельности

1. Проведите анализх эффективности различных СМИ в освещении спортивных событий.

2. Разработайте пути решения наиболее актуальных проблем массового спорта (минимум 3 проблемы).

3. Разработайте программу по пропаганде ценностей Честной игры в вузе.

4. Разработайте примеры всех типов вопросов социологической анкеты для проведения исследования среди студентов.

5. Разработайте план проведения фокус-группового интервью для студентов Вашей группы относительно занятий спортом.

6. Разработайте социологическую анкету для проведения исследования по вопросу допинговой грамотности (минимум 5 вопросов).

7. Предложите мероприятия по повышению физкультурно-спортивной активности студентов Университета.

8. Разработайте личную программу на год по внедрению принципов ЗОЖ.

9. Предложите мероприятия по пропаганде ЗОЖ внутри организации.

10. Последние Олимпийские игры были омрачнены рядом допинговых скандалов. Разработайте стратегию МОК для предотвращения подобных ситуаций.

 


 

 

Перечень основной и дополнительной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература:

 

1. Передельский, А.А. Физическая культура и спорт в отражении философских и социологических наук. Социология спорта: учебник для высших учебных заведений физической культуры / А.А. Передельский. - М.: Спорт, 2016. - 417 с.: ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-906839-04-6; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=461353

 

Дополнительнаялитература:

 

1. Брискин, Ю.А. Адаптивный спорт / Ю.А. Брискин, С.П. Евсеев, А.В. Передерий. - М.: Советский спорт, 2010. - 316 с. - (Спорт без границ). - ISBN 978-5-9718-0460-4; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210376

2. Воробьев, А.В. Социология физической культуры и спорта: учебное пособие / А.В. Воробьев, Т.В. Михеева; Сибирская государственная академия физической культуры, Кафедра философии и истории. - Омск: Издательство СибГАФК, 2002. - 91 с.: табл.; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=274904

3. Гилинский, Я.И. Социальное насилие / Я.И. Гилинский; РГПУ им. А. Герцена, Санкт-Петербургский центр девиантологии. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Алетейя, 2017. - 212 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-906910-27-1; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=460830

4. Здоровый образ жизни: учебное пособие / В.А. Пискунов, М.Р. Максиняева, Л.П. Тупицына, и др.; Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет». - М.: МПГУ, 2012. - 86 с. - Библиогр. в кн.. - ISBN 978-5-7042-2355-9; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=363869

5. Климантова, Г.И. Методология и методы социологического исследования: учебник / Г.И. Климантова, Е.М. Черняк, А.А. Щегорцов. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. - 256 с.: табл. - (Учебные издания для бакалавров). - Библиогр.: с. 212-214. - ISBN 978-5-394-02248-7; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=452578

6. Передельский, А.А. Двуликий Янус. Спорт как социальный феномен: сущность и онтологические основания: монография / А.А. Передельский. - М.: Спорт, 2016. - 312 с.: ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-906839-54-1; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=454523(02.11.2017).

7. Разные возможности - равные права. Что такое Конвенция о правах инвалидов /. - М.: б.и., 2010. - 28 с. - ISBN 987-5-903263-27-1; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118774

8. Смойлов, А.А. Игровая деятельность и спорт в социальной рефлексии: монография / А.А. Смойлов, С.В. Желудкин; Поволжский государственный технологический университет. - Йошкар-Ола: ПГТУ, 2016. - 164 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-8158-1693-0; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=459514

9. Фискалов, В.Д. Теоретико-методические аспекты практики спорта: учебное пособие / В.Д. Фискалов, В.П. Черкашин. - М.: Спорт, 2016. - 352 с.: ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-906839-21-3; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=454239

10. Харисова, Л.М. Организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой деятельности: учебное пособие / Л.М. Харисова; Министерство образования и науки Российской Федерации, Костромской государственный университет имени Н. А. Некрасова. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2011. - 370 с.: ил., табл., схем. - Библиогр. в кн.. - ISBN 978-5-7591-1258-7; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275636

11. Щанкин, А.А. Курс лекций по региональным проблемам формирования здорового образа жизни молодежи: учебное пособие / А.А. Щанкин. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 55 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-4857-5; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=362688

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: