ГИГИЕНА ТРАНСПОРТИРУЕМЫХ ЖИВОТНЫХ




1. Перечислить возможные случаи транспортировки животных на всех видах транспортных средств.

2. Порядок подготовки убойных, племенных и пользовательских животных в хозяйстве и транспортирование на автомашинах и железной дороге.

3. Какие документы оформляются при перевозке животных.

4. Последовательность работ при подготовке железнодорожных вагонов для перевозки животных.

5. Мероприятия по ветеринарной подготовке и погрузке, правила погрузки и размещения лошадей в железнодорожные вагоны и суда.

6. Укажите нормы погрузки животных (лошадей, коров, молодняка к.р.с., свиней) в железнодорожные вагоны и суда.

7. Как осуществляются кормления, поение и уход за животными во время пути.

8. Профилактика транспортных стрессов у животных при перевозке их на авто и ж/д.

9. Подготовка автомобильного транспорта и перевозка животных.

10. Правила перевозке автомобильным транспортом.

11. Укажите нормы погрузки животных в автомобильный транспорт (скотовоз и обычные машины).

12. Опишите последовательно виды работ при перевозке птицы на железнодорожном транспорте.

13. Какие правила следует соблюдать при перегоне животных различного вида в летний период.

14. Правила транспортировки пушных зверей по ж/д дороге.

15. Профилактика теплового удара при транспортировке животных.

16. Правила транспортировки диких зверей.

17. Подготовка транспортных средств (машин, вагонов) при перевозке ж-х.

18. Как осуществляется транспортировка рыбы, икры, раков, и др. водных обитателей.

19. Опишите порядок размещения крупных животных в автотранспорте.

20. Порядок ветеринарной подготовки к погрузке, правила погрузки и размещение коров в вагонах.

21. Порядок ветеринарной подготовки к погрузке, правила погрузки и размещение убойного скота и пользовательского молодняка к.р.с. в железнодорожные вагоны и суда.

22. Порядок ветеринарной подготовки к погрузке, правила размещения свиней в железнодорожные вагоны и суда.

23. Ветеринарно-санитарный и зоогигиенический режим содержания и кормления в пути.

 

Общие требования к транспортированию животных. Транспортирование животных осуществляется железнодорож­ным, водным, автомобильным, воздушным транспортом, пере­гоном по грунтовым дорогам или скотопрогонным трассам. Перемещают животных из пункта А в пункт Б при покуп­ке и продаже племенных животных, при постановке на откорм или нагул, для выпаса на сезонных пастбищах, на выставки и для убоя на мясокомбинаты. Постоянный контроль над транс­портированием осуществляют ветслужбы соответст­вующих министерств, ведомств, а при экспорте или импорте - органы пограничной ветеринарной службы. Цель контроля - охрана животных в пути от заболеваний, стрессов и гибели, а также распространения через них инфекционных болезней.

За месяц до перевозки проводят клинический осмотр жи­вотных, а также необходимые диагностические исследования, прививки и ветеринарно-санитарные обработки. На транспор­тируемых животных выдается ветеринарное свидетельство, хозяйственная накладная или гуртовая ведомость. После прибытия на место племенных животных ставят на ка­рантин сроком в один месяц.

Не допускаются к перевозке больные и ослабленные жи­вотные, а также животные из хозяйств, неблагополучных по заразным заболеваниям. В этом случае на хозяйство, группу хозяйств, район, несколько районов, а так же, в случае необходимости, на железнодорожные станции, морские и речные порты, аэропорты и населенные пункты накладывается каран­тин. На время действия карантина запрещается погрузка и вы­грузка животных и фуража.

Животных с хроническими инфекционными заболевания­ми (туберкулез, бруцеллез и др.), не имеющих клинических признаков, перевозят с особого разрешения ветери­нарных органов только на мясокомбинаты или в другие неблагополучные по этим заболеваниям хозяйства.

Резкая смена условий при перевозке неблагоприятно ска­зывается на здоровье животных. Поэтому, их следует готовить к транспортированию заранее. Подготовка состоит в разбивке на группы по полу, возрасту, упитанности и живой массе. За 1-2 недели до отправления скот надо перевести на рацион кормления, приближенный к тому, который будет в пути. С целью снижения потерь, недопущения стрессов и других не­желательных последствий племенным животным перед пере­возкой вводят специальные вещества - транквилизаторы, ан­тибиотики, глюкозу с витаминами А, В, С, D или другие сред­ства с седативным (успокаивающим) действием. В частности применяют 5% раствор аскорбиновой кислоты в дозе 6 мл на одного теленка массой 45-50 кг за 10-15 минут до отправки подкожно; аминазин за 30-40 минут до отправки внутримы­шечно в виде 2.5% раствора на 3.5% растворе новокаина в дозе 1 мг/кг внутримышечно. Продолжительность действия аскор­биновой кислоты составляет 5 суток, аминазина 15-20 суток.

Транспортные средства (вагоны, палубы, трюмы, кузова автомашин) и погрузочные площадки должны быть исправ­ными, без посторонних предметов, острых выступов, помыты и продезинфицированы. При перевозке на машинах с ме­таллическим кузовом настилается деревянный пол.

Большое значение имеет продолжительность перевозки. Длительные перевозки в вагонах, на автомашинах, а также правильно организованные перегоны требуют того, чтобы на всем пути следования животным были созданы условия со­держания и кормления, которые приближались бы нормаль­ным условиям их жизни в хозяйстве. При продолжительных перевозках необходим запас кормов подстилки и ветеринарная аптечка. Таким образом, достигается цель сохранения живот­ных от гибели, травм, потери упитанности, возможного воз­никновения и распространения инфекционных заболеваний.

Скотопрогонные трассы не должны проходить рядом с насе­ленными пунктами. На их отдельных участках организуются пункты ветеринарного контроля, где производится осмотр скота ветеринарными специалистами.

Перевозка животных ЖД транспортом. Все перевозки животных по железной дороге регламентиру­ются «Правилами перевозки животных, продуктов и сырья животного происхождения железнодорожным транспортом», изданными МПС по согласованию с Департаментом ветеринарии МСХ РФ, а так же положениями вет.устава и ве­т. законодательства.

Перевозка ЖД целесообразна на расстояние свыше 200-250 км. Племенных животных пере­возят на большие расстояния - до 9 тыс. км. При соблюдении всех правил перевозки не наблюдается потерь живой массы, снижения продуктивности и заболеваемости. При длительных перевозках (15-20 суток) молочные коровы даже увеличивают удои на 5-20%.

Для перевозки используют двух- и четырехосные вагоны. Вместимость двухосных вагонов составляет 8 лошадей (пле­менных 4), 8-12 голов взрослого и 12-30 голов молодняка крупного рогатого скота, 10-16 свиней массой свыше 150 кг, 16-20 свиней массой 100-150 кг и 20-30 массой 80-100 кг. В четырехосных вагонах количество перевозимых лошадей уве­личивается в 1.5 раза, а остальных животных в 2 раза.

При перевозках лошадей, особо ценных племенных жи­вотных, а также при дальних перевозках используют продоль­ное размещение животных (чтобы не укачивало), в остальных случаях поперечное, которое позволяет на 20% эффективнее использовать площадь вагонов.

Вагоны перед загрузкой в них животных обрабатывают на дезинфекционно-промывочных станциях. При этом вагоны, предназначенные для перевозки племенных животных, дезин­фицируют, а те, в которых осуществляется перевоз скота на мясокомбинат, промывают. Во время проверки санитарного состояния вагонов обращают внимание на их чистоту, исправ­ность пола, крыши, отсутствие щелей в стенах, торчащих гвоздей или иных острых предметов. Соблюдение всех выше­перечисленных требований осуществляет транспортный вете­ринарный контроль.

Крупных животных перевозят привязанными к перего­родкам за специальные кольца. Погрузка в вагоны должна производиться с эстакады или по трапу спокойно, без шума и побоев с использованием в необходимых случаях кормовых приманок. Запрещена погрузка свиней при температуре ниже -25°С зимой и выше +25єС летом. Вагоны разгораживают попе­речными или продольными перегородками, оставляя проходы, где обычно находится запас кормов и подстилки.

Кормят животных не реже 3 раз в сутки, поят зимой 1-2 раза, а летом 3-4 раза в сутки. Каждые 5-6 суток лошадей следует выводить на прогулку продолжительностью 1 час. При невозможности предоставле­ния прогулки лошадей, особенно их конечности, следует рас­тирать соломенными жгутами для предотвращения отеков.

Птиц, кроликов и пушных зверей перевозят в переносных клетках, а диких зверей для зоопарков - в металлических или прочных деревянных клетках с металлической дверцей. Птицу можно перевозить методом напуска. Для этого справа и слева от дверей вагона устанавливают нары в 2 яруса, а вдоль стен насесты. Пространство между дверями обтягивают металли­ческой сеткой.

При перевозках КРС, свиней и овец в двери встраивают решетки. Вентиляция в жаркое время года осуществляется через люки и двери с одной стороны. Во из­бежание сквозняков открывать двери с обеих сторон запреще­но. Зимой люки вообще закрывают. Для соблюдения в вагонах сухости и чистоты пол устилают слоем соломы.

Навоз должен удаляться ежедневно на специально указан­ных для этого станциях. Выбрасывать его в пути следования запрещается. Категорически запрещен вынужденный убой жи­вотных. Обо всех случаях заболеваний или падежа проводник должен срочно сообщить главному кондуктору, а последний докладывает по радио или телеграфу ветеринарному надзо­ру железной дороги для принятия соответствующих мер. Больных животных или трупы павших выгружают с составле­нием специального акта. Перечень станций, на которых могут быть сняты трупы, устанавливается начальником дороги.

Для обслуживания животных в пути назначаются провод­ники по одному на 1-3 вагона. Их снабжают инвентарем и достаточным запасом кормов. Проводник допускается к ис­полнению своих обязанностей только после прохождения ин­структажа по правилам обслуживания животных в пути.

Перевозка животных водным транспортом обычно перевозят партии скота на специально оборудованных грузопассажирских судах или баржах. Запрещена перевозка животных на скоростных пасса­жирских линиях. В портах и на пристанях предусматриваются специальные причалы, загоны для скота, (навесы с запасом кормов, воды, инвентаря, места для кормления и водопоя). Здесь же должны быть размещены служба ветеринарного надзора, изолятор, оборудование для дезинфекции судов. В слу­чае перевозки на грузопассажирских судах место для разме­щения животных указывает капитан по согласованию с транс­портным ветеринарно-санитарным надзором и государствен­ной санитарной инспекцией.

Палуба для размещения животных должна быть ровной, иметь стоки для жидкости и деревянный настил. Место для животных следует посыпать опилками, песком или застилать соломой, а также огораживать прочным барьером.

Скот можно содержать свободно в загонах, крупных жи­вотных желательно привязывать к барьерам. Мелких ж-х и птицу перевозят в клетках. Нормы площади на одно животное (в м2): лошади 2-3, быки и коровы 2-2.5, телята 1-1.5, овцы и козы 0.5-0.75, крупные свиньи 1-1.5, мелкие свиньи 0.3-0.7.

Морские перевозки скота на верхней палубе осуществ­ляют только в теплое время года при продолжительности рейса не более 5-6 суток. Для защиты от дождя и волн над за­гонами делают крышу из досок высотой 2 метра для крупных и 1 метр для мелких животных.

Для ухода за животными назначается один проводник на 20 голов взрослого крупного рогатого скота или лошадей, 30 телят, 60 овец и свиней, 10 клеток с птицей или кроликами. Кормят и поят животных 3 раза в сутки. Навоз убирают не ре­же одного раза в сутки и только в место, указанное капитаном судна.

Заболевших в пути животных изолируют, трупы уда­ляют в специально отведенное место. Сбрасывать трупы и на­воз в воду запрещено. Все суда перед погрузкой и после выгрузки из их животных тщательно моют и дезинфицируют.

Автомобильным транспортом животных перевозят на расстояние до 250 км или на большее расстояние при отсутст­вии железнодорожного или водного сообщения. Перевозка осуществляется на обычных или специальных автомобилях (скотовозах). Автоскотовозы это автомобили с удлиненным шасси и кузовом типа фургон со складным трап-мостиком. В один скотовоз можно поместить до 38 голов к.р.с., 60 голов свиней или 135 овец. Скорость движения автоскотовоза по шоссейной дороге до 60 км/ч, по грунтовой - до 25. В обычном автомобиле можно перевозить 4-6 голов взрослого к.р.с. или 10-15 свиней. У грузовых автомобилей нара­щивают борта до высоты 100-110 см и натягивают тент.

Для погрузки и разгрузки животных строят специальные эстакады, представляющие собой коридор с постепенным по­вышением пола к месту погрузки или выгрузки скота. Длина эстакады 6-7 м, ширина в начале и в конце 250 см, а в центре на протяжении 3-4 м - 140 см. Стены эстакады изготавливают сплошными высотой 160-180 см.

Крупных животных перевозят на привязи. При перевозке диких или прирученных животных, например, пантовых оле­ней, на кузов автомобилей устанавливают металлическую клетку. Перевозка животных на самосвалах без деревянного настила запрещена. Применение подстилки при перевозке ав­томобильным транспортом обязательно. В качестве подстилки обычно применяют толстый слой соломы. Для перевозки мо­лодняка птицы и яиц предназначен автомобиль-фургон АПЦ-10 с изотермическим кузовом, в котором регулируется темпе­ратура и воздухообмен. Молодняк птицы размещают в спе­циальных ящиках. За 1 рейс автомобиль-фургон перевозит 2000 гусят, 6000 цыплят и утят, 8000 индюшат или 180 тыс. куриных яиц. В пути птицу следует кормить и поить каждые 6 часов.

Воздушным транспортом перевозят ценных племенных животных, спортивных лошадей, суточных цыплят. Перед по­грузкой пол самолета покрывают брезентом и на него насы­пают подстилку. Крупных животных привязывают, а мелких перевозят в клетках. В месте назначения животных должны осмотреть ветеринарные специалисты. Без осмотра и разреше­ния ветврача отправка скота с территории аэродрома запреще­на.

Перегон скота это распространенный, дешевый и доволь­но эффективный способ перемещения животных. При перего­не происходит экономия транспортных расходов и кормов. При правильной организации перегона повышаются живая масса и упитанность животных. Перегон чаще всего применя­ют для доставки скота на мясокомбинаты или на пастбища при отгонной системе содержания.

Для перегона комплектуют гурты, отары, табуны из здоровых животных, желательно одинаковых по возрасту, полу, упитанности. Величина стада для к.р.с. не более 200 голов, молодняка к.р.с. - 250 голов, овец и коз - 600-800 голов. Все животные обязательно должны иметь ушной номер или тавро.

Летом перегонять животных в прохладные утренние часы. Следует избегать перегона животных по шоссейным, твердым, каменистым дорогам, в жару, холод или ненастную погоду. По маршруту перегона отмечают дороги, ведущие в обход населенных пунктов, места водопоя, выпаса, остановок для ночлега и дневного отдыха. Маршрут перегона согласовы­вается с гос. вет. надзором, и откло­няться от него запрещено. Не допускаются контакты перего­няемого скота со скотом из прилегающих к трассе прогона населенных пунктов.

Животных следует предохранять от травм конечностей, перегрева солнечными лучами, тимпании при пастьбе по бобовым пастбищам или отравлений ядовитыми травами. В случае заболевания или смерти животных гурт отгоняют от больного животного или трупа на расстояние до 1 км, вызывают ветеринарного врача, а перегон продолжают только после специального разрешения. Вынужденный убой в пути допускается с соблюдением ветеринарно-санитарных правил в стороне от гурта на расстоянии не менее 100 м.

Скорость передвижения составляет для КРС 10-18 км, для овец 8-15 км, для свиней 8 км в сутки. В первые сутки к.р.с. перегоняют на 8-10 км, овец и коз на 6-8 км. В дальнейшем скорость движения увеличивают на 5-6 км в сутки. Скорость передвижения уменьшают на участках с обильным травостоем и увеличивают в местах с бедной расти­тельностью и при отсутствии водопоя. Такие места проходят со скоростью 25-30 км в сутки для КРС и до 20 км в сутки для овец. Особую осторожность следует проявлять при прогоне через опасные места - лесные заросли, броды, мосты, перевалы, пески, скалистые тропы и т.п.

Поят животных летом 3 раза, а весной и осенью 2 раза в сутки через один час после остановки движения. Запрещается поить животных из болот, луж и прудов.

Через каждые 5-7 дней перегона представляется отдых на 2 дня. В пути гурт сопровождает автомашина или гу­жевая повозка с инвентарем, поваренной солью и ветеринар­ной аптечкой.

Перевозка рыбы осуществляется внутри хозяйства, рай­она, области или между различными регионами страны. На небольшое расстояние рыб перевозят во флягах или живорыб­ной машине, оборудованной воздушных компрессором. Ем­кости перед погрузкой рыбы следует обработать 5-10% рас­твором хлорной извести с последующей двукратной про­мывкой. Перевозят обычно личинок, реже рыбу старших возрастов - мальков, сеголеток годовиков, двух- и трехлеток и полновозрастных рыб. Время перевозки в ёмкостях не должно превышать трёх часов. Норма посадки 15 тысяч личинок в одну флягу и 1 миллион в живорыбную машину. Если время пере­возки составляет более трех часов, то личинок перевозят в по­лиэтиленовых пакетах, наполненных на 1/3 водой и на 2/3 кислородом. В один пакет можно поместить от 50 до 100 тысяч личинок в зависимости о времени перевозки. В пакетах также можно перевозить подращенную до 7 суток молодь массой 10-40 мг или мальков массой 1 г. В этом случае в один пакет помещается от 2 до 20 тысяч штук. Для перевозки личинок на большие расстояния (до 5-10 тысяч км) применяется исключительно воздушный транспорт. Пакеты с личинками перевозят в грузовых не отапливаемых отсеках транспортных самолетов.

Годовиков и двухлеток рыб перевозят только в живорыб­ных машинах. Перед выпуском привезенных в место назначения личинок в водоем пакеты выдерживают в воде в течение 1.5-2 часов, чтобы сравнять температуру воды в пакете с температурой в водоеме и тем самым предотвратить температурный шок.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: