Классификация конституций




Первые опыты

Самая старая из действующих сегодня конституций мира - основной закон Сан-Марино, который приняли ещё в 1600 году, при том что за её основу был взят городской устав, принятый ещё в 1300 году.

Первым документом конституционного характера, но не имеющим никакой юридической силы была Конституция Филиппа Орлика, принятая 5 апреля 1710 года. Составлен документ был в городе Бендеры (Османская Империя) (современная территория Молдавии, Приднестровье) и представляет собой соглашение между гетманом Филиппом Орликом и несколькими старшинами, оставшимися верными ему после смерти гетмана Ивана Мазепы.

Первой и до сих пор действующей номинальной конституцией (то есть документом, прямо объявляющим себя конституцией) принято считать конституцию Соединённых Штатов Америки, ратифицированная штатом Делавэр 7 декабря 1787 года. Она же - первая конституция в современном смысле этого понятия: описывает и устанавливает разделение властей и компетенцию каждой из них.

В число первых писанных конституций в Европе входит и Конституция Речи Посполитой, принятой 3 мая 1791 года. В том же году 3 сентября была принята конституция во Франции. Что одна, что другая конституции просуществовали недолго: в Польше причиной была русская интервенция, а во Франции — из-за развития революционных событий.

В России в 1730 году была предпринята первая попытка создать cословную конституцию, ограничивающую самодержавную власть посредством представительного органа и дающую дворянству сословные права.

Позднее проекты создания конституции разрабатывались некоторыми дворянами в окружении Александра I, работали над проектом и декабристы. Существует также проект конституционного характера, разработанный М.Т. Лорис-Меликовым. Бумага была подписана Александром II в день его гибели, но так и не вступила в силу по понятным обстоятельствам. В 1905—1906 годах был принят ряд Основных государственных законов Российской Империи, фактически ставших первой конституцией России.

Классификация конституций

Для этого существует множество оснований. Среди них конституционное право выделяют следующие:

По способу принятия. Этот критерий определяет способ, которым был принят основной закон страны. Выделяют следующие виды конституций по способу принятия:

1. Дарованные - когда существующая верховная власть самостоятельно или под давлением общества ограничивает себя конституцией. Такой властью может быть монарх и принятие конституции в этом случае знаменует переход от абсолютизма к конституционной монархии. Например, конституции Непала или Иордании, которые были дарованы народу монархом. Дарована была также rонституция Италии середины XIX века королём Карлом Альбертом, который сперва в 1848 году предложил конституционный закон для Королевства Сардиния, а затем, после объединения Италии в 1870 году, этот Альбертинский статус стал конституцией всей страны. Кроме того, конституция может быть дарована метрополией своей бывшей колонии. Так было, в частности, с Конституцией Канады, которая появилась на основе Акта о Британской Северной Америке 1867 года, несколько измененная и дополненная.

2. Принятые - такими являются большинство современных мировых конституций. Среди принятых конституций даже выделяют три подвида: принятые парламентом, принятые Учредительным Собранием и принятые непосредственно на референдуме. В число первых входит, конечно же Конституция США: каждый из 13 штатов выбрал своих представителей от двух до восьми человек и они приняли основной закон государства. Ко второму подвиду относятся конституции Италии 1948 года, Японии 1947 года и Португалии.

3. Третий способ принятия конституции - на референдуме. В этом случае проект закона готовят опытные юристы, после чего он выносится на референдум, где народ решает его судьбу. Этот способ считается одним из самых демократичных. Дарование же конституции в целом снижает ее авторитет: она не получена в борьбе или принята государством в результате долгих обсуждений и споров, в которых голос каждого гражданина мог оказаться решающим, а преподнесена в качестве уступки.

Второй критерий деления конституций - по форме или формальной определенности. Различают писаные и неписаные конституции. Первые существуют в подавляющем большинстве стран мира. Из развитых государств только Великобритания имеет неписаную конституцию, более того, там вообще не существует строго научного разграничения между конституционным и всем остальным правом. Связано это с системой прецедентного права, что создает немалые трудности для юристов-профессионалов.

В целом существование конституции (в любой стране) оценивается положительно всем мировым сообществом. Связано это в первую очередь с тем, что именно в ней прописаны гражданские права и свободы и на её основе разрабатывается всё прочее законодательство. Правда, соблюдение конституционных норм - это уже совсем другой вопрос, очень остро стоящий в последнее время во многих уголках мира.

 

№ 6. Понятие, сущность, общая характеристика Конституции РФ

Конституция – это основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу на его территории, закрепляющий основные принципы государственного устройства, структуру и порядок взаимодействия государственных органов, гарантии прав и свобод личности.

Конституция: 1) основной закон, обладающий особыми гарантиями стабильности. Он может быть пересмотрен в особом порядке; 2) закон, учреждающий государство, систему его органов и порядок их формирования, их компетенцию, определяющий характер взаимоотношений органов государственной власти с местным самоуправлением; 3) закон, формирующий и обеспечивающий политическое единство народа. Народ является единой в политическом отношении государственно-правовой и международно-правовой личностью; 4) способ формализации государственного строя России путем закрепления его фундаментальных основ. Она определяет основные ценности государства и общества и порядок их государственной защиты; 5) закон, устанавливающий пределы государственной власти посредством закрепления прав человека и гражданина и возложения обязанностей на государство, а также пределы индивидуальной автономии личности, характер взаимоотношений личности и государства и меру их взаимной лояльности и ответственности; 6) способ закрепления и выражения высших правовых норм.

Специфические черты Конституции: особый субъект - народ РФ; первичный характер конституционных норм; всеобъемлющий характер; особые юридические свойства

Юридические свойства Конституции: верховенство на всей территории РФ; высшая юридическая сила; это основа правовой системы РФ; особая охрана Конституции; особый порядок принятия и пересмотра, внесения поправок.

Конституция РФ 1993 г. состоит из преамбулы и двух разделов. В первом разделе 9 глав. Всего в Конституции 137 статей.

Сущность Конституции РФ заключается в установлении демократического правового государства, на основании признания высшей ценностью человека, его прав и свобод, путем прямого волеизъявления всего многонационального народа Российской Федерации.

 

Конституционный строй - это закрепленный в Конституции порядок организации государственной власти, при котором соблюдаются права и свободы граждан государства.

Основы конституционного строя - это основные принципы, основополагающие начала государственного устройства, обеспечивающие признание за данным государством характера конституционного государства. Основы конституционного строя РФ не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией.

Основы конституционного строя РФ изложены в первой главе Конституции РФ.

Основы конституционного строя делятся на:

• политические основы конституционного строя, включающие основные характеристики Российской Федерации и основы организации государственной власти;

• экономические основы конституционного строя, строящиеся на многообразии форм собственности гарантиях со стороны государства защиты частной собственности;

• социальные основы конституционного строя, заключающиеся в установлении социального характера государства в РФ, признании права каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду;

• духовные основы конституционного строя. К ним относятся гарантированность идеологического многообразия и много партийности, а также светский характер государства, отделение от государства и равенство перед законом религиозных объединений, запрет создания и деятельности общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

 

№ 7. Понятие конституционного строя и закрепление его в Конституции РФ

Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика. Оно может быть демократическим или тоталитарным, республикой или монархией и т.д. Совокупность таких черт позволяет говорить об определенной форме, определенном способе организации государства, или о государственном строе. Этот строй, закрепленный конституцией государства, становится его конституционным строем. Таким образом, конституционный строй - это определенная форма, определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции.

Однако есть и другое понятие конституционного строя, заложенное, в частности, в Конституции РФ и относящееся не ко всякому государству, а лишь к такому, форма, способ организации которого имеет строго определенные черты, позволяющие считать его конституционным государством.

Дело в том, что наличие в государстве конституции совсем не означает, что такое государство можно считать конституционным. Конституционное государство характеризуется прежде всего тем, что в нем обеспечено подчинение государства праву.

Известно, что всякое государство, включая и тоталитарное, в той или иной мере подчинено праву, являясь одновременно и субъектом права, и фактором правообразования. Но для того чтобы государство в полной мере подчинялось праву, нужны соответствующие гарантии. В своей совокупности они обеспечивают такую форму, такой способ организации государства, который может быть назван конституционным строем.

Следовательно, конституционный строй - это форма (или способ) организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство.

Ограничение государственной власти правом имеет одной из целей создание оптимальных условий для функционирования гражданского общества, являющегося неотъемлемым атрибутом конституционного государства.

Гражданское общество представляет собой систему самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов и коллективов, для жизнедеятельности социальной, культурной и духовной сфер.

Гражданское общество охватывает совокупность моральных, правовых, экономических, политических отношений, включая собственность, труд, предпринимательство, организацию и деятельность общественных объединений, воспитание, образование, науку и культуру, семью как первичную основу общежития, систему средств массовой информации, неписаные нормы этики, многие конкретные стороны политического режима.

Гражданское общество отождествляется в целом со сферой частных интересов и потребностей. Именно в его рамках реализуется большая часть прав и свобод человека. Однако гражданское общество нельзя представлять себе как мир изолированных индивидов. Оно - не арифметическая сумма составляющих его субъектов, а их совокупность, образующая его сущностное единство. Это единство состоит в том, что в гражданском обществе действуют разнородные социальные силы, институты, организации и т.д., объединенные общими стремлениями к совместной жизни.

Таким образом, в демократическом конституционном государстве общество функционирует одновременно и как управляемая государством, и как саморегулирующаяся система, а конституционное государство - как управляющая система, которая в то же время находится в зависимости от саморегулирующегося гражданского общества и его потребностей.

Поскольку конституционный строй Российской Федерации включает целую систему складывающихся общественных отношений, в его закреплении участвуют не отдельные правовые нормы и даже не отдельные отрасли права и законодательства, а все отрасли российского права и законодательства.

Ведущее место среди правовых норм, регулирующих конституционный строй России, занимают нормы Конституции РФ, поскольку Конституция наделена высшей юридической силой и является базой текущего законодательства.

Среди же норм Конституции определяющую роль играют нормы, закрепляющие устои российского конституционного строя, в которых выражается его гуманная сущность, принадлежность России к семье демократических стран. Это нормы об основах конституционного строя, которые характеризуют Российскую Федерацию как конституционное государство.

Иными словами, под основами конституционного строя Российской Федерации понимаются устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить России характер конституционного государства.

В Конституции РФ содержится специальная глава (1), посвященная основам конституционного строя, охватывающая довольно широкий круг конституционно регулируемых общественных отношений.

К основам конституционного строя, согласно Конституции РФ, относятся прежде всего основы, присущие каждому конституционному государству. В их число входят демократизм, выражающийся в народном суверенитете, разделении властей, идеологическом и политическом многообразии, в признании и гарантировании местного самоуправления, а также правовое государство, воплощением которого и является конституционное государство. Основу конституционного государства составляют и признание им человека, его прав и свобод высшей ценностью, а также социальное рыночное хозяйство, в рамках которого главным образом осуществляются производство и распределение товаров и благ.

С этими основами неразрывно связаны и такие основы конституционного строя, как социальное государство, главной задачей которого является претворение в жизнь закрепленных правом принципов социального равенства, и светское государство, дополняющее принцип политического многообразия многообразием духовным.

К основам конституционного строя, закрепленным Конституцией РФ, относятся и федерализм, суверенность Российского государства и республиканская форма правления. Они не являются определяющими для характеристики России как конституционного государства. Ведь конституционные государства - и республики в составе Российской Федерации, хотя они не федеративные и не суверенные государства. Многие конституционные государства не являются и республиками (например, Англия, Дания, Швеция). Включение федерализма, суверенности и республиканской формы правления в число основ конституционного строя Российской Федерации вызвано стремлением законодателя дать наиболее полную картину основных черт, характеризующих российскую государственность. Однако это не означает, что данные основы никак не связаны с остальными принципами. Наоборот, в условиях Российской Федерации эти основы создают наиболее благоприятную среду для реализации всех принципов российской государственности.

И вообще, каждый конституционный принцип существует не сам по себе. Они конституируют государство в совокупности и потому должны рассматриваться только во взаимосвязи. Конституционные принципы могут дополнять и конкретизировать друг друга, а следовательно, все они находятся во взаимозависимости.

Основы конституционного строя Российской Федерации могут быть изменены только в особом порядке, специально установленном Конституцией. Никакие другие положения действующей Конституции РФ не могут противоречить основам ее конституционного строя (ст. 16).

В гл. 1 Конституции, закрепляющей основы конституционного строя Российской Федерации, регулируются не все, а наиболее важные общественные отношения, характеризующие российскую государственность. Совокупность правовых норм, регулирующих эти отношения, образует конституционно-правовой институт "основы конституционного строя Российской Федерации", занимающий ведущее место в системе конституционного права России, о чем уже говорилось.

Закрепление основ конституционного строя в конституционной форме имеет важное значение. Она обеспечивает провозглашение этих основ от имени народов России их государственной волей. Тем самым подчеркиваются особая значимость основ конституционного строя, их верховенство и обязательность для всех субъектов правоотношений, активное воздействие на правовое регулирование всей системы общественных отношений. Поэтому закрепленные в Конституции основы конституционного строя образуют фундамент всего правового регулирования государственной и общественной жизни России, определяют в юридической форме те важнейшие качественные связи, которые свойственны ее организации. Наконец, именно благодаря конституционному закреплению основ конституционного строя в систему их гарантий включаются как материальные, политические, социальные, так и правовые гарантии. В силу этого их реализация должна обеспечиваться Российским государством.

Однако закрепление в Конституции РФ основ ее конституционного строя отнюдь не означает, что тем самым автоматически обеспечивается конституционный характер Российского государства. Чтобы решить эту задачу, требуется реализация на практике закрепленных в Конституции основ. А здесь Российская Федерация находится лишь на самом начальном этапе решения этой задачи.

№ 8. Основы конституционного строя рф

Конституционный строй - определённая форма, определённый способ организации государства, закреплённый в его конституции.

Конституционный строй характеризуется основными принципами, лежащими в основе взаимоотношений человека, общества и государства.

В более узком понимании конституционным строем государства являются лишь такие форма и способ организации государственной власти, которые характеризуют его как конституционное государство.

Конституционное государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический и правовой характер. Оно признаёт права человека и обеспечивает их защиту, кроме того, оно само подчиняется праву.

Основы конституционного строя - основные принципы и устои государства, которые призваны обеспечить ему характер конституционного государства (его суверенитет, форма правления, форма государственного устройства, субъекты государственной власти, формы ее реализации и другие основы функционирования политической организации общества).

Основы конституционного строя РФ - это закрепленные в Конституции Российской Федерации главные, фундаментальные принципы, лежащие в основе жизнедеятельности российского государства и общества.

К числу принципов (основ) конституционного строя относятся: принцип демократизма, принцип федерализма, принцип республиканизма, принцип верховенства закона, принцип рыночной экономики, принцип социального государства, принцип светского государства, принципы политического и идеологического многообразия (плюрализма).

Основы конституционного строя Российской Федерации закреплены в главе 1 Конституции РФ, они охватывают широкий круг регулируемых общественных отношений.

Основы конституционного строя принято подразделять на политические, экономические, социальные и духовные. Конституционные принципы находятся во взаимосвязи и образуют систему.

 

Политические и духовные основы конституционного строя

 

Статья 1 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

Демократия - такая организация государства, при которой единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа.

Демократический характер государства, демократический политический режим выражается прежде всего в народовластии, а также в признании и защите прав и свобод человека и гражданина, разделении властей, местном самоуправлении, политическом многообразии, многопартийности, свободе экономической деятельности, многообразии форм собственности.

Для правового государства характерны верховенство права (обязательность правовых норм как для граждан и организаций, так и для государства), верховенство закона (в системе правовых норм), разделение властей (признаки демократического политического режима и правового государства во многом пересекаются), соблюдение и защита прав и свобод человека, равноправие, равенство всех перед законом и судом, взаимная ответственность государства и гражданина.

Федеративное устройство характеризует территориальную организацию государства, правовые отношения между государством в целом и его частями.

Федеративное устройство РФ основывается на государственной ценности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов.

 

Главным признаком республиканской формы правления является выборность и сменяемость главы государства, форму правления Российской Федерации можно определить смешанную (президентско-парламентскую, полупрезидентскую) республику, сочетающую признаки президентской и парламентской республики.

Статья 2 Конституции провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, возлагает на государство обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека.

Согласно статье 4 Конституции суверенитет Российской Федерации распространяется на всю её территорию.

Духовной основой конституционного строя Российской Федерации является светский характер государства (статья 14 Конституции), никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

 

Экономические и социальные основы конституционного строя

 

Экономическими основами конституционного строя являются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, а также многообразие и равная защита различных форм собственности (в том числе на землю и другие природные ресурсы).

Статья 7 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, при этом в РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

 

Новая классификация подразделяет основы конституционного строя на три группы.

К первой группе относятся основы организации государственной власти, такие, как народовластие, государственный суверенитет, федерализм, единство системы государственной власти, принцип разделения властей, местное самоуправление, верховенство права, членство России в мировом сообществе, приоритет международно-правовых норм.

Вторая группа - основы взаимоотношений государства и человека: признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, обязанность государства по их признанию, соблюдению, защите.

Третья группа - основы организации жизни гражданского общества: социальный характер государства, единство экономического пространства, свобода экономической деятельности, многообразие и равноправие форм собственности, идеологическое и политическое многообразие, светский характер государства.

 

№ 9. Народовластие: понятие, формы его существования в РФ и их конституционное закрепление

Конституции Российской Федерации сказано: "Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ". Именно это конституционное положение является исходным для рассмотрения вопроса о народовластии в Российской Федерации.

В литературе содержание понятия "народовластие" раскрывается как народный суверенитет, полновластие народа, народоправство и др. То есть, сам термин "народовластие" прямо указывает на то, что речь идет о власти народа. Однако каждая из категорий - "народ" и "власть" - составляющие в целом понятие "народовластие", представляют собой сложные явления и требуют самостоятельного рассмотрения.
Что следует понимать под термином - "народ". Точное определение понятия "народ" имеет важное значение для определения понятия "народовластие". Народ, в отличие от населения, категория политическая, потому, что именно народу принадлежит власть. С этих позиций субъектный состав понятия "народ" составляет та часть граждан Российской Федерации, которым предоставлено право принимать участие в выборах и референдуме, т.е. лицам, достигшим 18-тилетнего возраста. Иначе говоря, народ - это избирательный корпус.
Вторым по счету, но не по значимости, структурным элементом в системе народовластия является - "власть". Власть - это способность, право и возможность распоряжаться и управлять кем-либо, чем-либо, оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение и деятельность людей с помощью различного рода средств права, авторитета, воли, принуждения. Таким образом, любая власть - это право и возможность распоряжаться, повелевать, управлять. Концентрированным выражением власти являются отношения господства и подчинения. В то же время, любая власть, будь то авторитарная или демократическая, подразумевает легитимность санкций, законное право наказывать, подчинять и принуждать. Без этого права власти просто нет. Другое дело, что она не сводится только к насилию. В демократическом правовом государстве власть базируется преимущественно на согласии большинства граждан относительно целей политики власти и способов ее осуществления.
Народовластие и его формы в Российской Федерации. - В части 3 статьи 3 Конституции Российской Федерации закреплено положение о том, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. То есть, отличие в осуществлении власти в данном случае проводится по конкретным субъектам власти, а именно: государственная власть и самоуправление.
Содержание государственной власти характеризуется рядом специфических свойств. Определяющее место среди них принадлежит государственному суверенитету, который придает верховный характер государственной власти, делает ее единственным институтом, правомочным действовать от имени народа. Это свойство придает государственной власти политический характер, подтверждающий, что данная власть не только обладает верховенством и независимостью, но и является единственной, которая выступает объединяющим фактором на определенной территории. Государственной власти также присущи всеобщеобязательный характер и универсальность воздействия. В силу этого государственная власть в состоянии выполнять любую социальную функцию. Это означает, что государственная власть, при всех ее особенностях и специфических чертах, не перестает быть политической властью и всегда выступает как форма государственного руководства обществом.
Второй формой народовластия в Российской Федерации является "общественная власть" или общественное самоуправление. Народовластие не может быть сведено только к государственной власти. Государственная власть, будучи главной формой власти, гармонично сочетается с деятельностью различных форм самоуправления.
Под самоуправлением, в широком смысле, следует понимать выполнение функций государственного или общественного управления по принципу относительной, определенной законом самостоятельности граждан или представляющими их органами на началах самоорганизации и под свою ответственность. Следует также отметить, что самоуправление подчинено задаче решения общих для данной социальной общности дел, признавая над собой власть только соответствующего общественного объединения, опираясь, конечно, на закон.
Все самоуправление можно разделить на две большие группы в зависимости от того, какие организации составляют их базу. Если такой базой является территориальная общность людей, то и единица самоуправления квалифицируется в качестве территориальной; в данном случае мы говорим о действующем в Российской Федерации местном самоуправлении.
Если такую базу составляют коллективы, объединенные определенной производственно-профессиональной деятельностью, одними и теми же вероисповедными заботами, общими творческими устремлениями и т. д., то перед нами корпоративные единицы самоуправления (общ. объединения, политические партии, национально-культурные автономии и др.).
Отправным пунктом в теоретическом осмыслении политико-правовой природы и организации самоуправления является положение о том, что самоуправление и государственное управление совмещаются в едином комплексе публичной власти и соучаствуют в реализации публично-властных полномочий.

Самоуправление достаточно многообразно. Оно может быть общественным и носить неполитический характер. Вместе с тем, оно может выполнять отдельные переданные ему государством функции и носить в этом случае политический характер. Следует также помнить, в рамках общества может существовать лишь одна общегосударственная система демократии. Но в тех же рамках, но на разных уровнях может существовать множество систем самоуправления;
В зависимости от способа осуществления власти народа различают непосредственное или прямое народовластие и представительное народовластие. Таким способом может осуществляться как государственная власть, так и общественное самоуправление, т. е. и местное самоуправление.
Непосредственное или прямое народовластие - это такая форма, при которой власть или отдельные ее функции осуществляются народом непосредственно, т. е. решение определенных вопросов выносится на непосредственное решение граждан. В этом случаев не создается непрерывно действующая централизованная система или организация управления.
Обычно формы непосредственной демократии подразделяются на факультативные и императивные. К числу форм факультативного характера относятся: всенародные и местные обсуждения законопроектов; выявление общественного мнения по тем или иным вопросам государственного или местного значения; собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации, пикеты. Все они являются массовыми формами выражения настроения общественности.
В статье 1 Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации" дано следующее определение понятия референдума: это "...всенародное голосование граждан Российской Федерации по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения". Обратите внимание, референдум представляет собой утверждение того или иного государственного решения путем всенародного голосования, придающего ему окончательный и обязательный характер.
В зависимости от содержания законопроекта референдумы подразделяются на конституционные и законодательные. Конституционная теория подразделяет референдумы на обязательные и факультативные. Народные голосования, проводимые по вопросам, которые указаны в законе о референдуме, именуются обязательными, потому, что эти вопросы не могут быть решены иначе, как путем референдума. Референдумы по другим вопросам считаются факультативными, поскольку вынесение на народное голосование соответствующих законопроектов зависит от уполномоченных органов. Решение, принятое в порядке обязательного референдума, обладают наивысшей юридической силой по сравнению с решениями, принятыми представительными органами. Решение, принятое таким референдумом, может быть отменено или существенно изменено новым референдумом. Факультативный референдум порождает решения, которые могут быть изменены как представительным органом, так и народным голосованием.

Наряду с референдумом, высшим непосредственным выражением власти народа являются свободные выборы.
В наиболее общем виде можно сказать, что выборы - это единственный способ формирования депутатского корпуса законодательных (представительных) органов государственной власти и выборных органов местного самоуправления. Путем выборов избирается также Президент Российской Федерации, а также высшие должностные лица субъектов Российской Федерации.
Главное и решающее в избирательном процессе - это акт коллективного гражданского волеизъявления. Непосредственная самодеятельность граждан в ходе выборов проявляет себя, помимо акта голосования, в выдвижении кандидатов в депутаты представительных органов и выборных должностных лиц, во встречах кандидатов с населением, в пропагандистских и агитационных действиях и др. По своим масштабам, широте участия гражданских масс выборы фактически являются общественно-политическим движением народа, стадией предвластия, на которой конституируются властные структуры. Кроме того, выборы обеспечивают "вторжение" общественного мнения в будущую деятельность избранных органов и должностных лиц, так как предвыборная борьба позволяет четче выявить насущные социальные приоритеты, на которые должны ориентироваться народные избранники.
Представительная демократия. - Это форма народовластия, при которой народ свою суверенную волю осуществляет через избираемые
ими выборные, представительные органы государственной власти и местного самоуправления.
Такими органами в Российской Федерации являются: Федеральное Собрание Российской Федерации, состоящее из Государственной Думы и Совета Федерации, соответствующие законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации (например, Самарская Губернская Дума), представительные органы муниципальных образований (например, Самарская городская Дума, Собрание представителей Пестравского района Самарской области и др.).
Представительная форма - это главная форма народовластия в Российской Федерации. Используя ее, народ практически реализует принадлежащий ему суверенитет, выступает единственным источником и носителем государственной власти.
Для представительного органа характерно то, что, во-первых, это выборный орган; во-вторых, орган, состоящий из представителей народа, т. е. коллективный государственный орган или орган местного самоуправления, осуществляющий свою деятельность на основе расширенной коллегии; в-третьих, это государственный орган или орган местного самоуправления, который отвечает за свою деятельность перед народом.

 

№ 10. Конституционная характеристика РФ как суверенного, демократического, правового, социального, советского, федеративного государства с республиканской формой правления



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: