Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства» (ст. 2 Конституции РФ) [1].
Одной из важнейших проблем современного права является проблема защиты прав и свобод человека и гражданина [7, c. 5]. С этой целью государство не только наделяет человека соответствующими правами и свободами, но и обеспечивает механизмы защиты этих прав и свобод на основе национального и международного законодательства [12].
Однако, несмотря на это, все же приходится констатировать отсутствие совершенного законодательного механизма регулирования института защиты прав, что порождает ряд негативных последствий в правовом поле Российской Федерации и соответственно влечет за собой ряд нарушений, затрагивающих права и свободы человека и гражданина.
Одним из элементов механизма защиты прав и свобод выступают формы защиты.
В юридической литературе нередко происходит отождествление понятий «форма защиты» и «способ защиты», что приводит к определенным противоречиям. Можно встретить не только самые различные определения данных терминов, но и различные варианты понимания самой сущности данных явлений, их правовой природы и взаимосвязи [6, c. 3].
Под «способом защиты прав и свобод» следует понимать закрепленные законом материально-правовые и процессуальные меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и осуществляется воздействие на правонарушителя, под «формой» в свою очередь – определенная законом деятельность компетентных органов по защите права, т. е. по установлению фактических обстоятельств, применению норм права, определению способа защиты права и вынесению решения.
|
В более общем смысле «способ» показывает, как осуществляется защита права, а «форма» – кто производит защиту [11].
Анализируя, действующее российское законодательство, в частности нормы Основного закона Российской Федерации, приходим к выводу о наличии двух основных форм защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, в частности юрисдикционной и внеюрисдикционной (ст. 45 Конституции РФ).
Рассмотрим данные формы.
Юрисдикционная форма защиты – это деятельность уполномоченных государственных органов по защите нарушенных субъективных прав. В отличие от юрисдикционной, внеюрисдикционная форма предполагает самостоятельные действия граждан по защите нарушенных прав без обращения в компетентные органы.
Таким образом, основу юрисдикционной формы составляет государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, которая закрепляет обязанность государства различными правовыми средствами обеспечивать защиту прав и свобод, осуществлять их регулирование [5, c. 295].
Право на государственную защиту прав и свобод – важнейшая составляющая правового статуса личности в Российской Федерации [8].
В юрисдикционной форме защиты прав и свобод человека и гражданина выделяют судебную и внесудебную формы, последняя делится на административную и общественную [7, c. 6].
Традиционной, универсальной формой защиты является судебная, которая закреплена как самой Конституцией Российской Федерации (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ – «каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод»), так и рядом иных нормативных правовых актов (ч. 1 ст. 3 ГПК РФ – «заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов …») [2]. Судебная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства [1].
|
Внесудебная юрисдикционная форма защиты является самостоятельным правовым институтом, регулирующим общественные отношения, связанные с защитой субъективного права личности без помощи судебных органов. Институт внесудебной защиты является межотраслевым, охранительным, процессуальным институтом, имеющим особое нормативно-правовое регулирование. Внесудебные формы весьма перспективны и динамичны, и, в отличие от судебной формы, более мобильны, решения выносятся быстрее и не требуется соблюдение жестких процедур[9].
Порядок обращения граждан за защитой своих прав в рамках внесудебной административной формы определен Федеральным законом от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [3].
Во внеюрисдикционной форме защита прав и свобод человека и гражданина протекает в рамках материального правоотношения и осуществляется самими участниками правоотношения [4, c. 199].
Так, Конституция Российской Федерации в ч. 2 ст. 45 закрепила за каждым право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом[1].
|
Классическим примером внеюрисдикционной формы защиты является самозащита, для которой характерны собственные действия обладателя права для защиты свои прав.
Некоторые правоведы наряду с юрисдикционной и внеюрисдикционной формами выделяют еще одну форму, так называемую международно-правовую защиту. Выделение данной формы они обуславливают наличием в Конституции Российской Федерации нормы, закрепляющей право каждого в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться с жалобой в межгосударственные органы по защите прав и свобод в случае, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46 Конституции РФ).
Специфика данной формы заключается в следующем: жалоба подается в Международный комитет ООН по правам человека. Процедура защиты состоит в том, что жалоба доводится до сведения соответствующего государства, государство в свою очередь обязано в шестимесячный срок представить Комитету письменные объяснения, разъясняющие этот вопрос и извещающие о принятых мерах, если таковые имели место. Комитет не вправе выносить обязательные решения, однако он публикует ежегодный отчет о рассмотрении жалоб, что имеет весьма негативные морально-политические последствия для государства, в котором нарушаются права человека [10].
Для совершенствования механизма защиты прав и свобод человека и гражданина нами предлагается: во-первых, закрепить в законодательстве понятие «способ» и «форма» защиты, поскольку отсутствие терминологической определенности в законодательстве приводит к неправильному толкованию данных понятий, пониманию их природы и взаимосвязи, ведет к противоречиям и соответственно к ошибочному видению всего правового механизма защиты прав и свобод человека и гражданина. И, во-вторых, определить в законодательстве круг лиц, которые вправе в порядке самозащиты защищать права субъекта, права которого нарушены.
Формы защиты имеют практическое юридическое значение, поскольку позволяют субъекту определенного правоотношения обратиться за защитой своих нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов либо же самому предпринять конкретные действия, направленные на защиту свои прав и свобод.
№ 15. Российское государство – это федерация.
РФ образовано совокупностью относительно самостоятельных территориальных образований, субъектов РФ.
Субъект РФ – ограниченно правоспособное территориальное образование, имеющее некоторые черты государственности, построенное на территориальном или национальном принципе образования.
Ограниченная правоспособность субъектов РФ означает, что они самостоятельны только в пределах своей компетенции.
В РФ действуют следующие принципы образования территории субъектов РФ: 1) территориальный принцип; 2) национальный принцип; 3) национально-территориальный (смешанный) принцип.
Территориальный принцип формирования субъекта РФ означает, что границы такого субъекта определяются исключительно наличием значительной охватываемой территории и большим числом проживающего населения. По этому принципу, как правило, образуются края, области, а также города федерального значения.
Национальный принцип означает, что образование субъекта РФ связано с особенностями национального состава населения. Субъекты РФ, образованные согласно национальному принципу, нередко имеют небольшую территорию, но включают в себя объединения народов России и потому выделены в самостоятельные субъекты РФ.
Смешанный тип формирования субъекта РФ включает в себя черты и национального, и территориального принципа.
Виды субъектов РФ: 1) 21 республика в составе РФ (это самостоятельные субъекты РФ, в которых присутствуют черты государственности, они вправе самостоятельно определять внутреннюю политику субъекта РФ); 2) 6 краев (эти субъекты РФ формируются на основе территориального принципа и отличаются обширной территорией); 3) 49 областей (так же, как и края, построены по территориальному принципу, но обладают сравнительно небольшой площадью территории); 4) 2 города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург(они причислены к субъектам РФ только в силу своей значительной территории и численности населения); 5) Еврейская автономная область (единственный субъект РФ с такой правовой формой); 6) 10 автономных округов (они образуются по национальному принципу и для сохранения исторически сложившихся взаимосвязей внутри округа).
В зависимости от вида субъекта Федерации дифференцируется их правовое положение внутри государства и во взаимоотношениях с другими субъектами рФ.
Наибольшим объемом полномочий обладают республики в составе РФ, а наименьшим – автономные округа и автономная область, так как они входят в состав других субъектов РФ (краев и областей), а значит, частично зависят от решений государственных органов. Края же и области в составе рФ обладают приблизительно равным объемом полномочий.
Особым статусом среди субъектов РФ обладают города федерального значения. Они представляют РФ и являются ее «лицом».
Признаки субъектов РФ: 1) не обладают государственным суверенитетом; 2) не имеют права на самоопределение в силу принципа территориальной целостности РФ; 3) статус граждан РФ одинаков на всей территории РФ независимо от субъектов РФ, в котором проживает гражданин; 4) осуществляют полномочия в соответствии с федеральным законодательством; 5) все субъекты РФ равноправны.