Концепция организации бизнеса, ориентированная на создание привлекательной ценности для потребителя путем формирования непрерывного потока создания ценности с охватом всех процессов организации и их постоянного совершенствования через вовлечение персонала и устранение всех видов потерь.
Примечания
1 БП предполагает: - организацию процесса вытягивания заказов потребителями: - сокращение времени исполнения заказов: - непрерывность потока заказов; - равномерность потока заказов; - гибкость (адаптивность, трансформируемость); - повсеместное сокращение потерь.
2 Концепция БП охватывает все процессы организации, включая процессы менеджмента, процессы проектирования. научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обслуживания, логистики и др.
Ценность (value):
Полезность, присущая продукции с точки зрения потребителя и находящая отражение в цене продаж и рыночном спросе.
Примечание
Ценность, присущая продукции, создается организацией в результате выполнения ряда действий: некоторые из этих действий создают ценность с точки зрения потребителя, а остальные необходимы в соответствии с организацией процесса производства или оказания услуги.
Создающее ценность действие (valuecreating):
Действие, формирующее потребительские свойства продукции.
Система менеджмента бережливого производства; СМБП (leanproductionmanagementsystem):
Система менеджмента процессов организации на основе принципов бережливого производства.
Примечание
СМБП включает политику и цели в области БП. организационную структуру, процессы, ресурсы, процедуры, методы и инструменты.
Цепь поставок (supplychain):
Совокупность организаций, взаимодействующих в материальных. финансовых и информационных потоках, а также потоках услуг от источников исходного сырья до конечного потребителя.
|
Поток (stream):
Совокупность элементарных действий, которые управляются как целое, характеризуемое скоростью перемещения основной характеристики объекта. Примечания
1 Понятие «поток» возникает при перемещении вещества, объектов, электрических зарядов (электрический ток), электрических и магнитных полей, информации, финансов и др. и характеризует скорость их перемещения через определенные сечения.
2 В настоящем стандарте поток представляет собой деятельность системы взаимосвязанных процессов, соединенных в цепочку, отражающую последовательность перемещения и создания ценностей от входа одного процесса к другому синхронно по всей цепочке. 8 ГОСТ Р 56020— 2020
Материальный поток (materialflow):
Движение предметов по потоку создания ценности.
Примечание
В качестве предметов могут выступать материалы, сырье, комплектующие, заготовки и т. п.
Информационный поток (informationflow):
Движение информации по потоку создания ценности.
Поток единичных изделий (one-pieceflow, single-pieceflow):
Производство и перемещение за один раз одного изделия.
Примечание
Поток единичных изделий рассматривается также как принцип организации производства. когда изделия, материалы, документы и др. обрабатываются по одному в порядке их поступления.
Поток создания ценности: ПСЦ (valuestream):
Все действия, как создающие, так и не создающие ценность, которые позволяют продукции пройти все процессы от разработки концепции до запуска в производство и от принятия заказа до доставки потребителю. Примечания
|
1.В данном определении под потребителем понимается как внешний, так и внутренний потребители.
2 ПСЦ используется как интегральное понятие, включающее в себя материальные потоки (сырья, материалов. комплектующих, деталей и сборочных единиц, готовой продукции), информационные и финансовые потоки, направленные на создание и доставку готовой продукции потребителю в установленное время, в установленном месте, с установленной стоимостью, с последующим ее обслуживанием в процессе эксплуатации и утилизации.
3 Приведенное понятие ПСЦ охватывает несколько стадий жизненного цикла продукции, включая стадии проектирования. Настоящий стандарт рассматривает стадию производства.
4 При создании и перемещении ценности соответствующие потоки характеризуются скоростью перемещения ценности со входа предыдущего процесса на вход последующего. Синхронизация процессов в ПСЦ обеспечивается применением методов и инструментов БП. таких как канбан. Выталкивающее производство (pushproduction):
Метод организации производства, при котором обработка продукции производится исходя из прогнозируемого спроса с последующим перемещением изделий на следующую операцию или на склад, независимо от фактического темпа следующей операции/процесса.
Вытягивающее производство (pullproduction):
Метод организации производства, при котором обработка продукции производится на основе сигналов о потребностях последующих операций. Примечание
Вытягивающее производство направлено на предотвращение перепроизводства и снижение незавершенного производства посредством поставки продукции ровно в ток» количестве и в то время, в каком и когда потребуется при выполнении последующего процесса или при направлении потребителю.
|
Потери (waste, muda):
Любое действие на всех уровнях организации, при осуществлении которого потребляются ресурсы, но не создаются ценности.
Примечания
1 В большинстве потоков создания ценности действия, создающие ценность с точки зрения потребителя, составляют незначительную долю всех выполняемых действий. Сокращение (устранение) действий, создающих потери, представляет собой важнейший источник совершенствования потока создания ценности и увеличения удовлетворенности заинтересованных сторон.
2 Основные виды потерь приведены в приложении А.
Принципы БП
а) Стратегическая направленность:
Применение концепции БП является осознанным стратегическим выбором высшего руководства организации, основывается на стратегических целях развития системы менеджмента и производственной системы и требует личного участия, приверженности и вовлеченности высшего руководства организации.
б) Ориентация на создание ценности для потребителя:
Понимание ценности с точки зрения потребителя и других заинтересованных сторон позволяет руководителям всех уровней правильно выстраивать деятельность организации. Любую деятельность следует рассматривать с позиции увеличения ценности для потребителя (правило: «Думай, как заказчик»),
в) Организация потока создания ценности для потребителя:
Выстраивание всех процессов и операций в виде непрерывного потока создания ценности является универсальным способом повышения эффективности деятельности организации. Повышению эффективности деятельности способствует организация цепочки создания ценности, включающей поставщиков всех уровней, а также потребителей продукции организации.
г) Постоянное улучшение:
Целью постоянного улучшения (непрерывного совершенствования) всех аспектов деятельности организации является увеличение ценности для потребителя, улучшение потока создания ценности, сокращение потерь. Вовлечение и развитие персонала следует рассматривать как необходимое условие эффективной деятельности по постоянному улучшению, организованной на основе системы сбора. рассмотрения и реализации предложений от работников организации, поддерживаемой системой мотивации и обеспеченной необходимыми ресурсами. Следует проводить техническую экспертизу всех предложений с точки зрения их безопасности.
д) Вытягивание:
Это такая организация процессов, при которой поставщик производит ровно столько, сколько требуется потребителю, и только тогда, когда требуется. Основа вытягивания — оперативный обмен информацией и долгосрочные партнерские отношения между потребителями и поставщиками.
е) Сокращение потерь:
Деятельность по всестороннему выявлению и сокращению потерь, устранению причин их возникновения рассматривается как основа улучшения потока создания ценности и снижения затрат.
ж) Визуализация и прозрачность: Управление процессами организации осуществляется таким образом, чтобы все участники процесса могли проследить, весь процесс создания ценности и имели необходимую информацию о нем. Это позволяет быстро обнаруживать несоответствия и потери, обеспечивать выполнение стандартов, прозрачность ролей и ответственности работников.
и) Приоритетное обеспечение безопасности: Построение потоков создания ценности для потребителя и сокращение потерь следует рассматривать совместно с рисками возникновения опасных ситуаций. Увеличение скорости потока и сокращение потерь не должны приводить к снижению требуемого уровня технической, экономической, социальной. экологической и других вцдов безопасности.
к) Построение корпоративной культуры на основе уважения к человеку: Каждый работник способен внести свой вклад в достижение целей организации. Уважение к работнику. его достоинству, компетентности, ответственности, творчеству позволяет раскрыть и использовать в полной мере его талант, интеллектуальные и творческие способности для развития организации и должно стать основой ев корпоративной культуры. Корпоративная культура должна поддерживать в работниках стремление к постоянному улучшению.
л) Встроенное качество:
Необходимый уровень качества продукции должен быть на всех этапах ее жизненного цикла. Встроенное качество в основном обеспечивается на этапах проектирования продукции и процессов, через взаимное увязывание/стыковку всех видов деятельности и достигается за счет поиска и устранения потенциальных причин несоответствий при помощи определенных методов их предупреждения, включая статистические, а также принципа «не принимай, наделай, не передавай брак».
Применение принципа встроенного качества позволяет снизить потребность в массовых дополнительных проверках и инспекциях как способах обеспечения требуемого качества.
м) Принятие решений, основанных на фактах.
Для принятия верных и своевременных управленческих решений все события и проблемы следует регистрировать и рассматривать на месте их возникновения {правила: «иди и смотри», «видеть своими глазами»). Регистрация событий позволяет представить их в виде фактов, к которым можно апеллировать. Их дальнейшая обработка и анализ позволяют принимать обоснованные управленческие решения, направленные на устранение и предупреждение проблем.
н) Установление долговременных отношений с поставщиками: Долговременные отношения с поставщиками следует рассматривать как условие постоянного улучшения и сокращения потерь в цепи поставок. Для этого необходимо обеспечить разделение рисков. затрат, прибыли, а также обмен информацией и знаниями между поставщиками и потребителями всех уровней.
п) Соблюдение стандартов:
Неукоснительное соблюдение положений стандартов, регламентов, инструкций и других обязательных документов является необходимым условием функционирования и постоянного улучшения процессов организации. При выявлении недостатков и/или возможностей улучшения работники должны следовать указаниям, изложенным в действующих документах, до принятия изменений в установленном порядке. Трансакционные издержки (transactioncost):
Издержки, возникающие в процессе поиска партнера. ведения переговоров о коммерческой сделке, ее заключения и контроля за ходом ее выполнения. Примечание
Трансакционные издержки состоят из издержек составления и заключения контракта, издержек надзора за соблюдением контракта и обеспечения его выполнения в противоположность производственным издержкам, возникающим при выполнении контракта. Трансакционные издержки — отношения между специалистами, а издержки производства — издержки отношения работников к предметам.
Время от заказа до оплаты (ordcr-to-cashtime):
Время с момента получения заказа от потребителя до получения от него оплаты.
Примечание
Это время может в той или иной степени совпадать со временем выполнения заказа в зависимости от того, работает ли организация в режиме производства на заказ или отгрузки со склада, от условий оплаты и т. д. 9 ГОСТ Р 56020— 2020
Время производственного цикла (productionleadtime):
Время прохождения продукции через весь процесс ипи поток создания ценности от первой операции до последней.
Примечания
1 На уровне предприятия время производственного цикла не включает время нахождения продукции на складе сырья/материалов ипи готовой продукции. Данное понятие также применяется для обозначения времени выполнения проекта.
2 Время производства является частью времени «от разгрузки до поставки*. Время от разгрузки до поставки (docktodock):
Время, прошедшее от разгрузки сырья/ материалов, выпуска готовой продукции до отгрузки продукции потребителю.
Примечание
Время «от разгрузки до поставки» показывает, как быстро сырье/материалы преобразуются в готовую продукцию и отгружаются потребителю.
Время выполнения заказа (orderleadtime):
Время ожидания продукции потребителем с момента размещения заказа до его получения.
Время обработки (processingtime):
Время, в течение которого над продуктом идет фактическая работа (при проектировании или производстве), а также время, в течение которого реально происходит обработка заказа.
Примечание
Как правило, время обработки составляет незначительную часть времени производственного цикла.
Время такта (takttime):
Доступное производственное время за определенный период (например. смена, сутки, месяц и т. д.). деленное на объем потребительского спроса за этот период.
Карта потока создания ценности; VSM (valuestreammap):
Схема, изображающая все этапы материального и информационного потока, необходимые для выполнения заказа потребителя.
Организация рабочего пространства: 5S (sorting, simplifying, sweeping, standardizing, sustaining):
Пять взаимосвязанных принципов организации рабочего пространства, направленных на мотивацию и вовлечение персонала в процесс улучшения продукции, процессов, системы менеджмента организации, на снижение потерь, повышение безопасности и удобства в работе.
Стандартизованная работа (standardwork):
Точное описание каждого действия, включающее время цикла, время такта, последовательность выполнения определенных задач, минимальное количество запасов для выполнения работы.
Визуализация (visualization):
Расположение всех инструментов, деталей, производственных стадий и информации о результативности работы производственной системы таким образом, чтобы они были четко видимы, и чтобы каждый участник производственного процесса моментально мог оценить состояние системы. Примечание
К наиболее часто используемым способам визуализации можно отнести оконтуривание. цветовую маркировку/разметку, знаки, фото- и видеоматериалы, схемы, графики, размещенные на информационных стендах и т. п.
Быстрая переналадка: SMED (singleminuteexchangeofdies):
Процесс переналадки производственного оборудования для перехода от производства одного вида детали к другому за максимально короткое время. Защита от непреднамеренных ошибок (poka-yoke):
Организационные и инженерные приемы. позволяющие исполнителю при работе избежать ошибок.
Канбан (kanban): Средство информирования, с помощью которого дается разрешение или указание на производство или передачу изделий в производстве, организованном по принципу вытягивания.
Примечание
В переводе с японского языка канбан означает «бирка» или «значок». Наиболее известным и распространенным примером таких средств коммуникации служат карточки канбан. Во многих случаях они представляют собой листки бумаги, иногда помещенные в прозрачные пластиковые конверты, на которых указана следующая информация: наименование детали, номер детали, внешний поставщик или внутренний процесс-поставщик. число изделий в упаковке, местоположение склада и процесса-потребителя. На карточке может быть помещен штрихкод для считывания или автоматического выставления счета.
Всеобщее обслуживание оборудования; TPM (totalproductivemaintenance):
Система обслуживания оборудования, направленная на повышение эффективности его использования за счет предупреждения и устранения потерь на протяжении всего жизненного цикла оборудования. 10 ГОСТ Р 56020— 2020