Российские концепции о разделении властей.




Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Дальневосточный государственный университет путей сообщения

Сахалинский институт железнодорожного транспорта

ФГБОУ ВО

Кафедра «Южно-Сахалинск»

РЕФЕРАТ

По дисциплине «Теория государства и права»

Тема: Теория разделения властей. Концепция и практика

Гайдука Виталия Сергеевича

Студента 1 курса

СахИЖТ- филиал ДВГУПС в г. Южно-Сахалинске

Проверил: Брагер Дмитрий Константинович

Южно-Сахалинск

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………………. 3

1. Концепции разделения властей от античности до Новейшего времени …….. 4

2. Российские концепции о разделении властей ……………………………….…7

3. Разделение властей в России на практике ……………………………………10

Заключение …………………………………………………………………….…..14
Список использованной литературы ………………………………………….....16

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Вспоминая историю, можно вывести один факт, что любая форма правления в государстве оказывала сильное влияние на состояние общества. Поэтому не случайно существует огромное многообразие мнений и взглядов различных ученых и теоретиков, одобряющих или критикующих, занимающихся оценкой и выявлением положительных или отрицательных черт той или иной формы государственного устройства, в том числе и разделение властей. Что было в древние времена, остается и в наши день. Времена меняются, а интересы людей остаются теми же. В этом и заключается актуальность данного исследования.

Целью исследования темы «Теория разделения властей. Концепция и практика» является рассмотрение и анализ роли и назначения теории разделения властей власти и управления при различных формах государственного устройства и в различные исторические периоды.

Объектом данного исследования являются порядок формирования и взаимодействие органов государственной власти стран запада и Российской Федерации рассмотренные на основе принципа разделения властей.

Предмет исследования составляют теории, идеи, нормативно-правовые акты, связанные с действием данного принципа.

Структура работы определена целями и задачами и состоит из введения, трех вопросов, заключения и списка использованной литературы.

 

1. Концепции разделения властей от античности до Новейшего времени.

О принципе разделении властей заговорили еще во времена до нашей эры. Такие философы, как Аристотель, Платон выделяли различные ветви в управлении государством. Так, Платон выделял только две ветви: законодательной и судебной, которые по его словам, имели один и тот же предмет, но и с другой стороны были отличны друг от друга[1].

Аристотель выделял уже три ветви: законодательные ("законосовещательные"), исполнительные (административные) и судебные органы государственной власти, где законодательную он считал доминирующей во всей этой структуре разделения властей[2].

В эпоху Средневековья основополагающую роль в жизни общества принадлежала католической церкви, одной из важнейших задач которой было теоретическое обоснование приоритета церковной власти перед светской. С этой целью Фомой Аквинским была произведена теологизация аристотелизма, т.е. придание концепции о разделении властей Аристотеля теологических элементов, в результате которой идея о разделении государственной власти становится основным оружием церкви в борьбе против государства[3]. По его мнению, разделение власти между церковью и королем является результатом творчества Бога. Законодательная власть, как власть самобытная и первоначальная, должна принадлежать народу. Народ не должен служить королю, а наоборот, король должен служить народу. Не королевская власть, а католическая церковь является высшим и священным учреждением в обществе.

Борьба между светской и церковной властью за право господства в обществе привела к первому крупному разделению властей, которое развело политическую и религиозную власти. Соперничество между ними продолжалось многие столетия, все Средневековье и начало Нового времени как на Востоке, так и на Западе. Оно далеко не завершено для многих государств и в наше время. При этом исход его далеко не однозначен в разных регионах мира. Западная преимущественно христианская цивилизация решила спор в пользу светской власти. Восточная - в пользу значительного политического влияния религиозных начал в жизни общества, его политико-правовой системы и культурного уклада.

В период формирования абсолютизма расширяется сфера проникновения государственной власти, что ведет к усилению государственной деятельности, дифференциации функций власти, усложнению форм и методов её осуществления. Это находит свое отражение в трудах мыслителей того времени. Так,
М. Падуанский обосновывают необходимость разграничения полномочий между законодательной и правительственной (исполнительной) властью[4]. Считая народ источником всей госвласти, называют его верховным законодателем, который для осуществления управления страной создает правительственный орган. Последний во главе с государем является исполнителем воли народа и действует строго в рамках закона. В случае несоблюдения законов государь несет ответственность перед народом.

В эпоху Нового Времени выдвигается более "классическая" концепция разделения властей. Основоположником данной теории был Джон Локк. Локк считал, что все подчиняются законодательной власти, потому что кто создаёт законы, у того и власть. Судебная власть была структурным элементом исполнительной власти[5].

Шарль Монтескьё, который тоже участвовал в формировании "классической" концепции разделения властей, считал, что наоборот, судебная ветвь имеет место быть в системе органов власти. Но полномочия были у выборных лиц из народа, которые привлекались к осуществлению правосудия лишь на определенное время[6].

Заслугой Монтескьё является разработка системы «сдержек и противовесов» законодательных и исполнительных органов государственной власти.

При создании американского государства первоначально за основу была взята концепция разделения властей по Локку. В связи с отторжением американской практикой модели Локка разделения властей отцами американской конституции была взята за основу усовершенствованная схема Монтескьё. Ее основополагающим принципом стало не только горизонтальное, но и вертикальное разделение власти (федерация — штаты).

В свою очередь И. Кант определяет разделение властей как требование чистого разума и основополагающий принцип государства. Государство, отмечает он, заключает в себе три власти, то есть волю, соединенную в одном тройственном лице: верховная власть (суверенитет) в лице законодателя — народа, исполнительная — в лице Правителя, судебная — предоставляется лицам, назначаемым правителем или избираемым народом. Для развития свободы необходимо, считал Кант, чтобы названные власти были разделены. Но разделенные, эти власти не должны быть лишены взаимной связи. В их взаимодействии заключается благо государства. Поскольку без содействия других властей, ни одна из них не может реализовывать свою задачу, то они должны функционировать, дополняя друг друга.

Российские концепции о разделении властей.

В России среди государственных деятелей и ученых теория разделения властей занимала особое внимание у графа М.М. Сперанского. В своем «Введении к уложению государственных законов»[7] он писал в связи с попыткой использования этой теории для преобразования самодержавия и стремлением поставить ее в рамки закона. Необходимо ее разделение. Необходимо, чтобы одни «установления» действовали в процессе составления закона, а другие — при их исполнении. Одно из них должно функционировать в сфере закона, другое — в исполнительной власти, третье — в судебной части. М.М. Сперанский предлагал «два различных устройства» самодержавной власти на основе закона и принципа разделения властей.

Первый вариант такого устройства состоит в том, чтобы «облечь правление самодержавное» всеми «внешними формами закона, оставив в существе его ту же силу и то же пространство самодержавия».

Главные черты и особенности такого устройства сводятся, по мнению автора, к тому, чтобы:

1) «установить сословие, которое бы представляло силу законодательную, свободную», которая на самом деле была бы «под влиянием и в совершенной зависимости от власти самодержавной»;

2) силу исполнительную «так учредить, чтобы она по выражению закона состояла в ответственности, но по разуму его была бы совершенно независима»;

3) власти судной «дать все преимущества видимой свободы, но связать ее на самом деле такими учреждениями, чтобы она в существе своем всегда состояла во власти самодержавной».

 

Данный вариант самодержавного устройства, делал вывод Сперанский, будет лишь казаться «во мнении народном» действующим. Но на самом деле он никогда не будет таковым.

Суть второго варианта такого устройства сводится к тому, чтобы не только внешне покрыть самодержавие, но и ограничить его внутреннюю и внешнюю, существенную силу установлений. Нужно установить державную власть на законе не словами, но и на деле.

Если, писал автор, предпочтение будет отдано этому варианту, тогда все «установления» должны быть расположены на других правилах:

1) законодательное сословие должно быть так устроено, «чтобы оно не могло совершать своих положений без державной власти, но чтобы мнения его были свободны и выражали бы собою мнение народное»;

2) сословие судебное должно быть так образовано, «чтобы в бытии своем оно зависело от свободного выбора, и один только надзор форм судебных и охранение общей безопасности принадлежали правительству;

3) исполнительная власть должна быть вся исключительно подведомственна правительству. А чтобы эта власть своими распоряжениями под видом исполнения законов не могла бы «ни испортить», «ни уничтожить совсем» их, то она должна быть поставлена под ответственность законодательной власти.

Взвесив все "за" и "против" граф Сперанский пришёл к выводу, что отдаёт предпочтение второму варианту, как более совершенному.

Четко была выделена концепция разделения властей у одного из главных идеологов декабристского движения Никиты Михайловича Муравьева в его конституционном проекте. Он отдавал предпочтение конституционной монархии, согласно проекту. Власть монарха была ограничена:

1) представление законодательной власти Народному Вече;

2) исполнительная власть у монарха;

3) судебная власть передавалась Верховному судилищу.

Русский юрист Ф.Ф. Кокошкин, который определял участие народа в законодательстве и разделение властей как два основополагающих фактора правового государства. Ф.Ф. Кокошкин выделил три элемента сдерживания исполнительной власти: контроль представительного органа за бюджетом и численностью армии, ответственность министров и право судебной власти проверять законность правительственных распоряжений. В отношении законодательной власти Ф.Ф. Кокошкин перечислил четыре аспекта:

- участие главы исполнительной власти в законодательном процессе с помощью двух видов вето: абсолютного или отлагательного;

- двухпалатная система;

- права граждан;

- изменение конституции[8].

Исследуя суть и основной коэффициент правового государства, другой выдающийся русский ученый В.М. Гессен также внес крупный вклад в прогресс учения о разделении властей. Одним из первых автор анализирует принцип разделения властей как характерное свойство правового государства и сводит его к отделению исполнительной власти от законодательной и судебной, от той и другой. Именно Гессену принадлежит определение закона как главной в государстве юридической нормы, а также утверждение, что закон - высшая норма параллельно правительственному приказу[9].

Довольно интересную концепцию выдвигает советский и российский учёный-правовед Ю.А.Тихомиров, которые выделял четыре модели разделения властей[10]:

- внутригосударственное; иначе разделение трех организационно-правовых форм государственной власти;

- сфера взаимодействия государства с другими субъектами политической системы самоуправления в гражданском обществе;

- международная форма; партнерство государств в обеспечении соблюдения прав человека.


3. Разделение властей в России на практике.

Обращая внимание на 10 статью Конституции РФ10, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебных властей самостоятельны.

Но как это было на протяжении последних 30 лет?

Говоря о проведение в жизнь теории разделения властей в современной России, нужно акцентировать внимание на основные этапы реализации теории разделения властей а практической деятельности.

Этап.

До Конституции Российской Федерации, которая была принята в 12 декабря 1993 года, были динамические изменения в государственной жизни, неизменная и интенсивная перемена имеющихся государственной и законодательной систем, политической системы сообщества в целом и не в последнюю очередь, хотя и весьма противоречивое и типичное, движение в сторону восприятия множества признанных в мире показателей государственности, функционирующей на базе принципа разделения властей.

Наряду с укреплением законодательной, исполнительной и судебными властями в 1991 году был образован институт президентства и также Конституционный суд. О разделении властей свидетельствует статья 3 Конституции РСФСР[11]: «система государственной власти в Российской Федерации основана на принципах разделения законодательной, исполнительной и судебной властей».

Этап.

Данный этап характеризуется рядом указов до Конституции Российской Федерации 1993 года.

Указ "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации" с 21 сентября 1993 года в целях «сохранения единства и целостности Российской Федерации, вывода страны из экономического и политического кризиса, обеспечения государственной и общественной безопасности Российской Федерации, восстановления авторитета государственной власти»[12], который регламентирует завершение законодательной и распорядительной функций Съездом народных депутатов и Верховным советом страны, что положило начало созданию принципа разделения властей.

Указ от 7 октября 1993 года "О порядке назначения и освобождения от должности глав администрации краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения"[13] был отменен действовавший порядок выборности глав администраций органами государственной власти. Право в решении данных вопросов перешла от органов законодательной власти к органам исполнительной власти.

Указ от 9 октября 1993 года "О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации"[14]. Юридически и фактически разрушена система местных органов государственной власти, а «исполнительно-распорядительные функции, закрепленные законодательством Российской Федерации за Советами народных депутатов», были возложены на «администрацию соответствующего субъекта Российской Федерации».

3 этап.

Последний этап начинается от принятия Конституции Российской Федерации 1993 года до сегодняшних дней.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ. Парламент Российской Федерации — Федеральное собрание — состоит из двух палат. Это Государственная Дума (нижняя палата), депутаты которой избираются населением страны путем прямых выборов (450 депутатов), и Совет Федерации (верхняя палата), которая включает представителей субъектов Федерации (по два от каждого субъекта). Поскольку органом общенародного представительства является Государственная Дума, то именно на эту палату возложен контроль за деятельностью Правительства и ей принадлежит право выражения вотума недоверия. Государственная Дума единственный законодательный орган страны. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной основе. Депутаты Федерального Собрания обладают неприкосновенностью в течение всего депутатского срока. В ст. 102 и 103 Конституции перечислены основные направления деятельности Федерального Собрания. В этих статьях проявляется принцип сдержек и противовесов президенту и правительству. Так, например, без согласия Федерального Собрания не могут быть назначены на свои должности судьи высшего звена, Председатель

Правительства и т.д. Федеральное Собрание рассматривает все вопросы, связанные с основной экономической деятельностью правительства: федеральный бюджет; федеральный сбор налогов и т.д.

Все эти полномочия Федерального Собрания направлены на недопущение чрезмерного усиления исполнительной власти и Президента.

ИCПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Председатель Правительства РФ назначается Президентом России с согласия Думы. Этот принцип является примером проявления принципа сдержек и противовесов, т.к. при назначение Президенту придется считаться с парламентским большинством. Председатель Правительства предлагает кандидатуры Президенту на должности его заместителей и федеральных министров. Правительство Российской Федерации обладает широкими полномочиями по осуществлению внутренней и внешней политики государства, им осуществляется разработка государственного бюджета, проведение финансовой, социальной и экономической политики. Осуществляет меры по обороне страны и защите прав населения.

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ. Высшими судебными органами являются Верховный суд РФ, Конституционный Суд. Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам (ст. 126). Конституционный Суд призван осуществлять контроль за всеми государственными органами в РФ. О соответствии Конституции издаваемых нормативных актах, заключаемых международных договоров. Также Конституционный Суд решает споры между федеральными органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 125).

Принцип разделения властей в сегодняшней России конституционно закреплен и главное признан, в той или иной мере применяется в построении и функционировании государственных институтов. Создание нормально функционирующего механизма сдержек и противовесов — одна из важных задач России.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В повседневной деятельности органов государственной власти важное место занимает проблема взаимоотношений всех ветвей власти.

Не смотря на независимость всех трех ветвей власти у нас в Российской Федерации, де факто это не так. Президент обладает мощными рычагами воздействия на законодательную и исполнительную ветви государственной власти. На законотворческую работу парламента он вправе влиять, пользуясь правом отлагательного вето, причем Конституция не требует юридически обосновывать это действие. Подобное затягивание процесса законотворчества, связанное с отклонением законопроектов лишь по мотивам нецелесообразности их принятия, не способствует конструктивному взаимодействию Президента и Федерального Собрания. Конституция России определяет одну из главенствующих ролей Верховного Суда Российской Федерации в судебной системе государства. Верховный Суд РФ имеет право законодательной инициативы, то есть участвует в образовании и формировании законодательной базы страны. Так как глава Верховного Суда назначается Советом Федерации по представлению Президента России, то это создает механизм влияния, прежде всего, президентской администрации и самого Президента РФ на деятельность Верховного Суда России. Исходя из практики и специфики политической жизни России, мы можем отметить, что у Верховного Суда нет рычагов административного воздействия и влияния на принятие государственных решений. Кроме того, через структуру и практику деятельности всех судов общей юрисдикции Верховный Суд получает возможность косвенного контроля за выполнением государственных решений.

Для введения принципа разделения властей в России нужно недопустить какое-либо вмешательство исполнительной власти в разработку проектов; обеспечить подлинную независимость судебной системы, которая должна руководствоваться только Конституцией, федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации, защищая в первую очередь интересы человека и гражданина, и в пределах своей компетенции, чтобы действовать самостоятельно; ни один из трех спектров власти не должен заимствовать функции другой власти, а тем более смешиваться с ней или заменять её путём внесения в Конституцию поправок на счет разделения властей.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Аристотель. Политика // Аристотель. Сочинения: В 4 т. М.: «Мысль», 1983.

2. Платон. Горгий. Соч. в 3 томах. T. 1.— M., 1968.

3. Фома Аквинский «О правлении государей» – Л.: Наука, 1990.

4. Марсилий Падуанский «Защитник мира». Пер. с франц. Б. У. Есенова. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2014.

5. Джон Локк «Два трактата о государственном правлении». Сочинения: В 3 т. - М.: Мысль, 1988.

6. Шарль-Луи де Секонда Монтескьё «О духе законов» — СПб., 1900.

7. М.М. Сперанский «Введение к уложению государственных законов». План государственного преобразования графа М.М.Сперанского.— М., 1905.

8. Кокошкин Ф.Ф. «Русское государственное право в связи с основными началами общего государственного права» — М., 1908.

9. Гессен В.М. «О правовом государстве» //Теория государства и права. Хрестоматия / Под ред. В.И. Хропанюка. — М., 1999.

10. Ю.А. Тихомиров «Власть в обществе: единство и разделение. Советское государство и право» — М.,1990.

11. Конституция Российской Федерации (12.12.1993 г.) — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2010. Ст. 10, Ст. 102, Ст. 103, Ст. 125, Ст. 126.

12. Конституция РСФСР (12.04.1978). — М., 1992 ст.3.

13. Указ Президента Российской Федерации N 1617 от 09.10.1993
«О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации» // Собр. закон. РФ. - 1993. - N 41. - Ст. 3924.

14. Указ Президента Российской Федерации N 1612 от 07.10.1993
«О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собр. закон. РФ. - 1993. - № 41. - ст. 3921.

15. Указ Президента Российской Федерации N 1400 от 21.09.1993
"О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации" // Собр. закон. РФ. - 1993. - № 39. - Ст. 3597.


[1] См.: Аристотель. Политика // Аристотель. Сочинения: В 4 т. М.: «Мысль», 1983.

[2] См.: Платон. Горгий. Соч. в 3 томах. T. 1.— M., 1968

[3] См.: Фома Аквинский «О правлении государей» – Л.: Наука, 1990.

 

[4] См.: Марсилий Падуанский «Защитник мира». Пер. с франц. Б. У. Есенова. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2014.

 

[5] См.: Джон Локк «Два трактата о государственном правлении». Сочинения: В 3 т. - М.: Мысль, 1988.

[6] См.: Шарль-Луи де Секонда Монтескьё «О духе законов» — СПб., 1900..

[7] См.: М.М. Сперанский «Введение к уложению государственных законов». План государственного преобразования графа М.М. Сперанского.— М., 1905.

 

[8] См.: Кокошкин Ф.Ф. "Русское государственное право в связи с основными началами общего государственного права» — М., 1908.

[9] См.: Гессен В.М. «О правовом государстве» //Теория государства и права. Хрестоматия / Под ред. В.И. Хропанюка. — М., 1999.

[10] См.: Ю.А. Тихомиров. «Власть в обществе: единство и разделение. Советское государство и право» — М.,1990.

[11] См.: Конституция Российской Федерации (12.12.1993 г.) — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2010. ст. 10, ст. 102,ст. 103,ст. 125,ст. 126.

[12] См.: Указ Президента Российской Федерации N1400 от 21.09.1993 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации" // Собр. закон. РФ. - 1993. - № 39. - ст. 3597.

[13] См.: Указ Президента Российской Федерации N1612 от 07.10.1993 «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собр. закон. РФ. - 1993. - № 41. - ст. 3921.

[14] См.: Указ Президента Российской Федерации N1617 от 09.10.1993. «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации» // Собр. закон. РФ. - 1993. - N 41. - ст. 3924.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: