МОДЕЛИ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ




Доклад

По дисциплине «Социальное партнерство в региональном социуме»

На тему:

«Модели регулирования социально-трудовых отношений»

 

Выполнил:

студент дневного отделения

специальности «Социология»

группы 402, 4 курса

Назария Евгений Михайлович

 

Тирасполь, 2019

МОДЕЛИ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

В современной России идет интенсивный процесс экономических, социальных, политических и духовных преобразований, изменяющих всю совокупность общественных отношений.

Несмотря на наличие определенной общности некоторых социально-экономических интересов, взаимодействие основных субъектов социально-трудовых отношений (работников и работодателей) характеризуется наличием определенных противоречий. Поскольку в трудовом процессе эти интересы могут не совпадать, то возникает необходимость создания механизма согласования, регулирования противоречий.

Социально-трудовые отношения (СТО) – это комплекс отношений между наемными работниками и работодателями в условиях рыночной экономики, нацеленных на обеспечение высокого уровня качества жизни человека, коллектива и общества в целом.

Мировая практика показывает, что регулирование социально-трудовых отношений развивается в основном по двум направлениям: государственное (законодательное) регулирование и коллективно-договорное регулирование, основанное на принципах социального партнерства. Методы регулирования социально-трудовых отношений представлены на рис. 1 [2]. Основным инструментом, регулирующим социально-трудовые отношения, являются государственные программы федерального, регионального, отраслевого и частного характера, разрабатываемые на основе нормативов. Воздействие на реализацию программ осуществляется административными и экономическими методами.

Для формирования действенного механизма регулирования социально-трудовых отношений в России следует рассмотреть опыт развитых стран, который свидетельствует, что каждое развитое государство имеет свою индивидуальную систему по профилактике и предотвращению социальных конфликтов.

Рис. 1. Методы регулирования социально-трудовых отношений

В настоящее время можно выделить несколько основных моделей регулирования социально-трудовых отношений, их общие черты и тенденции представлены в табл. 1 [3].

 

Таблица 1. Модели регулирования социально-трудовых отношений

Характеристика Модели регулирования социально-трудовых отношений
либеральная европейская японская российская
1. Страны США, Канада Швеция, Норвегия, Бельгия Япония Россия
2. Особенности Занятость и оплата труда – внутреннее дело работодателя (компании) и работника без участия государства. Заключаются индивидуальные контракты и коллективные договоры на уровне организации Широкое участие государства и профсоюзов в регулировании оплаты труда Пожизненный найм, зависимость оплаты и должностного оклада продвижения от стажа, господство патерналистских отношений в рамках фирмы. Проведение совместных консультаций предпринимателей и профсоюзов. Заключение коллективных договоров на уровне предприятия Регулирование осуществляется на основе коллективно-договор- ного и государственного регулирования. Заключение договоров и соглашений на всех уровнях
3. Общие черты Сочетание рыночных иинституциональных рычагов регулирования. Запрет на принудительный труд. Формирование общенациональной системы базовых социально-экономических гарантий в сфере труда. Наличие профсоюзов и предпринимательских союзов. Система коллективно-договорного регулирования. Многосубъектный характер регулирования, формирование институциональных механизмов. Смещение акцента с разрешения трудовых конфликтов на их предупреждение и блокирование. Развитие участия наемного персонала в управлении.
4. Общие тенденции в развитии Усиление комплексного характера регулирования. Рост гибкости регулирования. Повышение роли международных трудовых стандартов, закрепленных в актах ООН, МОТ, Совета Европы, Европейского союза.

 

Роль государства в регулировании социально-трудовых отношений исследована многими специалистами. Так, В. Гимпельсон, Р. Капелюшников, Е. Ясин полагают, что такое регулирование должно быть максимально децентрализованным и происходить на уровне отдельных компаний или даже их структурных подразделений без вмешательства государства. Д. Карпухин, А. Кашепов, Т. Четвернина, напротив, отстаивают необходимость активного вмешательства государства, в том числе в частный сектор экономики. Существует и промежуточная точка зрения, согласно которой значительная роль государства является не столько устойчивой чертой российской модели регулирования, сколько следствием переходного состояния экономики [4].

Систематизация взглядов различных авторов на роль государства в регулировании социально-трудовых отношений, анализ практического опыта деятельности государства в сфере социально-трудовых отношений показывает, что чаще всего государство выполняет следующие роли: законодатель, защитник прав, регулировщик, работодатель, миротворец-увещеватель. С развитием рыночных структур государство в основном выполняет функции координатора и организатора регулирования трудовых отношений, контролера, посредника.

Система государственного регулирования включает установление государственных гарантий по важнейшим аспектам воспроизводства работника и условий его обеспечения (минимальную заработную плату на основе разработки прожиточного минимума и его разновидностей); налоговое регулирование доходов; определение порядка индексации заработной платы в случае инфляции; законодательное закрепление прав и обязанностей субъектов трудовых отношений при найме и увольнении работников; страхование работников на случай потери работы и достижения пенсионного возраста; регламентирование продолжительности рабочего времени и отдыха, норм безопасности труда и предупреждения профессионального риска, а также ответственности работодателя за причиненный работнику вред вследствие производственной травмы, профессионального заболевания и иного повреждения здоровья на производстве и т. д. [5].

 

Бипартизм - двусторонние отношения, где переговоры ведутся в двустороннем диалоге между работодателем и профсоюзом без какого-либо посредника, а также между работником и работодателем.

Трипартизм - трехстороннее сотрудничество путем диалога всех социальных партнеров, которыми выступают государственные органы, организации работодателей и представители наемных работников (профсоюзы) по поводу формирования и реализации трудовой, социальной или экономической политики. Эта модель социально-трудовых отношений включает ряд мероприятий: консультации, согласование механизма принятия решений, контроль за реализацией достигнутых договоренностей (о минимальном размере оплаты труда, нормальных условиях труда, льготах и компенсациях за работу в опасных, вредных и тяжелых условиях труда), переговорный процесс по возникающим проблемам.

Тетрапартизм - четырехсторонняя модель социально-трудовых отношений, в рамках которой работодатели и профсоюзы ведут диалог с государством и независимыми экспертами.

Мультипартизм как модель социально-трудовых отношений, помимо независимых экспертов, включает уполномоченных представителей различных отраслей, союзов, ассоциаций. Каждая из этих групп имеет свои специфические интересы, которые существенно усложняют переговорные процессы и регулирование социально-трудовых отношений.

 

Другим методом регулирования социально-трудовых отношений является социальное партнерство, доказавшее свою результативность в индустриальных странах Запада.

Социальное партнерство является системой взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленными на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений [6].

К настоящему времени в международной практике накоплен богатый опыт реализации идеи социального партнерства. Принято говорить о трех его моделях [7]:

германской, скандинавской, американской (табл. 2).

 

Таблица 2. Характеристика моделей социального партнерства

Характеристика Германская Скандинавская (шведская) Американская (японская) Российская
1. Страны Центральная Европа (Германия, Австрия и др.) Север Европы (Швеции, Финляндии, Норвегии, Бельгии) Канада, США, Япония и ряд стран Латинской Америки Россия
2. Особенности Упрочение демократии, рост производительности труда, мирное развитие трудовых отношений, предотвращение социальных конфликтов Главным критерием выступают социальные результаты Ориентирована на темпы экономического роста Рост независимости организаций работников от государства и работодателей; снижение уровня централизованного (государственного) регулирования трудовых отношений; формирование базовых институтов и механизмов проведения коллективных переговоров
         

Окончание табл. 2

Характеристика Германская Скандинавская (шведская) Американская (японская) Российская
3. Участие сторон Бипартизм Активное вмешательство государства (трипартизм) Одноуровневая модель (на уровне предприятия) Трипартизм (сотрудничество профсоюзов, объединений предпринимателей и государства)
4. Уровень переговорных процессов Главный акцент – отраслевой уровень (тарифные соглашения) Трехуровневость партнерства: уровень общенациональный, отраслевой и уровень предприятия Заключение индивидуальных контрактов, коллективных договоров на уровне предприятий. Проведение коллективных переговоров, совместных консультаций предпринимателей и профсоюзов Заключение коллективных договоров и соглашений на всех уровнях (генеральное, региональное, межрегиональное, отраслевое и другие виды соглашений, индивидуальные и коллективные договоры)
5. Особенности формирования «Сверху» «Сверху» (государство) «Снизу» (работники) «Сверху» по инициативе государства
6. Представительство работников Модель чистого представительства работников (государство не вмешивается в процессы переговоров)   Модель смешанного представительства (в советы, избираемые трудовым коллективом, включаются также представители работодателя) Модель профсоюзного представительства. Подмодели: а) профсоюзы ориентированы на сотрудничество с властью; б) профсоюзы нацелены на конфликтность с государственной властью Модель смешанного представительства (представители работодателя, профсоюзы, органы местного самоуправления)

 

Из табл. 2 видно, что российская модель социального партнерства по своему содержанию близка к скандинавской (шведской) модели. При этом в рассматриваемых моделях можно выделить ряд общих черт:

• совокупность постоянно и временно действующих двух- и трехсторонних органов, осуществляющих взаимодействие на различных уровнях регулирования;

• совокупность различных совместных документов;

• соответствующий порядок в разработке документов;

• согласование между партнерами на высшем (национальном) уровне;

• переговорный характер коллективно-договорного процесса;

• наличие механизмов и институтов по согласованию интересов социальных партнеров на различных уровнях;

• участие наемных работников в управлении предприятия;  снижение уровня социальных конфликтов.

Договорное регулирование в экономически развитых странах опирается на четко отлаженный механизм взаимодействия его участников. Там, где оно завоевало прочные позиции, государство гарантирует и контролирует соблюдение минимальных норм, относящихся к уровню жизни, условиям и оплате труда, социальной защите населения. Как правило, это закреплено в законах. Работодатели, профсоюзы и другие участники партнерских отношений в коллективных договорах предусматривают набор социально-трудовых норм на уровне, не ниже определенного законом. Такая система трехсторонних социально-трудовых отношений позволяет в большинстве случаев предотвращать серьезные социальные конфликты, создавая надежную основу для устойчивого развития экономики.

Имеются существенные расхождения в оценке места и перспектив социального партнерства в современной России. По мнению одних авторов, сегодня механизмы партнерства государства, бизнеса и профсоюзов должны выходить на первый план в качестве регулятора основных параметров социально-трудовой сферы. Другие, скептически относятся к возможности партнерских отношений, считая единственным средством эффективного отстаивания интересов работников жесткое классовое противостояние [8].

Мировая практика свидетельствует о том, что в институционализации механизмов социального партнерства важная роль принадлежит коллективным договорам. Согласование интересов работников и работодателей осуществляется путем переговоров и завершается заключением договоров и соглашений.

Коллективно-договорное регулирование социально-трудовых отношений в РФ, дополняющее государственное регулирование, осуществляется на различных уровнях.

Согласно Трудовому кодексу РФ, при коллективно-трудовом регулировании могут заключаться [9]:

• генеральное соглашение (устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне);

• региональное соглашение (устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне субъекта РФ);

• межрегиональное соглашение (устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне двух и более субъектов Российской Федерации);

• отраслевое (межотраслевое) соглашение (определяет общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам отрасли);

• территориальное соглашение (устанавливает общие условия труда, трудовые гарантии и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования);

• отраслевые (межотраслевые) соглашения (заключаются на федеральном, региональном и территориальном уровнях социального партнерства);

• иные соглашения (заключаются сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений).

Соглашения по договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, могут быть двусторонними и трехсторонними.

Важнейшим принципом регулирования трудовых отношений является соблюдение гарантий, сформулированных в Генеральном соглашении [10]. Недопустимо, чтобы какое-либо соглашение содержало положения, ставящие работников в худшие условия, чем это предусмотрено Генеральным соглашением и действующим законодательством. Вместе с тем необходимо, чтобы в соглашениях, заключаемых на низших ступенях, фиксировалось по возможности улучшение этих условий.

В настоящее время прямое государственное регулирование составляющих качества жизни осуществляется через коллективно-договорное регулирование социально-трудовых отношений. Динамика заключения соглашений и коллективных договоров в целом по Российской Федерации представлена в табл. 3 [11].

Анализ официальных данных свидетельствует о возрастании числа заключаемых всех видов соглашений и договоров, за исключением генерального.

 

Таблица 3. Динамика заключения соглашений и коллективных договоров в 2004–2010 годах в целом по РФ

  Изменение числа заключенных соглашений
Вид правового акта и договоров по годам
             
Генеральное соглашение              
Отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение, заключаемое на федеральном              
уровне              
Региональное соглашение              
Отраслевое (межотраслевое) тарифное со-              
глашение, заключаемое в регионе              
Тарифное соглашение              
Коллективный договор (тыс.) 68,8 105,3 123,1 147,5 146,0 146,6 164,6

 

На рис. 2 представлены данные общественного мнения на 12-13 мая 2010 г.

о том, помогает ли заключение коллективного договора защите прав работника [12].

 

Помогает

Не помогает

Затрудняюсь ответить

0 20 40 60 80 100

Рис. 2. Ответ на вопрос: помогает ли защите прав работника коллективный договор?

Результаты опроса общественного мнения показали, что 64 % опрошенных подтвердили, что коллективный договор помогает при защите прав работника, при этом примерно половина участников массового опроса (46 %) и две трети экспертов ответили, что конфликты с работодателем происходили лично с ними или с их близкими. Таким образом, проведенные исследования свидетельствуют, что заключение коллективного договора играет важную роль в регулировании социально-трудовых отношений.

Характерной чертой состояния социального партнерства в современной России является значительная дифференциация форм и методов взаимодействия. По официальным данным, наиболее благополучное положение отмечается в организациях с государственной и муниципальной собственностью, а также в организациях со смешанной собственностью без иностранного участия. Практически не заключаются коллективные договоры в коллективах малых и средних частных предприятий. При этом реальный уровень охвата трудовых отношений различными формами договорного регулирования недостаточен. Для большинства крупных и средних предприятий (особенно с долей государственной собственности) более актуальна проблема эффективности системы социального партнерства.

Размытость роли государства как социального партнера – одна из причин незавершенности организационной структуры механизма социального партнерства.

Проанализировав российский и зарубежный опыт регулирования социальнотрудовых отношений, учитывая статистику коллективно-договорного регулирования в России, можно прийти к выводу, что регулирование социально-трудовых отношений должно осуществляться на основе методов государственного регулирования, важную роль в котором играет заключение коллективных договоров, опираясь на четко отлаженный механизм взаимодействия всех участников этих отношений.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: