Горловская общеобразовательная школа I-III ступеней №54 с углубленным изучением отдельных предметов
УРОКИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ
ДОНБАССА
ПОРТФОЛИО
Ученика(цы)__________класса
_______________________________________
(образовательного учреждения)
_______________________________________
(фамилия имя)
ГОРЛОВКА 2017 год
«Я – гражданин своего Отечества»
Земля донецкая, земля любимая,
Земля прекрасная, необозримая,
Простор твоих полей мне дорог с детских лет,
Земли такой другой нигде на свете нет!
Зову тебя, земля, священным словом «мать».
С любой задачею дончане справятся.
Донецкий уголь наш повсюду славится.
Ты силы всем даешь и вдохновение.
Так будет пусть пышней твое цветенье!
Все начинается с детства, потому что душа ребенка распахнута навстречу Добру и любви, и так важно посеять в ней семена любви к ближнему, великодушия, милосердия.
С.В.Михалков
Наши дети всегда граждане. И чем больше гражданский долг связывается с их ростом и воспитанием, тем более полноценные воспитываются из них люди".
А.С.Макаренко
Введение
Современный мир развивается очень быстро. Постоянно изменяющиеся политические, социально – экономические отношения в обществе, государстве требуют от подрастающего поколения быстрой адаптации к новым условиям существования. Возникает проблема: как в условиях смещения ценностного вектора от высоких идеалов к идеалам достатка, жестокой рыночной конкуренции сохранить лучшие нравственные качества детей и молодежи.
Воспитание гражданина страны – одно из главных условий ее социально-экономического, политического и культурного роста. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право.
|
Сегодня гражданско-патриотическое воспитание – одна из главных задач, конечной целью, которой должно стать формирование личности гражданина, патриота, труженика, семьянина. В связи с этим, данное направление требует постоянного развития в образовательной организации системы идеологической и воспитательной работы, направленной на формирование духовно-нравственной, социально ответственной личности учащегося.
Задача педагогов – создать такие условия, которые бы позволили учащимся на практике проявить свои патриотические чувства и гражданскую позицию, формировали готовность сознательно и активно выполнять гражданские обязанности перед государством, обществом, способствовали бы воспитанию ответственности за судьбу страны и своих близких.
Таким образом, актуальность разработки портфолио для обучающихся и творческих заданий обусловлена:
· необходимостью организации патриотического воспитания детей и учащейся молодежи в целях формирования социальной ответственности, высокой мотивации к защите Отечества;
· поиском идеи, которая могла бы помочь преодолеть духовный кризис, дискредитировавший понятия общего блага и социальной справедливости, обусловивший упадок общественной морали, и консолидировать общество;
· необходимостью подготовки нового поколения к созиданию своей Республики, жизни в новых послевоенных условиях;
· потребностью в обеспечении активного участия граждан Республики в поддержании ее безопасности от внешних и внутренних угроз в условиях борьбы с международным терроризмом.
|
Всё это свидетельствует о необходимости работы, направленной на решение целого комплекса проблем воспитания и развития гражданина Донецкой Народной Республики, как человека достойного жить в своей стране, решать её современные проблемы и строить будущее.
Цели портфолио:
1.Применить на практике задания, который способствуют формированию у детей положительного социального опыта, навыков культуры общения.
2..Познакомить с основными правами и обязанностями человека, систематизация правил поведения в обществе.
3.Развитие умений и навыков в необходимости применения правовых знаний.
4.Дать ребятам возможность познавать окружающий мир на их индивидуальном опыте, в конкретных делах, поступках.
5.Накопить достижения своей работы на уроках и в процессе выполнения коллективных заданий.
Задачитворческихзаданий:
1. Создание условий для свободного развития внутреннего мира ученика, его духовных сил, учить его самопознанию, самооценке, самоанализу.
2. Формирование нравственных качеств младших школьников: уважение к старшим, коллективизма, товарищества, взаимопомощи и другие.
3. Познакомить с общечеловеческими ценностями (добро, справедливость, дружба и т.д.)
4. Разъяснить, что такое закон, Конституция, Декларация прав человека и понятия основных правовых терминов: гражданин, личность.
- Укрепление веры каждого учащегося в свои силы и возможности.
Задания, как и Программа «Уроки гражданственности Донбасса»,
|
состоит из трех основных Макросфер:
Основные направления портфолио:
Раздел «Немного о себе»
мойпортрет |
(фото или рисунок)
Личныеданные |
Дата рождения ______________________________________
Место рождения _____________________________________
Домашний адрес ______________________________________
Контактный телефон ______________________________________
Адрес школы _____________________________________
Раздел «История моей улицы »
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
Раздел«Моя родословная»
Раздел «Моя семья»
Семья, семья –это капля доброты,в ней сбываются мечты! Семья – это лучший друг, и благодаря ней, друзей ширится круг.
Семейные праздники(3 главныепраздника моей семьи)____________________________________________________
В чем счастье семьи?
____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
Раздел «Чем я увлекаюсь? »
Мое хобби (нарисуй или опиши)
Раздел «Мои друзья»
_____________________________________________________
Настоящийдругэто:
· тот, кто никогда не обманывает своего друга,
· тот, кто не пожалеет поделиться со своим другом, что сам имеет,
· тот, с кем всегда интересно,
· тот, кто постарается защитить от обидчика
Несколько строк о друге
________________________________________________________________________________________________________________
Раздел «Школьная жизнь»
В чем мой
_______________________________________________________________________________________________
Раздел «Мои достижения»
__________________________________________________
__________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
Страничка гражданственности
1. Гражданин — это человек, проживающий (житель) в какой-либо стране, пользующийся её услугами и являющийся налогоплательщиком страны.
Гражданин-человек, имеющий гражданства определенного государства, обладающий правами и свободами данного государства, имеющий высокие нравственные качества, политически активный, живущий нуждами и интересами своей страны
Ясчитаю |
1. Самое дорогое для человека – это…
2. ПатриотсвоейРодины – это…
3. Вдали от родного дома я буду вспоминать…
4. Долгдляменя – это…
5. Свет в окнах моего дома – это…
6. Мне бы хотелось, чтобы будущее моей страны было…
7. Из традиции моей семьи мне бы хотелось взять в мою будущую семью…
8. ПомогатьОтечеству – значит…
9. Смыслом семейной жизни для меня является…
10. Закондляменя – это…
11. Когда звучит гимн нашей страны, я чувствую…
12. Символы нашего государства для меня…
Анкета «Я и моя страна»
1. Как называется страна, в которой ты живешь? Какие ещё страны ты знаешь?
____________________________________________________________________
2. О каких городах нашей республики ты слышал? В какихгородахбывал?
___________________________________________________________________
3. Если бы тебе предложили выбрать страну, в которой хотел бы жить, какую бы ты выбрал? Почему?
_________________________________________________________________
4. Люди, каких национальностей живут в Донбассе? Назови их.
____________________________________________________________________
5. Есть ли среди твоих друзей дети другой национальности? Какой? Что ты можешь о них рассказать?
____________________________________________________________________
6. Хотел бы ты познакомиться с детьми другой национальности? Почему?
____________________________________________________________________
7. В какие игры ты бы поиграл с детьми другой национальности?
____________________________________________________________________
8. Ты любишь свою страну? Почему?
___________________________________________________________________
9. Если бы у тебя была волшебная палочка и ты мог(ла) бы выполнять желания только для всей страны или своего города (села), какие бы три желания ты загадал(а)?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Нарисуй себя и свою страну.
Анкеты для обучающихся среднего и старшего школьного возраста
Анкета для опроса обучающихся 5-8 классов
1. Что такое Родина?
_____________________________________________________________________
2. Что значит «любить Родину»?
_____________________________________________________________________
3. Чем ты можешь быть полезен Родине в своем возрасте?
_____________________________________________________________________
4. Соблюдаешь ли ты правила поведения в школе и в общественных местах? (нужное обвести):
а) Да б) Нет в) Не всегда
5. Знакомы ли тебе слова «патриот» и «патриотизм»? (нужноеобвести):
а) понимаю значение; б) слышал; в) слышу сейчас впервые
6. Важно ли знать историю? (нужное обвести):
а) важно
б) знание истории бесполезно
7. Есть ли в твоем классе традиции? (нужноеобвести):
а) Да б) Нет в) Не знаю
8. Нравится ли тебе представлять свой класс на школьных и других мероприятиях? (нужноеобвести):
а) Да б) Нет в) Не участвую
9. Поддерживаешь ли ты своих товарищей, защищающих честь класса или школы в мероприятиях? (нужноеобвести):
а) Да б) Нет
10. Что определяет личность человека? (нужное обвести):
а) воспитание б) гены (природные способности) в) условия жизни
11. Есть ли у тебя друзья в классе? (нужноеобвести:)
а) Да б) Нет
12. Какие три события школьной жизни тебе запомнились больше всего?
_________________ _________________________________________________________________________________________________________________________
13. Нужно ли охранять окружающую природную среду? (нужноеобвести):
а) Да б) Нет
14. Патриотизм – это (возможно несколько вариантов ответа):
а) хорошая учеба в школе;б) уважение к истории Родины;
в) стремление принести пользу через профессиональную деятельность;
г) участие в работе общественных организаций;
д) жертвование своими интересами с целью улучшения жизни общества;
е) все ответы верны;ж) затрудняюсь ответить
15. Отвечая на вопросы анкеты, почувствовал ли ты себя патриотом? (нужноеобвести):
а) Да б) Нет
Страница самооценки обучающихся.
Оцени самостоятельно свои достижения в конце каждой Макросферы.
Используй цветовую гамму, пятибалльную шкалу или 100% соотношения.
Знаю | |||
Умею | |||
Использую в жизни |
Ответь на вопросы в конце учебного года:
«Можно ли считать тебя гражданином Донецкой Народной Республики?Почему?»
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЛИТЕРАТУРА |
1. КонституцияДонецкой Народной Республики.
2. Декларация о защите прав человека.
3. Абдулкаримов Г. Г. Этнические стереотипы школьников: проблема формирования толерантного сознания //Образование в современной школе. - 2002.
4. АсмоловА.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа //Толерантность в общественном сознании России. М., 1998.
5. Битянова М., Вачкова И. Радужный камень: Игра на развитие толерантности для учащихся 3-4 кл. // Школьный психолог. - 2002.
6. Бондарева Г. Формирование толерантной личности школьника // История "Первое сентября". -2002.
7. Бурбига С. Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой //История"Первое сентября". -2002.
8. Гасанов З.Т.Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения //Педагогика. 1999,№6.
9. Гражданское воспитание, журнал «Начальная школа» № 7, 2002.
10. Ваши права, дети» Ю. Яковлев, Москва «Международные отношения», 1999.
11. Деятельностные подходы в системе воспитательной работы», И. Н. Лавренкова, журнал «Завуч», № 3, 2006.
12. Многокультурное образование/ Г.Д. Дмитриев. – М.: Нар.образование, 1999.
13. Методические рекомендации по проведению «Урока гражданина», журнал «Начальная школа» № 3, 2002.
14. Никитова Н. А. Урок толерантности // Начальная школа. - 2002.
15. «Организация воспитательной работы в начальной школе» И. Г. Рябинена, журнал «Завуч», № 1, 2006.
16. Павленко Е. Стремись творить добро //Начальная школа. - 2002.15.
17. Палаткина Г. Этнотолерантность в мультикультурном регионе // Школьные технологии. -2003.
18. «Патриотическое воспитание», И. А. Пашкович, издательство «Учитель», 2006.
19. «Патриотическое воспитание», газета «Начальная школа», № 12, 2007.
20. Похвала терпимости //Курьер ЮНЕСКО. 1992, сентябрь.
21. Программа гражданско-патриотического воспитания, журнал заместителя директора школы по воспитательной работе № 3, 2006.
22. Ты и твои друзья» В. Н. Романюта.
23. 19.Щеголихина Н. Б. К проблеме формирования культуры межнациональных отношений: Урок толерантности //История "Первое сентября". -2002.
24. «Школьная толерантность и правовая культура» Г. Е. Илюхина, журнал «Начальная школа. До и после» №5, 2007.
25. «Я и мой мир» Н. И. Элиасберг, журнал «Начальная школа» №1, 1999.