История развития экспериментальной психологии на Западе.




 

Особо подробно и детально мы не будем задерживаться на этом периоде, его более подробно студенты проходят в рамках курса «История психологии». Упомянем лишь здесь имя Аристотеля и его представления о мире и человеке, как философа, которые он изложил в трактате «О душе». Нужно помнить, что философия первична по отношению к науке, поскольку первый шаг любого мышления направлен на разрешение онтологических проблем. Но в античное время (и очень долго после этого) отличий между Наукой и Философией не существовало.

Знания являются научное тогда, если его можно подтвердить в эмпирическом исследовании, результаты которого есть инвариантными относительно пространства, времени, личностных характеристик исследователя. Относительно психологических знаний решения этой задачи усложняется качественной своеобразностью и неповторимостью внутренних психических явлений, для которых довольно сложно найти адекватной объективные, внешние относительно психики показатели. Поэтому для внедрения экспериментального метода в психологию нужно было создать определенные предпосылки, которые бы обеспечивало возможность экспериментального (объективного) исследования психики.

Внедрение эксперимента в психологию было обусловлено, прежде всего развитием философии, которое обогатило психологию методологическими принципами исследования психики, в частности принципами детерминизма, развития, системности и т.п..

Г. Фресс делает замечание по этому поводу, который именно в границах философии была выдвинутая идея измерения в психологии. Так, X. Вольф еще в XVIII ст. ввел в употребление не только сам термин "психология", но и понятие о психометрии. Он предложил измерять психические явления за их продолжительностью и интенсивностью и, например, считал, Что можно измерять величину удовлетворения осознаваемым нами совершенством, а величину внимания — продолжительностью аргументации, за которой человек способная проследить.

Важное значение для развития экспериментальной психологии имели и достижение в биологии, в частности эволюционное учение Ч. Дарвина, который в своей работе "Происхождение видов" (1859) поставил вопросы, которые непосредственно касались внедрения эксперимента в психологию. Так, он доказывал не только физическую, а и психологическую неразрывность видов, утверждая, соответственно, возможность сравнения выявленных эмпирически как физических, так и психических особенностей животных и людей. В частности, в работы "Выражение эмоций у человека и животных" (1872) он сделал вывод, что эмоции человека можно рассматривать как следствие тех действий животных, которые было полезными за своей сутью. Поэтому очевидности приобрела возможность экспериментальных исследований причин и закономерностей психических явлений.

1898 г. Э. Торндайк поставил вопросы об интеллекте животных, предрасположив, соответственно, внимание исследователей к зоопсихологии, какая стала подпочвой для экспериментального исследования психики бихевиористами, помогая понять (хотя бы на основании аналогии с животными) некоторые функции человеческой психики.

Но непосредственно экспериментальное изучение психики началось благодаря успехам физиологии и, в частности, нейрофизиологии, в рамках которой были определены материальные предпосылки функционирования психики. В соответствии с этим следует прежде всего отметить целый ряд открытий, сделанных на протяжении XIX ст.: различение чувствительных и подвижных нервов (1822), открытие того факта, который центром движений — рефлексов есть мозг, а также закона специфической энергии нервов, соответственно которого мы познаем не непосредственно вещи, а лишь возбуждение самых нервов (Й. Мюллер, 1838), выявление существования специальных нервов не только для пяти основных ощущений, а и для их качеств — цвета, высоты звука и т.п. (Г. Гельмгольц, 1860). В эти же года было открыто, что нервный импульс есть электрической волной, которая заряженная отрицательно (М. Бернштейн, 1849-1866), при этом скорость передачи импульса составляет 50 м/с (Г. Гельмгольц, 1850). Тогда же была выдвинута идея мозговой локализации (Ф. Галль), открыт центр языка (П. Брока, 1861), а также то, что спинномозговые рефлексы тормозятся центральными механизмами (И. Сеченов, 1863).

Интенсивно развивались физиологическая оптика и акустика (Г. Гельмгольц, 1855-1866), в рамках которой была разработана теория восприятия, или так называемую теорию несознаваемых умозаключений. В соответствии с этой теорией каждое восприятие есть больше, чем актуальное сенсорное данное, причем прирост возникает за счет несознаваемых ассоциаций, на основании повторов в предшествующем опыте.

Из этих научных исследований вытекала и была подтверждена эмпирически зависимость научных наблюдений от предшествующего опыта наблюдателя. В связи с этим, в частности, широко известная история увольнения ассистента обсерватории в Гринвиче за ошибки в вычислениях, изученная и описанная Бесселем. При этом более поздний было доказанное существование личного уравнения в перцептивной деятельности, которое и обусловило опоздание реакции и, соответственно, неумышленные ошибки в вычислениях.

 

Значительный взнос во внедрения эксперимента у исследования психики сделала психофизика, в которой на основе исследований П. Бугера и Э. Вебера были выявленные связи между стимулами и интенсивностью ощущений (Г. Фехнер, 1860). По мнению П. Фресса именно Г. Фехнер основал экспериментальную психологию, создав экспериментальные методики измерения порогов ощущений, которые до этого времени находят применение во всех исследованиях, посвященных перцептивным процессам, и есть первым этапом подготовки будущего психолога-экспериментатора. Именно Г. Фехнер применил к ошибкам измерения в психологии закон Лапласа — Гаусса, открыв дверь для проникновения в психологию идей вероятности.

Итак, перед учеными разных областей знаний возникли психологические проблемы — проблемы ошибок ощущений и вообще участия психики в отчете субъекта о своем опыте. Поэтому не удивительно, что первыми учеными-экспериментаторами в психологии стали физики (Г. Фехнер, Г. Гельмгольц) и физиологи (В. Вундт, И. Сеченов, И. Павлов), а их работы стали естественно-научной основой для внедрения эксперимента в психологию.

В особенности следует отметить, что эти ученые формировали экспериментальные методы, которые могло быть применены и во время изучения психических явлений.

Становление экспериментальной психологии связывают с 1879 г., когда В. Вундт в Лейпциге создал первый институт психологии, то есть первую экспериментальную психологическую лабораторию.

Вместе с тем очевидно, что эта довольно условная дата. Ведь работы Э. Вебера, Г. Фехнера, Г. Гельмгольца есть по сути психологическими экспериментами. Недаром Б. Ананев характеризовал "Элементы психофизики" Г. Фехнера как одну из фундаментальных работ в истории экспериментальной психологии. Следует заметить, что задолго до 1879 г. И. Сеченов применял психофизиологические и психологические методы в своих исследованиях.

Поэтому в истории становления экспериментальной психологии можно условно виделить два периода:

· долабораторный, в котором ведущими являются психофизика и психофизиология (Г. Гельмгольц, И. Сеченов, Г. Фехнер);

· лабораторный, в котором, в зависимости от методологических подходов, различают этапы, связанные с развитием:

1) физиологической и интроспективной методологии в виде вундтовской экспериментальной психофизиологии и ряда ее разновидностей;

2) экспериментальной интроспекции, начатой вюрцбургской школой;

3) французского патопсихологического подхода;

4) двух направлений, которые развивались параллельно:

— бихевиоризм;

— гештальтпсихология;

5) диалектико-материалистический подход в отечественной психологии.

Работы, которые проводилось В. Вундтом и его многочисленными учениками (Э. Крепелин, Э. Титченер) в рамках первого из указанных подходов, касались в основном простых реакций, а их конечной целью было изучение во время этих реакций "содержания" сознания, о котором экспериментатор делал вывод на основании интроспективного отчета исследуемого. В. Вундт исключал из экспериментального изучения высшие психические процессы как такому, что недоступные познанию в експерименте.

Но уже 1885 г. Г. Эббингауз экспериментальное исследует память, используя количество повторений как меру запоминания, а 1897 г. — интеллект или умственную одаренность, используя метод дополнения. Хотя за организацией его опытов интроспекция не исключалась, а интроспективные данные существенно дополнялись экспериментальными.

В этом же направлении шли исследования выдающегося французского психолога А. Бине, который также изучал высшие психические функции — мышление, интеллект. Он собрал огромный фактический материал о разных психических явлениях практически во всех областях психологии (общей, патопсихологии и клинической психологии, детской и педагогической психологии, дефектологии и психометрии, психологии индивидуальных отличий, экспериментальной педагогике и т.п.). Известны исследования Ф. Гальтона, который, кроме создания экспериментальных методик (порогов слуховой чувствительности, ассоциативного эксперимента), разработал основы статистических методов обработки экспериментальных данных, изучал проблему наследования способностей (в частности, влияние интеллекта на порядок рождения).

Экспериментальная интроспекция была создана одним из учеников В. Вундта О. Кюльпе. Он, в отличие от В. Вундта, считал, что можно экспериментальное изучать высшие психические функции, в частности мышления. В своих экспериментах он использовал интроспекцию как основной метод: исследуемые размышляли о чем-то, а потом описывали свой опыт. Но, изучая суждения, с помощью которых описывался процесс решения проблемы, исследователь находил массу образов, тем не менее ничего, что отвечало бы его конечному результату. Отсюда вытекало существование мышления без образов ("чистое мышление"), которое протиставлялось другим его формам, а зависимость мышления от языковой и практической деятельности игнорировалась. В результате стало понятной, что интроспекция есть ограниченным средством эмпирического познания психики.

В это время открытия И.П. Павловым условных рефлексов (1903) привело к возникновению бихевиоризма. Дж. Уотсон, основатель этого направления, который, кстати, было зоопсихологом, делал замечание, что трудности интроспекции для животных не существует и предложил подход зоопсихологов к изучению фактов поведения животных применить к людям. При этом поведение рассматривался как результат научения. Такой подход начал целый ряд экспериментальных исследований по схеме "стимул — реакция", а более поздний по схеме "стимул — промежуточная сменная — реакция" (К. Халл, Б. Скиннер, А. Бандура).

На это же время активно развивалась гештальтпсихология. В частности, ученик О. Кюльпе М. Вертгеймер экспериментально исследовал иллюзии движения (1912), обнаружив, что сложный психический образ не является простоя суммой его составных. Э. Рубин 1915 г. экспериментально доказал существования различения фигуры и фона.

Позднее близкие позиции к гештальтпсихологов заняла К. Левин и его школа, которые распространило принцип системного, целостного подхода к экспериментальному исследованию психики, заложили основы эксперимента в социальной психологии, постепенно переходя от исследования перцептивного поля к полю деятельности и вообще к полю жизненного пространства личности.

Во Франции распространился патопсихологический подход к экспериментальному исследованию психики, основателем которого был Т. Риббо. По его мнению, болезнь — тончайший эксперимент, который осуществлен природой в определенных обстоятельствах и такими средствами, которых не имеет в своем распоряжении человек (речь шла об исследовании болезней памяти, воли, личности, внимания). Ученик Т. Риббо П. Жане при этом утверждал, что для того чтобы распространить на людей эмпирически установленные закономерности поведения, необходимо не только оставить место для сознания, а и рассматривать ее как особую форму, которая надстраивается над элементарным поведением, не забывая при описании поведения таких явлений, как вера. Вместе с тем (под влиянием позитивизма О. Конта) в таком подходе наблюдалась переоценка роли научного факта, фактография.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: