Естественная освещённость




 

Естественная освещённость влияет на безопасность плавания, как об этом свидетельствует аварийная система. Расчёт освещённости выполняется двумя последовательными приближениями. Вначале по широтам и гринвичским датам планируемого плавания выбирают из МАЕ, без интерполяции, моменты местного среднего времени восхода и захода солнца, а также восхода и захода луны. По определённой дате предполагаемого места на полдень каждых суток моменты восхода захода Солнца и Луны определяют судовое время этих моментов. Затем, для предвычисленных мест судна, рассчитывают по МАЕ момент явлений, характеризующих освещённость.

По широте места судна и склонению Солнца на моменты его восхода и захода, по таблице №20а "МТ-75", рассчитываются азимуты Солнца при его восходе и заходе. На каждые сутки плавания по маршруту рассчитываются возраст и фаза Луны. Все рассчитанные элементы освещённости заносятся в таблицу 2.4.1

 

Таблица 2.4.1 - Естественная освещённость

Дата Начало навигационных сумерек час: мин Тс час: мин А град Тс час: мин А град Начало навигационных сумерек ч.,: мин Тс час: мин В Ф Тс час: мин
                     
01.04 04.23 05.39 64,8º 18.12 294,3º 19.26 06.34     22.06
02.04 04.37 05.44 65,0º 18.15 293,7º 19.22 07.53     23.23
03.04 04.46 05.52 66,3º 18.16 292,9º 19.22 09.00     00.11
04.04 04.11 05.09 66,4º 18.22 292,5º 19.20 10.57     -
05.04 04.26 05.24 67,4º 18.35 292,8º 19.32 12.00     00.43
06.04 04.34 05.32 66,1º 18.51 294,3º 19.44 11.50     01.11
07.04 04.17 05.26 64,9º 18.09 296,3º 19.18 13.01     01.53
08.04 04.29 05.37 63,3º 18.26 297,3º 19.47 14.19     02.43

 

Приливные явления

 

Учитывая то, что величины приливо-отливных явлений на всей акватории Чёрного моря, незначительны, расчёт приливов выполняется только для порта Триест на 5 суток планируемой стоянки. Время наступления полных и малых вод и их высоты определяются по таблицам приливов, а результаты расчёта заносятся в таблицу 2.5.1.


Таблица 2.5.1 - Приливы

Дата Утренние воды Вечерние воды
ПВ МВ ПВ МВ
Тс h Тс h Тс h Тс h
08.04 18ч14м 0,7 12ч18м 0,3 - - 00ч22м 0,2
09.04 19ч10м 0,8 13ч20м 0,2 06ч01м 0,8 01ч38м 0,2
10.04 07ч32м 0,9 14ч09м 0,1 19ч59м 0,8 02ч23м 0,1
11.04 08ч16м 0,9 14ч49м 0,1 20ч02м 0,9 03ч02м 0,1
12.04 08ч56м 0,9 15ч25м 0,1 21ч22м 0,9 03ч36м 0,1

 

Оценка точности места

Навигационная безопасность мореплавания обеспечивается счислением пути судна и периодическими обсервациями только с учётом их точности, которая традиционно оценивается среднеквадратической погрешностью СКП (М), вероятность которой составляет Р = 63%.

Однако "Стандартами точности судовождения" ИМО для оценки точности текущего (счислимого) места судна принята вероятность Р = 95%. Этому требованию практически удовлетворяет круг радиусом R = 2 М.

Требования к точности судовождения при плавании в любой зоне (стеснённого плавания, прибрежная зона, зона открытого моря), допустимое время плавания по счислению, значения СКП измерения возможных на переходе навигационных параметров, а также формулы для расчёта СКП счисления (Мсt), СКП счислимого места (Мсч), СКП возможных обсерваций (Мо) приведены в таблицах 2.6 1 - 2.6.6. Руководствоваться их данными необходимо при ведении исполнительной прокладки.

 

Таблица 2.6.1-Количественные параметры Международного стандарта точности плавания.

Зона судна плавания Радиальная СКП определения места Частота обсерваций Допустимое время обработки параметров
Зона стеснённого плавания - акватория портов, гаваней 5¸20 м   непрерывно   мгновенно  
- узкие (100¸200м) каналы, фарватеры 0,15 их ширины 1¸5 мин 0,5¸1 мин
Прибрежная зона -фарватеры шириной 2¸20кб 0,2 их ширины   1¸5 мин.   0,5¸1 мин.  
- СРДС 0,2 ширины полосы движения (1¸5кб) 10¸30 мин. 1¸3 мин.
- рекомендованные пути до 25 миль от берега 2% от расстояния до берега, но не > 2 миль 20¸30 мин. 1¸3 мин.
- рекомендованные пути в расстоянии > 25 миль от берега не > 2 миль 1¸2 часа 5¸10 мин.
Зона открытого моря 2% от расстояния до навиг. опасности, но не > 2 миль 2¸4 часа 10¸15 мин.  

 

Таблица 2.6.2 - Допустимое время плавания по счислению (мин).

Кратчайшее расстояние до навигационной опасности, (мили) Допустимая Р=95° погрешность места Мд (мили) Погрешность последней обсервации Мo (Р = 95%) мили.
< 0,1 0,1 0,25 0,5 1,0 2,0
  0,4       - - -
  0,8         - -
  1,2           -
  1,6           -
  2,0           -
  2,4            
  2,8            
  3,2            
  3,6            
  4,0            

 


Таблица 2.6.3 - Вероятность обнаружения подходного буя в зависимости от точности места и расстояния до буя.

СКП места, М (мили) Дальность обнаружения буя (мили)
2,5 3,0 3,5 4,0 4,5 5,0
0,5 1 1 1 1 1 1
1,0 0,956 0,989 0,9982 0,9997 1 1
1,5 0,753 0,865 0,934 0,973 0,989 0,9963

 

Таблица 2.6.4 - Значение коэффициента Кр2 в зависимости от заданной вероятности (Рзад) при неизвестных элементах эллипса погрешностей.

Рзад. 0,950 0,990 0,993 0,997 0,999
Кр2 1,73 2,15 2,23 2,41 3,0

 

Таблица 2.6.5- Значения Средней квадратичной погрешности навигационных параметров.

Навигационный параметр (НП) Средства измерения Н.П. СКП Н.П. (из опыта плавания) Навигационная функция Навигационная изолиния Направление и модуль градиента Н.П.
           
Высота светила (h°) Навиг. секстан (СНО) ±0,4 ¸ 0,8¢ ±0,6 ÷ 1,2¢ sin h = sinjxsinδ+cosjx cosδxcos (tгр-λ) Круг равных высот - малый круг с центром в полюсе освещения и сферическим радиусом R = = z = 90° - h τ = Ac g = 1
Горизонтальный угол (α°) Навиг. cекстан ±1,1 ÷ 2,1' cos α = = где D1,2 - расстояние до ориентиров; d - расстояние между ориентирами Изогона - окружность, проходящая через оба ориентира и имеющая вписанный угол "α" τ =П g=1.85 H D Или g=0.54β2 D Где Н - высота ориентира
Вертикальный угол (β) Навиг. секстан (СНО) ±0,5÷1,0'   Нxctgβ= √ ((х-х0) 2 + + (у-у0) 2) х, у - прямоугольные координаты точки места измерения Окружность радиусом D с центром в точке ориентира и имеющая вписанным угол "β" τ =П1+δ±90° - на центр изогоны g=3438xD D1xD2 δ - угол между П1 и П2
Визуальный пеленг (ИП) ПГК-2 сопряжён-ный с ГК, пеленга-тор сопряжён-ный с МК ±0,5÷1,6° ±0,8÷1,9° ctg П = = или tg П = Δφ - разность широт ориентира и судна Δλ - разность долгот ориентира и судна φm= φcор ctg П = tgφx cosφxcosecΔλ-sinφxctg Δλ Δλ=λрм - λс Прямая, проходящая через ориентир под углом "ИП" к меридиану τ = ИП - 90° g = 57.3 D
Радиолокационный пеленг (РЛП) НРЛС ±0,7÷1,9° ±1°-точ. ор. ±2÷3° - мин.  
Радиопеленг на радиомаяк (РП) Радиопе-ленгатор (АРП) День ±0,9÷2,2° Ночь ±1,1÷3,0° D≤100 миль ±1÷±1,5° D100÷200 миль: ±2,0°

 

Расстояние до ориентира (Dр) НРЛС Ориентир точечный: ±0,5÷±1% от D Береговая линия: ±0,5÷3% от D D2=Δφ2+ Δλ2x cos2φ Δφ=φс - φор Δλ=λс - λор Окружность с центром в точке ориентира и радиусом D. При больших D - изостадия τ = П ± 180° "+"-П<180° g = 1 мили мили
Сигналы РНС "Лоран-С" в импульсном варианте КПИ ±0,8÷1,7 мкс. ±1,0÷1,5 мкс. С фиксацией фазы ±0,4÷0,5 мкс ±2,0÷3,0мкс Δ D=2 sin ω x Δn Плоская гипербола уравнение которой: ; ; - в сторону ближ. фок g = 2xsinW/2
Сигналы фазовых РНС "Декка" ПИРС День ±0,1÷0,12ф. ц. Ночь ± 0,2ф. ц.
Сигналы РНС "МАРС - 75" КПИ Лето ±0,3мкс Зима ±0,35мкс
Сигналы РНС "БРАС", "РС-10" ГАЛС РС-1 ±0,1мкс ±0,09мкс
Сигналы РНС "Омега" КПФ Благоп. усл. ±0,06÷0,15ф. ц. Неблаг. Усл. ±0,44÷0,28ф. ц. tg2x _ tg2y = 1 tg2a tg2b a = Δ D; b = sin c cos a c = 1 cферической 2 базы Сферическая гипербола с параметрами а, в, х, у - прямоугольные сферические координаты
Сигналы низкоорбитальных СНС "Шхуна" "АДК-3М" VT = 0.4уз ±240м VT = 0.8уз ±400м VT = 1.2уз ±590м 50÷300м cos φq x cosλq - A2 cos2φq = 1 B2 φq, λq - квазикоординаты А22 + tg2α 2К В2 = К2 xcos2 α - sin2 α К - расстояние от центра Земли до НИСЗ След пересечения с поверхностью Земли двухполосного гиперболоида вращения α - угол раствора кругового конуса, в вершине которого НИСЗ на t зам
Сигналы среднеорбитальных СНС СНС "ГЛОНАСС" СНС "НАВСТАР" Диф. режим ±20÷35м ±36м ±3÷5м

 

Таблица 2.6.6 - Расчёт Средней квадратичной погрешности места судна.

Характеристика места судна Формула для расчёта радиальной (круговой) СКП места судна Примечание
     
Счислимое место судна Мсч= (мили) Мо-СКП последней обсервации (мили) Мсt -СКП счисления (мили)  
СКП счисления пути судна   Мсt =0,7 x Кс x tч (мили), при t<2ч Мсt = Ксx ч (мили), при t> 2ч Кс - коэффициент счисления в районе t - время плавания по счислению (час)  
Обсервованое место по двум пеленгам Мо = (мили) mn° - CКП измерения пеленга (град); θ - разность пеленгов на ориентиры; D1,D2 - расстояния до ориентира (мили)
Обсервованое место по трём пеленгам   Мо = mn° - СКП измерения пеленга (град); D1,2,3 - расстояния до ориентира (мили); α, β - углы между пеленгами (град)
"Крюйс-пеленг"   Мсо = (мили) Мо - СКП в определении места по двум пеленгам Мot - СКП с счислениями за время между П1 и П2 θ - разность пеленгов
Обсервованое место по пеленгу и дистанции до одного ориентира   Мо = (мили) mno - СКП измерения пеленга (град) mD - СКП измерения расстояния до ор-ра (кб) D - расстояние до ориентира (кб)
Обсервованое место по двум дистанциям   Мо = (мили) θ - угол между направлениями на ор-ры (град) mD1,2 - СКП измерения расстояния (мили) При mD1 = mD2 = mD - М0 = 1,4mD sin θ
Обсервованое место по трём дистанциям   Мо = (мили) mD - СКП измерения расстояния до ор-ра (мили) θ - угол между направлениями на ор-ры (град)  
"Крюйс-расстояние"   М = (мили) Мo - СКП определения места по расстояниям до двух ор-ров (мили): (х). МСt - СКП счисления за время между D1 и D2 (+) θ - угол между Л. П.1 и Л. П.2 в точке пересечения D1 и D2
Обсервованое место по двум горизонтальным углам трёх ориентиров   Мо = (мили) D1,2,3 - расстояния до ориентиров (мили) mά - СКП измерения углов (угл. мин) d1-2,2-3 - расстояния между ориентирами (мили) θ - угол пересечения линий положения (град)
Обсервованое место по горизонтальному углу к пеленгу на один из ориентиров   Мо = (мили) α - измеренный горизонтальный угол (град) m α - СКП измерения угла (угл. мин) mn° - СКП измерения пеленга (град) D2 - расстояние до закрытого ориентира (мили) d1-2 - расстояние между ориентирами (мили)
Обсервованое место по горизонтальному углу и дистанции до одного из ориентиров   Мо = (мили) mα - СКП измерения горизонтального угла (угл. мин) m2D - СКП измерения дистанции (мили) D1, D2 - расстояние до ориентиров (мили) d - расстояние между ориентирами (мили)
Обсервованое место по пеленгу на ориентир и высоте светила (П и h)   Мо = (мили) mh - СКП измерения высоты светила (угл. мин) mn - СКП измерения пеленга на ориентир (град) D - расстояние до ориентира (мили) θ - угол пересечения линий положения (град)
Обсервованое место по секторным РМ КАМ или РНС с использованием радионавигационных карт   Мо = (мили)   mзн - СКП в определении Орт. П (знаки) mv - СКП измерения радионавигационного параметра (мыс, ф. ц….) Δ -разность оцифровки соседних гипербол (зн., мкс, ф. ц….) L - расстояние в милях
Обсервованное место по спутниковой РНС   Мо = mp x sec hср x = mp xГ   mp - CКП определения расстояния до НИСЗ hcp - средняя угловая высота НИСЗ ΔA - разность азимутов между парами НИСЗ Г - геометрический фактор

 

Таблица 2.7.2 - Допустимое время плавания по счислению (мин) для Кс= 0,5.

с = 0,5
Кратчайшее расстояние до ближайшей опасности М (доп) М0 последней принятой к счислению, обсервации, (мили)
0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 1,9 2,0
  0,1 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
  0,2   - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
  0,3     - - - - - - - - - - - - - - - - - -
  0,4       - - - - - - - - - - - - - - - - -
  0,5         - - - - - - - - - - - - - - - -
  0,6           - - - - - - - - - - - - - - -
  0,7             - - - - - - - - - - - - - -
  0,8               - - - - - - - - - - - - -
  0,9                 - - - - - - - - - - - -
                      - - - - - - - - - - -
  1,1                     - - - - - - - - - -
  1,2                       - - - - - - - - -
  1,3                         - - - - - - - -
  1,4                           - - - - - - -
  1,5                             - - - - - -
  1,6                               - - - - -
  1,7                                 - - - -
  1,8                                   - - -
  1,9                                     - -
  2,0                                       -

План обсерваций

 

При разработке навигационного дипломного проекта для всех участков пути намечаются основные и резервные способы обсерваций.

С этой целью на генеральные карты перехода наносятся границы видимости маяков и приметных радиолокационных ориентиров, границы действия радиомаяков и рабочих зон РНС. Измеряются на карте и записываются пеленги открытия и закрытия маяков при входе и выходе из района их действия, отсчёты приёмоиндикаторов РНС при входе в их рабочие зоны и выбирают наиболее точные способы определения места судна. Результаты сводятся в таблицу 2.7.1.

 

Таблица 2.7.1 - План коррекции счисления

Тс от …. до…. Средства и способы определения
Основной Резервный
Ориентиры, способ Мо Ориентиры, способ Мо
00.03 05.42 м. Шиле, м. Карабурун, по двум пеленгам 0,4 РМк Румели РМк Маслен - Нос 0,7
07.25 08.10 м. Ешилькёй, пеленг - дистанция 0,5 РМк Пазарбаши пеленг-дистанция 0,8
22.27 23.43 м. Хошкей, пеленг - дистанция 0,5 Текирдаг АРМк РМк Румели 0,7
09.33 13.06 м. Литари, пеленг - дистанция 0,5 Лемнос АРМк Александропулис АРМк 0,7
16.41 19.42 РНС Лоран-С 0,5 м. Ангалистра, пеленг - дистанция 0,6
19.57 22.35 РНС Лоран-С 0,5 м. Айос-Еорьос, пеленг - дистанция 0,5
06.27 09.08 РНС Лоран-С 0,5 м. Сташфани, пеленг - дистанция 0,5
21.22 03.45 м. Ерогомбос, пеленг - дистанция 0,5 РМк Санта-Мария-ди-Леука РМк Керкира 0,7

Заключение

 

Курсовая работа на тему комплексная проработка рейса судна "Волго - Балт" по маршруту: порт Одесса - порт Триест.

Рейс выполняется на сухогрузе типа "Волго - Балт" с дедвейтом 3192т. Судно находится под надзором классификационного общества Регистр Украины и имеет класс регистра М-СП. Переход по маршруту осуществляется в весенний период (апрель) в благоприятных метеоусловиях. Общая протяжённость маршрута 1623,32 мили. Был произведён подбор карт, руководств и пособий для плавания, также просчитан вариант плавания по дуге большого круга. Сложными участками на маршруте являются проливы Босфор и Дарданеллы. В работе произведён анализ способов определения места на переходе и расчёт предельной погрешности определения места на сложном участке с вероятностью 93%.

Определение места на переходе возможно традиционными способами: визуальные в прибрежном плавании и по СНС "Навстар", "Глонасс", РНС "Лоран-С" в открытом море.

При определении места на сложных участках наиболее точными являются способы определения по двум радиолокационным дистанциям и по радиолокационной дистанции и пеленгу.

В работе произведён расчет естественной освещённости на переходе и расчет приливов на 5 суток стоянки в порту Триест. Маршрут планируется проходить со скоростью 9 узлов.


Список использованной литературы

 

1. Рекомендации по организации штурманской службы на судах (РШС-89). - М.: ЦРИА "Морфлот", 1989. - 186 с.

2. Лесков М.М., Баранов Ю.К., Гаврюк М.И. Навигация 2-е издание, перераб. и доп. - М.: Транспорт, 1986-247 с.

3. Ермолаев Г.Г. Морская лоция - 4-е изд. - М.: Транспорт, 1982. - 392 с.

4. Ермолаев Г.Г. Судовождение в морях с приливами 2-е изд. - М.: Транспорт, 1986. - 254 с.

5. Ермолаев Г.Г. Справочник капитана дальнего плавания. - М.: Транспорт, 1988. - 143 с.

6. Кондрашихин В.Т. Определение места судна - 2-е изд. - М.: Транспорт, 1989. - 169 с.

7. Красавцев Б.И. Мореходная астрономия - 3-е изд. -М: Транспорт, 1986. - 302 с.

8. Баранов Ю.К., Гаврюк М.И. и др. Навигация - 3-е изд. Учебник для ВУЗов. С. - П. Лань 1997. - 512 с.

9. Устав службы на судах морских пароходств Украины. - Одесса: ДМРФ МТ 1994. - 124 с.

10. Международная конференция по подготовке и дипломированию моряков - 1978-М: ЦРИА "Морфлот" 1982. - 145 с.

11. Бурханов М.В. Справочная книжка штурмана. - М: Транспорт. - 1986. - 236 с.

12. Сборник организационно-распорядительных и других документов и материалов по безопасности мореплавания. - М: в/о "Мортехинформ-реклама", 1984. - 264 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: