Погибал ли кто невинный?




1. Иов.2:11 – что сделали друзья Иова, услышав о его несчастьях?

Друзья Иова пришли к нему, чтобы разделить с ним его скорбь.

2. Иов.2:12–13 - какой увидели ситуацию друзья Иова? Как они отреагировали? Чему мы можем научиться у них на этом этапе повествования?

Друзья Иова прибыли из разных мест, семь дней сидели вместе с Иовом, плакали и разделяли с ним его скорбь, не произнося ни слова. Трудно подобрать правильные слова, чтобы утешить тех, чье горе ранит нас в самое сердце.

3. Иов.4:1,2 – что произошло после того, как Иов заговорил?

4. Иов.4:3–11 - в чем суть речи Елифаза, обращенной к Иову?

Елифаз не отличался тактичностью. По его словам, Иову не составляло труда быть светом и утешением для других, когда дела шли хорошо. Но теперь, когда с ним приключилось зло, он «упал духом» (4:5). Тем не менее он не должен себя так вести. Бог справедлив, и поэтому несчастья постигают нас заслуженно. Елифаз защищает характер Бога.

Речь Елифаза носит отпечаток богословия воздаяния, устанавливающего прямую взаимосвязь между грехом Иова и Божьим наказанием. Он говорит, что невинный не погибает (Иов.4:7,8). Данное заявление Елифаз подтверждает собственными наблюдениями, а также тайными Божественными откровениями, полученными во сне (Иов.4:12–16). Он призывает Иова обратиться к Богу (Иов.5:8), покаяться, а также снова добиваться Божественного расположения (Иов.5:11–18).

5. В чем ошибочны рассуждения Елифаза о причине и последствиях греха? Почему он заблуждается?

Книга Иова свидетельствует о том, что знанием о Боге обладали не только патриархи и впоследствии израильтяне, но и другие люди. Однако ни Иов, ни его друзья не знали о диалоге, произошедшем на небе и описанном в Иов.1 и 2. Книга Иова показывает нам, насколько тесно взаимосвязаны сверхъестественное царство Бога и ангелов и естественный мир, населенный людьми.

Елифаз считал, что бедствие постигает только нечестивых. Иов знал, что это не так и что он не заслужил обрушившихся на него страданий.

Конечно, Бог справедлив. Но это вовсе не означает, что Его справедливость проявляется автоматически в любой ситуации, происходящей в греховном мире. Справедливость и правосудие восторжествуют, но не обязательно в настоящее время (Откр.20:12). Жизнь по вере подразумевает доверие Богу, убежденность, что справедливость, которой не хватает на земле, в один прекрасный день воцарится.

6. Иов.6:24-27 – как отреагировал Иов на слова Елифаза?

Иов испытывал горькие чувства, когда Елифаз начал говорить о причине его страданий.

7. Чему мы можем научиться из речи Елифаза (а также из ответного слова Иова) в отношении собственных поисков богословского объяснения страданий? Должны ли мы связывать страдания с грехом?

Кто из нас, сталкиваясь с чужими страданиями, не пытался дать легкое объяснение тому, что не имело никакого смысла, вселить в человека надежду, не задумываясь, насколько искаженной выглядит эта надежда?

Однако наша задача - врачевать надломленную трость, а не ломать ее окончательно (Ис.42:3). С этой задачей Елифаз явно не справился.

 

Человек и его Создатель

1. Иов.4:17 – что вы можете ответить на вопрос Елифаза?

2. Иов.4:12–21 - какие аргументы приводит Елифаз Иову?

Слова Елифаза не относились к делу. Вопрос был не в том, лучше ли Иов, чем Бог. Иов жаловался не на это. Он говорил о том, насколько он несчастен, как сильно страдает, а не о том, что он является праведнее Бога в том или ином отношении.

Однако Елифаз так рассудил - если Бог справедлив и несчастье постигает только нечестивца, то, должно быть, Иов сделал что-то такое, за что теперь вынужден страдать. Следовательно, жалобы Иова беспочвенны. Стремясь защитить Бога, Елифаз читает нравоучения Иову.

 

Поспешное суждение

1. Иов.4:12–21 - уместны ли были аргументы Елифаза в данной ситуации? Чему мы можем научиться из этого отрывка?

а) Многое из того, что Елифаз сказал Иову, было правильным. Он высказал много верных идей, которые перекликаются с содержанием других библейских текстов. И все же его ответ Иову был в корне ошибочным. Проблема состояла не столько в его словах, сколько в их неуместности. Истины, которые он излагал, просто не подходили к конкретной ситуации. Не вся важная информация была известна Елифазу и всем остальным персонажам, включая самого Иова. Поэтому поспешность Елифаза в вынесении суждения, пусть и верного с точки зрения богословия, едва была правильной в данных обстоятельствах.

Легко, оценив в общих чертах ситуацию, бросить мимоходом несколько избитых фраз или даже несколько библейских текстов, которые, по вашему мнению, уместны в данном случае. Но, даже если наше суждение верно, мы можем высказать его в неподходящий момент и не самым лучшим образом.

б) «Многие полагают, что они олицетворяют правосудие Божье, тогда как абсолютно не обладают Его чуткостью и Его неизмеримой любовью. Нередко люди, с которыми они обходятся строго и сурово, находятся под гнетом искушения. Сатана борется с этими душами, а резкие, безжалостные слова совсем лишают их мужества и приводят к тому, что они становятся добычей искусителя» (Э. Уайт. Служение исцеления, с. 163).

Иов олицетворяет все человечество, потому что все мы оказались вовлеченными в великую борьбу и страдаем от этого. И в определенный момент всем нам требуется сострадание и сочувствие, а не нравоучения. Конечно, есть время и место для наставлений. Но когда человек сидит на куче пепла, его жизнь разрушена, дети мертвы, а тело покрыто язвами, с наставлениями следует повременить.

2. Почему следующие стихи всегда должны быть в центре нашего внимания, когда мы соприкасаемся с людьми, которых склонны считать грешниками? Мф.7:1,2; Рим.2:1–3; 1 Кор.4:5.

3. Где проходит граница между осуждением других людей и библейской идеей увещевания?

Истинное и справедливое суждение может исходить только от Божьего учения (евр. Тора). Мы должны убедиться, что, применяя мудрость, мы не берем на себя роли Бога и не судим (как это делал Елифаз), чтобы нам самим не подпасть под осуждение.

Необходимо избегать осуждения, подобного тому, что выказали по отношению к Иову его друзья, и воздерживаться от осуждения его друзей за ошибочные взгляды и черствость.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: