1) Моющие и чистящие средства:
А) мыла жидкие и твердые, косметические и хозяйственные…
Б) СМС- универсальные и для каждого вида белья, с отбеливателями и энзимами…
В) средства для чистки с абразивами, с растворителями жиров, с удалением накипи, с удалением ржавчины, дезинфицирующие, дезодорирующие…
Г) специальные средства для чистки мебели, машин, стекол, мебели, кожаной обуви…
Производство новых эффективных моющих средств связано с развитием теории коллоидной химии и производством различных ПАВ.
2) Строительные материалы:
А) краски, олифы, растворители, грунтовки, герметики, шпаклевки, клеи…
Б) пенобетон и утеплители, линолеум и обои, ковролин и трубы…
В современном строительстве используются множество синтетических материалов и химические технологии обработки традиционных и природных материалов.
3) Парфюмерия и косметика: духи и краски для волос, помада и кремы, шампуни и лак для ногтей…
4) Средства борьбы с насекомыми, грызунами, средства защиты растение и удобрения.
5) Канцелярские принадлежности: бумага и краска, ластики и карандаши…
6) Пищевые продукты.
7) Про химию и медицину можно писать бесконечно … Благодаря открытию дезинфицирующих свойств растворов хлорной извести, карболовой кислоты, хлорной ртути медикам еще в 19 веке удалось спасти тысячи жизней… Современная медицина уже не может обойтись без современных синтетических химических препаратов, которые составляют 70 % от всего числа лекарственных препаратов.
Это-
ü Болеутоляющие
ü Снотворные
ü Антибактериальные
ü Химиотерапевтические
ü Гормональные средства
Постоянно исследуются механизмы превращений химических веществ в организмах и на основе полученных знаний ведется непрекращающийся поиск лекарственных веществ. Химические процессы широко используются для диагностики и терапии.
|
Большое количество разнообразных лекарственных веществ в настоящее время получают следующими способами:
Ø биотехнологически (интерферон, инсулин, интерлейкин, рефнолин, соматоген, антибиотики, лекарственные вакцины и пр.)
Ø используя микроорганизмы
Ø путем ставшего почти традиционным химического синтеза
Ø с помощью физико-химических методов выделения из природного сырья (частей растений и животных).
5. Значение химии в решении экологических проблем.
1) Основные источники загрязнения окружающей среды:
А) продукты горения автомобильного топлива – СО2, СО, Рb;
Б) продукты горения угля – дым, шлаки, SO2;
В) черная и цветная металлургия - SO2, NO2, шлаки;
Г) ядерная энергетика, производство урана – повышают уровень радиации;
Д) производство минеральных удобрений – NO2 и NH3 в воздухе и растворимые удобрения в воду;
Е) отходы животноводства – соединения азота и фосфора, органические соединения в природные воды;
Ж) бытовые сточные воды и свалки - соединения азота и фосфора, фенол, хлорорганика и другие органические соединения в природные воды, воздух;
З) нефть и нефтепродукты – почва, природные воды.
2) Экологические проблемы, которые появились в связи с загрязнением окружающей среды, и их химическая суть:
А) Смог - дымный туман, т.е. аэрозоль, в котором мельчайшие частицы твердых веществ находятся одновременно с мельчайшими каплями воды, растворившей в себе кислотные оксиды.
|
Кроме соответствующих загрязнений для образования смога должны быть соответствующие климатические условия: частые туманы (влажный смог), длительный антициклон или особенность рельефа, приводящая к застою воздушных масс (сухой смог), очень низкие температуры в сочетании с антициклоном (ледяной смог).
Б) Кислотные дожди – дожди у которых кислая среда. Оксиды серы и азота попадающие в атмосферу растворяются в каплях воды, переносятся ветром в виде облака и выпадают на землю в виде дождя или снега. Такие дожди вызывают опадание листвы (снижают урожайность с/х культур, засыхают леса); закисляется вода в озерах и реках (гибнет рыба и насекомые); вымывают из грунта кальций и магний (деградация растений и животных); исчезновение лесов увеличивает угрозу наводнений, селей и оползней; разрушаются строения, сделанные из известковых пород (уничтожаются памятники культуры); вдыхание кислотного тумана приводит к увеличению заболеваний дыхательных путей среди населения.
В) Озоновые дыры – уменьшение концентрации озона в верхних слоях атмосферы. На высоте 20 - 50 км в атмосфере содержится небольшое количество озона. Но он надежно защищает все живое от жесткого УФ- излучения солнца. Содержание озона в атмосфере над некоторыми участками Земли уменьшается. Это связывают с повышенным содержанием в атмосфере оксидов азота и фреонов (хлорорганических соединений), которые катализируют разрушение молекул озона. Жесткое УФ - излучение провоцирует мутации в живых организмах, с ним связывают рост заболеваний раком и катарактой.
|
Г) Парниковый эффект – повышение среднегодовой температуры на Земле. Это явление связывают с увеличением содержания в атмосфере углекислого газа (в начале ХХ века – 0,029%, сейчас – 0,034%). Причина этого: сжигание огромного количества органического топлива и одновременное сокращение площади лесов. Углекислый газ пропускает солнечное (световое) излучение на Землю, но задерживает тепловое (инфракрасное) излучение Земли в космос. При повышении среднегодовой температуры ускорится таяние ледников и поднимется уровень мирового океана, произойдет затопление густонаселенных районов земного шара расположенных ниже уровня моря и изменение климата на остальной территории.
За ситуацией на планете постоянно наблюдают специальные научные станции. Они в течении долгого времени снимают различные показания, с помощью которых можно оценить состояние атмосферы, природных вод, почвы и других объектов природы. Комплексная система наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния биосферы или ее элементов называется экологическим мониторингом.
3) Человеческое общество не может отказаться от благ цивилизации и значит от производства этих благ. Но химия может уменьшить техногенное влияние на природу.
Основные направления борьбы химии за чистоту окружающей среды:
А) создание безотходных и малоотходных технологий, технологий замкнутого цикла;
Б) использование современных фильтров для очистки воздуха методов очистки сточных вод;
В) утилизация шлака и других отходов производства;
Г) утилизация полимеров и создание полимеров, разлагающихся в природных условиях;
Д) усовершенствование утилизации бытовых отходов.
Но главный источник экологических проблем - человек. С точки зрения технологической большинство процессов можно проводить с минимальным ущербом для природы. Но… Сиюминутная выгода, лень, эгоизм, отсутствие специальных знаний, безответственность, отсутствие культуры… Причиной большинства техногенных катастроф современности является человеческий фактор. Но не меньший вред природе наносят и наши «маленькие подарки» природе в виде выброшенной в море пластиковой бутылки или пакета с мусором, который вам лень донести до мусорки…
Контрольные вопросы.
1. Почему химию относят к естественным наукам?
2. Почему производство химических соединений относят к основным отраслям промышленности?
3. Что такое «химизация народного хозяйства»?
4. Какие традиционные и современные материалы использует промышленность?
5. Почему в современном обществе возникла сырьевая проблема? Как химическая наука помогает решить эту проблему?
6. Почему химию считают источником экологических проблем общества? Какие основные экологические проблемы вам известны? В чем их химическая суть?
7. Какие традиционные источники энергии используются человеком? Почему в современном мире существует энергетическая проблема? Как может помочь химия в решении энергетической проблемы?
8. Почему без развития химии невозможен прогресс медицины?