Пять шагов к успеху: что рекомендовать учащимся
Одно из самых сложных заданий в Едином государственном экзамене по истории – задание №25, которое также называется историческим сочинением. За это задание можно получить целых 11 первичных баллов, следовательно, каждому, кто претендует на высокий балл в ЕГЭ по истории необходимо научиться писать историческое сочинение.
Текст задания 25
Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:
1)………………… 2)…………………….. 3)………………….
В сочинении необходимо:
— указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
— назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);
— указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.
— используя знания исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значения данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.
Практика работы в школе показывает, что многие ученики, показывая достаточно обширные знания учебного материала, испытывают затруднения при систематизации имеющейся информации и выделении ее блоков, необходимых для написания исторического сочинения.
Написанию исторического сочинения надо учиться.
На каких аспектах этого сложного вида письменной работы следует сосредоточить внимание при подготовке к ЕГЭ по истории?
|
Первый шаг - не отказываться от выполнения данного сложного задания ни при каких-либо сомнениях. Надо обязательно пробовать - количество баллов (до 11) стоит того!
Выбрать для сочинения тот исторический период, который усвоен лучше всего.
Второй шаг.
После определения исторического периода набросать на черновике то, что о нем известно. Из всего многообразия событий (явлений, процессов) выбрать те, которые лучше всего сможете охарактеризовать.
Для этого следует ответить для себя на ряд вопросов:
1. Как можно озаглавить период, чтобы отразить его особенность, специфику'?
2. Как можно сформулировать основное содержание выделенного периода истории России? С какими основными проблемами исторического развития страны связано это время?
3. Какие события (явления, процессы) относятся к данному периоду истории страны? Какие из них являются основными (характерными), взаимосвязанными?
4. Деятельность каких исторических личностей относится к данному периоду? Кто из них сыграл значимую роль в указанных событиях (явлениях, процессах)? Каково основное содержание и результаты их деятельности в этот период?
5. Каковы причины ведущих исторических событий (явлений, процессов), происходящих в описываемый период? К каким последствиям привели? Как события, процессы взаимосвязаны между собой?
6. Какие исторические понятия, термины можно использовать для описания событий (явлений, процессов) и характеристики периода?
7. Какие исторические факты раскрывают историческое значение данного периода? Вспомните мнения и оценки периода ученых-историков.
|
Третий шаг.
Всю вспомнившуюся информацию необходимо упорядочить. Структура сочинения должна отражать требования «закона жанра», то есть включать в себя вступление, основную часть и заключение. Разбейте основную часть на абзацы - логические части, которые облегчают восприятие текста.
Шаблон исторического сочинения
Введение
Во введении напишите название периода, укажите правителя или правителей. В нескольких словах опишите ситуацию в стране в начале периода, здесь же отметьте основные события и явления, происходившие в этот период времени.
Основная часть
1. Укажите один из названных Вами во введении исторических процессов(событий, явлений).
2. Раскройте причины, факторы, оказавшие на его развитие.
3. Опишите участие в этом процессе исторического деятеля и, основываясь на исторических фактах, раскройте его роль в этом процессе(явлении, событии) с указанием конкретных действий, шагов.
4. Сделайте вывод о последствиях этого исторического процесса для развития государства, Укажите к чему привело, описанное Вами событие, процесс или явление, а также как оно повлияло на другие события, явления или процессы.
5. Повторите пункты 1-4 для описания второго исторического процесса.
6. Причинно-следственные связи между указанными событиями.
Заключение
Опираясь на факты, сделайте вывод о значении данного периода в истории государства. Укажите, какие задачи, упомянутые вами во введении, удалось или не удалось решить, какие последствия имели происходившие события. Приведите известные вам мнения и оценки историков по данному периоду и/или, опираясь на факты, дайте собственную оценку его роли в истории.
|
Четвертый шаг.
Написание исторического сочинения нужно начинать с черновика, поэтому лучше сразу предусмотреть время на эту работу, оставляя место для дополнений, которые могут возникнуть во время работы, а также на перенесение записей в бланк ответа.
Шпаргалка написания сочинения по историческому периоду.
Введение: 2-3 предложениями охарактеризовать период:
Написать название периода (Например, эпоха дворцовых переворотов, смутное время и т.д.). Укажите правителя или правителей (Этот период характеризуется правлением … или относится к времени правления…).
В нескольких словах опишите ситуацию в стране в начале периода, здесь же отметьте основные события, явления и процессы (Данный период российской истории характеризуется….. Этот царь (князь, правитель) провел многие преобразования..., назову наиболее важные из них… Важнейшими событиями этого периода являются: _____и _________.
Пример.
1019-1054 гг. –правление Ярослава Мудрого. Этот период характеризуется большим подъемом Руси, ставшей одним из сильнейших мировых государств. Экономика, дипломатические отношения, культурная жизнь вышли на новый, более высокий уровень развития. В этот период окончательно укрепилось христианство на Руси.
Основная часть
Указать одно событие(явление, процесс) из названных Вами во введении. Укажите его причины, особенности развития. Причинами (события) являются… К этому привело…
Назвать личность, сыгравшую важную роль в данном событии. Охарактеризовать, какова конкретно эта роль, что он сделал. Какие черты характера помоги ему это сделать (или опыт, знания, талант и т.д.). Исторической личностью этого периода является... Его роль в событиях данного периода...
Укажите к чему привело описанное Вами событие, процесс или явление, как оно повлияло на другие события, явления или процессы. В результате (данного события) произошли следующие изменение в.. Итогом преобразований стало… (Данное событие) явилось началом…
Пример.
В годы правления Ярослава Мудрого произошёл ряд важных исторических событий. Во-первых, восшествие Ярослава на престол произошло в ходе междоусобной борьбы(термин) с братьями, которая не завершилась в 1019 г. борьбой с Мстиславом Тмутараканским. Только после смерти Мстислава в 1036 г. Ярославу Мудрому удалось восстановить власть над всеми русскими землями.
Для предотвращения в будущем княжеских усобиц Ярослав Мудрый утвердил так называемый «Ряд Ярослава». Складывается лествичная система наследования престола(термин)
Победа в междоусобной борьбе способствовала усилению власти киевского князя и дала возможность проведения преобразований внутри страны.
Пример.
Самой значимой исторической личностью этого периода можно считать Ярослава Мудрого. В годы его правления Древнерусское государство достигло своего расцвета. Для укрепления своих владений великий князь построил несколько городов –Юрьев, Ярославль. При Ярославе Мудром возникли первые монастыри, один из них-Киево-Печерский.
Внешняя политика Ярослава Мудрого была направлена на укрепление международного авторитета Руси. Он одержал окончательную победу над печенегами, самую долгожданную для Отечества. С 1036 года печенеги не нападали на территорию Руси. В честь победынад печенегами в 1037г. был построен первый каменный собор–св. Софии в Киеве. Для того, чтобы избежать столкновения между Русью и Византией, великий князь способствовал заключению династического брака(термин)между его сыноми дочерью византийского императора Анной.
o Повторите пункты 1-3 для описания второго исторического процесса. Событие (явление, процесс) № 2 + итог. Историческая личность, связанная с этим событием (явлением, процессом), и ее роль. Еще одной важной личностью был.... Его роль в событиях данного периода…
Пример.
Большое внимание в своей деятельности Ярослав Мудрый уделял укреплению русской православной церкви, ее независимости от Византии. В 1051г. он назначает митрополитом Киевским и Всея Руси Илариона. Иллларион был еще одной яркой личностью этого периода. Он создал произведение «Слово о законе и благодати», активно участвовал в летописании, организации библиотек, создании школ, чем занимался и сам Ярослав.
Назначение митрополитом Илариона способствовало упрочению христианства(термин)в русских землях.
Укажите, какие причинно-следственные связи есть между этими событиями. Рассмотрим, какие существуют причинно-следственные связи между данными событиями (явлениями, процессами) в период правления ___. Оба события — ___ и ___ — были продиктованы общими причинами: ___. Результатами этих событий (то есть их следствием) стали ___, ___, ___.
Пример:
Оба события –складывание лествичной системы наследования престола и назначение митрополитом Илариона были продиктованы необходимостью укрепления государственности. Следствием этих событий было усиление позиций Древнерусского государства на международной арене.
Заключение (дать оценку периоду, а не событиям). Привести мнение историка, обосновать свои слова примерами. С точки зрения историка (….) – этот период является очень важным для последующего развития России. Таким образом, эпоха … была важной вехой ….
Современные историки единодушны в оценке...
Историки по-разному оценивают….
Пример.
Исторический период 1019-1054 г. оценивается историками как период расцвета Древнерусского государства.
Ярославу удалось укрепить единство государства, приняв общерусский закон –«Русскую правду». Успехи в защите границ русских земель (например, разгромпеченегов под Киевом в 1036 году) способствовали росту авторитета на международной арене, что подтверждается заключением династических браков между Рюриковичами и представителями династий европейских государств. Ярославу Мудрому не удалось устранить причины междоусобиц –«ряд Ярослава» не смог предотвратить борьбы между наследниками за киевский престол.
Пятый шаг
Любой черновой набросок сам по себе ничего не стоит. Обязательна проверка и совершенствование написанного.
Перечитайте текст, перепроверьте правильность используемых дат, терминов и понятий, а при возникающем сомнении - удалите их из текста или замените, так как даже одна фактическая ошибка ведёт к снижению на 1 балл.
Все ли части взаимосвязаны и логичны? Не повторяетесь ли вы? Сохранен ли стиль сочинения от начала до конца? Максимально сократите текст - не должно быть никаких общих рассуждений.