Задания C6. Характеристика исторического деятеля




– задание, предполагающее представление результатов историко-познавательной деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные параметры деятельности (анализ деятельности какой-либо исторической личности). Оно является альтернативным: выпускник имеет возможность выбрать одного из четырёх предлагаемых деятелей различных эпох (один из деятелей изучается в курсе Всеобщей истории) и продемонстрировать свои знания и умения на наиболее знакомом ему историческом материале. Формулировка этого задания включает в себя своеобразный план, который является основой для ответа экзаменуемого: «Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите основные направления его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности».

Проверка задания осуществляется по трём критериям: К1 – указание времени жизни исторического деятеля, К2 – характеристика основных направлений деятельности и ее результатов, К3 - указание результатов деятельности. Максимальный балл по критерию К1 – 1, по критерию К2 – 3, по критерию К3 – 2.

При оценивании выполнения задания по первому критерию (К1), нужно учитывать, что ответ может быть признан верным в том случае, если указаны годы жизни с точностью до части века или до десятилетий (например, «первая половина XIX в.», «30-80-е гг. XVI в.»). Указание точных годов жизни от выпускников не требуется. Ошибка выпускника в определении одной из хронологических рамок не повлияет на оценку. Возможны также ситуации, когда время жизни исторического деятеля в явном виде не указано. Если при этом выпускником правильно приведены даты событий, связанных с выбранным деятелем, что свидетельствует о знании его времени жизни, то такой ответ засчитывается как правильный по данному критерию. Также возможна ситуация, когда вместо лет жизни выпускник указал годы (или период) правления, активной государственной (военной и т.п.) деятельности. Если эти даты указаны верно, то такой ответ также должен быть засчитан как правильный по критерию 1.

По второму критерию (К2) оцениваются формулировка и характеристика основных направлений деятельности.

В первую очередь следует обратить внимание на формулировку основных направлений деятельности, которые в дальнейшем будут характеризоваться. Эти направления могут быть сформулированы с различной степенью детализации. Например, речь может идти как о внутренней и внешней политике, так и о реформах государственного управления, реформах просвещения, крестьянской реформе, дипломатии, войнах.

В ответе экзаменуемого с невысоким уровнем подготовки направления деятельности могут быть не сформулированы в явном виде, но приведены факты, показаны связи событий, относящихся к одному или нескольким направлениям деятельности. Эта ситуация предусмотрена критериями оценивания.

В зависимости от того, какого исторического деятеля выбрал выпускник, количество направлений деятельности, достаточных для её полной характеристики, может быть различным, но оно всегда более одного. Ответ, в котором дана характеристика только одного направления деятельности из нескольких, также предусмотрен критериями оценивания (0-2 балла).

Под характеристикой основных направлений деятельности следует понимать изложение основных фактов, связанных с каждым из направлений деятельности (этими фактами могут быть войны, сражения, реформы, государственные документы, произведения искусства, научные открытия и др.), использование необходимых терминов, раскрытие причинно-следственных, пространственных, временных связей.

Согласно критериям на оценку задания влияют фактические ошибки, сделанные выпускником. Ошибки могут существенно искажать смысл ответа и свидетельствовать о непонимании выпускником эпохи, в которую жил исторический деятель. В этом случае за выполнение всей работы по обоим критериям ставится 0 баллов (даже при формальном наличии правильной датировки лет жизни исторического деятеля). Но другие ошибки, неточности могут не привести к существенному искажению смысла. Данное обстоятельство предусмотрено критериями оценивания.

Критериями предусмотрена ситуация, когда выпускник, правильно указав одно-два направления деятельности, попытался раскрыть одно (или два) из них, но изложенных фактов оказалось недостаточно для характеристики направления деятельности исторической личности или выпускник привел частные факты, не затронув наиболее важных, не раскрыл важнейших понятий, причинно-следственных связей и т.п. Если при этом не было допущено фактических ошибок, работа выпускника по критерию К2 оценивается в 1 балл.

 

По третьему критерию (К3) оценивается указание результатов деятельности исторической личности.

Указание результатов деятельности предполагает изложение итогов и (или) раскрытие исторического значения деятельности личности для определённой эпохи, истории страны в целом.

На оценку по критерию К3 влияют фактические ошибки, сделанные выпускником, соответствие указанных результатов деятельности исторической личности направлению деятельности, которое раскрывал выпускник, а также качество формулировок, результатов деятельности.

Возможна ситуация, когда выпускник не выделил характеристику результатов как отдельную часть ответа, а раскрыл результаты при характеристике деятельности. Задача эксперта в данном случае – увидеть в работе характеристику результатов (отличить от характеристики деятельности) и верно её оценить.

Наиболее сложной для оценки является ситуация, когда в качестве характеристики результатов выпускник приводит суждения общего характера (например, «этот деятель укрепил государство», «он принес много пользы стране», «в его правление страна развивалась»). Целесообразно определить, насколько подобная характеристика результатов связана с выделенным направлением деятельности и характеристикой этого направления. Если, например, речь шла о реформах государственной власти и как результат указано укрепление государства, то логическая связь отдельных элементов ответа налицо. И в случае, когда это не противоречит историческим фактам, обобщенная характеристика результатов может быть засчитана. В случае, если выделены и охарактеризованы конкретные направления деятельности – война, аграрные преобразования и т.п., а результаты даны в предельно общем виде, рекомендуем не засчитывать такую характеристику результатов.

Обратите внимание, что орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные выпускником, не являются основанием для снижения оценки. Не является обязательным требованием литературное оформление ответа.

C6 № 39. Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания: укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века), назовите основные направления его деятельности и дайте их краткую характеристику, укажите результаты его деятельности.

1) Дмитрий Донской;
2) М. М. Сперанский; -
3) Н. С. Хрущёв. –

4) Наполеон Бонапарт

Пояснение.
Дмитрий Донской
Основные направления деятельности:
1. Борьба Дмитрия Ивановича с опорой на Русскую Православную Церковь за сохра-нение своих прав на великое Владимирское княжение
2. Строительство белокаменного Кремля в Москве
3. Продолжение политики «собирания земель»
4. Отражение набегов на Москву войск литовского князя Ольгерда
5. Военный поход на Тверь 1374-1375 гг.
6. Битва на реке Воже - первое победоносное сражение русских войск с ордынцами
7. Победа объединённого русского войска в Куликовской битве
8. Проведение военной реформы
9. Начало формирования великокняжеского двора
Итоги:
1. Сохранение за московским князем прав на великое Владимирское княжение
2. Укрепление боевой мощи Москвы
3. Присоединение ряда земель и преумножение территорий Московского княжества
4. Отказ Тверского князя от притязаний на Владимирский престол и окончательное утверждение прав Москвы на великое Владимирское княжение
5. Укрепление авторитета Москвы как политического и духовно-религиозного центра объединяющихся русских земель
5. Разрушение традиционного убеждения в непобедимости Золотой Орды
6. Реформирование московского войска и укрепление великокняжеской власти

 

Александр II Освободитель (1855-1881)
Основные направления деятельности во внутренней политике:
1. Амнистирование декабристов
2. Реформы по освобождению крепостных (1861), удельных и государственных крестьян в Великороссии (1863-1866) и на национальных окраинах (1860-1870-е гг.)
3. Земская реформа (1864)
4. Судебная реформа (1864)
5. Городская реформа (1870)
6. Военные реформы (1860-1870-е гг.). Введение всеобщей (всесословной) повинности (1874)
7. Финансовые реформы 60-х годов
8. Реформа высшей школы (1863)
9. Открытие «женских курсов» и училищ
10. Борьба с земским либерализмом и революционно-демократическим движением (народничеством) (1860-1870-е гг.)
11. Попытка привлечения к законосовещательной деятельности представителей органов местного самоуправления. «Конституции» М. Т. Лорис-Меликова
Основные направления деятельности во внешней политике:
1. Борьба России за выход из международной изоляции после поражения в Крымской войне и преодоление негативных последствий Парижского мира
2. Продолжение Кавказской войны (1855-1864)
3. Заключение договора с Японией «о мире и дружбе» (1855)
4. Урегулирование границ с Китаем
5. Продажа Аляски и Алеутских островов США
6. Присоединение Бухарского эмирата, Кокандского и Хивинского ханства
7. Русско-турецкая война (1877-1787)
Итоги внутренней политики:
1. Отмена крепостного права в Великороссии и на национальных окраинах. Создание благоприятных условий для развития рыночной экономики и предпринимательства
2. Создание всесословных земских губернских и уездных органов самоуправления в тех губерниях, где существовало помещичье землевладение (в 34 из 78 губерний) как социально-экономической базы для активизации культурно-экономической деятельности на местах
3. Создание городских органов самоуправления (городских дум), способствующих развитию городской инфраструктуры
4. Создание современной всесословной судебной системы
5. Создание современной армии, основанной на всеобщей (всесословной) воинской повинности
6. Оздоровление экономики. Активизация экономической деятельности населения. Бурный рост железнодорожной сети. Развитие капитализма в промышленности и сельском хозяйстве.
7. Развитие высшего, среднего и начального образования в России
8. Становление современного высшего женского образования
9. Распространение революционно-демократических и либеральных настроений в обществе. Активизация пропагандистской и революционно-террористической деятельности народников против самодержавного государства «насаждающего капитализм». Дестабилизация социально-политического положения в стране на рубеже 1870-1880-х гг.
10. Несостоявшаяся попытка (в связи с убийством императора) установить диалог государства с умеренными либеральными кругами посредством их привлечения к законосовещательной деятельности
Итоги внешней политики:
1. Преодоление политической изоляции России после поражения в Крымской войне. Восстановление статуса России как черноморской державы
2. Урегулирование пограничных и территориальных вопросов России на Дальнем Востоке
3. Успешное завершение Кавказской войны
4. Победа России в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг., результаты которой были частично пересмотрены не в пользу России под давлением ведущих европейских держав
5. Расширение границ Российской империи за счёт присоединения территорий Средней Азии и освоения восточных земель

C6 № 567. Выберите из предложенных вариантов ОДНОГО исторического деятеля определённой эпохи и напишите его исторический портрет. Укажите время жизни исторического деятеля. Дайте краткую характеристику основных направлений (событий, достижений и т.п.) и результатов его деятельности.
1) Василий III;
2) Павел I;
3) А. Д. Сахаров. -

Пояснение.
Василий III (1505-1533)
Основные направления деятельности:
1. Окончательное завершение формирования территории единого Московского государства. Присоединение Пскова (1510), Рязани (1521)
2. Продолжение войны с Литвой за возвращение русских городов. Присоединение Смоленска (1514)
3. Формирование идеологии «Москва-третий Рим»
Итоги:
1. Завершение формирования единого Московского (Русского) государства. Формирование единого политического и правового пространства
2. Формирование русского православного мессианизма как идейной основы русской государственности
Павел I (1796-1801)
Основные направления деятельности во внутренней политике:
1. Амнистия арестованных «Тайной экспедицией» во время правления Екатерины II (Новиков, Костюшко, Радищев и др.)
2. Контрреформаторская деятельность в области управления (восстановление государственных структур, упразднённых в предшествующий период)
3. Издание «Учреждения об императорской фамилии» (1797)
4. Военная реформа
5. Резкое увеличение издаваемых распоряжений и указов Верховной власти. Регламентация различных сторон жизни общества
6. Установление жёсткой цензуры иностранной литературы, установление контроля за передвижением по стране иностранных подданных, запрещение поездок за границу молодых людей
7. Проведение ряда мероприятий по усилению государственного контроля над дворянским сословием. Запрет на добровольный уход дворянина с военной службы на гражданскую. Упразднение губернских органов дворянского самоуправления и ограничение прав уездных. Усиление прав губернаторов. Отмена дворянских привилегий на освобождение от телесных наказаний.
8. Усиление покровительства государства по отношению к крестьянству. Издание Указа о 3-х дневной барщине
9. Издание указов о свободе культов и снятие ограничений по отношению к старообрядцам
Основные направления деятельности во внешней политике:
1. Принятие Мальты под покровительство России (1797)
2. Обострение российско-французских отношений. Участие России во второй антифранцузской коалиции (1798-1799) (Боевые действия Черноморской эскадры в Среди-земном море, Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова)
3. Сближение России с Францией (1800-1801) и обострение российско-английских отношений. Совместный российско-французский проект по противостоянию англича-нам в Индии. Подготовка и отправка русского экспедиционного казачьего корпуса в Индию для действий против англичан
Итоги внутренней политики:
1. Усиление бюрократического и волюнтаристического начала в управлении государством и обществом
2. Стабилизация практики престолонаследия
3. Преодоление негативных сторон жизни армии в последний период правления Екатерины II. Повышение дисциплины в армии. Уменьшение «распущенности» и «разврата по службе». Ликвидация практики зачисления офицерства «с пеленок». Улучшение снабжения и условий службы в армии нижних чинов. Проведение не-популярной реформы замены русской формы на прусскую и введения немецких уставов.
4. Временное приостановление культурно-духовного влияния французской революции
5. Уменьшение волнений среди крестьян
6. Резкое недовольство политикой Павла I в дворянской среде. Вовлечение в заговор против императора видных представителей петербургской знати и гвардии.
Итоги внешней политики:
1. Ухудшение отношений России с Австрией после успешного завершения Итальянского и Швейцарского походов русской армии
2. Резкое обострение отношений России с Англией

Владимир Мономах (1078-1125)
Основные направления деятельности:
1. С 1078 г. князь Черниговский
2. С 1094 г. князь Переяславский
3. С 1113 г. Великий князь Киевский
4. Организация съезда «на устроение мира» князей в Любече (попытка преодолеть княжеские усобицы и решить вопрос о престолонаследии в Киеве и отдельных княжествах)
5. Военные походы против степняков-половцев
6. Составления «Устава Владимира Всеволодовича», завершающего законодательного акта «Русской Правды»
7. Составление князем «Поучения»
8. Дальнейшая редакция при великом князе «Повести временных лет»
Итоги:
1. Узаконивание передачи престола в местных княжествах по отчинному принципу (от отца к сыну), а в Киеве по лествичному принципу (по старшинству в роде)
2. Ослабление набегов степняков на русские земли
3. Дальнейшее развития письменного права
4. Расширение границ Киевской Руси
5. Попытка выработки духовно-религиозных основ «кодекса» чести православного правителя
5. Развитие церковного зодчества
6. Развитие религиозной и светской культуры



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: